31 июля (13 августа) 2023 года. Заговение на Успенский пост. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Aug 13, 2023 09:02

Продолжение…

Священномученик Правдолюбов Николай Анатольевич



Память 31 июля, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Соловецких и в Соборе Рязанских святых

Родился 30 апреля 1892 года в семье протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова (+ 1937) в городе Касимове Рязанской губернии. Семья о. Анатолия была глубоко верующей, и будущий о. Николай получил православное воспитание.



(Священномученик протоиерей Анатолий Правдолюбов - о нем можно почитать тут: https://filin-dimitry.livejournal.com/1321569.html)

После начального образования Николай поступил в Рязанскую духовную семинарию, которую окончил в 1913 году. Осенью по возвращении в Касимов он стал преподавать в церковно-приходской школе села Селищи у протоиерея Михаила Дмитриева (+ 1937), который приходился ему двоюродным братом.

В 1914 году началась война, и Николай Анатольевич был призван в армию, учился в военном Алексеевском училище и с 1916 года воевал на фронте с немцами в чине подпоручика. Во время одной из атак немцев он был отравлен газом. Последствия отравления сказывались на его здоровье всю жизнь: травма была такой, что половина лица даже пот не источала. В результате этого ранения он попал в госпиталь, где в 1917 году по состоянию здоровья был демобилизован из армии и вернулся в Касимов.



(Священномученик Правдолюбов Николай Анатольевич, 1915 год)

В 1919 году Николай Анатольевич женился на Пелагии Ивановне. У них было пятеро детей: Татьяна, Николай (умер вскоре после рождения), Алексей, Елена, Николай.
В том же 1919 году Николай Анатольевич был мобилизован в ряды Красной Армии. Он был кадровым военным, а из царской армии его демобилизовали еще до переворота, и, видимо, новая власть, испытывая потребность в офицерах по образованию и воевавших, сочла возможным призвать на службу офицера старой армии. В новой армии к царскому офицеру отнеслись очень недоброжелательно. Известен такой случай: кто-то из однополчан крикнул: «Он - белый офицер! Топите его!» И будущего о. Николая стали топить. Только чудом он избежал гибели.

Его направили под Оренбург, где в составе 4-й армии он служил инженером и заведовал снабжением. После взятия Уфы направлен на юг против армии Деникина. Там он заболел тяжелым возвратным тифом и в 1921 году был демобилизован. Вернувшись в родной город, Николай Анатольевич стал начальником паспортного стола, но и здесь отношения с новой властью у него не сложились.
2 февраля 1922 года рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в селе Даневе Касимовского уезда Рязанской епархии, где до этого служил его отец, которому пришлось уехать из Данева, потому что Успенский храм в Касимове оказался под угрозой закрытия, ввиду якобы аварийного состояния и отсутствия священника. В Даневе о. Николай служил пять лет.

Это было тяжелое время. Дом и храм сгорели и были отстроены заново. О гонениях того времени свидетельствует запись священномученика Николая в «Летописи о церкви», составленная им во время его служения:

"Служение началось при исключительно неблагоприятных условиях - голод, тиф, религиозный индифферентизм пасомых, нападки безбожников и сектантов...
В 1924 году Комиссией по изъятию церковных ценностей было взято из храма:
1. Дарохранительница серебряная позлащенная.
2. Потир с полным прибором серебряный позлащенный.
3. Крест серебряный напрестольный.
4. Евангелие малое серебряное.
5. Серебряный оклад с большого Евангелия.
6. Кадило серебряное.
С 1926 года стало замечаться пробуждение религиозного сознания прихода. В сем же году предоставилась возможность на добровольные пожертвования начать ремонт храма - была покрашена крыша храма, обшиты стены и свод церковный, ремонтирована и пополнена ризница. Храм к общей радости всех верующих принял прежний благолепный вид.
В августе 1927 года, ко дню храмового праздника Усекновения главы Предтечи Христова Иоанна, возобновлен был весь иконостас, масляной краской покрашены стены и свод Предтеченского алтаря и реставрирована живопись в алтаре. Этот ремонт произведен был исключительно на добровольные пожертвования прихожан, из церковнаго ящика не было затрачено ни одной копейки.
Писал сие непосредственный заместитель протоиерея Анатолия Правдолюбова, прослуживший в сем храме с 20 января 1922 года по 20 сентября 1927 года (старого стиля),
Священник НИКОЛАЙ ПРАВДОЛЮБОВ".

