Сегодня Православная Церковь чтит память:
Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом.
Первомученика ап. от 70-ти Стефана, архидиакона (34); прп. Феодора Начертанного, исп. (ок. 840).
Свт. Феодора I, архиепископа Константинопольского (ок. 686), прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426), обретение мощей в 1514 году; прп. Луки, монаха Триглийского; свт. Варлаама (Петрова), архиеп. Тобольского (1802); прп. Вонифатия (Виноградского) Киевского, игум. (1871; Киев.).
Cщмч. Тихона (Никанорова), архиеп. Воронежского и с ним 160 иереев (1919); мц. Антонины Брянских (1937).
Святые дня, молите Бога о нас!
Апостол от 70-ти Первомученик архидиакон Стефан, архидиакон
Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.
Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея - фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион - высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.
В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.
Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом - одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей святого первомученика архидиакона Стефана было около 428 года. После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. 3, 1-21; 7, 50-52; 19, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима. В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.
Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.
Первомученик архидиакон Стефан очень почитаемый святой во всем христианском мире. В его честь воздвигнуто множество храмов и основаны монастыри, в том числе и весьма известные, как например монастырь святого Стефана в Метеорах (Греция).
(монастырь первомученика Стефана, Метеоры, Греция)
Мне милостью Божьей удалось там побывать. Об этом можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/5800.html Тропарь первомученика и архидиакона Стефана
глас 4
Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших.
Ин тропарь первомученика и архидиакона Стефана
глас 3
Апостолом совсельник/ и страстотерпцем первострадалец,/ Христов служитель, прехвальне Стефане,/ первее бо совершив мучения течение,/ безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./ Темже яко апостола и страдальца верховнаго/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.
Кондак первомученика и архидиакона Стефана
глас 6
Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне.
Ин кондак первомученика и архидиакона Стефана
глас 3
Владыка вчера нам плотию прихождаше,/ и раб днесь от плоти исхождаше,/ вчера Царствуяй плотию родися,/ днесь раб камением побивается,/ того ради и скончавается,// первомученик и Божественный Стефан.
Величание первомученика и архидиакона Стефана
Величаем тя,/ страстотерпче святый Стефане,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа претерпел еси.
Молитва первомученику Стефану
Первый во диаконех, первый и в мученицех показался еси, святый Стефане, апостоле, исполнь бо веры и силы во учении и в знамениих велик явился еси, и никтоже возможе противустати премудрости и духу, имиже глаголал еси, лице же твое на сонмищи видено бысть, яко лице ангела. Темже, исполнен Святаго Духа быв, видел еси отверстое небо и славу Божию и Сына человеча, Господа нашего Иисуса Христа, одесную стояща Бога Отца. Таже и от жестоковыйных и убийц иудеев камением пред лицем Преблагословенныя и молящияся о тебе Девы, Матере Его, побиваемь, преклонь колена, возопил еси гласом велиим: Господи, не постави им греха сего! И тако дух твой Господу Иисусу радостно предал еси. Сего ради молитвенника и предстателя тя стяжахом, колена души и сердца нашего преклоньше, тя молим: воздежи руце твои ко Господу, и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас, присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея в день он, страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет души нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков. Аминь.
Преподобный Феодор Начертанный
(Преподобный Феодор Начертанный и брат его исповедник Феофан)
Преподобный Феодор исповедник и брат его исповедник Феофан Начертанные родились в Иерусалиме в семье преподобного пресвитера Ионы. Старшим был Феодор. Он с раннего детства избегал детских забав и любил посещать церковные службы. Вместе с младшим братом Феофаном он был отдан на обучение пресвитеру в Лавре святого Саввы. Оба брата приняли иночество; святой Феодор был возведен в сан пресвитера.
Когда император-иконоборец Лев V Армянин (813 - 820), изгнав благочестивого царя Михаила I Рангава (811 - 813), стал покровительствовать иконоборческой ереси, патриарх Иерусалимский послал обоих братьев в Константинополь для защиты Православия. Прибыв в византийскую столицу, святые исповедники смело выступали в защиту иконопочитания. В словесном состязании Лев V был посрамлен. Он приказал нещадно бить обоих братьев, а потом сослал их в заточение и строго запретил помогать им в чем-либо.
