28 февраля (12 марта) 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Mar 11, 2024 22:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

3-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица cырная (мясопустная) - сплошная.

Прп. Василия Декаполита исп. (750); сщмч. Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского (1772); блж. Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского (1576); сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457); сщмч. Нестора, епископа Магиддийского (250); прпп. жен Марины, Киры и Домники Сирийских (ок. 450); прп. Романа (463-464) и Лупикина (480), пустынников Кондатских (Галл.); прп. Шио Мгвимского, Грузинского (VI-VII; Груз.); мц. Киранны Солунской (1751; Греч.); свт. Варса, еп. Дамасского (Греч.).

Сщмч. Сергия (Увицкого), пресвитера (1932).

Святые дня, молите Бога о нас!

Священномученик Арсений, митрополит Ростовский



Память 28 февраля, в Соборах Киевских и Эстонских святых.

В миру Мацеевич Александр, родился в 1697 году в городе Владимире Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты.
Начальное образование получил в Польше.
В 1715 году поступил в Киевскую духовную академию.
В 1716 году ушел в Новгород-Северский Преображенский монастырь, принял монашество и рукоположен во иеродиакона.
В 1718 году вернулся в академию и по окончании ее в 1723 году оставлен проповедником и посвящен в иеромонаха.
В 1728-1729 годах проживал на послушании в Киево-Печерской лавре и Черниговском Ильинском монастыре.
В 1730 г. был вызван в Тобольск митрополитом Антонием (Стаховским), в 1733 году совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками и по поводу этой полемики написал "Увещание к раскольнику".
В 1734 году назначен в Камчатскую экспедицию для открытия морского пути на Камчатку.
В 1736 году взят под стражу и привезен из Пустозерска в адмиралтейскую коллегию по секретному делу, но признан невиновным.
В 1737 году по болезни уволен от флотской службы и определен при епископе Вологодском Амвросии (Юшкевиче), занимавшем в то время первенствующее место в церковной иерархии.
С 1738 года - соборный иеромонах синодального дома и законоучитель гимназии при Академии наук.

"Когда Арсений Мациевич был ещё инквизитором в Москве, он однажды пытал ярославского игумена Трифона, старца 85 лет, и пытал до того, что Трифон умер. .. Свят.Синод решил по этому делу, чтобы впредь духовных особ пытали бережно."

Митрополит Тобольский

26 марта 1741 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Во время пребывания своего в Тобольске преобразовал местную архиерейскую канцелярию в консисторию и защищал новокрещенных инородцев от притеснений воевод, а духовенство - от вмешательства светского суда. Но суровый сибирский климат вредно отразился на его здоровье, и он, вскоре по воцарении Елизаветы Петровны, попросился в Ростов.

На Ростовской кафедре

28 мая 1742 года переведен в Ростов и назначен членом Святейшего Синода, но присягу на это звание не захотел принимать и, представившись в Москве императрице Елизавете Петровне, отправился прямо в Ростов.
В 1747 году митрополиту Арсению было повелено открыть славяно-латинскую семинарию, преобразованную затем в Ярославскую духовную семинарию, в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре.

В 1752 году митрополит Арсений был организатором открытия мощей святителя Димитрия Ростовского.
"В 1753 г. Арсений (Мациевич) Ростовский ездил по своей епархии и в одной деревенской церкви заметил пыль в алтаре; следствием этого было распоряжение: священника послать в монастырь на вечное пребывание, а заказчика, у кого то село в ведомости, за несмотрение его наказать в консистории цепками - так назывались плети с несколькими на концах хвостами из пеньки, которые для упругости намачивались в горячей смоле".

Строгий к подчиненным, не терпящий ни малейшего проявления иномыслия, митр Арсений становится в резкую оппозицию с светской властью. Он игнорирует постановления Духовного регламента, отказывает в помещении инвалидов в монастырях своей епархии, вместе с Амвросием (Юшкевичем) настаивает перед императрицей на удалении светских чинов из Синода и мечтает уже о восстановлении патриаршего престола. Исполняя поручение Св. Синода и исправляя сочинение Феофилакта Лопатинского "Обличение неправды раскольничьей", он в своем дополнении к последнему проводит взгляды Иосифа Волоцкого; в своих "Возражениях на пашквиль лютеранский, нареченный Молоток на камень веры" он требует восстановления патриаршества и выступает в защиту монашества.

