13 (26) апреля 2023 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Apr 26, 2023 06:02

Сегодня православная Церковь чтит память:

Седмица 2-я по Пасхе.
Сщмч. Артемона Лаодикийского, пресвитера (303); мч. Крискента Мирликийского; мц. Фомаиды Александрийской (Египетской) (476); свт. Мартирия, архиеп. Иерусалимского (486; Палест.-Груз.); мчч. Елевферия Персидского и Зоила Римского (IV; Греч.).

Прмц. Марфы (Тестовой), инокини (1941).

Святые дня, молите Бога о нас!

Священномученик Артемон Лаодикийский, пресвитер




Священномученик Артемон родился в первой половине III-го века в Лаодикии Сирийской от христианских родителей. С юных лет он посвятил себя служению Церкви. В 16-летнем возрасте святой был поставлен чтецом и в этом звании трудился в течение 12 лет. За усердие к Божественным службам святитель Сисиний возвел его в сан диакона. С такой же ревностью и старанием святой Артемон исполнял это служение в течение 28 лет, после чего был рукоположен во пресвитера. В этом сане святой Артемон служил в Церкви Божией 33 года, проповедуя христианскую веру среди язычников. Когда император Диоклитиан (284 - 305) начал жестокое гонение на христиан, святой Артемон был уже старцем. Император издал указ, чтобы все христиане принесли жертвы идолам. Святитель Сисиний, узнав о скором прибытии в Лаодикийскую область военачальника Патрикия, вместе со священником Артемоном проник в капище богини Артемиды. Там они разбили и сожгли идолов.

Затем святитель Сисиний и святой Артемон собрали паству в церкви и горячо убеждали христиан оставаться твердыми в вере и не страшиться угроз мучителей.
Прибыв в Лаодикию, Патрикий устроил пятидневные торжества в честь языческих богов, а затем направился в капище Артемиды для принесения жертвы. Он узнал, кто разрушил капище, и с отрядом воинов направился к церкви, где молились христиане. Не дойдя до церкви, Патрикий почувствовал внезапный озноб, а затем жар, так что его пришлось, еле живого, внести в первый находившийся на пути дом. "Христиане прокляли меня, и это их Бог мучит меня", - сказал он приближенным. Мольбы Патрикия к идолам не облегчили его страданий. Он послал гонца к святителю Сисинию и просил его помощи, обещая в благодарность сделать золотую статую епископа. Святитель ответил: "Золото твое да будет с тобою, а если хочешь исцелиться, уверуй во Христа".

Патрикий испугался смерти и объявил, что верует во Христа. По молитве святителя Сисиния болезнь оставила его. Но совершившееся чудо не изменило закоснелой души язычника. Хотя он не тронул святителя Сисиння, однако отправился выполнять императорский указ к другим христианам в город Кесарию. По пути он встретил старца, за которым шли попарно шесть диких ослов и два оленя. Это был священник Артемон.
На вопрос Патрикия, как он смог повести за собой диких зверей, святой Артемон ответил, что Христову Имени повинуется всё в мире и для истинной веры во Христа нет ничего невозможного.
Патрикий узнал от язычников, что встреченный на пути старец - тот самый Артемон, который разрушил капище Артемиды. Он приказал схватить его и отвести в город Кесарию.

Святой Артемон без страха последовал за воинами, а животным приказал идти к святителю Сисинию.
Один из оленей получил от Бога дар слова и рассказал святителю, что случилось со святым Артемоном. Святитель послал ему в Кесарию благословение и просфору через диакона.

В Кесарии Патрикий вызвал святого Артемона на суд и стал принуждать его принести жертву в капище Асклепия. В том капище жило множество ядовитых змей. Жрецы никогда не открывали дверей, не принеся предварительно жертву идолу. Но святой Артемон, призвав Имя Иисуса Христа, без всякого страха вошел в капище и вывел оттуда множество змей. Язычники обратились в бегство, но святой остановил их и своим дуновением умертвил змей. Один из жрецов, Виталий, уверовал во Христа и просил святого Артемона крестить его.
Патрикий думал, что святой Артемон умертвил змей волхвованием, и снова стал допрашивать его и истязать. В то время в Кесарию прибежал олень, говоривший со святителем Сисинием. Олень стал лизать стопы мученика, а затем, снова получив от Бога дар слова, обличил Патрикия, предсказав ему скорую смерть в кипящем котле. Патрикий испугался, что чудеса, совершаемые святым Артемоном, привлекут к нему еще больше народа, и приказал казнить его.