При следующих императорах, Михаиле II (820 - 829) и особенно при яром иконоборце Феофиле (829 - 842), обоих братьев вернули из ссылки и опять уговаривали присоединиться к иконоборческой ереси, но они всё так же твердо и мужественно претерпели все мучения и снова были изгнаны. Но немного спустя их вызвали опять. На этот раз их подвергли жестокому избиению, и, наконец, над ними было совершено невиданное истязание. Раскаленными иглами на их лица нанесли якобы позорящие их надписи - 12 стихотворных строк, в которых о святых исповедниках говорилось как о "сосудах суеверного заблуждения". Отсюда утвердившееся за святыми братьями наименование Начертанных. Перед пыткой святого Феодора городской епарх просил один лишь раз причаститься вместе с иконоборцами, - за это им обещали свободу. Но святой мученик ответил: "Это всё равно, как бы вы сказали: "Мы только отрубим тебе голову, а потом иди, куда хочешь". После пытки святых братьев заточили в местечке Апамее, где святой Феодор скончался около 840 года.
Мощи преподобномученика Феодора были перенесены в Халкидон, где от них совершались исцеления.
Святитель Феодор I Константинопольский, архиепископ
Уроженец Константинополя, вел благочестивую жизнь, был возведен в сан пресвитера и служил в соборе святой Софии, где был также сосудохранителем.
В 676 или 677 году он был избран патриархом Константинопольским, но через два года по клевете был низложен.
Н. Д. Тальберг сообщает о "явном монофелитстве" патр. Феодора, которое и послужило причиной его низложения в 678/679 году. Также он указывает на то, что патр. Феодор был в числе монофелитов, анафематствованных на VI Вселенском Соборе в 681 году.
В 686 году, по смерти патр. Георгия I, Феодор был вновь возведен на патриарший престол.
Скончался ок. 686 или 687 года.
Преподобный Лука, монах Триглийский
Монах, а затем - третий по счёту настоятель монастыря Вати Риакос (Βαθέος Ρύακος), расположенного в Триглии (Τρίγλια) и освященного во имя Господа Иисуса Христа. Почил с миром.
Священномученик Тихон (Никаноров), архиепископ
Память 27 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Воронежских и Липецких святых.
В миру Никаноров Василий Варсонофьевич, родился 30 января 1855 года в селе Кирюга Новгородской губернии семье псаломщика Новгородской епархии.
Первоначально обучался в Кирилловском духовном училище, в 1877 году окончил Новгородскую духовную семинарию и в 1881 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
С 1 августа 1881 года - помощник смотрителя Белозерского училища.
С 25 апреля 1884 года - инспектор Новгородской духовной семинарии.
15 июня того же года пострижен в монашество, 8 июля рукоположен во иеродиакона, а 10 июля - во иеромонаха.
6 декабря 1888 года возведен в сан игумена.
25 декабря 1890 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Новгородской духовной семинарии.
С 21 января 1891 года - настоятель Новгородского Антониевского монастыря.
2 февраля 1892 года хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. Хиротонию совершали в Москве: митрополит Московский Леонтий (Лебединский), преосвященный Нестор (Метаниев), член Московской Св. Синод. Конторы, епископ Дмитровский Александр (Светлаков) и епископ Христофор (Смирнов), настоятель Новоиерусалимского монастыря.
С 20 августа 1899 года - епископ Полоцкий и Витебский.
С 4 июня 1902 года - епископ Пензенский и Саранский. В Пензе в годы его правления открыты были Общество вспомоществования учащим и учащимся в церковных школах епархии (1902), Церковно-певческое общество (1902), пензенский Комитет православного миссионерского общества (1904).
В 1906 году владыка Тихон был необоснованно обвинен исполняющим обязанности пензенского губернатора в «укрывательстве революционеров» за то, что заступился за свою паству и не сместил священнослужителей, которых ошибочно, как выяснилось впоследствии, признавали неблагонадежными. Когда во время беспорядков в Пензенской духовной семинарии был убит ректор, власти закрыли семинарию.
25 июля 1907 года епископ Тихон уволился на покой, а 31 июля того же года стал управляющим Московского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
С 25 июня 1912 года - епископ Калужский и Боровский.
С 13 мая 1913 года - архиепископ Воронежский и Задонский.