Еще более обострились отношения его к светской власти, когда в конце царствования Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве и на митр. Арсения последнее смотрело как на единственного человека, способного вступить в открытую борьбу с правительством. И он не обманул этих надежд. 9 февраля 1763 г. митр. Арсений совершает в Ростове чин отлучения с некоторыми прибавками, направленными против "насильствующих и обидящих святыя Божии церкви и монастыри", которые "принимают данные тем от древних боголюбцев имения" и т. п., а в марте того же года он посылает два донесения в Синод, составленные в том же духе.

По словам секретаря митрополита Арсения, еще во время царствования императора Петра III (1761-1762) митрополит писал ему какое-то послание, подтвержденное ссылками на пророческие книги Священного Писания. По-видимому, письмо это было составлено не только умно, "вышним разумом", но и очень резко, так как Петр III, выслушав его, пришел в крайнее раздражение. Схимонах Лука, которому было поручено отвезти письмо, поплатился за это несколькими неделями заключения под караул, а о митрополите Арсении в то время никакого решения не было.

По восшествии на престол императрицы Екатерины II митрополит Арсений писал и ей. Секретарь митрополита Иван Волков не раз предупреждал его об опасной попытке изменить планы правительств, но всегда получал ответ митрополита, что он решил действовать именно таким образом. При этом митрополит намекал, что надеется на поддержку других лиц, но каких именно, не называл.

Лишение сана и ссылка

Святейший Синод доложил императрице о митр. Арсении как "оскорбителе ее величества", и Екатерина предала его суду Синода "за превратные и возмутительные толкования св. Писания и посягательство на спокойствие поданных".

В Ростов были посланы солдаты под командой гвардии поручика Дурново, и вечером накануне Вербного воскресения митрополит Арсений был взят под стражу и отправлен в Санкт-Петербург. Увезли его так быстро, что "едва ли успели положить для дороги и самонужнейшие вещи и платье" и в дороге обращались с ним с большой грубостью, не позволяя сойти с саней даже по естественной надобности.

14 апреля 1763 года он был привезен на суд Святейшего Синода. На суде митрополит Арсений держался твердо, в ответах был находчив, смел и даже весьма резок. Говорили, что он в это время прозорливо предсказал участь своего главного противника митрополита Новгородского Димитрия (Сеченова) ("язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь") и других своих судей. Императрице Екатерине II он сказал, что она не удостоится христианской кончины (она, как известно, умерла внезапно).

Суд приговорил митрополита Арсения к лишению сана. С него в присутствии императрицы сняли архиерейские одежды, и он был отвезен сперва в Белозерский Ферапонтов монастырь, потом в Николо-Корельский монастырь, и наконец, в Анзерский скит Соловецкого монастыря.



(Соловецкий монастырь. Анзерский скит, фото начала XX века)

Но и там, отданный под стражу, с запрещением давать ему бумагу и чернила, он не смирился. Он продолжал неодобрительно отзываться об отобрании монастырских имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины на престол, сочувствие великому князю Павлу Петровичу и т.п. Обаянием своей сильной личности он привлек на свою сторону не только архимандрита с братией, но и приставленный к нему караул с их начальником подпрапорщиком Алексеевским. В их присутствии он говорил "крамольные речи" о том, что императрица Екатерина II "наша не природная, да и не тверда в законе нашем и не надлежало ей престола принимать". Говорил о правах на престол Иоанна Антоновича, замечая при этом: "Лучше было, кабы ее величество за него вступила в супружество, то бы-де ей уже и престол следовал, а ее величество с ним не в ближнем родстве... И Синод бы дозволить мог". Лучше-де ей за Иоанна Антоновича идти, нежели за Орлова.

Дело кончилось тем, что был послан донос, в котором говорилось, что архимандрит монастыря почитает монаха Арсения за первого члена Синода, целует его руку, даже приказывает читать в церкви его слова, поучительные его сочинения с некоторыми толкованиями оскорбительными.

Лишение монашества, заключение в крепость и кончина

14 октября 1767 года он был лишен монашества и под именем Андрея Враля сослан в "камчадалы", в Верхнеудинский острог. Не доехав до Вологды, получил новый приговор - отправиться в Ревельскую крепость, в каземат на водяных воротах, представлявший из себя почти могилу в 10 футов длины и 7 ширины. Его одели в арестантский халат.