На утешение детям в Даневе был огромный яблочный сад, возрожденный и ухоженный священномучеником Анатолием. По рассказам дочери Татьяны, этот сад был большим подспорьем в те голодные годы.

В 1927 году храм был закрыт, и о. Николаю с семьей пришлось опять переехать в Касимов. Из-за угрозы закрытия и отсутствия священников его определили служить в Пятницкой церкви Казанского женского монастыря города Касимова.
Казанский монастырь тоже закрыли и разрушили, и о. Николай служил в Касимовской Никольской церкви вместе с о. Иаковым. Он был слепым, поэтому все требы приходилось исполнять о. Николаю. Это отнимало много времени, он очень уставал.

В те годы недалеко от Касимова в деревне Анемнясево жила блаженная Матрона. В 1933 году два брата, священномученик Николай и мученик Владимир Правдолюбовы, не побоялись составить жизнеописание почитаемой всеми страдалицы, предприняли путешествие в Анемнясево, чтобы лично встретиться с блаженной и собрать все необходимое в своей книге. Рукопись содержала также жития двух подвижников благочестия города Касимова: царевича Иакова, жившего в XVII веке, и Петра Отшельника, современника преподобного Серафима Саровского. Рукопись была снабжена фотоиллюстрациями и почти готова к печати. Для того, чтобы исправить все недостатки, рукопись давалась на прочтение не только родным, но и знакомым. Один из знакомых и отнес эту рукопись в НКВД.

Летом 1935 года было заведено дело, по которому арестовали десять человек, включая и саму блаженную Матрону. В числе арестованных был и о. Николай. Их приговорили к разным срокам заключения. Отец Николай был осужден на пять лет. Вместе со старшим братом священноисповедником Сергием и его сыном Анатолием отбывал наказание по 1937 год на Соловках и в Медвежьегорсклаге на материке - по 1940 год. На лесоповале его тяжело ранило падающее дерево: была раздроблена скула и сдернута кожа с головы. По милости Божией о. Николай выздоровел.



(Слева направо: Священноисповедник Сергий Анатольевич,его сын Анатолий Сергиевич, священномученик Николай Анатольевич Правдолюбовы. Соловки 1935 год.)

После ареста о. Николая семья жила очень тяжело, на работу не брали. На дому стирали белье и рубашки, за что получали скромные средства, большим подспорьем были коза и походы в лес за грибами. У них был огород, но располагался на песчаном месте, поэтому, чтобы что-то уродилось, растения надо было обильно поливать. Вода находилась далеко, и приходилось ее таскать в ведрах на коромысле. От этого у дочери Елены сильно болела спина, что к старости привело к сгорбленности.

В 1940 году о. Николай освободился и вернулся в Касимов. По просьбе прихожан города Елатьмы он три месяца исполнял обязанности псаломщика в местной церкви. После смерти священника никто не решался начать служить и стать его преемником, зная наверняка, что будет вновь арестован и расстрелян. Но храм могли закрыть, и поэтому о. Николай, уступая просьбе прихожан, обратился за советом и благословением к своей матери. Мать, Клавдия Андреевна, долго молилась и все-таки благословила на служение (а значит и на смерть) своего сына.

Отец Николай перенес много скорбей от некоего Ушакова. Еще один «доброжелатель», Кимвалов, хотел устроиться на место псаломщика в храме, а о. Николай не желал давать ему это место, потому что этот человек имел непреодолимую тягу к спиртному. Тогда он сказал о. Николаю: «Я тебе устрою!» - и стал писать жалобы и доносы на настоятеля властям.
В январе 1941 года о. Николая вновь арестовали и препроводили в Рязань. Прокурор города Рязани отправил его обратно. Суд в Касимове был назначен на 17 мая, но потом отложен до 28 июня. Должна была состояться выездная сессия Рязанского суда, но началась война и прокурор не приехал. Местный касимовский прокурор Сатаров вынес суровый приговор по статье 58, часть 2. Что конкретно инкриминировалось, сейчас трудно восстановить.

