Продолжение…
Преподобный Иоанникий Девиченский, Чернорецкий, Сербский
Память 26 апреля (серб.), 30 августа и 1 декабря (серб.), 2 декабря (греч., Служебник МП).
Преподобный Иоанникий Девиченский подвизался в первой половине XV века. Святой был родом из Черногорского приморья. С юности избрал он путь монашеского подвига, рано покинул отчий дом и поселился в пещере на берегу реки Ибар, где, по преданию, в XIV веке жил другой сербский пустынник - преподобный Петр Коришский. Вскоре сюда, в место, называемое Черная Река, стали приходить иноки, до которых дошла молва о благочестивом отшельнике. Они оставались здесь с благословения преподобного, подражая его строгой и богоугодной жизни. Послушание святому Иоанникию они считали великим благом. Со временем, когда братия стала многочисленной, преподобный Иоанникий и его сподвижники воздвигли храм.
В обитель стекалось все больше людей. Слава святого Иоанникия распространялась все шире. Это тяготило пустынника. Предав своих духовных чад воле Божией, он удалился в пустынный Девиченский лес. Жил святой по слову Спасителя, подобно птице, не заботясь о пище и месте для ночлега. Многие дни проводил в дупле дерева. Слезной молитвой побеждал посылаемые искушения.
Святой получил от Бога власть над демонами и чудесный дар врачевания недугов. Когда весть о пустыннике достигла княжеского двора, деспот Георгий Бранкович (1427-1459) отправился к нему с просьбой исцелить больную дочь. Молитвами святого Иоанникия Господь избавил ее от болезни, и тогда благодарный властитель воздвиг в Девиче храм в честь Введения Пресвятой Богородицы. Впоследствии там был основан монастырь.
Преподобный Иоанникий отошел ко Господу 2 декабря 1430 года. Его святые мощи покоятся в Девиче и славятся чудотворениями. В Сербии особенно чтут преподобного Иоанникия как целителя душевных болезней.
(Монастырь Девич сожжен до тла албанцами при попустительстве французских миротворцев в марте 2004 г.)
Монастырь Девич был разорен и осквернен албанскими экстремистами в июне 1999 года, а в марте 2004-го албанцы сожгли монастырь, и его насельницы чудом остались в живых. Сейчас монастырь частично восстановлен, и монашеская жизнь в нем продолжается, хотя монахини и сам монастырь находятся в постоянной опасности, так как сейчас отсюда ушли силы КФОР, и эта территория стала полностью албанской.
(Оскверненная фреска монастыря Девич)
(Игумения монастыря Девич (Сербия, Косово), Анастасия (Билич))
Подробное интервью с игуменьей монастыря Девич вы можете почитать тут:
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/73145.htm Блаженный Георгий Шенкурский, Христа ради юродивый, чудотворец
Память 23 апреля (мест.), и в Соборе Новгородских святых
Блаженный Георгий Шенкурский был современником преподобного Варлаама Важского, Шенкурского и, видимо, уроженцем города Шенкурска на правам берегу реки Ваги. Спасался святой в подвигах юродства. По рукописным святцам, он скончался в день своего тезоименитства, 23 апреля.
Блаженный Георгий является местночтимым святым. О нем упоминает житие праведного Прокопия Устюжского, где говорится: «Река Вага, на которой город Шенкурск, ублажает Георгия юродивого». Служба святому была отменена на волне Никоновских церковных реформ.
В иконографической традиции святой изображается либо с седой бородой и в шубе, либо в рубище, босой, с молитвенно сложенными руками. Образ святого также представлен в Иконописном подлиннике Филимонова: «Подобием сед, образам и брадою и власы, аки Петр Апостол; риза вохряная с чернью, исподняя голубая, плечо гало, руки малебныя, ноги босы, колени голы».
Тропарь
глас 1
Глас апостола Твоего Павла услышав глаголюща, мы юроди Христа ради, раб Твой Георгие, юрод бысть на земли Тебе ради Христе Боже; тем же и ныне память его почитающе, Тебе ся молим, Господи спаси душа наша.
Кондак
глас 4
В юродство претворився волею, мира сего красоты отнюдь возненавидел еси; плотская мудрования увядил еси, постом и жаждою, и зноем, и студению мраза, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы, никогда же уклонився душею; и очистил еси себе яко злато в горниле, Георгие блаженне.
