06 (19) февраля 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Feb 19, 2024 06:02

Продолжение…

Святитель Фотий I Великий , патриарх Константинопольский



Родился около 820 года в семье преподобного Сергия и Ирины. Его отец был братом патриарха Тарасия, т.е. по рождению он принадлежал к высшей знати и происходил из семьи, верной почитанию святых икон. Отец его много претерпел от иконоборцев за свой строго православный образ мыслей, лишившись должности и имущества, по некоторым сведениям он скончался мученической смертью за защиту икон.
Получил блестящее образование и приобрел обширные и глубокие познания в богословских, философских и других науках.

Карьера будущего святителя началась в царской гвардии и продолжалась в государственной канцелярии. Состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: "сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними".

В доме Фотия собирались любознательные люди, с которыми он делился плодами своих занятий; беседы на филологические и философские темы сменялись беседами богословского характера; располагая богатейшей, собранной им самим библиотекой, Фотий прочитывал со своими учениками избранные места из различных сочинений и метко оценивал их со стороны формы и содержания. Зато властная натура Фотия требовала от учеников безусловного повиновения. Даже и впоследствии, когда он занимал патриарший престол, дом его продолжал быть средоточием живой умственной деятельности. Он не знал ни одного языка, кроме своего родного греческого; даже языки латинский и еврейский, без которых не может обойтись ни один современный нам богослов, были ему незнакомы. Это объясняется тем, что Византия в IX веке сохраняла еще положение мировой державы и византийцы, подобно своим предкам - эллинам, довольствовались собственной культурой и склонны были смотреть на другие народы, не исключая "латинян", как на варваров. Фотий был настоящий византиец; это помогло ему стать во главе церковного и национального движения против Рима.

Первое патриаршество (858-867)

В 858 г. в Константинополе совершился церковный переворот. Кесарь Варда из мести за недопущение его патриархом Игнатием к приобщению Св. Таин уговорил своего племянника, молодого царя Михаила III, сместить Игнатия и удалить его в изгнание.
В преемники Игнатия был намечен Фотий, что оправдывалось его общепризнанной ученостью и благочестием, родством с патриархом Тарасием и с царским домом. То обстоятельство, что Фотий возводился в патриархи прямо из мирян, не составляло препятствия в глазах поддерживавшей его партии, так как при подобных же обстоятельствах сделались патриархами Тарасий и Никифор.

Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим степеням, а 25 декабря 858 года епископами Сиракузским Григорием Асвестой, Гортинским Василием и Апамейским Евлампием был посвящен во епископа с возведением на патриарший престол.
В глазах игнатиан, сторонников низложенного патриарха Игнатия, Фотий был узурпатором. Завязалась полная трагизма борьба между игнатианами и фотианами. Начало этой борьбы следует искать не в личных отношениях вождей обеих партий, а в предшествующей истории Византийской Церкви, особенно в тех отношениях, которые господствовали в Византии во время управления просвещенного патриарха Мефодия. Вся многочисленная партия последнего не могла не тяготиться правлением Игнатия, который при всей своей высокой нравственности был ревностным аскетом и покровителем монахов, особенно монахов Студийского монастыря, несочувственно относившихся к широким и гуманным церковным мерам Мефодия. Партия Мефодия единодушно поэтому поддержала кандидатуру Фотия, по убеждениям своим сходившегося с Мефодием. Подобно последнему, он проявлял живой интерес к просвещению и начал свою деятельность с обновления епископата, призвав к нему людей, от которых мог ожидать содействия, преимущественно своих же учеников; подобно Мефодию, Фотий гуманно относился к еретикам и стремился ограничить непомерное влияние монахов и очистить монашество от злоупотреблений. Монахи, особенно Студийский монастырь, встретили избрание Фотия крайне враждебно; вся партия Игнатия перешла в оппозицию. Отношения партий сразу обострились: игнатиане произнесли анафему на патриарха и его приверженцев, фотиане ответили тем же. Партия Игнатия подверглась со стороны Варды жестоким преследованиям, но угрозы и насилия не могли заставить свергнутого патриарха добровольно отречься от сана.

