19 февраля (03 марта) 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Mar 02, 2024 22:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Неделя о блудном сыне.

Апп. от 70-ти Архиппа, Филимона и мц. равноап. Апфии (I); прп. Феодора Санаксарского (1791).
Мчч. Максима, Феодота (Богдана), Исихия и мц. Асклипиодоты (305-311); мчч. Публия, Иулиана, Маркелла Африканских и иных с ними (Афр.); прпп. Евгения и Макария, испп., пресвитеров Антиохийских (363); свт. Кводвультдея, архиеп. Карфагенского (450/454; Афр.); прп. Месроп Маштоц, просветитель Армении (439/440; Екатеринодар.); прп. Конона, игумена Палестинского (ок. 555); прп. Досифея Палестинского, ученика прп. аввы Дорофея (VII); прп. Равулы Самосатского (ок. 530); прмц. Филофеи Афинской (1589; Греч.); сщмч. Никиты Эпирского, Серрского (1809; Греч.).

Мч. Димитрия Волкова (1942).

Святые дня, молите Бога о нас!

Преподобный Феодор Санаксарский




Преподобный Феодор Санаксарский (в миру дворянин Иван Игнатьевич Ушаков) родился в 1718 году в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции. Родители определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где вскоре он был произведен в сержанты. Во время обычного шумного собрания гвардейцев, в самый разгар веселья, один из юношей внезапно упал замертво. Увидев умершего без покаяния товарища, Иоанн осознал непрочность мирского счастья. После этого, будучи двадцати лет отроду, Иван Ушаков оставил блестящую столичную жизнь гвардейского офицера и избрал стезю отшельника. Более трех лет он в одиночестве подвизался в лесной чаще на берегах Двины, а затем в Площанской пустыни Орловской губернии, в отдаленной лесной келии. Как не имеющий паспорта, Иоанн был взят сыскной командой и доставлен в Санкт-Петербург.

Шесть лет тяжких испытаний, лишений и скорбей изменили его неузнаваемо. Он был сух и бледен лицом, одет во власяницу, подпоясан простым ремнем. Но особенно поражала всех лежащая на нем печать глубокого смирения. “Не вменяю тебе побега в проступок и жалую прежним чином”, - сказала Императрица Елизавета Петровна. На это он ответил смиренной просьбой - дать умереть монахом. После трехлетнего послушнического искуса в Александро-Невской Лавре, 13 августа 1748 года тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи с именем Феодор.

Преподобный всегда желал подвизаться в Саровской обители, и в 1757 году выехал из Санкт-Петербурга. С ним выехали некоторые ученики и ученицы. Старец поместил учениц в Арзамасском девичьем Никольском монастыре, а сам с учениками поселился в Саровской пустыни. Вскоре ученицы преподобного переведены были в Алексеевскую общину, где жили в строгом следовании уставу, данному старцем.

Прожив в Саровской пустыни два года, отец Феодор возымел намерение возобновить обедневшую Санаксарскую обитель, находящуюся в трех верстах от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. К приезду отца Феодора единственная церковь обители была ветха и бедна, деревянные кельи и ограда почти развалились, кровли сгнили. В строительстве отцу Феодору помогали средствами благотворители, почитавшие его за добродетельную жизнь в Александро-Невской Лавре. Преосвященный Пахомий, Епископ Тамбовский, призвал к себе преподобного и умолял его быть в Санаксаре настоятелем, приняв священство. Старец по смирению отказывался от хиротонии, но, убежденный епископом, 13 декабря 1762 года был рукоположен в иеромонаха. Настоятелем преподобный Феодор был твердым и строгим. На богослужения посвящалось в сутки часов девять, а в воскресные и полиелейные дни - десять и более того; при всенощном бдении до двенадцати. В церкви он требовал раздельного неспешного чтения. Старец завел в обители личное руководительство братии и полное откровение помыслов. Днем или ночью всякий мог идти к настоятелю. При выходе от старца чувствовалась на душе свобода и тишина.



(Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь)

Пища в обители была самая грубая. На монастырские послушания выходили все, во главе с настоятелем. Избегая поводов тщеславия, он не постился более, чем было установлено, и на братской трапезе питался наравне со всеми, беря всего понемногу.
Когда были вырыты рвы в основании каменной двухэтажной церкви, во время молебна прилетел рой пчел и сел на горнем месте будущего алтаря, прообразуя обильную благодать в обители и множество монахов в ней. С тех пор, от прилетевшего роя, в обители повелись пчелы.

Но старца вновь ждало тяжелое испытание. По ложному доносу Темниковского воеводы Неелова старец в 1774 году был сослан в Соловецкий монастырь. Для допросов отец Феодор был вызван в Воронеж, а оттуда заехал в Задонский монастырь к пребывающему там на покое Святителю Тихону. Он принял отца Феодора с великой любовью; три дня продолжалась между ними духовная беседа. При отъезде святитель Тихон провожал отца Феодора через весь монастырь, низко кланяясь напоследок. В Соловецком монастыре старец прожил девять лет в строгом заключении, нуждаясь в самом необходимом и испытывая страдания от холода и сильного угара. Не раз его едва живого выносили из кельи и оттирали снегом. Но и в месте заключения братия Санаксарской обители и сестры Алексеевской общины не оставляли своего любимого наставника, оказывая материальную поддержку и испрашивая его молитв.

Наконец, по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Гавриила и Высочайшему повелению Екатерины II отец Феодор получил полную свободу и возвратился в Санаксарскую обитель. В любимой обители старец продолжал усердно работать Господу. После непродолжительной болезни отец Феодор скончался в ночь на 19 февраля 1791 г. Тело его, хотя и лежавшее в теплой келье до погребения, не издавало запаха тления. На могиле преподобного была положена аспидного камня плита с надписью: “Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской Лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался”.

Племянник преподобного Феодора Санаксарского - блестящий флотоводец адмирал Федор Ушаков, выйдя в отставку, также жил возле Санаксарского монастыря, скончался в 1817 году и был похоронен возле своего дяди. Вместе со своим преподобным сродником он прославлен в лике святых Русской Православной Церкви.



(праведный Феодор Ушаков)

Память преподобного Феодора Санаксарского празднуется в день его кончины - 19 февраля (по старому стилю) (4 марта, а в високосный год 3 марта по новому стилю), а также в день обретения его многоцелебных мощей - 21 апреля (4 мая н. ст.).

Тропарь преподобному Феодору Санаксарскому
глас 4
От юности твоея сынове Христа возлюбил еси, и токмо Господеви служити восхотев, благую часть избрал еси, яже не исхищается смертию. Единому на потребу себе предав и Жизни Подателю, от Него же сподобился еси даров божественного учительства и духовного разсуждения, окормляя всех прибегающих к тебе и ищущих души спасение, богомудре старче Санаксарский Феодоре.

Святые апостолы от 70-ти: Архипп, Филимон и мученица равноапостольная Апфия



Святые апостолы от 70-ти: Архипп, Филимон и Апфия (вторая память 22 ноября) были учениками и сподвижниками святого апостола Павла. В послании к Филимону апостол именует святого Архиппа своим сподвижником.
Апостол Архипп был епископом города Колоссы во Фригии. Апостол Филимон был именитым гражданином того же города, и в его доме собирались христиане, чтобы совершать Богослужение. Он был также рукоположен в сан епископа апостолом Павлом и обходил фригийские города, проповедуя Евангелие. Впоследствии он был архипастырем города Газы. Святая Апфия, супруга его, принимала в своем доме странников и больных, с усердием служа им. Она была верной сотрудницей супруга в благовестии Слова Божия.

