08 (21) августа 2023 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Aug 21, 2023 06:02

Продолжение...

Преподобный Варлаам Чикойский (мест. Сибир.)



Память 23 января в день преставления, 5 октября в день монашеского пострига, 8 августа в день обретения мощей и в Соборе Сибирских святых

В миру Василий Надежин, родился в 1774 году в семье крепостных дворовых крестьян. Исполняя родительскую волю, женился, но, видя в своей бездетности особый Божий Промысл, в 1811 году ушёл подвизаться в Киево-Печерскую Лавру.
Не имея паспорта, Надежин был признан бродягою и сослан в Сибирь.

В 1814 году он дошёл до Иркутска, а в 1820 году удалился в горы близ селения Урлук. В Чикойский горах он поставил келью, срубил деревянный крест, положив основание монастырю. Весть о необычном пустынножителе стала быстро распространяться: собралась братия, желающая разделить с пустынником подвижнические труды, стали приезжать паломники, посещать пустынь именитые граждане.
В 1828 году принял монашеский постриг с именем Варлаам в Селенгинском Троицком монастыре по благословению епископа Иркутского Михаила. Через два года был рукоположен во иеромонаха.

С посвящением его в 1839 году в сан игумена начинается расцвет основанного им Иоанно-Предтеченского монастыря: строятся монастырские храмы, организуется подсобное хозяйство, ведется просветительская деятельность среди местного населения и миссионерская работа среди раскольников и иноверцев.
Скончался в 1846 году. Был погребен напротив алтарного окна с южной стороны придела иконы Всех скорбящих Радость Иоанно-Предтеченского храма обители.

Почитание

После кончины игумена Варлаама, по его молитвам стали совершаться различные чудеса. Через полвека он начал почитаться в лике местночтимых святых. На протяжении всех лет советской власти в уже полуразрушенный Чикойский монастырь стекались жители близлежащих сел, прося у угодника Божия исцелений от болезней и разрешения жизненных проблем.

В 1998 году возрос интерес к истории Иоанно-Предтеченского монастыря и его основателю пустынножителю Варлааму, в Чикойских горах неоднократно проводились археологические раскопки. В июле 1999 года состоялись выездные Иннокентьевские чтения, чьи участники во главе с епископом Читинским Иннокентием посетили развалины монастыря и изложили мнения по поводу нахождения мощей преподобного. В июне 2002 года на руины отправилась экспедиция в составе настоятеля Улан-Удэнского Троицкого храма священника Евгения Старцева и краеведов А. Д. Жалсараева и А. Д. Тиваненко, которые отыскали место погребения обозначенное в жизнеописании пустынника Варлаама составленном святителем Мелетием Рязанским. После получения Патриаршего благословения, 21 августа того же года к монастырю отправилась экспедиция во главе с епископом Читинским Евстафием. Раскопки растянутся далеко за полночь. Под молитвенное пение уже глубокой ночью были обретены мощи преподобного вместе с его деревянным настоятельским крестом. Впоследствии мощи были положены в Читинском Казанском кафедральном соборе, в приделе благоверного князя Александра Невского.

Тропарь
глас 3
Ангельски на земли поживши и со ангельскими лики на небеси ныне присно ликующих святых, в Земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, преподобне отче Варлааме, подвиги твоими, яко звезды, тьму полунощных стран озаривый, ты моли о нас предвечнаго Бога.

Кондак
глас 2
Чистотою душевною божественне вооружився, и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко, поборал еси бесовская ополчения, Варлааме, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Праведный Филарет, Ичалковский чудотворец



Праведный Филарет, Ичалковский чудотворец родился в 1835 году селении Ичалки, тогда Нижегородской губернии, и при святом крещении наречён Филиппом. Будучи третьим сыном в зажиточной семье Симеона и Акилины Кулаковых, он получил добрую науку благочестивой жизни. Старшие братья Филиппа стали монахами, и подвизались в Свято-Толгском монастыре Ярославской губернии.
Желая с младенческих лет монашеского жития, Филипп в день своей свадьбы, по договору с невестой, оставил родительский дом и удалился за 6 вёрст от села на правое побережье реки Алатырь.
Вскоре труды подвижника были прерваны основанием неподалёку от его келии поселка Крутая Гора, и Филипп удалился в Саровскую пустынь, где принял монашество с именем Филарет.