8 июня 1917 года за неподчинение власти был арестован и в сопровождении солдат отправлен в Петроград. Архиепископ Тихон пожаловался в Синод, что власти вмешиваются «в дела епархиального управления и в грубой форме предписывали» ему увольнять с прихода одних священников и назначать других, без всяких на то оснований. Синод 14 июня заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, «предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления». Архиепископ Тихон вернулся в Воронеж и вновь вступил в управление епархией.
Участник Всероссийского Поместного Собора 1917/1918 гг. в Москве.
3 февраля 1919 года богоборцы заставили архиепископа Тихона присутствовать при кощунственном вскрытии мощей святителя Митрофана. Христов исповедник дал достойные ответы на все вопросы святотатцев.
В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят белой армией, архиепископ Тихон служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора. Возможностью покинуть Воронеж вместе с войсками генерала Шкуро и уйти на юг, а затем за границу будущий священномученик не воспользовался. Он остался в Митрофановом монастыре, чтобы разделить участь своей паствы, уже стоящей у подножия голгофского креста.
(Благовещенский Митрофанов монастырь - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область, разрушен и разорен в 1955 году)
Согласно устойчивому преданию, на третий день Рождества Христова, 9 января 1920 года, во время совершения богослужения архиепископ Тихон (Никаноров) был повешен на Царских вратах монастырского Благовещенского собора. (Другие источники датой его кончины указывают 27 февраля 1920 года.)
По сведениям епископа Сергия (Петрова), отпевание и погребение высокочтимого иерарха было совершено епископом Острогожским Владимиром (Шимковичем) в сослужении с епископом Новохоперским Модестом (Никитиным) 2 марта 1920 года. Верный воин Христов погребен был в склепе Благовещенского собора.
В августе 1956 года, после варварского разрушения коммунистами собора и Благовещенского монастыря, святые мощи архиепископа Тихона были перезахоронены на городском Коминтерновском кладбище, а в 1993 году перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова монастыря.
Добрый человек. Проповеди говорил просто и доступно.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских 20 августа 2000 г.
Тропарь
глас 5
Подвигом добрым свидетельства Христова подвизался еси, течение земнаго пути предивно скончав, веру истинную непорочно соблюл еси, нивочтоже вменив козни духа вселукаваго, священномучениче Тихоне всебогате, моли Подвигоположника Христа подати нам крепости духовныя во спасение душ наших.
Кондак
глас 2
Тихостию Божественного Духа украшен еси, шествовал путем архипастырского служения, яко добрый Пастырь душу свою за овцы стада Христова положил еси, кровию своею аки живительною влагою землю Воронежскую напоив, указал еси нам верен путь ко спасению, по немуже шествовати неуклонно ны научи, Тихоне священномучениче преславне.
Величание
Величаем Тя,/ священомучениче Тихоне,/ и чтем честная страдания твоя,/ яже за Христа во утверждение на Руси Православия\ претерпел еси.
Преподобный Ферапонт Белоезерский, Можайский (1426), обретение мощей
Тело преподобного Ферапонта было погребено в Лужецкой обители у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. Позже на месте погребения был построен храм в честь преподобного Иоанна Лествичника, переименованный в 1720 году во имя преподобного Ферапонта.
Почитание его началось вскоре после преставления. В 1502 году вновь отстроенный Богородице-Рождественский собор Ферапонтова монастыря был расписан знаменитым иконописцем Дионисием с сыновьями Владимиром и Феодосием.
На южной стене собора над захоронением преподобного Мартиниана уже тогда была изображена фреска с припадающими к престолу Богородицы Ферапонтом и Мартинианом - заступников и молитвенников за обитель.
В 1514 году были обретены нетленные мощи святого Ферапонта, прославленные многочисленны¬ми чудотворениями. Канонизация преподобного Ферапонта состоялась после Московского Собора 1547 года, на одном из соборов между 1549 и 1551 годами, когда игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию житие и свидетельство святости угодника Божия.
Мощи святого впоследствии почивали под спудом в соборной церкви Лужецкого монастыря. В 1812 году наполеоновские войска учинили в нем разгром, пожар и осквернение. Тогда исчезла серебряная рака над захоронением Ферапонта, пропало и житие его, однако сами мощи не были тронуты, так как они находились под спудом. В конце XIX века житие святого было вновь составлено по рукописным сказаниям в архиве Лужецкого монастыря, собранным его настоятелем архимандритом Дионисием.