В гонение на христиан императора Нерона (54 - 68) святые апостолы Архипп, Филимон и равноапостольная Апфия были преданы суду градоначальника Артоклиса за проповедь веры во Христа. Апостол Архипп был зверски изрезан ножами. После истязаний Филимона и Апфию по пояс закопали в землю и били камнями, пока святые мученики не скончались.

Святые мученики Максим, Феодот, Исихий и святая мученица Асклипиодота



Святые мученики Максим, Феодот, Исихий и святая мученица Асклипиодота пострадали за веру во Христа в Адрианополе, в гонение императора Максимиана (305 - 311). Святые мученики перенесли много страданий. Вначале их подвесили на дереве и строгали железными крюками. После этого с надругательствами водили из города в город, а затем отдали на съедение зверям. Сохраняемые благодатью Божией, святые мученики остались невредимы. Только от рук истязателей они приняли мученическую кончину. Святую мученицу Асклипиодоту сначала избивали на земле, затем подвесили на дереве и бросали в нее камни, после чего отрубили голову.

Преподобные исповедники Евгений и Макарий



Преподобные исповедники Евгений и Макарий были пресвитерами Антиохийской Церкви. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) их привели на суд императора за отказ участвовать в языческих оргиях. Пресвитеры безбоязненно обличили его в отступничестве и были отданы на жестокие истязания, которые переносили с молитвой и духовной радостью. После мучений их отправили в оковах в ссылку в Оасим, оазис Аравийской пустыни, где они хотели поселиться на горе. Местные жители предупредили святых, чтобы они немедленно удалились от того места, потому что там обитает огромный змей. Святые мученики просили показать им это место, и по их молитве в пещеру ударила молния, испепелившая чудовище. Святые Евгений и Макарий стали подвизаться в этой пещере. Исповедники молились, чтобы им умереть вместе. Господь услышал их молитву, и они преставились одновременно в 363 году.

Преподобный Равула Самосатский

Святой Равула родился в городе Самосатах (находился в Сирии и расположен был на правом, западном берегу реки Евфрат, в его верховьях). Образование он получил под руководством одного знаменитого, хорошо владевшего сирским языком, ученого мужа по имени Варипсава. С юных лет проводя добродетельную жизнь, преподобный по достижении совершенного возраста принял иночество и избрал себе необыкновенные подвиги. Подобно святому пророку Илии, он один обитал по горам и пещерам и в образе жизни своей подражал святому Иоанну Крестителю. По прошествии некоторого времени преподобный вместе с другим иноком отправился в Финикию (к северу от Палестины) и, подвизаясь здесь, обратил на себя внимание высокими своими добродетелями, так что вскоре, помимо своего желания, стал всем известен. Получив денежное пособие от императора Зенона (царствовал с небольшим перерывом с 474 по 491 г; в его царствование происходила борьба православных с еретиками монофизитами, и он принимал в этой борьбе деятельное участие, стараясь дать перевес и торжество представителям православного учения Церкви), он при содействии Беритского (ныне Бейрут) епископа Иоанна построил в одном месте среди гор обширный монастырь и населил его иноками. В окрестностях монастыря проживало множество закоренелых язычников. Преподобный Равула и подвизавшиеся вместе с ним в обители иноки, уподобляясь святым апостолам Павлу и Варнаве, а также Петру и Иоанну, стали то обличать их заблуждения, нередко вступая с ними в спор, то преподавать им наставления в вере, и вскоре привели всех их к познанию истинного Бога. Это было первое славное деяние преподобного. После смерти императора Зенона управление империей принял император Анастасий (управлял империей с 491 по 518). Преподобный Равула отправился в Константинополь и своими хлопотами достиг того, что император оказал ему новое денежное пособие, которое и было употреблено им на построение второго монастыря.
Впоследствии он построил в разных местах много еще и других монастырей. Святой Равула всегда был ко всякому доброму делу рачителен, кроток, милостив, человеколюбив, никогда не предавался гневу, всегда пребывал в молитвах и ко всем относился благожелательно. И когда диавол, возбуждая в нем страсти, вступал с ним в борьбу, то, в совершенстве зная и понимая Священное Писание Ветхого и Нового Завета, он противопоставлял ему и слово Божие, и дела благочестие и тем отгонял от себя противника. Преподобный жил до времени царствования Юстиниана Великого (вступил на престол после Юстина в 527 году и царствовал до 565 года), построившего знаменитый храм святой Софии в Константинополе. Главный великий собор Константинополя во имя Софии - Премудрости Божией, который первоначально был создан Константином Великим. При императоре Юстиниане он был великолепно возобновлен и расширен в 537 году. В 1453 году по взятии Константинополя турками он обращен в мечеть. Юстиниановский храм св. Софии представляет и поныне замечательнейший, величественнейший памятник христианской архитектуры Византийского стиля, самой цветущей эпохи его развития. Достигнув восьмидесяти лет, он услышал однажды голос с неба, сказавший ему: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас (Мф 11, 28), и после этого, немного поболев, отошел к Господу около 530 года.