Преподобный Рихарий Пикардийский (Richarius), игумен, отшельник
Родился в Центуле (Centula, ныне Селль (Celles)), неподалёку от Амьена, Франция.
Юношей он повстречал двух миссионеров из Ирландии. Жившие в окрестностях язычники всячески издевались над ними, но Рихарий защитил их и приютил в своем доме. Всю ночь Рихарий внимал словам людей Божиих, со слезами исповедал им грехи и решил с тех пор посвятить жизнь проповеди Евангелия.
Отпустив на волю своих рабов, он начал странствовать, возвещая Благую Весть и раздавая бедным подношения, которые ему делались. К себе самому он был очень строг и питался одним лишь ячменным хлебом, размоченным в воде, но ко всем другим относился с большой любовью, так что недужные и скорбящие толпами стекались к нему, ища исцеления как для души, так и для тела. Обойдя северные края и дойдя до самой Англии, Рихарий обратил к покаянию множество грешников и идолопоклонников и дал свободу многим пленникам, как христианам, так и язычникам.
Для учеников, желавших встать под его руководство, он построил церковь и монастырь. Они располагались неподалеку от места его рождения, в Кентуле. Святой сам любил приходить туда, чтобы побыть в уединении.
Однажды его посетил король Дагоберт (629-639). Благословив правителя, Рихарий с кротостью дал ему несколько советов о том, как надлежит христианскому государю осуществлять свою власть: не гордиться собственным могуществом и не возлагать надежды на лесть и преходящее богатство, но славить Бога - единственного Царя неба и земли, Которому он должен будет дать ответ за свое правление. Король почтительно выслушал наставления святого и в дальнейшем относился к человеку Божию с большим уважением.
Когда Рихарий достиг преклонных лет, он стал искать большего уединения, чтобы приготовиться к смерти. Король и сеньоры той страны предоставили ему подходящее место в лесу Креси. Там он и поселился с одним лишь учеником, чтобы всецело посвятить себя созерцанию благ, уготованных Господом на небе Его достойным служителям. Святой предался сугубому подвигу и обрел великую власть над природой и дикими зверями. Однако вскоре место его уединения было обнаружено. Нищие и недужные наравне с сильными мира сего стали приходить туда. «Все, о ком он молился, - пишет составитель жития святого, - немедля получали по благости Христовой то, о чем просили».
Когда Рихарий почувствовал, что приближается конец его земного странствия, он попросил ученика сделать ему гроб из ствола дерева и, завершая свою последнюю молитву, сказал: «Да будет милостив ко мне Спаситель мира. И как в этой жизни Он был мне утешителем, так и в будущей да не оставит Он меня Своей милостью!» Святой Рихарий почил в мире 26 апреля 643 (или 645) года.
Некоторое время спустя ученики взяли его тело и погребли в Кентуле, где гробница святого вскоре стала источником чудес. Затем в его монастыре построили большую церковь. Эта обитель стала одной из самых знаменитых в средние века.
Преподобный Иероним Симонопетрский (греч. ῾Ιερώνυμος ὁ Σιμωνοπετρίτης), игумен монастыря Симонопетра, старец
В миру Иоанн, родился в 1871 году в дер. Реиздере в Малой Азии. С детства отличался благочестием и таким послушанием, "что уже тогда мог бы послужить примером всему монастырю". Его мать и сестры впоследствии приняли монашество.
В 17 лет принял постриг в монастыре Симонопетра. В числе различных послушаний исполнял обязанности секретаря, библиотекаря и др. Некоторое время перед началом первой мировой войны занимал должность эконома в церкви Вознесения Господня в Афинах - подворье монастыря Симонопетра. Одним из его духовных наставников был свт. Нектарий Эгинский, митр. Пентапольский.
Иероним Симонопетрский известен как мелург и гимнограф. Составлял молебные каноны и службы, главным образом в честь афонских святых (напр., в честь покровителей Симонопетры равноап. Марии Магдалины и прп. Симона Мироточивого).
Иероним Симонопетрский был кротким и молчаливым, отличался нестяжанием и смирением: носил ветхую одежду, спал сидя, ночами тайно чистил монастырский нужник. За аскетическую жизнь и духовные дарования он пользовался большим авторитетом.
