31 января (13 февраля) 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Feb 13, 2024 06:02

Продолжение...

Мученик Евгений Николаевич Погожев, лит. псевдоним Евгений Поселянин, русский публицист и религиозный писатель



(Евгений Николаевич Погожев. Фото из лагерного дела, 1931 г.)

Родился 3 мая 1870 в Москве. Отец его, Николай Александрович (+ 1902), работая врачом-терапевтом, заслужил личное дворянство. Мать Лидия Николаевна была из знатной семьи, её восприемниками были генерал от инфантерии Д. С. Левшин и княгиня Н. В. Оболенская.
Воспитывался Евгений в благочестивых традициях церковной Москвы. В очерке "Святочные дни (из детских воспоминаний)" он рассказывал:

"Когда я себя ещё очень мало помню, Рождество представлялось мне каким-то особенным временем наплыва сладких вещей. Потом я стал помнить торжественную всенощную, громкое пение, тяжёлые паникадила в огнях, тяжёлые золотые ризы, клубы ладана, расстилающегося в храме, и над всем этим мысль о Младенце, Который только что родился и Который есть Бог. Было Рождество в моём семилетнем возрасте, которое я не забуду никогда..."

Событие это заложило в его душе "тёплую любовь к русской церковности". Одновременно оно научило почитанию святых, о которых он впоследствии много и ярко писал:

"Среди объявлений иллюстрированных изданий, рассылаемых перед Рождеством, к нам в дом попал один лист, на котором был изображён митрополит Филипп перед Иоанном Грозным. Доселе ещё я живо помню этот несколько размазанный чёрный рисунок: Филиппа, не сводящего строгого взора с лика Спасителя, царя, гневно пред ним стоящего, толпу опричников. Не знаю, кто мне объяснил содержание картинки, но подвиг Филиппа возбудил во мне необыкновенный, хотя и мальчишеский восторг. Я никому не рассказал о том, что пережил, но несколько дней ходил, всё думая о Филиппе".

В 1879-1888 годах учился в 1-й Московской гимназии. В 1888 году поступил на юридический факультет Московского университета. К студенческим годам относится первая, опубликованная им работа: "Перед годовщиной 17 октября в Москве" (1889), посвящённая крушению царского поезда в Борках, близ Харькова, и чудесному спасению государя Александра III и его семьи. Первые литературные опыты Поселянина поддерживал великий князь Константин Константинович, известный в литературе под псевдонимом К. Р.

Посещение Оптиной Пустыни

В 1888 году Евгений посетил Оптину Пустынь, где старец Амвросий благословил его писать "в защиту веры, Церкви и народности".

Позже он с сердечной теплотой писал о своем наставнике и духовном отце: "Какое чудо души переживалось, когда вы станете пред этим человеком, сразу согретый, просветленный шедшими от него лучами благодати".
В "Летописи Скита Оптиной пустыни", составленной в 1900 году рясофорным монахом Павлом Плиханковым (будущим старцем Варсонофием), 5 июня была сделана запись: "Сегодня прислан отцу Игумену Ксенофонту Троицкий листок об отце Амвросии, составленный одним из духовных сыновей Старца, Евгением Николаевичем Погожевым, помещающим свои статьи в разных духовных журналах под псевдонимом Поселянина. Е.Погожев глубоко верно обрисовал духовный образ Старца и его служение православному русскому народу".

О Е.Поселянине сделана также запись и 16 июля: "Сегодня посетил Оптину Пустынь известный духовный писатель Евгений Николаевич Погожев... Был у Начальника Скита и у рясофорного монаха отца Павла... Евгений Погожев был одним из преданнейших духовных сыновей Старца Амвросия и поместил в Душеполезном Чтении за 1892-1895 годы несколько статей о жизни Старца. Кроме того, Евгений Погожев издал отдельную брошюру в 1898 году, в которой описал Оптину Пустынь с самой лучшей стороны в отношении как внешнего, так особенно внутреннего ее благоустройства".

Старец Варсонофий видел в нем большие духовные дарования и предлагал стать монахом. Евгений Поселянин не принял монашеского пострига: "И в миру можно приносить пользу", - ответил он.