Преподобный Досифей Газский



Преподобный Досифей, ученик преподобного аввы Дорофея (память 5 июня), жил в конце VI - начале VII вв., воспитывался в богатой и знатной семье. От слуг своего дяди, который был военачальником, юноша Досифей услышал рассказы о святом городе Иерусалиме, и ему захотелось побывать там. Вскоре мечта его осуществилась. Будучи в Гефсимании, он долго смотрел на изображение Страшного суда. Вдруг он увидел рядом с собой женщину, которая объяснила Досифею, что именно изображено на картине. Юноша спросил: "Как можно избежать вечных мук?" На это последовал ответ: "Постись, не употребляй мяса, чаще молись", Вслед за тем странная наставница стала невидимой. Досифей принялся искать ее, но тщетно, ибо Собеседницей была Сама Пресвятая Богородица. Явление Божией Матери произвело на юношу сильное впечатление, и он решил поступить в обитель, где настоятелем был авва Серид, а в числе насельников такие великие подвижники, как старцы Варсонофий (память 6 февраля) и Иоанн (память 19 июня).

Досифей, усердно просивший принять его в число братии, был отдан в ученики старцу Дорофею. Преподобный Досифей нес послушание в монастырской больнице, служа всем недужным. Преподобный Дорофей приучал своего ученика к воздержанию и посту, понемногу уменьшая количество ежедневно съедаемого хлеба. Он также отучил юношу от раздражительности и гнева, постоянно напоминая, что всякое недоброе слово, сказанное больному, говорится одновременно Самому Иисусу Христу. Открыванием помыслов старцу и беспрекословным послушанием инок Досифей совершенно освободил свою душу от пристрастия. Прожив пять лет в подвиге служения больным и послушании своему старцу, преподобный Досифей сам впал в тяжкий недуг. Терпеливо перенося страдания, он никогда не роптал и беспрестанно молился. Незадолго до смерти он просил передать старцу Варсонофию: "Отче, отпусти меня, не могу больше жить". Тот прислал ему ответ: "Терпи, чадо, недалеко уже милость Божия". Через несколько дней преподобный Досифей опять послал к старцу сказать: "Владыко мой, не могу больше жить". Тогда преподобный Варсонофий благословил его отойти к Богу и сам просил умиравшего о молитвах за всю братию, когда он предстанет перед Святой Троицей.

Братия удивились, что великий авва Варсонофий просил молитв у инока, который жил в монастыре всего пять лет и большими подвигами не прославился. Но после смерти преподобного один опытный подвижник, молившийся, чтобы ему было открыто местопребывание почивших отцов обители, увидел во сне в сонме святых и юношу Досифея. Преподобный удостоился великой славы в Царстве Небесном за свое совершенное послушание старцу и полное отречение от своей воли.

Святитель Кводвультдей Карфагенский

Память праздновалась 8 января в Карфагенском календаре, 19 февраля в Неапольском календаре, 26 октября в Римском календаре.