После возвращения из Сарова, монах Филарет вновь поселился на пустынном берегу реки Алатырь и предался монашеским трудам и молитвам.
Не может укрыться светильник, стоящий на верху горы. Вскоре люди, стремящиеся к духовному руководству, стали приходить к Филарету и спрашивать его духовного совета. Очевидцы вспоминают мудрость и простоту советов старца, его прозорливость и нелицеприятие.
Во все воскресные и праздничные дни монаха Филарета видели в храме, на богослужении. Однажды старец пришел в храм с другого берега реки в Благовещение, приходившийся в самый разлив воды неведомым образом: моста через реку Алатырь ещё не было.
Когда в 1894 году пожар полностью уничтожил старый сельский храм, и жители решились воздвигнуть в 1902 году новый, стоящий поныне Михаило-Архангельский храм, старец Филарет был настоятелю верным и усердным помощником.



Под конец жизни старца его постигла некая болезнь в виде крупной опухоли на губе. Ему была предложена операция, но Филарет отказался, говоря: “Это райские цветы, и мне ли их уничтожать”.

На 78-м году жизни - 21 августа 1913 года старец мирно почил о Господе и был похоронен в ограде любимого им при жизни Ичалковского храма.



(Церковь Михаила Архангела - Ичалки - Ичалковский район - Республика Мордовия, здесь в раке почивают мощи святого Филарета)

Канонизация праведного Филарета Ичалковского прошла в Михаило-Архангельском храме г. Ичалки 21 августа 1999 года при большом стечении духовенства и народа. Богослужения возглавил Преосвященнейший ВАРСОНОФИЙ, Епископ Саранский и Мордовский.

Преподобный Евфимий Многотрудный (Мчеделашвили) (Еквтиме Натлисмцемели; груз. ნათლისმცემელი - Креститель), архимандрит, настоятель монастыря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф



В 1775 году был назначен настоятелем монастыря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи. В жалованных грамотах монастыря его поминают именем "многотрудный".

8 июня 1778 года попал в плен к дагестанцам; преподобный был освобожден царевичем Георгием (впосл. груз. царь Георгий XII (1798-1800)).
В 1780-х годах, в период настоятельства преподобного в Натлисмцемели, обитель окрепла. Он вновь отстроил сожжённое дагестанскими налётчиками село Хашми, посадил там редчайший виноградник и устроил мельницу; украсил монастырь и расширил его поместья. По его благословению в обители интенсивно переводилась духовная литература, переписывались редчайшие книги. Святой Евфимий обучил нескольких учеников философии и богословию.
Евфимию Многотрудному принадлежит акафист св. Нине, просветительнице Грузии, созданный по благословению еп. Ниноцминдского Саввы (Тусишвили) и написанный с учетом характерных для грузинских гимнографии способов стихосложения. Поэтическая фактура в основном опирается на метафрастическую редакцию Жития св. Нины, выделяется риторический стиль песнопения. Во всех изданиях его автором ошибочно назван еп. Савва (Тусишвили).

Преподобный Евфимий был знаком или состоял в дружеских отношениях со мн. общественными и духовными деятелями Грузии, в частности с еп. Некресским Амвросием (Микадзе). Его ученики, подвизаясь в разных уголках Грузии, не забывали своего учителя. Так, служивший в монастыре Икорта прот. Антоний навещал преподобного несколько раз в год.
В 1797 году в Тбилиси вспыхнула эпидемия чумы. Жители города устремились за город. Монахи-отшельники оставили свои уединённые кельи и под руководством прп. Евфимия явились страждущим больным, обессиленным от голода и болезни: ухаживали, кормили, утешали их.

Скончался преподобный в 1804 году.
Царевич Иоанн Багратиони в сочинении «Калмасоба» характеризует Евфимия Многотрудного как замечательного деятеля своего времени, знатока и ценителя литературы, преподававшего философию и богословие в монастырской школе. Преподобный Евфимий упоминается в колофонах различных рукописей, первые сведения сохранились под 9 июня 1776 г.

Священномученик иерей Николай
(Шумков Николай Николаевич, +21.08.1937)



Память 8 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 4 ноября 1886 года с. Слуда Яренского уезда Вологодской губернии (ныне с. Слудка Сыктывдинского района Коми) в семье диакона Слудской Спасской церкви. Старший брат Николая - Александр (1869-1931).