Огромный котел наполнили кипящей смолой. Воины должны были бросить туда святого Артемона. Но когда Патрикий подъехал на коне к котлу, желая проверить, кипит ли смола, два Ангела в виде орлов схватили и бросили его в котел, а мученик Артемон остался жив. По молитве святого из земли исшел родник, в котором он крестил жреца Виталия и многих язычников, уверовавших во Христа. На следующее утро святой Артемон причастил новокрещенных Святых Тайн.

Епископ Кесарийский пришел приветствовать святого Артемона. Он отметил место, где страдал мученик, и впоследствии основал здесь церковь. Многие крестившиеся были посвящены во диаконов и священников, а Виталий поставлен епископом Палестинским. Священномученик Артемон, по зову Божественного гласа, пошел с проповедью Евангелия в Асию, в селение Вули. По дороге его восхитил Ангел и перенес в открытое ему в видении селение. Там он многих обратил к вере во Христа. Язычники схватили святого и отсекли ему голову (+ 303).

Тропарь
глас 4
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход, сего ради слово истины исправляя, веры ради пострадал если даже до крове, священномучениче Артемоне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
глас 4
Во святителех благочестно пожив, и мучения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, и поборник быв твоему стаду, богомудре, темже тя почитающе, тайно вопием ти: от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш Артемоне.

Величание

Величаем тя, священномучениче Артемоне, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Мученик Крискент Мирликийский



Святой Крискент жил, вероятно, в III веке Он был знатным гражданином Мир Ликийских и достиг преклонных лет. Во времена неистовой ярости язычников, направленной против христиан, его схватили, связали руки за спиной и так привели к правителю. Чиновник спросил: «Итак, ты, Крискент, пренебрегаешь эдиктом императора и оскорбляешь богов?» «Я христианин, - отвечал старец, - и желаю только одного: оставаться верным Господу моему до самого конца. А ваших богов я считаю идолами, произведениями рук человеческих. Они не способны помочь тем, кто прибегает к их помощи». Правитель велел бичевать его, однако святой продолжал говорить, что никогда не принесет жертвы бесам.

Тогда мученика подвесили на столбе и стали терзать его плоть железными крючьями. Кровь потекла ручьями, но лик святого светился радостью, и он неизменно повторял: «Господи Иисусе Христе, помоги мне!» Когда его тело стали жечь факелами, Крискент вознес молитву Господу о милости к язычникам, чтобы они просветились светом Христовым. Внезапно мучители выронили факелы, увидев четырех сияющих ангелов, которые беседовали со святым, и воскликнули: «Велик Бог христианский!» Опасаясь, как бы другие не последовали их примеру, правитель велел утопить палачей, а Крискента бросить в темницу.

На следующий день после нового допроса святой был брошен в раскаленную печь. Стоя посреди языков пламени, он воздел руки к небесам и воззвал к Богу: «Господи, Ты, сохранивший невредимыми трех отроков в пещи вавилонской и не обманувший их веры в Тебя, спаси меня, Господи, ибо я отдал тело свое на сожжение из любви к Тебе, и позволь мне здесь завершить мой земной путь!» В этот момент ангел сошел с небес и обратил печь в прохладный источник. Он возвестил святому, что послан забрать его душу, дабы она предстала перед Христом в сонме мучеников, пророков и всех праведников. Так Крискент отошел ко Господу.
Язычники извлекли его тело из огня, желая отдать на растерзание падальщикам. Однако христиане сумели похитить его и похоронить в надежном месте. Многочисленные исцеления совершались с тех пор от его святых мощей.

Святитель Андрей Критский (+ 740; память 4 июля) упоминает о мученике Крискенте в Слове на день памяти святителя Николая Чудотворца.

Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)



Родилась в городе Александрии в христианской семье. С детства она была воспитана в благочестии и любила читать Священное Писание.
В 15 лет юную отроковицу выдали замуж за рыболова, тоже христианина. Молодые супруги жили в семье родителей мужа, где святую Фомаиду любили за кротость, незлобие, доброту и целомудрие.
Свекор святой Фомаиды, по наущению диавола, пленился ее красотой. Когда его сын ушел ночью на рыбную ловлю, он стал склонять невестку к греху. Напрасно святая Фомаида увещевала безумевшего старика, напоминая ему о Страшном Суде и о наказании за грех. Разъяренный твердостью святой Фомаиды, он в безумии схватил меч и стал угрожать ей смертью. Но святая Фомаида твердо ответила: "Если ты даже рассечешь меня надвое, не отступлю от заповеди Господней". Ослепленный страстью свекор взмахнул мечом и рассек святую Фомаиду. Святая приняла мученическую кончину за свое целомудрие и верность заповеди Божией в 476 году.

