Продолжение…
Священномученик Арефа Насонов, пресвитер
Память 28 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Волынских и Рязанских святых
Родился 24 октября 1888 года в селе Должик Житомирского уезда Волынской губернии в семье крестьян Иоакима и Анны Насоновых.
После окончания министерского училища и сдачи экзаменов, необходимых, чтобы занять должность сельского учителя, с 1913 года стал преподавать в селе Должик. Женился на Агриппине Григорьевне Поляковой, окончившей гимназию и работавшей учителем.
1 августа 1914 года был рукоположен во священника к единоверческому храму в том же селе, при этом он не оставил своих преподавательских занятий. Молодой священник отличился тем, что многих раскольников обратил в православие, за что особо уважался управлявшим Волынской епархией архиепископом Антонием (Храповицким).
В 1916 году переехал в село Голышево Ровенского уезда Волынской губернии и в этом же году эвакуировался в село Андреевку Чембарского уезда Пензенской губернии.
После революции 1917 был лишен избирательных прав и семья его числилась лишенцами.
В июне 1927 года был арестован вместе с епископом Пензенским Филиппом (Перовым) и шестью священниками Чембарского уезда Пензенской губернии по обвинению в антисоветской деятельности (Групповое дело "Дело епископа Филиппа (Перова), священников Василия Разсказова, Арефия Насонова, Иоанна Прозорова и др. Пензенская губ., 1928г." ). Заключен в тюрьму города Пенза.
27 сентября 1927 года священники были отпущены под подписку о невыезде с постоянного места жительства, а епископ Филипп был с конвоем отправлен в Москву.
Продолжил служить в селе Андреевка.
27 июня 1928 года Коллегия ОГПУ постановила аннулировать подписку о невыезде.
С 1929 года священник облагался индивидуальным налогом, а в 1930 году за неуплату гособязательств у семьи была отнята корова. К 1930 году в семье о.Арефы родилось семеро детей.
В 1931 году отец Арефа был арестован ОГПУ. Продержав священника две недели в заключении в Пензенской тюрьме, власти отпустили его, так и не выдвинув никаких обвинений и ни разу не допрашивая.
С 1931 года служил настоятелем в храме во имя праведных Иоакима и Анны города Можайска Московской области. Священник вместе с женой и семью детьми проживал в сторожке при церкви. Власти предприняли попытку закрыть храм, отняв у верующих ключи. Но эта попытка не удалась. Храм святых Иоакима и Анны один из немногих, который в советское время не закрывался.
3 сентября 1932 года был арестован органами ОГПУ и 4 сентября помещен в Бутырский изолятор, где он содержался все время следствия. Его обвинили в том, что он, будучи священником, «проживал в 3-х километровой зоне военсклада… систематически обрабатывал в антисоветском духе граждан, посещавших церковь». На следствии священник подтвердил, что он принадлежит «к течению тихоновцев». Признал, что констатировал в разговорах с прихожанами значительное ухудшение жизненного уровня из-за проводимой политики сплошной коллективизации деревни. В антисоветской агитации виновным себя не признал.
Показания на него, кроме других лжесвидетелей, дал священник Феодор Казанский. Будучи допрошенным в качестве свидетеля, он сказал, что отец Арефа монархист, осуждает колхозное строительство и не может примириться с существованием советской власти, ожидает скорейшей ее гибели, и вообще, «Насонов является опасным элементом в условиях можайской действительности».
11 сентября 1932 года тройкой ОГПУ был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.
Через 8 месяцев о. Арефа бежал из ссылки и уехал в Пензенскую область, где когда-то прожил около 15 лет. В Пензенской области он скрывался до 1936 года, но, видимо, уже не мог оставаться без службы и попросился у священноначалия на приход.
Существует другая версия, согласно которой о. Арефа был сослан в гиблое место, где за несколько лет умерли все, даже охранники. Похоронив последнего охранника (заключенные умерли раньше), о. Арефа ушел из лагеря в августе 1935 года. Домой возвращаться было нельзя - посадят жену и детей. Он обратился к племяннику своей жены, священнику Михаилу Соловьеву, который снабдил его документами на чужое имя, дал денег и уговорил уехать на торфоразработки. Но на вокзале у о. Арефы украли документы, и ему пришлось сдаться властям. На Лубянке о.Арефу продержали несколько месяцев для выяснения всех обстоятельств, а потом отпустили, дав чистые документы.
В 1936 году он был назначен служить в храм святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Бычки Сараевского района Рязанской области.