Имя святого Ферапонта закрепилось не только в названии основанных им монастырей, но также в бывшая подмонастырской слободе, которая стала селом Ферапонтовым, и в части Бородаевского озера, которая прилегает к монастырю и называется Ферапонтовским, или Монастырским озером. В честь преподобного освящена одна из надвратных церквей Ферапонтова монастыря. Среди икон, изображающих святого Ферапонта, самым древним является сохранившийся храмовый образ из надвратной церкви.
Житие святого существует в виде нескольких рукописных списков и кратких популярных их редакций. Наиболее полным считается список, хранившийся в Санкт-Петербургской духовной академии. Эта рукопись, как считал историк В. О. Ключевский, была составлена иноком Ферапонтова монастыря Матфеем в середине XVI века во время Макарьевских соборов по канонизации русских святых.
Тропарь
глас 4
Житием чистым просветився, в молитвах и постех пустыни явился еси доброе прозябение и, духовному твоему учителю последствуя, ум свой к Небесным управль, стаду твоему наставник был еси, тем тя молим, отче Ферапонте, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак
глас 4
Преблагий Спас наш Христос умножил есть милость Свою к нам, даровав нам в заступника и целителя преподобнаго отца нашего Ферапонта, иже просвещает нас образом святаго жития своего и ныне молитвами своими ограждает обитель свою от врагов и от разрушения, страну сию от глада и напрасный смерти, чтущих же память его всех от болезней и от лютых страстей.
Мученица Антонина Брянских
Антонина Арсеньевна Брянских (сестра епископа Парфения (Брянских) родилась в 1891 году в Иркутске в семье мещан. 17 ноября 1937 года она была арестована в Архангельске за то, что «участвовала в тайных богослужениях».
29 декабря 1937 года Антонина Арсеньевна по обвинению «контрреволюционная агитация, активная участница контрреволюционной группировки церковников» была приговорена ОСО тройки при УНКВД к высшей мере наказания.
Мученица Антонина (Брянских) была расстреляна 9 января 1938 года.
28 июля 1989 года была реабилитирована по 1938 году репрессий.
Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 21 августа 2007 г.
Святитель Варлаам (Петров-Лавровский), архиепископ Тобольский и Сибирский
Память 27 декабря и в Соборе Сибирских святых
В миру Петров-Лавровский Василий Петрович, родился около 1729 года в Москве, в семье Петра Шапошникова, служившего иподиаконом, впоследствии священником в Московской церкви во имя Космы и Дамиана. Младшим братом его был будущий митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил.
Из-за болезни ног Василий оставил обучение и занялся иконописью, затем поступил послушником в Александро-Невскую Лавру где находился под руководством схимонаха Досифея. Здесь он принял монашеский постриг и вскоре был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха.
В 1764 году Псковский епископ Иннокентий пригласил его на должность игумена Псковского Елеазарова монастыря.
В 1768 году в сане архимандрита настоятельствовал в Новоторжском Борисоглебском монастыре.
5 октября 1768 года был хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского. Прибыл в Тобольск 8 марта следующего года. С назначением епископа Варлаама «кончилась в Тобольске митрополия, существовавшая ровно сто лет», при этом за Тобольским преосвященным было оставлено право ношения митры с крестом наверху и голубой, с источниками, митрополичьей мантии. При этом владыка Варлаам оставался епископом, и лишь 6 ноября 1792 года был возведен в сан архиепископа.
Владыка Варлаам отличался неутомимой деятельностью по распространению духовного просвещения в Сибири, особенно заботился о Тобольской духовной семинарии. В 1770 году семинария была переведена из архиерейского дома в Тобольский Знаменский монастырь, значительно расширился курс преподаваемых наук, - введено было преподавание греческого и татарского языков, математики, физики, высшего красноречия, географии, медицины, - семинария получила хорошее по тому времени материальное обеспечение. 23 марта 1780 года совместными усилиями епископа Варлаама и Иркутского епископа Михаила была учреждена Иркутская духовная семинария. При 2 сибирских семинариях были собраны богатые для своего времени библиотеки, в которых помимо книг на русском и иностранных языках хранились уникальные рукописи.