Теснимые могущественными врагами, игнатиане решились на шаг, окончательно подорвавший их авторитет: изменив основным политическим задачам византийской Церкви, они искали опоры в безусловном подчинении папскому примату. Византийский двор и партия Фотия в свою очередь признали желательным склонить на свою сторону папу Николая I (858-867) и отправили в Рим блестящее посольство с дарами и с просьбой прислать в Константинополь легатов на собор, который должен был собраться для умиротворения церкви и уничтожения остатков иконоборства. В этом шаге восточной Церкви Николай, к которому игнатиане уже успели обратиться с унизительной апелляцией, мог видеть признание своего примата. Он послал двух епископов с приказанием ознакомиться с спором между Фотием и Игнатием и доставить ему точные сведения по этому вопросу. В двух посланиях к царю и к Фотию папа порицал незаконность действий Фотиевой партии, требовал присутствия Игнатия на соборе и отказывался признавать Фотия патриархом ранее его полного оправдания. Надменное подчеркивание папского главенства, требование выдачи конфискованного имущества Римской Церкви в Калабрии и Сицилии и притязания на восстановление папской власти в солунском и сиракузском диоцезах должны были неприятно поразить национальное чувство византийцев.

Тем не менее двор решился добиться своей цели мирным путем; папских легатов удалось задобрить подарками и обещаниями; собравшийся Константинопольский Собор в мае 861 года, состоявший преимущественно из сторонников Фотиевой партии (318 епископов), заставил Игнатия отказаться от престола и в присутствии папских послов признал избрание Фотия законным. Когда папские легаты в сопровождении византийского посольства возвратились в Рим, Николай собрал духовенство, сообщил ему отчет о византийских делах, прочитал письма царя и Фотия, наполненные льстивыми выражениями, но вместе с тем и порицаниями ошибок латинской Церкви, и провозгласил низложение Игнатия и избрание Фотия незаконным (март 862 г.). Следующей весной на Римском Соборе не только был подтвержден этот приговор, но преданы отлучению провинившееся легаты, Фотий и архиепископ Сиракузский Григорий Асвеста, совершивший обряд его посвящения.
Свт. Фотий, поддерживаемый царем Михаилом и кесарем Вардой, приготовился к борьбе. Располагая сочувствием большинства духовенства, он внес в среду своей партии сплоченность и единодушие. Как тонкий политик, он связал с своим личным делом интересы восточной Церкви и византийской политики.
В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим патриархом Фотием, после чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году - святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянском языке.

Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили недоверие болгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедственное положение Болгарии из-за нападения германцев заставило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к папе с просьбой прислать ему своих епископов. Прибыв в Болгарию, папские легаты начали активно утверждать в ней учение и обычаи латинские вместо православных. Святитель Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителем неправды, известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление Римской Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании. В частности, послание затрагивало вопрос о целибате и Filioque.
На соборе, состоявшемся в Константинополе во второй половине 867 г. под руководством царя Михаила и нового кесаря Василия, партия Фотия восторжествовала: папу Николая объявили низложенным и предали анафеме. Фотий воспользовался также несогласиями, возникшими между папой и западным императором Людовиком II; последнему были посланы постановления собора вместе с письмом патриарха, в котором Фотий старался склонить Людовика на свою сторону.



Низложение и заточение

В 867 году императорский престол захватил Василий Македонянин, умертвив императора Михаила. Почти одновременно в Риме умирает папа Николай I, появляется возможность нормализовать отношения с новым папой.
Император Василий I считал столкновение с Римом слишком опасным для своего воздвигнутого на преступлении престола, династические интересы в данном случае шли вразрез с национальными и церковными. По другой версии, новый церковный переворот был вызван патриаршим обличением Василия как убийцы своего предшественника и недопущением императора до приобщения Святых Таин.

25 сентября 867 года святитель Фотий был удален с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу.
В Рим было отправлено новое посольство с извещением о восстановлении Игнатия на патриаршем престоле и с просьбой об утверждении его. Но новый папа Адриан II продолжал держать себя по отношению к Византии с той же резкостью и прямолинейностью, как и его предшественник. По прибытии послов Василия и Игнатия папа созвал в соборе св. Петра синод римского духовенства, на котором был предан анафеме Константинопольский собор, сожжены его постановления и повторены проклятия по адресу Фотия и его приверженцев. Затем три папских легата отправились в Константинополь, чтобы и там уничтожить постановления "ложного" собора, настоять на требованиях Николая и добиться признания папского главенства.