Скончался 28 февраля 1772 года. Погребен в приходской церкви Ревеля (по преданию, под амвоном главного алтаря Никольской церкви на улице Вене).



(Таллинский Никольский собор на ул.Вене)

Почитание и прославление

Вся жизнь митрополита Арсения представляет непрерывную борьбу то с раскольниками и вольнодумцами, то с духовной и светской властью, то с личными врагами и гонителями. В его поступках отразился его твердый до упорства и прямой до упрямства характер, который не уступал силе и не поддавался власти, когда действия их были несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни пребывание в мрачной тюрьме, ни угрожавшая ему смертная казнь.

"Жизни митрополит был воздержной, а характером, видно, строгий", - говорится в воспоминаниях о нем.
Он много потрудился в деле народного просвещения, был ревностный проповедник и горячий защитник православия против лютеран и раскольников-старообрядцев. В борьбе с последними он поступал как человек своего жестокого времени, больше надеясь на грубую силу. Не щадя себя, когда сильные мира сего оказались против него, он, пока сам был сильным, тоже не считал возможным щадить своих противников. Он не доверял даже гражданским начальникам, обвиняя их в "знатном прихлебстве". Когда дело касалось богатых и почетных раскольников, то он своею властью подолгу держал их в заключении, несмотря на жалобы, подаваемые на него духовным и светским властям. "Для вразумления" раскольников он применял меры, прямо противоположные тем, которыми пользовался его предшественник на кафедре святитель Димитрий Ростовский, действовавший "путем кротости и силой своих увещаний". В то же время митрополит Арсений глубоко чтил святителя Димитрия, добился открытия его мощей и составил его житие.

Но основное, что доставило митрополиту Арсению известность и что явилось причиной его трагической судьбы, была его борьба против изъятия земель и крестьян у монастырей и архиерейских домов. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, митрополит Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо и открыто, писал и говорил смело, потому что смотрел на дело свое, как на дело Божие.
Народ сострадал о нем, как о несчастном пастыре, считал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником православия. О нем сохранилось несколько преданий, одно из них мы здесь приводим.

В 1772 году Арсений сильно заболел и велел позвать священника. Последний, войдя в каземат, в страхе выбежал оттуда и сказал: "Вы мне сказали, что надо исповедывать и приобщить преступника, а передо мной стоит на коленях архипастырь в полном облачении". Тогда пристав вошел со священником в тюрьму. На койке лежал арестант, который сказал духовнику: "Сын мой, пред тобой не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение неизреченной милости Божией. Это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела".

В связи с тем, что митрополит Арсений был лишен святительского сана по политическим мотивам, на последней сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви, состоявшейся 15/28 июня 1918 года, он был восстановлен в сущем сане.
Прославлен на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году.

Молитва

О великий угодниче Христов, многострадальне святителю Арсение! Умилосердися убо о мне грешнем, услыши слезное мое моление. Не возгнушайся скверных моих язв греховных. Приими недостойное мое хваление от всего сердца тебе возносимое. И милостив сотворися на мои прошения к тебе многомощному заступнику моему пред Господем. Умоли Всеблагаго Бога моего даровати дух сокрушения о гресех моих, дух смирения, кротости и незлобия, еще же вся заповеди Его неленостно исполняти, к ближнему любовь и милосердие выну являти. Наипаче же имя Его Сладчайшее в сердце и уме содержати и устами безбоязненно исповедати. Да дарует молитвами твоими Христос Бог наш всем призывающим имя Его святое вся потребная ко спасению, дабы во всякое время и на всяцем месте с любовию славилось имя Всесвятыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Преподобный Василий Декаполит, исповедник



Преподобный Василий исповедник был иноком и пострадал в царствование иконоборца Льва Исавра (717 - 741). Когда началось гонение на почитателей святых икон, святой Василий вместе со своим сподвижником преподобным Прокопием (память 27 февраля) был предан многим истязаниям и заключен в темницу, где оба мученика томились долгое время, до самой смерти нечестивого императора. Когда святых исповедников Василия и Прокопия освободили вместе с другими почитателями святых икон, они продолжили свой иноческий подвиг, наставляя многих в православной вере и добродетельной жизни. В 750 году преподобный Василий мирно скончался.