В 1920 году был избран игуменом Симонопетры.
"Он был столпом монастыря и его оберегом, преподавая урок и в больших, и малых делах". Хотя в монастыре было принято причащаться два раза в месяц, игумен Иероним, совершавший литургию каждый день, ежедневно принимал Св. Таины. Его примеру следовали ученики. По своему смирению старец ничего не говорил от себя, но только указывал в святоотеческих книгах подходящее к случаю место.
В 1924 году участвовал в работе комиссии по составлению "Уставной хартии Св. Горы Афонской".
В 1931 году, во время нестроений, вызванных церковными нововведениями, игумен Иероним, отстаивавший традиции, был оклеветан и изгнан из монастыря. Вместе с ним в знак протеста монастырь покинули 20 монахов.
После четырехмесячного пребывания в монастыре Кутлумуш игум. Иероним был назначен духовником Вознесенского подворья в Афинах и прожил там 26 лет.
Скончался 7 января 1957 года в Афинах.
Сохранилось 10 тыс. писем старца к духовным чадам.
20 октября 2019 года Константинопольский патриарх Варфоломей объявил о канонизации прп. Иеронима.
В 2024 году почил о Господе в возрасте 95 лет старейший насельник, духовник и проигумен Святоафонского монастыря Симонапетра.
Он был отцом по плоти игумении обители Ормилия, герондиссы Никодимис, иеромонаха Афанасия Симонопетрского, а также дядей преподобного Иеронима Симонопетрского.
О нем вы можете почитать тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/292106.html Святая Эксюперанс, дева
Родившаяся в Труа Святая Экзюперанс (Exupérance) сызмальства отличалась своей любовью к уединению и молчанию, и она не замедлила принять решение о своей девственности. С возрастом её желание отказаться от всех человеческих союзов и посвятить себя душой и телом Богу лишь возросло.
Между тем, суматоха и волнение города нарушали её молитвенный настрой; и она решилась разыскивать уединённое место, где вдали от светских развлечений она смогла бы посвятить себя молитвам и добрым делам. Уже монахи из Сан-Юрсиона (Saint-Ursion), обосновавшиеся в Иле (Isle), что Омонте (Aumont), принесли туда благодать Господню, и имелся лишь один голос, вдохновлявший их на жизнь святых аскетов. Именно под их мудрым наставлением Экзюперанс стала укрепляться в своих добродетелях.
Скромная келья скрывала от взоров невежд тайну святой жизни, проходившей пред Очами господними, до тех пор, пока смерть не открыла ей двери вечности. Это было в 380 году.
Тело девы из Труа упокоилось в церкви, посвященной святому Юрсиону, и было обретено много позже, дабы быть перенесенным в монастырь Мутье-ла-Сель (Moutier-la- Celle). Драгоценные мощи (всё тело) по данным на 1872 год содержалось в раке из позолоченного дерева, представленной на поклонение верным в церкви Святой Савины (Sainte-Savine). Частица мощей помещена также в приходской церкви Сан-Мард-ан-От (Saint-Mards-en-Othe).
Преподобноисповедник Трудперт, игумен из Мюнстерталя
Святой Трудперт (Trudpert), по преданию, был кельтским проповедником, уроженцем Ирландии, отправившимся в Рим, чтобы получать от римского папы благословение на проповедь. По возвращении из Италии он отправился по Рейну в Брайсгау (Breisgau), что в стране аламанов (Alamanni). Знатный человек по имени Отберт (Otbert) дал ему землю приблизительно в пятнадцати милях к югу от Фрайбурга, что в Бадене. Трудперт расчистил деревья и построил келью и небольшую церковь, которую Епископ Констанца (Constance) Мартин освятил во имя св. апостолов Петра и Павла. Здесь Трудперт вел аскетическую и трудолюбивую жизнь. Однажды Во время сна он был убит одним из тех рабоотников, которых предоставил ему Отберт для выполнения тяжелых работ.
Отберт устроил Трудперту похороны с возданием почестей. Монастырь Святого Трудперта был построен в следующем столетии на месте захоронения святого.