Под председательством этих легатов с 5 октября 869 г. по 28 февраля 870 г. состоялся Собор, названный римской Церковью восьмым Вселенским.
Вызванный на Собор святитель Фотий молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: "Одумались ли сами судьи?"
Решения этого собора, подписанные только 102 епископами-игнатианами, равнялись полной победе римской церкви: Фотий и его приверженцы были отлучены от Церкви, все действия их уничтожены, восточная Церковь поставлена в зависимость от курии. Святитель Фотий был послан в заточение на 7 лет и, по его собственному свидетельству, "только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его...".

Но эта победа Рима была непродолжительна. Прежде всего, в вопросе о новообращенных булгарах даже игнатиане дали решительный отпор притязаниям папы. Латинское духовенство было изгнано из Болгарии, и патриарх Игнатий послал туда своих епископов.
Настроение народа и большинства духовенства было решительно на стороне Фотия, который с достоинством, не защищаясь, выслушал приговор собора и удалился в Скепский монастырь; точно так же и многочисленные приверженцы Фотия, отказавшиеся подписать унизительную, составленную в Риме формулу и подчиниться решению управляемого легатами собора, произвели на народ огромное впечатление, усилившее авторитет Фотия. Благоприятное для Фотия движение еще усиливалось фанатизмом Игнатия и его низкопоклонством перед Римом. В лице Фотия лучшие пастыри восточной Церкви чувствовали себя униженными пред ненавистным Западом. Даже сам император Василий с течением времени вполне подчинился влиянию свт. Фотия, который был избран в воспитатели наследника престола.

Второе патриаршество (877-886)

После смерти патриарха Игнатия (+ 877), незадолго перед кончиной примирившегося со своим противником, свт. Фотий вторично вступил на патриарший престол в октябре 877 года.
Для укрепления своего положения патриарх желал примириться с новым папой, Иоанном VIII (872-882). По просьбе Василия папа прислал своих легатов на Собор, который должен был умиротворить Церковь.
На новом Соборе, состоявшем из 383 епископов и проходившем с ноября 879 по март 880 г., Фотий не только добился признания, что могло быть истолковано в смысле извинения курии, но и настоял на включении в акты Собора в опровержение решения Собора 869 г. восточной формулы об исхождении Св. Духа. Столь же решительное поражение понесли папские легаты и в вопросе о папском примате - Собор признал независимость и равенство обоих престолов и обеих Церквей (Западной и Восточной), и в булгарском вопросе - Собор постановил уничтожить в Болгарии латинские церковные обычаи и обряды. Не добившись соглашения, кардинал Марин объявил, что Рим прекращает всякое общение с Фотием; Папа Иоанн VIII снова отлучил патриарха от Церкви.

Повторное низложение

При преемнике императора Василия, Льве Мудром, святитель Фотий вновь пострадал по ложному доносу, обвиненный в заговоре против императора, и был низведен с кафедры в 886 году, сопровождаемый общим сочувствием.
Вторичное низложение Фотия отнюдь не привело к отречению византийской Церкви от своих притязаний; церковно-политическая программа его через несколько поколений была восстановлена с буквальной точностью; дух Фотия настолько укоренился в константинопольской церкви, что, несмотря на неоднократную поддержку папских притязаний византийскими императорами, эта церковь с успехом могла отражать властолюбивые попытки Рима. Дело Фотия было докончено патриархом Михаилом Керуларием.

Кончина и почитание

Старинные, но малодостоверные известия относят его кончину к 891 году в монастыре Арменианов (μονή των Αρμενιανών) в Команах Понтийских куда он был сослан; вообще о последних годах его жизни имеются только скудные известия.
Ввиду примирительной политики, которой держалась Византия после 886 г., реабилитация Фотия через внесение его имени в синодик могла произойти не без борьбы и колебаний и сравнительно поздно; но уже один из ближайших преемников Фотия, его почитатель и ученик Николай Мистик, сильно содействовал очищению его памяти, а на соборе 1156 г. наряду с святоотческими приводились места из сочинений Φотия.
Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры.