Священномученик Протерий, патриарх Александрийский, и с ним пострадавшие



Во время патриаршества Диоскора (444 - 451), который был последователем монофизитского лжеучения Евтихия, в Александрии жил пресвитер Протерий, который бесстрашно обличал еретиков и исповедовал православную веру. В 451 году на Халкидонском Вселенском Соборе ересь Евтихия была осуждена и составлено определение, по которому Христос исповедуется, как Совершенный Бог и Совершенный Человек, пребывающий в двух природах неслиянно и нераздельно. Еретик Диоскор был низложен и изгнан, а на Александрийский патриарший престол был возведен Протерий, отличавшийся строгой и добродетельной жизнью.
Однако, в Александрии оставалось много приверженцев Диоскора, которые восстали против избрания Протерия, произвели мятеж и сожгли воинов, присланных для их усмирения. Благочестивый император Маркиан (450 - 457) лишил александрийцев всех льгот, которыми они пользовались, и послал новый усиленный отряд воинов. Тогда жители города смирились и просили Патриарха Протерия ходатайствовать перед императором о возвращении им прежних привилегий. Незлобивый святитель согласился и легко достиг просимого.

После смерти Маркиана еретики опять подняли головы. Пресвитер Тимофей, домогавшийся патриаршего сана, воспользовавшись отсутствием правителя города, выступил во главе мятежников. Святитель Протерий решил оставить Александрию, но в ту же ночь он увидел во сне святого пророка Исаию, который сказал ему: "Возвратись в город, там я буду ждать тебя". Святой понял, что это - предупреждение о мученической кончине, возвратился в Александрию и укрылся в крестильне.
Мятежные еретики ворвались в это убежище и убили Патриарха и еще шесть человек, бывших с ним. Их не остановило даже то, что происходило это в самый канун Пасхи - в Великую Субботу. В ярости своей они дошли до того, что, привязав веревку к телу убитого святителя, вытащили его на улицу, били, терзали и, наконец, сожгли, а прах развеяли по ветру (+ 457).

Православные известили об этом святого императора Льва (457 - 474) и святителя Анатолия, Константинопольского Патриарха (449 - 458). В Александрию прибыло войско, мятеж был подавлен, Тимофей предан суду и сослан.
По кончине священномученика, современные ему четыре епископа фракийские писали: "Святейшего Протерия полагаем в чине и лике святых и просим Бога быть милосердным и милостивым к нам его молитвами".

Блаженный Николай Псковский



Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает "блаженный, юродивый", и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят.

В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, "прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити".
Весь город молился об отвращении царского гнева. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской (в Любятове стояло царское войско) иконе Умиления Божией Матери (память 19 марта), "умилившись сердцем, сказал своим воинам: "Иступите мечи о камень, да престанут убийства"".

Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: "Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови".
Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Царь слушал молебен в Троицком соборе, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила (память 11 февраля) и пожелал получить благословение у блаженного Николая.
Когда царь пришел в келлию блаженного, тот сказал: "Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати". Юродивый предложил царю на угощение кусок сырого мяса. "Я христианин и не ем мяса в пост", - сказал ему Иоанн. - "Ты пьешь кровь человеческую", - отвечал ему блаженный, поучая царя "многими ужасными словесы", чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя.

Молитва и слово блаженного пробудили совесть царя. Испуганный сбывшимся пророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города. Опричники, свидетели этого, писали: "Могущественный тиран... ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов".

Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии, архипастыри.



(Псков Свято-Троицкий кафедральный собор)

Местное почитание блаженного началось спустя всего 5 лет после его кончины. В 1581 г., при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город, среди которых был и блаженный Николай (сведения о Псково-Покровской иконе Божией Матери помещены 1 октября).

В кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне почивают мощи блаженного Николая Псковского, который "плотски в юродстве быв, ... горняго Иерусалима гражданин явися.., царску державу и смысла свирепство на милость обратив".

Тропарь блаженного Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского
глас 4
Словенска языка, Псковския земли/ плотски в юродстве быв,/ юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися,/ Ангелом, славне, свеселишися,/ мироточиваго святителя Николая звание восприим,/ с нимже всегда Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.

Кондак блаженного Николая
глас 8

Чудотворец явися, Николае,/ царску державу и смысла свирепства на милость обратив,/ и сего ради своему отечеству тепл молебник показася,/ и ныне молим тя, святе,/ пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих,/ ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людем похвала и утверждение.