Много внимания владыка Варлаам уделял миссионерской деятельности. В 1769 году он отправил в Пекин миссию и при ней 3 воспитанников Тобольской духовной семинарии для изучения китайского языка. В 1788-1789 годах по его благословению игумен Мисаил предпринял большое миссионерское путешествие в Туруханский край для восстановления Православия у остяков. В 1794 году владыка оказал помощь в снаряжении миссии из 10 иноков под начальством Валаамского иеромонаха Иоасафа (Болотова), отправившейся на Американский континент. Тобольскому епископу пришлось затратить много усилий для противодействия распространявшемуся в Сибири старообрядческому расколу. За годы управления владыкой Тобольской епархией самосожжения старообрядцев случались крайне редко.
Большое внимание владыка Варлаам уделял иконописанию. Строго наблюдал за качеством привозимых в его епархию икон, обращался в Синод с прошением «запретить писать и вывозить в Сибирь иконы без освидетельствования их местными архиереями». Поскольку большинство икон поступало из Суздальской епархии, Синод направил указ Суздальскому епископу Тихону о строгом контроле над местными иконописцами. В Тобольске епископ Варлаам допускал ко святому делу писания икон только после получения иконописцем специального аттестата, для чего необходимо было представить работы самому архиерею. В 1800 году в Тобольской духовной семинарии владыкой был открыт класс рисования. Он и сам писал иконы и картины; Н. А. Абрамов видел икону Божией Матери, написанную епископом Варлаамом, этой иконой архиерей благословил туринского воеводу Панаева.
При владыке Варлааме в Сибири значительно расширилось храмоздательство. Каменные церкви были построены в Тюмени, Ишиме, Кургане, Томске, Кузнецке, Барнауле, Енисейске, Канске и других городах. По его ходатайству в 1783 году был учрежден Абалакский Знаменский монастырь. Его первым настоятелем стал игумен Маргарит, под руководством которого были построены Тобольский архиерейский дом и колокольня Софийско-Успенского собора в Тобольском кремле. Сам же собор был при епископе Варлааме отремонтирован и 20 июля 1787 года освящен.
В годы управления владыкой Варлаамом Сибирской епархией на жителей Тобольска несколько раз обрушивались стихийные бедствия, наиболее разрушительными были наводнение 1784 года и пожар 1788 года. В эти дни архипастырь много трудов положил для того, чтобы утвердить в горожанах надежду на милость Божию, помогал пострадавшим деньгами.
Скончался 27 декабря 1802 года в Тобольске. По завещанию был погребен в Златоустовском приделе Тобольского кафедрального собора, рядом со святителем Иоанном (Максимовичем) Тобольским, чью память он особо чтил и которому стремился подражать.
Современники называли его «мужем евангельской кротости и праведной жизни». Святитель подолгу молился, был строгим постником, спал на голых досках и любил уединение, для молитвы иногда удалялся в Междугорский Иоанновский мужской монастырь. Сохранились свидетельства о том, что Господь сподобил владыку Варлаама даров прозорливости и утешения находящихся в скорбях.
Почитание, мощи
Канонизация святителя Варлаама состоялась в 1984 году, когда по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собору святых, в земле Сибирской просиявших, куда было включено и его имя.
В августе 2005 года, при реставрации Софийско-Успенского собора, во время работ по вскрытию полов, было найдено захоронение и произошло обретение мощей святителя Варлаама. 26 августа по благословению архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) перед вскрытием захоронения был отслужен молебен святителю. Работы по разборке гробницы и обретению мощей святителя продолжались три дня. При встрытии склепа на внутренней стороне была обнаружена оловянная табличка с надписью: "Преосвященный Варлаам, архиепископ и кавалер; правивший Тобольскою епархиею 34 года. Уроженец Московский. Постриженец Киевский. Преставился 1802 года декабря 27 дня. 73 лет".
30 августа обретенные мощи святителя были помещены в гробницу и с этого времени находились на клиросе у алтаря северного придела в честь свт. Иоанна Златоуста Софийско-Успенского собора.
(Святитель Варлаам (Петров-Лавровский), архиепископ Тобольский и Сибирский, рака с мощами у северного придела в честь свт. Иоанна Златоуста Софийско-Успенского собора г. Тобольска)
2 марта 2013 года мощи в деревянной резной раке были выставлены для поклонения у стены Софийско-Успенского собора с изображением святителя Варлаама и его небесного покровителя преподобного Варлаама Хутынского.