Энциклопедия Брокгауза называет свт. Фотия самой крупной фигурой в Византии IX в. После полного застоя духовной жизни, продолжавшегося с середины VII в. до исхода иконоборческого периода, внезапное появление столь разностороннего и плодовитого писателя и ученого, каким был Фотий, свидетельствует о наступлении литературного и культурного возрождения в Византии, достигшего своего апогея в XII и XIII вв.



Труды

Крупнейшее из богословских сочинений свт. Фотия - "Амфилохии", названные так по имени кизического митрополита Амфилохия, к которому обращается автор. Это ряд (более 300) ученых рассуждений, чередующихся без определенной системы, о разных вопросах светской и церковной науки; сочинение это дает возможность оценить высоту византийской образованности около середины IX в. Более 3/4 "Амфилохий" касаются экзегетических вопросов по поводу текстов из книги Бытия, Пятикнижия, Псалмов и Евангелия; затронуты и догматические темы - учение о Св. Троице, искуплении, воплощении, иконопочитании и т. д. Автор совершенно не касается вопросов, по которым православная Церковь расходилась с римской, хотя сочинение написано во время первого изгнания Фотия (867-877). Святитель широко пользуется трудами Иоанна Дамаскина, Феодорита Кирского, Кирилла Александрийского и др.

К экзегетическим сочинениям Фотия принадлежат также его библейские комментарии.

В области догматики свт. Фотий еще менее обогатил византийскую литературу, чем в области экзегетики. Только опровержением филиокве он глубоко повлиял на догматическую литературу византийцев: вопрос этот красной нитью проходит через всю позднейшую богословскую литературу и породил неисчислимое количество трактатов.

Главное сочинение Фотия, направленное против латинян, озаглавлено: "Περί της τού άγιον πνεύματος μυσταγωγίας". Здесь святитель соединил все доказательства, которые можно было почерпнуть в пользу греческой формулы из св. Писания и святоотеческих трудов. Большая диалектическая ловкость и страстный тон - отличительные черты этого труда. Фотий не нападает прямо на римскую Церковь; он даже ссылается на прежних пап, как на представителей истинного вероучения против Амвросия, Иеронима и Августина. Позднейшие полемисты охотно пользовались этим трудом Фотия для борьбы с Римом.

Другое полемическое сочинение Фотия, "Διήγησις περί τής Μανιχαίων άναβλαστήσεως" посвящено опровержению главнейших манихейских и павликианских лжеучений.
К догматико-полемическим сочинениям Фотия относятся и многие его письма, напр. известное его окружное послание к епископам (Εγκύκλιος έπιστολή, 867 г.), письмо к патриарху аквилейскому по поводу спора с латинянами, сохранившееся в армянском переводе письмо к Захарии, католикосу Великой Армении. Константинопольский патриархат не терял надежды вернуть к единению армянскую церковь, единственную из восточных церквей, с которой могли поддерживаться непосредственные сношения.

Небольшое сочинение "Συναγωγαί καί άποδείξεις", несмотря на свое церковно-историческое содержание, имело целью оправдание избрания Фотия.
Полемические рассуждения против Юлиана Отступника и еретика Леонтия Антиохийского не дошли до нас.

Святитель Фотий был замечательный проповедник, но из его духовных речей сохранились лишь немногие, да и они не все напечатаны; они были сказаны частью по поводу праздников Господних и Богородичных, частью по поводу исторических событий. Особенно ценны две гомилии по поводу нападения русских (860 г.), принадлежащие к древнейшим свидетельствам о предприятиях русских против Византии. Оратор видит в нашествии грозных варваров тяжкую кару Божию за грехи Христианства.