Мученица Киранна (Кирина) Солунская (греч. Κυράννα, Κυρήνη)



Память 8 января (Греч.), 28 февраля (Греч.)

Родилась в Ависсоке (ныне г. Осса, в 35 км к северо-востоку от Салоник) от благочестивых родителей.
Киранна отличалась необыкновенной красотой, и собиравший в Оссе налоги османский чиновник, воспылавший к ней нечистой страстью, стал настойчиво говорить ей о своих желаниях. Поскольку девушка не желала ответить ему взаимностью, озлобленный янычар похитил её из родительского дома и силой привёл к судье в Салониках, представив лжесвидетелей из военных, заявив, что Киранна якобы обещала выйти за него замуж и принять ислам, а теперь отказывается исполнять данное обещание. По законам Османской империи отречение от ислама и даже от намерения принять его каралось смертной казнью.
Но никакие угрозы, ни подарки, ни льстивые обещания не оказывали действия на молодую девушку.
- Я - христианка, - сказала она ему, - люблю одного Христа, Господа Бога моего. Ему одному принадлежу с младенчества и готова умереть ради Него, чтобы жить с Ним в вечности... Вот, вы слышали мой ответ; теперь не ждите от меня более ни одного слова.

И действительно, после того она не произнесла ни одного слова. Пораженные ее невозмутимым спокойствием, турки решили заключить ее в тюрьму в тяжких оковах.
Похотливый сборщик податей добился разрешения начальника тюрьмы посещать её в любое время вместе со своими друзьями. В продолжение дня он несколько раз приходил к ней то один, то с другими янычарами. Сначала он старался подействовать на нее ласкою, но она, закрыв лице покрывалом, скрестив на груди руки, оставалась безмолвною и неподвижною. Тогда изверги начинали бить и истязать ее до потери сознания.
Ночью они оставляли её. Но едва приходила она в себя, как её начинал мучить тюремный пристав. Он подвешивал её с закованными в цепи руками, бил чем попало и оставлял висеть на холоде зимой.
Кроме Киранны, в темнице находились еще заключенные из евреев, турчанок и христиан. Все они, содержавшиеся здесь за разные проступки, возмущались жестокостями по отношению к ни в чём не повинной девушке, осыпали упреками пристава, и иногда, усовестив его, один из бывших тут христиан освобождал Киранну на некоторое временя от верёвки.

Эти жестокие пытки продолжались целую неделю. Спокойно и безмолвно переносила мученица все истязания. Наконец узники, свидетели её мучений, восстали и приступили к тюремному приставу с угрозами пожаловаться на него паше за то, что он допускает в тюрьму посторонних лиц. Это несколько подействовало, и когда через час пришли янычары, то он не впустил их. Те пожаловались Али-бею. Вечером пристав получил выговор за недопущение в тюрьму янычаров, получивших на это разрешение высшего начальства. Это озлобило бесчеловечного тюремщика до последней крайности. Придя в тюрьму, он бросился на Киранну, подвесил её и ударил попавшимся ему под руку огромным концом переломанного шеста. Тогда Божественный свет объял её тело и осветил всю тюрьму, и вскоре её душа отлетела к Небесному Жениху, а от тела стал исходить неизреченный аромат. Это произошло 28 февраля 1751 года.
Раскаявшийся тюремщик, содрогаясь от рыданий, велел одному узнику-христианину освободить руки мученицы из оков, опустить её тело на землю и приготовить к погребению. Весть о чуде разнеслась по городу, и пристыжённые турки отдали тело Киранны христианам. На другое утро они предали его погребению за городскими стенами, где обыкновенно погребали всех умерших христиан.



В 2011 году святые мощи Киранны были чудесным образом обретены в алтарной части старого храма свв. Таксиархов (то есть Чиноначальников архистратигов Михаила и Гавриила) в Оссе. 11 октября того же года состоялось их торжественное перенесение в храм святой мученицы Киранны в Оссе. В церемонии приняли участие Константинопольский патриарх Варфоломей I, архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II и 20 архиереев Константинопольского Патриархата и Элладской Православной Церкви .

Святитель Варс (греч. Βάρσος), епископ Дамасский

Время и обстоятельства жизни неизвестны. Его память зафиксирована в ряде рукописных византийских календарей и включена в печатную Минею (Венеция, 1596). В Синаксаре Константинопольской церкви X века он назван Вариисусом.

Жития святых

Previous post Next post
Up