В 1904 году был выпущен из 2-го класса Вологодской духовной семинарии.
С 21 марта 1906 года - псаломщик в Слудской Спасской церкви, учитель пения в Слудской церковно-приходской школе.
В 1912-1913 годах - законоучитель в Прокопьевском земском училище.

16 августа 1913 г. был определен к Успенской церкви с. Помоздино Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии.
29 сентября 1913 года рукоположен во диакона епископом Великоустюжским Алексием (Бельковским).
В 1914 - 1918 годах - законоучитель Скородумского и Вольдинского земских училищ.
Был рукоположен во священника вскоре после 1918 г.

В 1929 годы был арестован в Усть-Куломском уезде по обвинению в "неуплате госсбора по землеустройству". Тройкой при УНКВД Коми АССР был приговорен к 4 месяцам принудительных исправительных трудовых работ. После освобождения продолжал служить в Усть-Куломском уезде.
В 1931 году был арестован за "невыполнение мясопоставок". Вскоре был освобожден.

Служил настоятелем Ильинского храма Сыктывдинского района Коми, затем настоятелем Вознесенского храма селы Ыб того же района.



(храм Вознесения Господня, село Ыб, Республика Коми. Дата постройки между 1825-1830гг.)

14 августа 1937 года был арестован по обвинению в "активной к/р деятельности, систематическом распространении слухов о скором развале колхозов и падении Советской власти, называя ее грабительской, доказывает о голоде и наличии принудительного труда". Виновным себя не признал.

19 августа 1937 года тройкой при УНКВД Коми АССР был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 21 августа 1937 года в окрестностях г. Сыктывкара. Погребен в безвестной могиле.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Преподобномученик иеромонах Иосиф
(Баранов, +21.08.1918)

Преподобномученик иеромонах Иосиф (Баранов) родился в 1861 году. Известно, что он служил на подворье Ярославского Толгского монастыря в городе Рыбинске Ярославской губернии, и даже выполнял обязанности заведующего этим подворьем. 20 августа 1918 года отец Иосиф был увезен с подворья и на следующий день был найден убитым на реке Черемхе. Сведения о том, что он был расстрелян богоборческой властью, поступили в Комиссию по гонениям на Русскую Православную Церковь при Священном Соборе от членов Ярославского Епархиального совета.

Преподобномученик Иосиф был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года, указом Священного Синода от 17 июля 2001 года.

Преподобный Григорий Синаит



Память 8 августа и в Соборе Афонских преподобных.

Родился в конце 1260-х годов столетия в Малой Азии: либо в селе Кукуле, либо в приморском поселении Клазомены около Смирны. В молодости был пленен османскими турками, напавшими на его родное село. Из плена его выкупили лаодикийские христиане, на которых произвело огромное впечатление исполнение церковных песнопений пленниками, отпущенными турками в храм, ближайший от военного лагеря.

В дальнейшем житие преподобного связывается с местами монашеских поселений: остров Кипр, гора Синай, Палестина, Критская пустынь, Афон, Парорийская пустынь, снова Афон, и снова Парория. Из этих мест особо следует отметить гору Синай и Афон. На Синае преподобный был пострижен в малую схиму. Здесь он вел истинно подвижническую жизнь, за что и получил наименование Синаита. Самоотверженное послушание, смирение, пост, почти неусыпная молитва (иногда на вершине горы Синай, где вспоминался Моисей Боговидец), усердное чтение Священного Писания, ежедневная исповедь игумену всех своих греховных помыслов, монастырский труд, а в промежутках - переписывание священных книг с искусством каллиграфа…

В "Добротолюбии" читаем, что, придя на Афон, преподобный нашел там "многих отцев, кои украшались познаниями и чистотой нравов, но прилежали только о деятельной жизни, о хранении же ума, точном безмолвии и созерцании так мало были сведущи, что даже и наименований сих не понимали". И вот святой Григорий, видя все это, разгорелся "ревностью и начал учить трезвению, блюдению ума и умной молитве не только безмолвников, уединенно живших, но и всех киновитов".

По одной из версий, преподобный на Афоне основал монастырь Григориат, однако к концу XX века общепринятым стало мнение, что монастырь основали ученики святого, что подтверждается отсутствием упоминаний об основании им монастыря в его Житии, службе ему, синаксарях и других источниках.

Скончался преподобный Григорий первой половине XIV века (предположительно в 1346 году, некоторые источники называют 1300 или 1310 год) в своей так называемой "Скрытной" (Парорийской) обители, основанной в горах Македонии для строгих последователей его жизни.