Считается, что Трудперт жил в Брайсгау в 640-643 годах. В 815 году были перенесены его мощи и составлено первое Житие. Это житие было пересмотрено в десятом и тринадцатом столетиях.
Новосельские мученики
Память 26 апреля и в Соборе Болгарских святых
Во время подавления Апрельского восстания 1876 года, когда болгары поднялись на борьбу с османскими властителями, подверглись жестокому избиению священнослужители, окормлявшие жителей села Батак и сестер Новосельского Троицкого женского монастыря, а также насельницы этого монастыря и несколько тысяч мирян. В монастыре были убиты священники Николай Барбулов и Георгий Долгодрейский, монахини Сусанна (Сомлева), София (Павкова), Елисавета (Злийска), Евфросиния (Мофтиева), Христина (Калиста) и Екатерина, мирянка Сусанна Чорбаджиева.
Инициатива по канонизации мучеников Апрельского восстания рассматривалась Священным Синодом Болгарской Православной Церкви с 2005 года. В начале 2011 года решение о прославлении было принято, несмотря на отсутствие свидетельств о чудесах, которые происходили бы от мощей. Чин прославления 3 апреля того же года, в Неделю 4-ю Великого Поста, в Патриаршем храме-памятнике благоверного великого князя Александра Невского в Софии возглавил патриарх Болгарский Максим, совершив таким образом первое прославление святых за время своего патриаршего служения. Вместе с Новосельскими мучениками был пославлен также сонм мучеников Батакских.
Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 30 мая 2011 года (журнал № 50) "постановил включить в месяцеслов Русской Православной Церкви: <...> имена священномучеников Николая и Георгия, мученицы Сусанны и прочих мучеников Новосельских - с празднованием памяти 26 апреля (9 мая н. ст.)".
Священномученик Иоанн, пресвитер и сыновья его, мученики Николай и Петр Панковы
Память 26 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик Иоанн родился в 1873 году в семье псаломщика Льва Панкова. С 1900 года Иван Львович был учителем мужского училища в городе Ливнах Орловской губернии. Рукоположен во священника и с 1915 года служил в Троицком храме в селе Усть‐Нугрь Кривцовской волости Болховского уезда Орловской губернии и был законоучителем в Курасовском и Толкачевском начальных училищах.
В полуверсте от Троицкого храма находилась водяная мельница, принадлежавшая Оптиной пустыни. При захвате власти безбожниками, мельница была реквизирована Кривцовским волостным комитетом, и заведовать ею был поставлен солдат Тихон Кутузов, брат болховского комиссара юстиции. Кутузов своим кощунственным поведением и преследованиями местного священника Иоанна Панкова сразу же обозначил свое отношение к церкви; создалось впечатление, что он может священника убить, и отец Иоанн обратился к крестьянам, чтобы в случае нападения они защитили его.
В Великую Субботу 1918 года пьяный и вооруженный Кутузов посетил псаломщика и учителя, а затем направился к дому священника. Отец Иоанн, увидев вооруженного Кутузова, велел звонить в набат. Оказалось, что пьяный Тихон пришел перед Пасхой просить прощение за свои безобразия.
Крестьяне, возмущенные захватом Кутузовым мельницы, в первый день Пасхи, 22 апреля, явились на мельницу, чтобы выселить его, а в случае сопротивления арестовать. Кутузов не пожелал уходить и несколько раз выстрелил в толпу из винтовки, убив двух крестьян и одного ранив. Разъяренная толпа набросилась на Кутузова и он был убит.
Утром 26 апреля в село прибыл карательный отряд из семи‐десяти красноармейцев. Отца Иоанна обвинили в подстрекательстве к мятежу, он был исколот штыками и расстрелян. Вместе с ним были убиты его сыновья: старший - Николай, офицер, и младший - Петр, учащийся второго курса Орловской Духовной семинарии.
Тела убитых - священника Иоанна Панкова и его сыновей Николая и Петра - в течение недели оставались непогребенными, а затем были похоронены неподалеку от храма в селе Усть‐Нугрь.
Имущество священника было разграблено, над церковной дарохранительницей красноармейцы совершили кощунство.
Священник Иоанн Панков с сыновьями причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
***
Мой телеграмм-канал Zаписки упрямого ослика:
https://t.me/FilinDmitry