Много богословских сочинений приписано Фотию неосновательно, но, с другой стороны, не подлежит сомнению, что под чужими именами скрываются подлинные труды патриарха. Ему приписывали "Номоканон", обработанный в 883 г., но теперь это мнение опровергнуто. На каноническое византийское право Фотий тем не менее оказал влияние: постановления соборов 861 и 879-880 гг., включенные им в собрания канонов, постепенно получили почти вселенское значение.
Гораздо выше значение святителя Фотия как светского писателя, тонкого ценителя и популяризатора классического образования. В "Библиотеке" (или "Мириобиблоне"), составленной по просьбе брата его Тарасия, собран без систематического расположения по содержанию или литературным родам ряд отзывов о прочитанных в кружке Фотия книгах, то в виде летучих заметок, то в виде обстоятельных рефератов с значительными выдержками, иногда и с биографическими очерками. Это - огромная компиляция, вроде тех, за которые так охотно принимались византийцы. Поражает не только разнообразие и множество прочитанных в отсутствие Тарасия книг (в "Библиотеке" 280 отзывов и извлечений из сочинений грамматиков, риторов, натуралистов, историков, врачей, из соборных постановлений, житий святых и др.), но еще более - тонкое и самостоятельное суждение Фотия; в этом отношении он - единственный из византийцев, выдерживающий сравнение с Аристотелем. Почти полное отсутствие поэзии (не считая метрических переложений библейского характера) ясно говорит о реалистическом направлении автора "Библиотеки". Особенно ценны извлечения из исторических сочинений, так как у Фотия были под рукой памятники, впоследствии совершенно или отчасти утерянные. Общеизвестные писатели, как Платон, Ксенофонт, Аристотель, Фукидид, Полибий, Плутарх, Павзаний, Гиппократ, совершенно опущены в критико-библиографическом пособии Фотия. Для облегчения чтения древних, особенно классических писателей, а также и Св. Писания, под редакцией Фотия был составлен его учениками "Словарь".

В письмах Фотия (до сих пор известно их более 260), имеющих разнообразнейшее содержание, ярко выступают индивидуальные особенности патриарха как глубокого ученого, остроумного собеседника и тонкого стилиста, соперничающего блеском своих риторических приемов со старинными мастерами.
Ему принадлежит также собрание поговорок, числом 214.

Почти все сочинения Фотия, кроме "Словаря", изданы у Migne, "Patrol. gr.", 101-104 (1860). Сведения о позднейших изданиях некоторых произведений Фотия см. у Крумбахера.

На русском языке издано:

1. Энциклика Восточным патриархам / Пер. архиепископа Филарета (Гумилевского) // Разговор между испытующим и уверенным о Православии Восточной Церкви. СПб., 1815. То же / Пер. А. Н. Муравьева // Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах. СПб., 1849. То же // Платонов И. В. Патриарх Фотий. М., 1891. С. 141-144. То же / Пер. прот. Александра Иванцова-Платонова // О Римском католицизме и его отношении к Православию. Вып. 1. М., 1869. С. 223-243.
2. Номоканон / Пер. Казань, 1899.
3. Введение в таинство / Пер. Е. Ловягина // Духовная беседа. 1866.
4. О гробе Господа нашего Иисуса Христа / Введ. и греч. текст А. Пападопуло-Керамевса. Пер. Г. С. Дестунис. Армян. текст и пер. Н. Марра // Православный Палестинский Сборник. Вып. 31. СПб., 1892. С. ХII-298.
5. Беседы по случаю нашествия Россов на Константинополь / Пер. Е. Ловягина // Христианское чтение. 1882. II. С. 414 слл.
6. Письма: - Князю Михаилу Болгарскому об его обязанностях князя. М., 1779. - Католикосу Армении Захарию // Православный Палестинский Сборник. Вып. 31. СПб., 1892. С. 227-245. Также: Христианское чтение. 1845. III. С. 159 слл.; IV. С. 379 слл.; 1846. II. С. 3 слл.; Духовная беседа. 1859, 1875; Воскресное чтение. 1855-1856.

Мученик Иулиан Эмесский



Был родом из города Емесы (ныне Хомс, Сирия), пострадал в 312 году при императоре Максимиане. Он был искусным врачом, исцелял болезни не только телесные, но и душевные и многих людей обратил к вере во Христа Спасителя.
Когда вели на растерзание зверям святых мучеников - епископа Сильвана, диакона Луку и чтеца Мокия. Иулиан укреплял их и убеждал не страшиться смерти за Господа. За это он был тоже схвачен и заключен в тесную расщелину, где его умертвили, вонзив ему в голову, руки и ноги длинные гвозди.

В 432 году на месте мученичества святого был основан храм в его имя, где были положены его честные мощи.

Мученица Фавста (Фауста), мученики Евиласий и Максим



Святая мученица девица Фавста и с нею Евиласий и Максим пострадали во время гонения на христиан императора Диоклетиана в городе Кизике (Мизия) между 305 - 311 годами.