Елена, дочь о. Николая, рассказывает:

"На суде против о. Николая свидетельствовала некая умалишенная женщина Маша-Курша. И вот она на суде выступала, что-то говорила, обвиняла о. Николая, а он на все это судье ответил:

- Как вы ей можете верить, вы же видите, что она больная, просто невменяемая?!
- Нет-нет, мы верим, она ничего не больная.
- Ну, если она вменяемая, значит вы невменяемые._
И судье это очень не понравилось".

Отец Николай был отправлен в Рязанскую тюрьму. Много страдал после травм от газа и упавшего дерева.

Дочь Татьяна рассказывает:

"Мы с мамой в тюрьму передачки носили, он нам из окошка махал, по ночам папу водили на допросы, а мы подговорили конвойных, и они давали нам несколько минут по дороге поговорить (тюрьма и НКВД находились в разных зданиях). Потом и это прекратилось. Мы по утрам караулили, когда его повезут в Рязань, чтобы попрощаться хоть издалека, и «прокараулили». Рано утром ему надели мешок на голову (скорее всего, это связано с тем, что о. Николая долго и сильно били до такой степени, что показывать его было нельзя), отвели на пристань, посадили на пароход и увезли. А потом мы узнали, что его убили во дворе рязанской тюрьмы 13 августа 1941 года".

13 августа 1941 года о. Николай был расстрелян в г. Рязани во дворе тюрьмы с нарушением обычных правил (в оправдание чего составлен специальный акт за подписями всех ответственных лиц)

24 июля 1959 года начальник отдела УКГБ при СМ СССР по Рязанской области П.Малиев не мог дать никакого ответа об отце Николае. Велел обратиться в областной суд. Там сказали и карандашом проставили на обороте прошения дату, свидетельствующую о том, что о. Николай был расстрелян 13 августа 1941 года.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года священник Николай Анатольевич Правдолюбов причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Преподобный Иоанн (Грдзелидзе) (Иоане; груз. იოანე), монах Иверского монастыря на Афоне, грузинский книжник, каллиграф

Прп. Иоанн подвизались в монастыре Отхтаэклесиа в Кларджетской пустыни, где до этого монашествовал один из основателей Иверского монастыря - прп. Иоанн Святогорец. Здесь Иоанн (Грдзелидзе) подружился с Арсением Ниноцминдским, и они более не разлучались; вместе покинули Отхтаэклесиа, избегая чрезмерного внимания окружающих, и перебрались в один из монастырей Понта.

Спустя некоторое время грузинские афониты узнали о местонахождении Иоанна и Арсения и послали к ним монаха с письмом: "Святые отцы! Мы наслышаны о вашей святости и узнали, где вы находитесь, и очень огорчены, что вы не пожелали прибыть к нам, и пребывали бы вместе, ибо вы знаете, что и мы на чужбине". Иоанн и Арсений обрадовались приглашению и на следующий год прибыли на Афон, где были радушно встречены грузинской братией и размещены в специально построенных для них кельях скита во имя прп. Симеона Столпника близ новопостроенного Иверского монастыря, где подвизались приблизительно в 1044-1050 годах. Иоанн и Арсений стали активно участвовать в жизни Иверского монастыря: следуя именно их совету, прп. Евфимий около 1019 года передал управление монастырем прп. Георгию Строителю (до 1029), дабы иметь возможность все свое время уделять литературно-переводческой деятельности.

Многие рукописи, содержащие переводы прп. Евфимия, переписаны совместно Иоанном и Арсением.

Нетленные мощи святых Иоанна и Арсения, упокоенные в месте их подвига, возле скита прп. Симеона, были найдены настоятелем Иверского монастыря прп. Георгием Святогорцем (1044-1056) и перенесены в южную часть нартекса кафоликона Иверского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы, близ раки с мощами основателей Ивирона.

Биографические сведения о прп. Иоанне (Грдзелидзе) содержатся в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, написанном прп. Георгием Святогорцем в 1042-1044 годах, в Житии прп. Георгия Святогорца, созданном прп. Георгием Мцире в 1066-1068 гг., а также в колофонах рукописей собрания Иверского монастыря, переписанных Иоанном (Грдзелидзе).

Жития святых

Previous post Next post
Up