На государственной службе

В 1893 году он переселился в Царское Село, а затем в Санкт-Петербург, где стал служить чиновником канцелярии 2-го (крестьянского) департамента.
В 1898 году перешёл в комитет по делам печати, числясь по министерству юстиции.
В 1903-1904 годах работал в канцелярии Российской Императорской Академии наук, получил чин статского советника.
В 1904 году Евгений Поселянин женился на Наталии Яковлевне Грот, дочери известного филолога. Брак оказался непрочным и через полгода распался: между супругами были серьезные разногласия во взглядах. Евгений Николаевич еще много лет спустя болезненно переживал случившееся.
В 1905 году как прапорщик запаса был призван на военную службу, но в боевых действиях не участвовал.

В 1913 году поступил чиновником особых поручений Главного управления (позже министерства) землеустройства и земледелия. В этом же году ему было поручено сделать "подробное художественное описание с иллюстрациями бывшего в мае 1913 года Высочайшего путешествия по местностям, связанным с историей воцарения Михаила Феодоровича Романова".
В первую мировую войну служил в Военном министерстве, членом Чрезвычайной следственной комиссии, расследовавшей немецкие военные преступления. С фронта он посылал репортажи о подвигах русских солдат, составившие книгу "Из жизни наших героев-воинов".

Несмотря на то, что много времени и сил отдавал работе в государственных учреждениях, духовно-творческий труд был для него главным в жизни. Он активно сотрудничал в журналах: "Русский паломник", "Странник", "Миссионерское обозрение", "Душеполезное чтение", "Свет" и др., а также в газетах: "Церковные ведомости", "Новое время", "Московские ведомости". Отдельным изданием выходили книги: "Задушевные беседы", "Герои и подвижники лихолетья XVII в.", "От сердца к сердцу. Из тайны душевной жизни мирянина" и др.



(Евгений Николаевич Погожев в гостях у Тютчевых (стоит 2-й слева). Фото нач. XX в.)

После революции

После 1917 года опубликовал лишь несколько статей в журнале "Божия Нива": "Луч горнего света (Отец Иоанн Кронштадтский)" и "Святая Русь - в изображении русских художников". В дальнейшем возможности для Евгения Поселянина как церковного писателя практически исчезли.

Его литературным занятием было исследование биографии А. С. Пушкина, статья "Отравленный Пушкин" заслужила лестный отзыв академика Кони и других известных пушкиноведов.
С апреля 1918 по декабрь того же года Е. Поселянин работал в страховом Обществе. Затем сотрудничал в Отделе охраны и учёта памятников искусства и старины (декабрь 1918 - апрель 1922). Потеряв работу, с весны 1922 года давал частные уроки.

В ночь на 12 апреля 1924 года он был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации. 25 июля 1924 года постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ по ст. 68 Евгений Поселянин (в деле - Е. Н. Погожев) был выслан на два года в деревню Гольтявино Приангарского района. В Следственном деле имеется "Характеристика на административно-ссыльного Погожева Евгения Николаевича", составленная уполномоченным по ссылке Шестаковым:

"следуя в ссылку с этапом, последний всё время занимался злостной антисоветской агитацией среди ссыльных как в пути следования, а также в пересыльных домах заключения... Злостная агитация Погожевым велась не только среди заключённых, но также были попытки разложить своей агитацией сопровождавший этап конвой. Отбывая ссылку в д. Гольтявино Погожев ведет тесную связь и дружбу с местным попом и населением антисоветского настроения... Одно время, т. е. по прибытии в ссылку в Канский округ, был оставлен для отбытия срока ссылки в городе Канске, проживая в городе Канске. Поведение Погожева сразу стало обнаруживать его активность, выражающуюся в скрытой антисоветской агитации, а также в общении такового с группой местных тихоновцев".

После ссылки, срок которой закончился в июле 1926 года, Евгений Поселянин вернулся в город на Неве, проживал на Моховой улице недалеко от Преображенского собора, прихожанином которого он являлся.

С 25 на 26 декабря 1930 года в Ленинграде были арестованы 13 человек, которых сотрудники ОГПУ объединили как членов кружка Н. М.Рункевич. В обвинительном заключении говорилось: "Под видом богослужения у себя на квартире, после закрытия б.Преображенского собора, Н. М.Рункевич устраивала собрания, на которых в контрреволюционном разрезе обсуждались текущие события политического дня, читалась контрреволюционная литература и т. п." В числе 13 арестованных был и Евгений Поселянин.

То, что следователи ОГПУ называли контрреволюционной организацией, реально представляло собой регулярное общение единых по вере и убеждениям людей. После закрытия Преображенского собора настоятель храма протоиерей Михаил Тихомиров регулярно совершал на квартире Наталии Михайловны Рункевич богослужения.