Житие

Известно, что около 407 года молодоым человеком он появился в Карфагене. Около 421 года был рукоположен во диакона. Был другом и учеником блаж. Августина Иппонийского, состоял с ним в переписке. Святой Августин посвятил ему некоторые из своих трудов.

Около 434 года стал епископом Карфагенским. Но в 439 его кафедральный город был захвачен вандалами-арианами под началом Гезериха. Епископа Кводвультдея и большинство духовенства были изгнаны новыми хозяевами, а не Карфагенскую кафедру бесчинно возведён арианин. Корабль, выделенный для православных изгнанников, был неисправен и грозил пойти ко дну, но всё же донёс их до Неаполя. Владыка Кводвультдей продолжил своё служение, боролся с пелагианской ересью в Кампании, но до конца своих дней не смог возвратиться на свою кафедру.

Он скончался 24 октября 454 года в Неаполе, после чего в Карфагене был избран его преемник.

Преподобный Равула Самосатский

Родился в сирийском городе Самосаты и получил хорошее образование. Будучи молодым, он принял монашество и подвизался в пустынях и горах, подражая святому пророку Илии и Крестителю Господню Иоанну. Впоследствии он перешел в Финикию, где долго подвизался и прославился благодатными духовными дарами. Император Зинон дал преподобному Равуле денежное пособие для устройства монастыря, возведенного при содействии Виритского епископа Иоанна. В окрестностях нового монастыря проживало много язычников, которые постепенно были все обращены в христианство трудами насельников обители.

При преемнике Зинона - Анастасии I, преподобный Равула пришел в Константинополь и, вновь получив средства от императора, построил еще несколько монастырей в разных местах. Один из них был назван именем святого подвижника.

Всю жизнь преподобный Равула провел в трудах, всегда был кроток, милостив и благожелателен к людям, вместе с тем был и великим молитвенником. Дожил он до 80-ти лет и перед кончиной услышал глас: "Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии" (Мф. 11, 28). После непродолжительной болезни преподобный Равула преставился к Богу, около 530 года.

Преподобный Конон Палестинский, игумен Пентукла

Родился в Киликии. Еще в молодости принял монашество в монастыре Пентукла, на Иордане, где был рукоположен во пресвитера. О строгом подвижнике узнал архиепископ Иерусалимский Петр и посылал к нему народ для крещения. Преподобный Конон крестил приходивших и помазывал святым миром, но избегал крестить женщин. Однажды ему явился святой Иоанн Предтеча и обещал помогать молитвами в борьбе с искушениями.

Из Персии пришла девушка для крещения. Она была так красива, что преподобный Конон не мог помазать ее нагую святым миром. В течение двух дней новокрещеная оставалась не помазанной миром. Преподобный Конон хотел найти благочестивую женщину, чтобы поручить ей миропомазание, но найти такую женщину было трудно, потому что место было пустынным и селений поблизости не было. Подвижник решил покинуть обитель, но на пути ему вновь явился святой Иоанн Предтеча и сказал: "Возвращайся в свой монастырь, я помогу тебе освободиться от искушения". Преподобный Конон пытался возразить, говоря, что, явившись прежде, Иоанн Креститель уже обещал ему помочь избавиться от искушений. Тогда святой Иоанн Предтеча осенил подвижника крестным знамением и сказал, что за борьбу с искушениями он получает награду. Потом повелел возвратиться в монастырь и ни в чем не сомневаться. Преподобный Конон послушно исполнил совет Предтечи Господня, и тотчас помазал миром новокрещеную персиянку, даже не заметив, что она девушка. После этого святой подвижник прожил в обители 20 лет и, достигнув совершенной бесстрастности, с миром отошел к Богу около 555 года.

Мученики Публий, Иулиан, Маркелл Африканские и иные с ними пострадавшие

Пострадали в IX веке. Отмечены Исронимоным мартирологом. Иных сведений об их подвиге нет.

Жития святых

Previous post Next post
Up