Убийца же мгновенно ослеп и не мог найти двери, чтобы убежать. Утром пришли друзья мужа святой. Они открыли двери и увидели тело святой Фомаиды и окровавленного слепого старика. Убийца сам сознался в своем злодеянии и просил осудить его на смертную казнь. В то время в Александрию пришел из пустынного скита преподобный Даниил. Он велел монахам ближнего Октодекадского монастыря принести тело мученицы и похоронить в монастырской усыпальнице. Некоторые из монахов недоумевали, как можно хоронить женщину вместе с монахами. Преподобный Даниил сказал: "Эта отроковица - мне и вам мать. Она умерла за чистоту".

После торжественного погребения преподобный Даниил возвратился в свой скит. Вскоре один из молодых монахов стал жаловаться ему, что его мучают плотские страсти. Преподобный Даниил велел ему пойти и помолиться у гробницы святой мученицы Фомаиды. Инок исполнил повеление старца. Во время молитвы у гробницы он заснул тонким сном. Тогда ему явилась святая Фомаида и сказала: "Отче, прими благословение и иди с миром". Проснувшись, инок почувствовал радость и мир в своей душе. После этого плотская брань больше не смущала его. Авва Даниил объяснил ему: "Благословение - дар мученицы целомудрия; такое дерзновение имеют перед Богом подвижники чистоты".

В последующие времена многие находили у гробницы святой Фомаиды освобождение от страстей и духовную радость. Мощи святой мученицы Фомаиды были перенесены в Константинополь в один из женских монастырей. В 1420 году их видел русский паломник иеродиакон Зосима.

Тропарь мученице Фомаиде Египетской
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Фомаида, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученице Фомаиде Египетской
глас 2
Храм твой всечестный яко цельбу душевную обретше, вси вернии велегласно вопием ти: дево мученице, Фомаидо великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Святитель Мартирий, архиепископ Иерусалимский

Каппадокиец. В 457 году, вместе арабом Илией, бежал от гонения из Египта в монастырь Евфимия Великого на востоке от Иерусалима.
В 478 году он стал архиепископом Иерусалимским. Согласно Кириилу Скифопольскому, он скончался 13 апреля 486 года.
Мартирий не упоминается в греческих синаксарях, но в Палестино-Грузинском календаре его память помещается под 13 апреля, 25 июня и, вместе с преподобным патриархом Захарией, 27 октября.

Мученик Елевферий Персидский

Согласно краткому синаксарному сказанию, св. Елевферий по происхождению был перс. Уверовав во Христа, он пришел к св. Симеону, епископу Селевкийскому, чтобы тот наставил его в христианском учении. Вернувшись домой, Елевферий проповедовал приходившим к нему язычникам, многих обратил к вере и крестил. Об этом было доложено царю, который приказал схватить святого. На допросе, видя непоколебимость мученика, царь передал его верховным жрецам и повелел им заставить Елевферия отречься от Христа. После долгих мучений святой был обезглавлен.

Особенностью синаксарного сказания является изложение проповеди Елевферия в формулировках, близких к определениям IV Вселенского Собора (451).
Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, сообщает, что в рукописи Великой Лавры XIV в. содержится сказание о Елевферии и Зоиле Римлянине, согласно которому они добровольно предстали перед правителем города и обвинили его в нечестии и отступничестве. Тогда правитель приказал колесовать Елевферия. Видя стойкость мученика, Зоил не поддался на уговоры идолопоклонников и после долгих пыток оба были усечены мечом (в двустишии Зоилу говорится, что он был повешен на древе).

Болландист П. Петерс отождествляет св. Елевферия с мч. Азатом (Азадом, Гухиштазадом), евнухом персидского царя Шапура II (309-379), упоминаемым в Житии сщмч. Симеона Селевкийского. Имя Азат в персид. языке соответствует греч. Елевферий (свободный) и является составной частью имени Гухиштазад, первая часть которого, означающая «лучший», по всей видимости, могла опускаться. Другим основанием для отождествления послужил фрагмент Мученичества Махдукта, Адхурпарва и Михрнерсеса, пострадавших в 318 г. в г. Карка-де-Ледан. Спасаясь от преследований, мученики укрылись в пещере на горе Берайн. Тогда царь Шапур отправил на их поиски одного из своих придворных евнухов - Гухиштазада. Однако святые обратили его ко Христу и, предсказав ему мученическую кончину, направили к сщмч. Симеону Селевкийскому, чтобы тот крестил его.

В Синаксаре Константинопольской церкви (кон. X в.) память св. Елевферия отмечена 14 апреля; в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) - 13 апреля.