Подробное Житие прп. Григория Синаита можно прочитать тут:
http://www.saint-athos.com/2010/10/26/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D1%82/

Сведения о жизни святого Григория на русском языке имеются в двух редакциях его жития: в "Афонском патерике", где дается перевод с греческого жития, написанного Никодимом Агиоритом (Святогорцем), и житие преподобного, описанное его учеником святым Каллистом, патриархом Константинопольским.

Творения

Как при своей жизни святой Григорий учил внутреннему деланию, так и после кончины своими творениями "прекрасно и полно изображает деятельный способ умносердечной молитвы". До нашего времени сохранились пять творений преподобного. Творения эти следующие:

1. Весьма полезные главы, расположенные акростихами (137 глав).
2. Другие главы: О страстном изменении. О добром изменении. Об искушениях во сне (7 глав).
3. Обстоятельное рассуждение о безмолвии и молитве, сверх того о признаках благодати и прелести, и о том, какое различие горячности и энергии и как легко впасть в прелесть без руководителя (10 глав).
4. О безмолвии и двух образах молитвы. Каким образом следует совершать молитву. О дыхании. Каким образом следует петь псалмы. О прелести. О чтении (15 глав).
5. О том, как безмолвствующему надлежит сидеть при молитве и не оканчивать ее поспешно. Каким образом следует читать молитву. Каким образом следует удерживать ум (от рассеянности). Как надобно устранять помыслы. Как следует петь псалмы. К некоему спрашивающему относительно обуздания чрева. О прелести и о многих предметах (7 глав).

В середине нашего века все они были заново переведены с греческого языка на русский владыкой Вениамином (Миловым). Текст этого перевода в машинописи хранится в библиотеке Московской духовной академии.

Преподобный известен и как замечательный песнословец. Ему принадлежат припевы "Достойно есть" к канону Пресвятой Троицы, читаемому на воскресной полунощнице; канон святому Кресту; в канонике (1407 г.) преподобного Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 года) находится "Канон умиленный ко Господу Иисусу Христу, творение Григория кир Синаита" (ГПБ, ф. Кир. м-ря).

Тропарь
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Мученики Елевферий и Леонид



Мученики Елевферий и Леонид были брошены в младенческом возрасте в огонь во время одного из гонений на христиан.

Святой мученик Стиракий

О святом мученике Стиракии известно только то, что он скончался от меча.

Мученик Триандафил Фессалоникский, Константинопольский



Святой Триандафилл родился в 1662 году в деревне Загора в Пелионе. Его родители были набожны и с раннего детства учили своего сына верить в Бога и жить по Его воле. С юных лет Триандафилл с глубокой радостью посещал сельскую церковь, где обычно с большим старанием помогал священнику и сельскому певчему. Особое благоговение он испытывал к нашей Пресвятой Богородице и святому Георгию, и поэтому часто обращался к ним с молитвой, чтобы хоть как-то унять боль в трудные минуты своей жизни. Вскоре его родители умерли, и молодой Триандафилл остался круглым сиротой.

Чтобы хоть как-то выжить, он стал искать работу. Случилось так, что какой-то капитан взял его на свой корабль матросом. Этот корабль совершал плавания по северной части Эгейского моря, занимаясь перевозкой грузов. Временами моряки, многие из них были турками, хорошо относились к святому, но иногда были грубыми, дразнили и высмеивали его, потому что он был весьма благочестивым человеком. Но Триандафилл не терял мужества, а продолжал молиться с еще большим пылом, возлагая все свои надежды только на Бога.

Как-то корабль пристал в порт Константинополя. Тогда турки под разными предлогами стали придираться к святому. Ненавистники направились к уполномоченному султана и стали клеветать на Триандафилла, говоря, что он якобы принял решение стать мусульманином, а потом передумал, не сдержав своего слова, оскорбляя, таким образом, веру пророка Мухаммеда. В то время любой изъявивший желание стать мусульманином человек, а впоследствии изменивший своему слову, считался предателем, и агарины (так называли греки мусульман) сажали такого человека в тюрьму, где он подвергался мучительным пыткам. Так они заставляли его обратиться в ислам, а в случае неподчинения казнили. Таким образом, арестованному по ложным обвинениям мученику Триандафиллу вскоре пришлось предстать перед турецким владыкой. Тот стал уговаривать его отречься от христианской веры, чтобы избежать предстоящего наказания. Но святой мужественно заявил: “Я никогда не отрекусь от Бога истинного и Спасителя моего Иисуса Христа!”

