Продолжение…
Преподобная Серафима (Моргачёва), в схиме Евфимия, Сезёновская, игумения, настоятельница Иоанно-Казанского женского монастыря
Память 13 февраля (Греч.), в Соборах Воронежских, Липецких, Рязанских и Тамбовских святых
В миру Моргачёва Евфимия Евфимиевна, родилась 14 сентября 1806 года в селе Нижне-Ломовском Раненбургского уезда Рязанской губернии в семье благочестивого крестьянина Евфимия Семёновича Моргачева. Росла кроткой и уступчивой, избегала детских игр и вместо них с 12 лет предпочитала ухаживать за своим новорождённым братом Игнатием, даже по праздникам, когда мать её сама предлагала играть с детьми. Замуж она идти отказалась и родители не препятствовали ей, видя её природную склонность к уединению.
Подвижничество
Когда Евфимии пошел 18-й год, она отправилась на богомолье в Киев. Прозорливый затворник Иоанн Сезёновский, к которому зашла Евфимия за благословением в путь, посоветовал ей не оставаться в Киеве, говоря, что вскоре разведутся куры и цыплята, и она должна будет их караулить. Этим он предсказал её настоятельство в будущей Сезёновской обители. Когда ей предлагали остаться в Киевском монастыре, Евфимия, помня совет старца, отказалась. По возвращении она выучилась грамоте, и стала в свободное время читать Священное Писание. Руководили её духовной жизнью приходской священник Пётр Сезёновский и затворник Иоанн.
В 1825 году семья Моргачёвых решили переселяться в Самарскую область, но Евфимии не хотелось: с одной стороны - она привыкла к уединённой жизни, с другой - ей было грустно расставаться с семьей. Затворник Иоанн сказал ей: "Оставайся тут, ты здесь нужна". И она решила остаться. Но родители боялись покинуть столь молодую, неопытную в жизни девушку без своей помощи. Она стала сильно молиться, и слышала неведомый голос, сказавший ей : "Не бойся". В это время пришел священник Иоанн служить напутственный молебен, который и уговорил родителей, положиться на волю Божию в отношении дочери. Она только проводила их до города Козлова (ныне - Мичуринск) и скорбя от разлуки, вернулась в Сезёново.
В 1838 году затворник Иоанн заложил в Сезёнове семипрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Заботы о его построении он возложил на старицу Дарию, жившую в Сезёнове, а Евфимии поручил собирать пожертвования на этот храм. Через год блаженный затворник скончался. Осенью 1840 года Евфимия переселилась в маленькую келью в Сезёнове. Она получила увольнение для поступления в монашество и начала свой страннический путь.
Евфимию любили все за её простоту и прямоту, одинаковое ласковое отношение ко всем. Называли подвижницу: "наша Фимуша". Желание её было законом для всех, что очень помогло быстрому становлению обители. В это время у будущей старицы уже начала проявляться духовная прозорливость. Так в Козлове, она часто бывала в доме вдовы Придорогиной. У той была дочь Анна двадцати лет. Её Евфимия называла своей "казначейшей", и отдавая собранные в мешке деньги, говорила: "На милая моя казначейша, сочти деньги и спрячь!" Через 13 лет, в 1855 году, Анна Придорогина, поступила в Сезёновский монастырь и всё время настоятельства игумении, была при ней казначеей, а после смерти Серафимы, стала настоятельницей Троекуровского монастыря. Монашеское имя её было Анфиса.
Настоятельница монастыря
Благодаря хлопотам Евфимии Сезёновская монашеская община в 1849 году была открыта, а в 1853 году переименована в Сезёновский Иоанно-Казанский монастырь. Господь зримым образом помогал Евфимии в её трудах. Когда старица Дария отказалась быть настоятельницей, была избрана Евфимия. Её постригли в мантию с именем Серафимы, позже утвердили игуменией с возложением наперсного креста по должности. Она основала в монастыре Троицкий храм в два этажа над колодцем, устроенном старицей Дарией, по благословению затворника Иоанна. В нижнем этаже были погребены затворник Иоанн и старица Дария. Храм окружали кельи сестер, трапезная и сиротский приют, с начальной школой, где дети учились также и ремёслам. За оградой были устроены две большие гостиницы.
На игумению Серафиму была возложена великая и трудная обязанность: в монастыре она никогда не жила, а должна не только созидать обитель и храмы, но установить монастырские правила, поселить между сёстрами любовь и послушание. Своей кротостью она сумела приучить всех к должному послушанию, так что каждая сестра несла свои обязанности не только без ропота, но и с радостью. Мать Серафима каждому человеку выражала любовь свою: горе всякого оплакивала, стараясь утешить, а бедняку помочь.