(Церковь Космы и Дамиана - Озерки - Сараевский район - Рязанская область, не действует)
Перед выборами в Верховный Совет предлагал людям выбирать людей верующих, которые не отрекаются от Бога и Церкви, проповедовал веру Христову, говорил односельчанам: "Граждане, молитесь Богу, держитесь за храм Христов, а то придет крах!"
19 декабря 1937 года был снова арестован по обвинению в контрреволюционной агитации.
Обвинялся "в том, что в 1932 году судим, сбежал с места отбытия наказания, проживая в с.Бычки проводил всевозможную контрреволюционную агитацию, запугивал колхозников падением Советской власти, проводил агитацию против выборов в Верховный Совет и выдвинутых кандидатов, компрометировал коммунистов". Виновным себя не признал.
31 декабря 1937 года тройкой НКВД был приговорен к расстрелу.
10 января 1938 года был расстрелян под Рязанью и погребен в безвестной общей могиле.
В 1990 году был реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1932 году репрессий.
15 февраля 1991 был реабилитирован Прокуратурой Рязанской области по 1937 году репрессий.
26 декабря 2001 года определением Священного Синода был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.
Преподобноисповедница Смарагда, игумения
Смарагда (Онищенко) (1858-1945), игумения, настоятельница Нежинского Введенского монастыря, преподобноисповедница, местночтимая святая Украинской Православной Церкви
Память 28 декабря (УПЦ), 20 апреля (в день прославления) (УПЦ)
В миру Иулиания Авраамовна Онищенко, родилась 2 января 1858 года в селе Марковцы Козелецкого уезда Черниговской губернии.
Родители - Авраам и Мария - происходили из казацкого рода. В семье было семеро детей. Когда Ульяне исполнилось семь лет, от тяжелой болезни умер ее отец, семья оказалась в тяжелом положении. Маленькая Ульяна часто болела, мать даже не надеялась, что ее дочь останется в живых, поэтому для девочки был уже заготовлен гроб.
В 1863 году, по совету местного священника, мать увезла её в училище для девочек-сирот при Введенском девичьем монастыре города Нежина. Из имущества при ней была только гроб. Матушка Смарагда вспоминала свои юные годы:
"В монастыре я получила и воспитание, и образование ... научилась рисовать, вязать, вышивать, малярным работам, живописи, пению, чтению ..."
После успешного окончания училища поступила послушницей в Введенский монастырь, где в 1876 году приняла монашеский постриг, а со временем стала благочинной монастыря.
В 1914 году, после смерти игуменьи Валентины, сестры обители единогласно избрали её своей настоятельницей. Она долго не решалась взять на себя этот послушание и согласилась только после просьб сестер и молитв перед чтимой иконой Божией Матери. Став игуменьей, не переставала проявлять глубокое смирение: она не переехала в настоятельские покои, а осталась жить в своей бывшей келье. Несмотря на высокое положение, преподобная продолжала трудиться наравне со всеми сестрами.
(Свято-Введенский женский монастырь - Нежин - Нежинский район - Украина, Черниговская область)
В 1922 году была арестована во время кампании по изъятию церковных ценностей. На допросах вела себя спокойно. После многочасовых допросов, пыток и побоев следователям показалось, что матушка Смарагда умерла. Монахиням разрешили забрать её тело. Но когда преподобную привезли в монастырь, она оказалась живой. Утром исповедницу снова забрали в тюрьму. Несмотря на полное отсутствие состава преступления суд, состоявшийся 13 мая 1922 года в городе Чернигове, приговорил её к трем годам лишения свободы. Свидетельством общей народной любви к матушке были многочисленные просьбы от прихожан нежинских храмов о ее освобождения из тюрьмы.
После отбытия срока заключения игуменья вернулась в свой монастырь и сразу же взялась за ремонт монастырских зданий.
В 1927 году Нежинский Введенский монастырь был окончательно закрыт, его храмы и помещение было переданы под артиллерийский склад, а монахинь заставили разойтись по домам. Восемьдесят насельниц пожилого возраста, которым некуда было возвращаться, во главе с игуменьей переселили в Козелецкий Георгиевский мужской монастырь.
В 1930 году была арестована, "за антисоветскую агитацию". Её удерживали под стражей в холодной камере, что окончательно подорвало её здоровье. Была освобождена в связи с отсутствием доказательств.
После ареста вместе с четырьмя сестрами поселилась в городе Козельце на частной квартире. По воспоминаниям современников, преподобная "была земным ангелом, в ней не было ничего земного, мирского, она была благородная, молчаливая, несла людям мир Христов".