Мученик Зоил Римлянин (греч. Ζωΐλος (Ζωῆλος) ὁ ῾Ρωμαῖος)

Согласно краткому сказанию, которое находится в рукописи Великой Лавры XIV в., Зоил Римлянин и мч. Елевферий Персидский добровольно предстали перед правителем города и обвинили его в отступничестве и бесчестии. Тогда правитель приказал колесовать Елевферия. Видя стойкость мученика, святой Зоил не поддался на уговоры идолопоклонников. Оба были заключены в тюрьму, подвергнуты жестоким пыткам и усечены мечом. В двустишии Зоилу Римскому говорится, что он был повешен на древе.

В Синаксаре Константинопольской церкви (кон. X в.) святой Зоил Римлянин не назван мучеником, память его отмечена под 14 апреля. В византийского синаксарях X-XII вв. святой Зоил поминается под 13 апреля вместе с Елевферием Персидским, Феодосием, Геронтием и Василидом. Западные исследователи полагают, что все мученики пострадали в Персии при царе Шапуре II (309-379); Зоил назван Римлянином, что, вероятно, указывает на его происхождение с приграничной территории Римской империи и Персии.

В некоторых рукописях греческих синаксарей XII-XIII веков имя Зоила Римлянина передается как Зол (Ζῶλος).

Преподобномученица монахиня Марфа
(Тестова ??, +26.04.1941)



Преподобномученица Марфа родилась в 1883 году в деревне Арга Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Тимофея Тестова. В 1914 году она поступила в Серафимо‐Дивеевский монастырь Нижегородской губернии, где подвизалась ее родная сестра Пелагия.

После разорения при безбожных правителях Дивеевской обители инокиня Марфа вместе с одной из монастырских сестер поселилась в селе Развилье Борского района Нижегородской области, где стала трудиться при храме. Она была арестована 18 ноября 1937 года и заключена в нижегородскую тюрьму.
Допрошенные лжесвидетели показали, что инокиня Марфа среди верующих крестьян села Развилье систематически ведет контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию советского правительства и коммунистической партии, призывает женщин ходить в церковь и в религиозные праздники не работать; ходя по деревням под видом сбора милостыни, призывает крестьян защищать от коммунистов Божьи храмы, которые повсюду закрывают, а духовенство сажают в тюрьмы. «Подобная агитация на крестьян очень влияет, и крестьяне смотрят на советскую власть с недоверием».

- Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, которую вы вели среди верующих села Развилье, клеветали на политику советского правительства, вели контрреволюционную агитацию пораженческого характера, называя коммунистов антихристами. Признаете себя в этом виновной? - спросил следователь инокиню Марфу.

- В предъявленном обвинении виновной себя не признаю. Контрреволюционной деятельностью я среди верующих и вообще не занималась.

Следователь зачитал отрывки из показаний лжесвидетелей и потребовал, чтобы инокиня их подтвердила, на что та заявила, что ничего подобного она не говорила.

- Что еще можете дополнить к следствию? - задал следователь последний вопрос.
- Дополнить ничего не могу.

13 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила инокиню Марфу к восьми годам заключения в исправительно‐трудовом лагере, и 3 мая 1938 года она прибыла в одно из отделений Карагандинского лагеря и была отправлена на общие работы.

Лагерные условия и тяжелая работа оказались для нее непосильными, медицинская комиссия признала ее инвалидом, и она была отправлена в больницу при Спасском отделении Карлага. Инокиня Марфа (Тестова) скончалась 26 апреля 1941 года в лагерной больнице и в тот же день была погребена на кладбище близ селения Спасское.

7 октября 2002 года постановлением Священного Синода была причислена к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Тропарь
глас 5
Христа Господа Иисуса верная ученице,/ Церкви Российския избранная агнице,/ преподобная страстотерпице Марфо,/ легкое иго и язвы Его любовию носящи,/ лествицею мучений/ к Нему, яко Небесному Жениху, востекла еси,/ Егоже моли сохранити в благочестии люди Российския// и спасти души.

Кондак
глас 4
Яко крин багряновидный,/ посреде терний безбожия/ в земенем отечестве твоем прцвела еси,/ преподобномученице Марфо честная,/ подвиги воздержания страданием украсившим,/ востекла еси к Небесному Жениху Христу,// иже увенча тя красотою славы нетленныя.

Величание

Величаем тя,/ страстотерпице преподобная мати Марфо,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ в утверждение на Руси Православия// претерпела еси.

***
Мой телеграмм-канал Zаписки упрямого ослика:
https://t.me/FilinDmitry

Жития святых

Previous post Next post
Up