Евгений Николаевич был допрошен 29 декабря 1930 года. Он сказал, что знает Н. М.Рункевич с детства. Относительно предъявленного ему обвинения Е. Поселянин заявил:

"Касаясь своих политических воззрений, должен заметить: гонения Советской власти не могли меня как верующего человека радовать. Отсюда и то неприязненное отношение к ней, которое я подчас выражал. Не занимаясь разработкой политическо-экономических дисциплин специально, я преломлял свои политические симпатии сквозь призму религиозных чувствований. Должен заметить, что являюсь большим поклонником митрополита Филарета, а последний говорил, что на земле посланником Бога является царь. Пожалуй, этого заявления достаточно, чтобы определить мое политическое credo".

Поселянин выразил свое положительное отношение к коммунизму как к идее, учение Маркса назвал утопичным.

10 февраля Особый отдел ОГПУ, применив к арестованным ст. 58-11, направил их дело "для внесудебного разбирательства" и ходатайствовал: к гражданину Погожеву Евгению Николаевичу "применить высшую меру социальной защиты - расстрелять". В тот же день тройка ПП ОГПУ утвердила приговор, который был приведён в исполнение 13 февраля.

Награды

серебряная медаль (за участие в коронации Николая II в составе канцелярии 2-го (крестьянского) департамента)
орден св. Станислава
орден Анны 3-й степени
потомственное дворянство (1913)

Сочинения

Творчество Е. Поселянина, начавшееся по благословению преподобного Амвросия, продолжалось более четверти века и оставило видный след в церковно-просветительской литературе. Оно является разнообразным по содержанию, красочным по форме, доходчивым до читателя (даже тогда, когда касается глубоких вопросов сокровенной молитвенной жизни человека). Книги и статьи Евгения Поселянина проникнуты теплым религиозным чувством. Они свидетельствовали изнеженному удобствами жизни, охладевшему в вере, увлеченному решением социальных и политических вопросов человеку второй половины XIX и начала XX столетий о высоких и истинных началах жизни, к которой призывает Божественный Учитель.

Бо́льшую часть своих трудов Евгений Поселянин посвятил жизнеописаниям святых угодников и подвижников благочестия. Он умел показать своим современникам нетленную красоту подвига святых:

"Кому приходилось испытывать то необыкновенное впечатление, какое переживаешь, когда вдруг до души, измученной житейской тревогой, издали донесутся тихие, бесстрастные, отрадные и счастливо спокойные, как вечность, звуки церковного песнопенья, тот поймет, что подобное впечатление испытываешь и тогда, когда после долгого забвения высших интересов души, долгого периода, во время которого уста от полноты сердца не шептали молитвы, - развернутся вдруг перед глазами правдивые сказания о подвигах былых людей христианства, тех вольных мучеников, которые с такой последовательностью стремились взять и взяли от жизни лишь одну духовную её сторону. Какой бы пропастью ни была отделена наша беззаконная жизнь от их светлых «житий», но раз мы вызываем внутри себя те сокровища, то лучшее содержание нашей души, которое отчасти раскрадено, отчасти затоптано гнётом жизни, но ростки которого не погибают в человеке совершенно, пока он дышит - как этой лучшей стороной нашего существа мы и поймем этих дальних и странных людей... Прекрасны они цельностью своих могучих характеров, той великой сосредоточенностью с какой провели свой земной век, не отходя от ног Христа Учителя, слушая Слово Его".

Перед годовщиной 17 октября в Москве (1889)
Ясные дни (1892)
Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская земля (1892)
Иоасаф царевич (1895)
Русская Церковь и русские подвижники XVIII века (1905)
Пустыня. Очерки из жизни фиваидских отшельников (1906)
Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий (1907)
Преподобный Серафим Саровский чудотворец (с новыми сведениями о Старце) (1908)
Собор московских чудотворцев (1912)
Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее жизни чудотворных икон (1914)
Из жизни наших героев-воинов (после 1914)
Святыни земли русской. С описанием жизни и подвигов святых и знамений, бывших от чудотворных икон
Русские праведники последних времен
Святая юность. Рассказы о святых детях и о детстве и отрочестве святых
Под благодатным небом. Один за всех
Власть духовная и власть мирская и др.
(по материалам: https://drevo-info.ru/articles/376.html)

Жития святых

Previous post Next post
Up