Святая Фавста была воспитана родителями-христианами и, рано осиротев, проводила строгую и добродетельную жизнь. Слух о ней, как о христианке, дошел до правителя, и к святой был послан 80-летний жрец Евиласий, чтобы принудить ее к отречению от Христа. Святая мужественно исповедала свою веру и была подвергнута многим тяжким мукам, но, подкрепляемая Господом, не ощущала страданий. Заключив святую в деревянный ящик, мучители изнемогли, пытаясь распилить его пилами или сжечь в огне - не только сама святая мученица, но и ящик оставались невредимыми, охраняемые Божественной силой. Жрец Евиласий был поражен очевидным проявлением силы Божией, уверовал в Спасителя и исповедал себя христианином.

Для расследования дела царем был послан епарх Максим, который начал истязать старца, уверовавшего во Христа. Евиласий обратился к святой Фавсте и попросил ее помолиться за него, после чего мужественно претерпел мучения. Святую Фавсту отдали на растерзание хищникам, но звери ее не коснулись. Тогда ей вонзили гвозди в лоб, глаза, грудь и другие части тела и, наконец, бросили в кипящий котел вместе со святым Евиласием. При этом мученики молились за своих мучителей.

Видя веру и терпение святых и сподобившись небесного видения, епарх Максим также обратился ко Христу, молил Его о прощении своих грехов и, бросившись в котел, в котором истязались святые Фавста и Евиласий, вместе с ними удостоился мученической кончины.

Святитель Маэль Ардахский, епископ

Маэль был одним из девятнадцати детей - семнадцати сыновей и двух дочерей - св. Дарерки (Darerca), сестры св. Патрика, и её мужа Кона (Conis). Все дети были воспитаны в христовой вере, но Маэль, Мельху (Melchu), Мун (Munis) и Риох (Rioch) отправились вместе со св. Патриком в Ирландию и присоединились к его проповеди.

Патрик хиротонисал Маэля и Мельху во епископы, по преданию, Маэль стал епископом Ардаха (Ardagh), а Мельху - епископом Армаха (Armagh) (или наоборот). По другим сведениям, Мельху был епископом без кафедры и, возможно, стал преемником своего брата.
Согласно старинному преданию, св. Маэль постриг св. Бригиту в монахини. Во время богослужения он ненароком прочёл над ней епископские слова посвящения, против чего протестовал св. Макэль (Macaille). Всегда безмятежный Маэль сказал, что на то была воля Божия и настоял на том, чтобы постриг остался в силе.
Маэль было особо почитаем в Лонгфорде, где он был первым игуменом-епископом богатого монастыря, просуществовавшего века. В Лонгфорде Маэлю посвящены собор и колледж.

Посох, который по преданию принадлежал св. Маэлю, находится в колледже его имени, в бронзовом реликварии, богато украшенном драгоценными камнями.

Тропарь свв.Маэлю и Муну
глас 5
Accompanying Ireland's Enlightener, your illustrious uncle,/ on his missionary journeyings,/ O blessed Hierarchs Mel and Mun,/ and being blessed with the gift of oratory,/ you inspired many to reject the darkness of paganism and to believe in Christ./ Pray for us, O holy ones,/ that the darkness of our sins may be blotted out by the mercy of our God.

Кондак свв.Маэлю и Муну
глас 2
As streams of pure doctrine flowed from your blessed lips,/ O righteous Mel and Mun,/ pray to Christ our God that the streams of His compassion and forgiveness/ will be poured out on us worthless sinners.

Святитель Вааст (или Васт или Ведаст или Гастон - Vaast или Vast или Vedastus или Gaston), епископ Аррасский (Arras), местночтимый святой в Корсунской епархии



Святой Вааст сначала был священником в епархии Тул (Toul). Он обучал Хлодвига (Clovis), когда тот готовился к принятию крещения, а затем помогал трудам святителя Ремигия (Remi) по распространению Евангелия. Вааст был рукоположен святителем Ремигием в епископа Аррасского , позже управлял и епархией в Камбре .
Святой Вааст умер в 540 и был похоронен около Арраса , где потом было основан знаменитый монастырь, носящий его имя .