Постничество своё игумения скрывала, а когда оно её изнуряло и делалось заметным, то говорила: "Со мной недуг приключился". С чётками она не разлучалась и умная молитва почти не сходила с уст её. Заведёт, бывало, разговор о своих предпрятиях, а сама углубится в умную молитву, и уже не слышит ни разговоров, ни советов. С шести вечера ей читали жития святых, а если она не была у вечерни, то и вечерню. В 12 ночи ей вычитывали правило. Затем она оставалась одна и молилась всю ночь. Часто ходила молиться у гробов затворника Иоанна и старицы Дарьи, где и сама была упокоена.
Последний раз она была в храме 23 ноября 1876 года и больше не выходила. В течение зимы она часто причащалась Святых Таин, и в субботу на сырной неделе особоровалась. В субботу и Воскресение она приобщилась Святых Таин, затем с большим благоговением внимательно выслушала канон на исход души. После этого попросила священника остаться, говоря: “Зачем ты уходишь? Кто же останется тут? Ведь сейчас я отойду! Кто же отслужит панихиду? Кто помолится с моими сестрами и детьми во время отхода моего от мира сего?”
Перед кончиной ее постригли в схиму с именем Евфимии. На все вопросы она отвечала внятно, лишь ответ на последний вопрос не был внятен. Но она поблагодарила постригавшего, и попросила чего-нибудь съесть. Едва отведав поданного ей апельсина, она стала терять сознание. Толпа сестер и народа, окружавшая ее, никак не хотела расстаться с ней, несмотря на все просьбы не безпокоить умирающую. Каждый хотел еще раз взглянуть на нее. Она, полулежа на диване с закрытыми глазами, два раза наклонила голову и душа ее отлетела на небо. Было это в 12 часов дня 13-го февраля 1877 года. Ей было 70 лет и 5 месяцев.
Тропарь преподобной Серафиме Сезеновской
глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: Приимши бо крест, последовала еси Христу и деющи учила еси: презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи бессмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобная Серафимо, дух твой.
Кондак преподобной Серафиме Сезеновской
глас 2
За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, пощением дух твой просветивши: крепко бо звери победила еси; но молитвами твоими противных шатание разори.
Преподобный Мартиниан Кесарийский (Палестинский), Преподобные Зоя и Светлана (Фотиния)
С 18 лет поселился в пустыне, близ города Кесарии Палестинской, где пробыл в подвигах и безмолвии 25 лет, удостоившись благодатного дара исцеления болезней. Однако враг не оставлял отшельника, наводя на него различные искушения. Однажды женщина-блудница поспорила с развратными людьми, что соблазнит святого Мартиниана, слава о добродетельной жизни которого распространилась по городу. Она пришла к нему в ночной час под видом странницы, прося ночлега. Святой впустил ее, так как погода была ненастная. Но вот лукавая гостья переоделась в дорогую одежду и стала соблазнять подвижника. Тогда святой вышел из келлии, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли. Он говорил при этом себе: "Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?" Женщина, пораженная этим зрелищем, раскаялась и просила святого наставить ее на путь спасения. По его указанию она отправилась в Вифлеем, в монастырь святой Павлы, где в строгих подвигах прожила 12 лет до своей блаженной кончины. Имя женщины было Зоя.
Исцелившись от ожогов, святой Мартиниан удалился на необитаемый скалистый остров и прожил под открытым небом несколько лет, питаясь пищей, которую ему время от времени привозил один корабельщик, а преподобный плел для него корзины. Однажды во время сильной бури разбился корабль и к острову, где спасался святой Мартиниан, волны принесли на обломках корабля девицу по имени Фотиния. Святой Мартиниан помог ей выбраться на остров. "Оставайся здесь, - сказал он ей, - вот хлеб и вода, а через два месяца приедет корабельщик", - а сам бросился в море и поплыл. Два дельфина вынесли его на сушу. С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника. Так продолжалось два года. Однажды, придя в Афины, святой заболел и, чувствуя приближение кончины, вошел в храм, лег на пол, призвал епископа и попросил предать свое тело погребению. Это произошло около 422 года.
Блаженная девица Фотиния осталась жить на острове, где и провела в уединении 6 лет, а затем отдала Богу душу. Кончину ее открыл все тот же корабельщик, привозивший ей, как и преподобному Мартиниану, пищу. Он перевез тело блаженной Фотинии в Кесарию Палестинскую, где оно было с честью похоронено епископом и клиром. Память преподобных Зои и Фотинии празднуется в тот же день.
Тропарь Мартиниану Палестинскому
глас 8
Пламень искушений слез теченьми погасил еси, блаженне, / и, морская вол-нения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси:/ препрославлен еси, Всесильне, огня и бури спасый мя.
Кондак преподобного Мартиниана
глас 2
Яко подвижника благочестия искусна,/ и страдальца произволением честнаго,/ и пустыни жителя и всельника,/ в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго:// той бо змия попра.
Собор святых омской митрополии
Благословением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 мая 2015 года утвержден Собор святых Омской митрополии. Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 27 мая 2015 года.
Вместе со священномучеником Сильвестром в Собор входят: епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), пресвитеры Михаил Пятаев и Иоанн Куминов, а также мученики Николай Цикура, Димитрий Волков и Никита Сухарев.