Во время Великой Отечественной войны, когда появилась возможность открывать храмы и монастыри, вернулась с сестрами в родную обитель. Они застали монастырь в разрушенном виде, но уже осенью 1941 года был открыт Введенский собор, для которого силами сестер и богомольцев были сделаны окна, двери, иконостас и т.д. В монастыре собралось восемнадцать насельниц. Священник монастыря протоиерей Василий Бугаевский, который чудом спасся в годы гонений на Церковь, стал совершать регулярные богослужения.
В сентябре 1943 года Введенский монастырь вновь был закрыт, на этот раз игуменья была вынуждена переехать в Чернигов. Матушка поселилась неподалеку от Троице-Ильинского женского монастыря. В беседах с сестрами, которые подвизались вместе с ней, преподобная часто вспоминала о своей родной Введенской обители, говорила, что наступит время, когда монастыри и храмы откроют, а ее останки будут покоиться в Нежине, где прошла большая часть ее жизни.
Скончалась 10 января 1945 года. Предвидя свою близкую кончину, просила похоронить на монастырском кладбище, но чтобы гроб закапывали неглубоко, поскольку придется ее дважды переносить. За ее могилой ухаживали сестры закрытого Свято-Введенского монастыря.
В 1969 году городские власти Чернигова приняли решение закрыть монастырское кладбище и устроить на его месте парк. Родственникам предложили перенести тела усопших на только что открытое кладбище "Яловщина". Тогда и вспомнили пророчество. Копать пришлось недолго, поскольку гроб находился на глубине всего один метр. Когда монахини закрытого Черниговского Троицкого женского монастыря во главе с будущей настоятельницей Елецкого женского монастыря Чернигова игуменьей Амвросией (Иваненко) открыли гроб преподобной, обнаружили, что ее тело оказалось нетленным.
16 ноября 2011 года состоялось перезахоронение честных останков бывшей настоятельницы с кладбища "Яловщина" Чернигова на территорию Нежинского Введенского женского монастыря.
Реабилитирована в 1998 году.
8 мая 2012 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о канонизации игуменьи Смарагды (Онищенко) в лике местночтимых святых Нежинской епархии.
3 мая 2014 года в Введенском монастыре города Нежина состоялось прославление в лике святых преподобноисповедницы Смарагды (Онищенко). Мощи святой ныне покоятся в монастыре.
19 июня 2014 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о внесении имени Смарагды (Онищенко) в месяцеслов УПЦ.
Священномученик Леонид Викторов, пресвитер
Иерей Леонид Викторов родился в 1891 году в Рязани в семье диакона. Он рано остался сиротой, и его приняли на бесплатное обучение в Рязанскую Духовную семинарию. После ее окончания он служил псаломщиком в храме села Болошнево, строителем и первым настоятелем которого был его дед, протоиерей Иоанн Викторов. В 1912 году Леонид был рукоположен во диакона и затем во священника к Богородско-Рождественской церкви в селе Курбатово. Он стал настоятелем этого храма и заведующим церковно-приходской школой.
В 1930-е годы храм в селе Курбатово был закрыт. Семья священника с пятью малолетними детьми была выселена из собственного дома. Отец Леонид стал искать новое место служения. Вначале он служил в селе Павлищево, но и там храм вскоре был закрыт. В это время был арестован дядя отца Леонида священник села Болошнево отец Михаил Викторов, и отец Леонид стал служить вместо него. Здесь отца Леонида лишили избирательных прав, а его детей не принимали в учебные заведения.
В начале 1936 года был арестован архиепископ Рязанский Иувеналий. Непосредственная угроза ареста нависла над отцом Леонидом. По ночам, когда обычно производились аресты, он стал уходить ночевать в соседние деревни. Детей прятали на колокольне. В селе Болошнево объявили: «Кто приютит священника или члена его семьи, будет арестован и сослан». Ночью 20 февраля 1936 г. отца Леонида отыскали в соседней деревне и арестовали, привезли в церковную сторожку и потребовали отдать церковную казну. Не найдя никаких денег и ценностей, чекисты забрали в тюрьму отца Леонида. При аресте у него забрали также его личный дневник и переписку. Последние слова отца Леонида, перед тем, как его увезли, были обращены к старшей дочери Анне: «Не оставляй детей и мать, я обязательно вернусь. Храни вас Господь!».
(Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, восстанавливается)
По групповому «делу рязанских священнослужителей и мирян» отца Леонида приговорили к 5 годам лагерей. Два года священник пробыл в Сиблаге в городе Мариинске, где в начале 1938 года он скончался.
3 июля 1989 года был реабилитирован прокуратурой Рязанской области.