Святитель Аманд Маастрихтский, епископ



Святой Аманд (Amand или Amandus), чье имя означает любезный), родился в Нанте, Нижнем Пуату (Poitou), что во Франции, в 584 г. в благородной семье.
Набожные родители Аманда, как считают, были лордами в той местности, где родился Аманд. По призванию Аманд стал монахом приблизительно в 604 году в монастыре на острове Йу (Yeu), иначе Ой (Оуе). Там он пробыл меньше года, когда отец его узнал о его местонахождении и стал отчаянно пытаться убедить его оставить монашество. На его угрозы о лишении наследства, святой смело ответил: «Христос - мое единственное наследство». Аманд отправился в Тур, где он был рукоположен, затем он поселился как отшельник около собора в Бурже (Bourges) во Франции. Там в течение 15 лет он пребывал под окормлением святителя Аустрежизилия (Austregisilius) прежде чем отправиться обращать неверующих. В Бурже он жил строгой жизнью. Его единственной одеждой был холщовый мешок, и ячменный хлеб был его единственным хлебом насущным.

После своего возвращения из паломничества в Рим приблизительно в возрасте 45 лет, Аманд был посвящен в 629 г. во епископа-миссионера, без епархии. Святитель был неустанным проповедником, странствующим святым, который трудился в далекой Фландрии, среди славян Каринтии, живших по течению Дуная, среди басков в Наварре и, возможно, в Гаскони. За критику короля Дагоберта I он был выслан, но продолжил свою деятельность в другом месте. Вскоре святитель был возвращен Дагобертом, который бросился к нему в ноги, чтобы просить у него прощения. Король сделал все, чтобы святитель крестил его новорожденного сына, святого Зигеберта III, ставшего впоследствии королем.
Несмотря на начальные трудности, святитель Аманд преуспел в евангелизации местности вокруг Гента. Идолопоклонники из Гента были настолько дикими, что никакой проповедник не хотел рисковать среди них. Это подвигло святого предпринять эту миссию. В то время как он имел поддержку франкских королей, он часто сталкивался со столь сильным сопротивлением народов, которые он пробовал обратить, что Дагоберт настоятельно предлагал святителю Аманду воспользоваться силой. Во время своей миссионерской деятельности Аманд часто бывал бит, а иногда его бросали в реку. Неустрашимый, он продолжал проповедовать, хотя и не видел в течение долгого времени никаких плодов, он укреплял свои силы неустанными трудами.

Позже он отправился в Тироль и Каринтию, где освятил много церквей, как cвятой Мартин основал церковь в Утрехте.
Он вернул к жизни казненного, чтобы показать, что Бог милостивее, чем судьи, и освободил многих пленников. Возвратившись во Францию, Аманд укорил в 630 году короля Дагоберта I за его преступления. Король выслал его, затем, однако, вернул и пригласил в качестве воспитателя своего сына.

Он основал многочисленные монастыри в Бельгии, включая Мон-Бландин (Mont-Blandin) и Мон-Бавон (Mont-Bavon) в Генте, а также монастырь Элнон (Elnon), позже названный его именем, также как и женский монастырь в Нивелле (Nivelles). Некоторые неправильно утверждают, что он был избран епископом Маастрихта (Maastricht) и что после трех лет он ушел на покой, чтобы возвратиться миссионерской работе, несмотря на то, что Римский папа святой Мартин настойчиво просил его остаться. Он провел последние четыре года своей жизни как игумен монастыря в Элноне, что около Турнэ (Tournai), и умер там в возрасте почти 90 лет, после того, как продиктовал свое завещание, которое сохранилось. Его святые мощи пребывают в монастыре, где он умер.
Позже монастырь стал носить его имя.

Атрибуты святого: змея, цепи.
Святитель Аманд считается покровителем Фландрии.

Мученики Фавст, Василий, Лукиан (Силуан) и мчч. Дарионские в Константинополе

Святые Фавст (Φαύστος), Василий (Βασίλειος) и Лукиан (Λουκιανός) были усечены мечом.
В синаксаре св. Никодима вместо св. Лукиана упоминается св. Силуан из Эмесы (Σιλουανός ο εν Εμέση). Другие синаксари ставят день памяти святых на 25 октября.

Жития святых

Previous post Next post
Up