Тогда агарины избили мученика и подвергли его самым ужасным пыткам, чтобы обратить его в ислам. Видя его мужество и твердость в вере, они вскоре поняли, что им не удастся сделать его мусульманином. Потому они отвели его на Константинопольский ипподром, где тысячи христиан были убиты и пролили свою кровь во славу Господа нашего, и обезглавили святого. Ему было всего 18 лет. Это произошло в августе 1680 года.



Спустя три столетия в деревне Загора был возведен священный храм, построенный в честь преподобномученика Триандафилла, а память его празднуется нашей Церковью каждый год 8/21 августа.
(по материалам: http://www.pemptousia.ru)

Мученик Анастасий Болгарин, Солунский

Анастасий Болгарский, Струмицкий, Солунский (греч. ̓Αναστάσιος ἐκ Βουλγαρίας) (1774 - 1794), мученик.
Память 8 августа (Греч.), 29 августа (болг., македон.).

Родился в 1774 году в с. Радовиш провинции Струмица. Занимался оружейным ремеслом, по сведениям из греч. источников, торговал одеждой.

Когда юноше было 20 лет, ему случилось побывать у своего учителя в Солуне (Фессалониках). Мастер захотел сбыть несколько одежд без уплаты налога. Он уговорил ученика одеться турком и выйти за город. Сборщики налогов (хараджи) остановили его и потребовали письменного свидетельства (тескэре) об уплате налога. Юноша отвечал, что он турок. Тогда сборщики потребовали от него прочитать салават - магометанскую молитву. Юноша смутился и молчал. Его повели к начальнику, который, допросив мученика, предложил ему потурчиться. Юноша отказался, и его отвели к главному сборщику. Чиновник пытался сначала обольстить, затем запугать мученика, но тот, признав свою гражданскую вину, ни за что не соглашался изменить святой вере. Сборщик податей дал знать об этом муфтию. Тот ответил: "У тебя в одной руке меч, в другой закон; употребляй, что хочешь". Это значило, что по закону сборщик должен был взять с юноши пошлину, но тогда он по суду муфтия не последователь Магомета, вооруженный мечом.

Получив такой ответ, начальник хараджа препроводил юношу к местному мулле вместе с пятью турками, которые должны были свидетельствовать, что христианин хулил магометову веру. На обличения свидетелей в хуле на Магомета мученик честно отвечал, что он не хулил его, но признает показываемую хулу за верную оценку Магомета. Его предали мучениям и приговорили к повешению. По дороге к виселице мученика продолжали уговаривать отступить от веры, он же, истерзанный и измученный, упал на дороге и скончался 8 августа или 29 августа 1794 года.

Священномученик Сергий Бондаренко, Чернобыльский, протоиерей



Уроженец Чернобыльщины.
Принял священный сан в Киево-Печерской Лавре в 1907 году и был направлен проходить служение в родной город Чернобыль. Верующие любили своего пастыря, доброго и ревностного, заслужившего уважение среди людей.

В 1933 году был арестован по ложному обвинению и три года отбывал наказание в тюрьме.

По освобождении в 1937 году был назначен настоятелем Ильинского храма в Чернобыле. В том же году ему снова был предъявлен ряд обвинений, одно из которых состояло в том, что батюшка просил не закрывать православные храмы. Власти обещали отпустить его, если в канун Пасхи он скажет прихожанам, чтобы они не верили в Бога. На Пасху батюшка вышел к пастве со словами: "Христос Воскресе!" и освятил пасхальные куличи. После этого был арестован. Его мучили, требуя отречься от Бога, но отец Сергий терпеливо перенес все скорби и страдания. Был расстрелян 21 августа 1937 года. Место его погребения на начало XXI века было неизвестно.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 июня 2011 года был причислен к лику местночтимых святых Киевской епархии как священномученик Сергий Чернобыльский. Днем его памяти был установлен день мученической кончины. В день 26-й годовщины Чернобыльской катастрофы, 26 апреля 2012, наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь) возглавил в Чернобыльском Ильинском храме торжественное прославление святого.

***
Буду рад видеть вас в моем телеграмм-канале Zаписки упрямого ослика о православии, путешествиях и размышлениях о событиях в мире.

Ссылка: https://t.me/FilinDmitry

Жития святых

Previous post Next post
Up