11 апреля 2006 года был определением Священного Синода по представлению Рязанской епархии был причтён к лику новомучеников и исповедников Российских.
Преподобный Нифонт Хиосский, Новый Киновиарх, иеромонах, основатель монастыря Благовещения на Скиатосе, видный представитель движения колливадов, т. н. вождь колливадского рассеяния
Память 28 декабря (Греч.) и в Соборах преподобных отцов-колливадов Афонских (Греч.), Хиосских (Греч.) и Эвбейских (Греч.) святых
В миру Николай, родился в 1736 году в дер. Патрика на острове Хиос. Его воспитывала тетя, т. к. он потерял родителей во время эпидемии чумы. По достижении совершеннолетия Николай отправился в Константинополь, где торговал в лавке, когда-то принадлежавшей его отцу. Вскоре у него появился друг, купец, его соотечественник; через некоторое время товарищ Николая был убит янычаром. Потрясенный гибелью друга, Николай отправился на Афон. Некоторое время он пробыл в Великой Лавре и в скиту Пантократора (совр. Капсала) принял монашеский постриг с именем Нифонт.
Согласно православному греческому писателю А. Пападиамантису (1851-1911), Нифонт с другими монахами подвизался в скиту св. Василия, находящемся высоко на горе, ревностно исполняя послушания и усердно изучая труды святых отцов.
Во второй половине XVIII века начался спор о поминовении умерших в субботу и возникло движение колливадов. В 1772 году о. Нифонта, в то время уже бывшего иеромонахом, избрали представителем движения, и он отправился в Константинополь к патриарху Феодосию II, чтобы передать ему исповедание веры, составленное и подписанное видными колливадами. Патриарх в синодальной грамоте дал примирительный ответ: "...совершающие поминовение усопших в субботу хорошо творят как хранящие древнюю традицию Церкви; те же, которые [делают это] в воскресенье, - не подлежат осуждению". Однако примирительное решение не удовлетворило о. Нифонта, и он сначала отказался принять письмо, сказав, что компромисс не устраивает колливадов. Не устраивал он и их противников, агианнанитов. Патриарх не смог урегулировать конфликт. В результате многие колливады покинули Афон, в их числе и иером. Нифонт вместе с четырьмя учениками.
Отец Нифонт отправился на Хиос, затем на Самос, где жил в монастыре иконы Божией Матери "Живоносный Источник" вблизи Маратокамбоса.
Через год вместе с несколькими иеромонахами отплыл на остров Наксос, где жил в Успенском монастыре. Там о. Нифонт познакомился с прп. Никодимом Святогорцем (1749-1809), а позже остановился на острове Патмос, где вместе со свт. Макарием Нотарой, митр. Коринфским (1731-1805), основал исихастарий Богородицы Куманы с храмом Всех святых в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе. После этого о. Нифонт путешествовал по разным островам и везде воздвигал монастыри в честь Благовещения: на островах Фурни и Икария (Благовещенский монастырь в Лефкаде), через несколько лет - Благовещенский монастырь на острове Скиатос, откуда был родом один из его учеников, Григорий Хаджистаматис, который и предложил основать обитель на его родине, на месте некогда существовавшего монастыря. Вокруг Нифонта стали собираться монахи, и вскоре их количество превысило 80 человек. Насельники этой обители усердно соблюдали монашеские традиции и занимались духовно-просветительской деятельностью: создав библиотеку, сохраняли и пополняли ее новыми книгами, основывали школы и музеи; кроме того, они совершали многочисленные подвиги веры.
(Благовещенский монастырь на о. Скиатос, Греция (Ιερά Μονή Ευαγγελισμού της Θεοτόκου))
Монастырь служил укрытием для партизан-патриотов. Первый национальный греческий флаг впервые был поднят в этом монастыре в сентябре 1807 года. Свидетелями этого события стали 1400 чел. Позже на собрании в г. Архея-Эпидаврос он был объявлен официальным флагом страны. В декабре 1809 года иером. Нифонт предсказал в присутствии шести монахов свою кончину и намеревался отправиться в монастырь Благовещения на Икарии, т. к. хотел быть похороненным именно там, но не успел.
Скончался 28 декабря 1809 года на Скиатосе. В тот день произошло первое чудо, связанное с Нифонтом: монах, долгое время бывший парализованным, исцелился, прикоснувшись к телу усопшего. Иеромонах Нифонт был погребен на кладбище монастыря Благовещения на Скиатосе. В 1812 году были обретены его мощи, источающие благоухание, от них совершались исцеления.