Сегодня Православная Церковь чтит память:
2-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица о блудном сыне.
Предпразднство Сретения Господня. Мч. Трифона Апамейского (250).
Мц. Перпетуи, мчч. Сатира (Сатура), Ревоката, Саторнила (Сатурнила), Секунда и мц. Фелицитаты (202-203); прп. Петра Галатийского, Молчальника (429); прп. Вендимиана пустынника Вифинийского (ок. 512); прп. Бригитты Килдарской, Ирландской (525; Кельт. и Брит.); прп. Сейриола, игумена Пенмонского (VI; Кельт. и Брит., ПЦА); прпп. Давида (784), Симеона Нового Столпника (844) и Георгия епископа (845/846), Митиленских, братьев (Греч.); свт. Василия Исповедника, архиеп. Солунского (ок. 870/895; Греч.; либо + кон IX-нач. X вв.); мч. Анастасия Навплийского (1655; Греч.); мц. Феоны с двумя отроками (Греч.); мч. Кариона (Греч.).
мчч. Стаматия и Иоанна, родных братьев, и друга их Николая (1822; Греч.).
Сщмч. Николая Мезенцева, пресвитера (1938).
Святые дня, молите Бога о нас!
Предпразднство Сретения Господня.
Тропарь предпразднства
глас 1
Небесный лик Небесных Ангел,/ приник на землю, пришедше зрит яко Младенца,/ носима к храму, Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя,// предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.
Тропарь предпразднства Сретения Господня
глас 1
Небесный лик Небесных Ангел,/ приник на землю, пришедше зрит яко Младенца,/ носима к храму. Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя,/ предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.
Кондак предпразднства
глас 6
Со Отцем Слово сый невидимо,/ ныне убо видим есть плотию:/ неизреченно от Девы родися/ и на руку старчу дается святителю./ Поклонимся Тому,// истинному Богу нашему.
Кондак предпразднства Сретения Господня
глас 6
Со Отцем Слово Сый невидимо,/ ныне убо видим есть плотию:/ неизреченно от Девы родися/ и на руку старчу дается святителю./ Поклонимся Тому/ истинному Богу нашему.
Мученик Трифон Апамейский
Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии - Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238 - 244). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.
Когда на царский престол вступил император Декий (249 - 251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям: били палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божий. Это событие произошло в городе Никее в 250 году. Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в которой он пострадал, но святой Трифон, в видении, повелел перенести его тело на свою родину, в селение Кампсаду. Это и было исполнено.
Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви.
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю - мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета, и этот юноша произнес: "Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься". Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Через некоторое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
Тропарь мученика Трифона
глас 4
Мученик Твой, Господи, Трифон,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Ин тропарь мученика Трифона
глас 4
Пищи Божественныя, треблаженне,/наслаждаяся на Небесех неоскудно,/ славящих песньми память твою покрый/и сохрани от всякия нужды,/ отженй вредящих нивам животных,/ да тебе от любве вопием всегда:/ радуйся, Трифоне, мучеников укрепление.
Кондак мученика Трифона
глас 8
Тройческою твердостию/ многобожие разрушил еси от конец, всеславне,/ честен во Христе быв, и, победив мучители во Христе Спасителе,/ венец приял еси мученичества твоего/ и дарования Божественных исцелений,// яко непобедим.
Мученица Перпетуя, мученики Сатир (Сатур), Ревокат, Саторнил (Сатурнил), Секунд и мученица Фелицитата
Святая мученица Перпетуя происходила из рода патрициев и жила в Карфагене. Тайно от своего отца, убежденного язычника, она приняла святое Крещение, уверовав в Спасителя, и сподобилась мученической кончины вместе со своим братом Сатиром, служанкой Филицитатой и юношами Ревокатом, Саторнилом и Секундом, которые также готовились стать христианами. Несмотря на уговоры отца, настойчиво взывавшего к ее материнскому чувству, рано овдовевшая 22-летняя святая Перпетуя преодолела земную привязанность к любимому своему грудному младенцу ради Жизни Небесной. Перед казнью святая имела от Бога видение, укрепившее ее душевные силы. Святой Секунд скончался в темнице, а остальные мученики были отданы на растерзание зверям. Однако звери не коснулись осужденных, и тогда все они были умерщвлены мечом. Это произошло около 203 года.
Преподобный Петр Галатийский, Молчальник
Память 1 февраля, 25 ноября.
Родился в Галатии недалеко от Анкиры. Девяти лет от роду, стремясь к духовной жизни, он покинул родительский кров, отправился сначала в Иерусалим, а затем в Антиохию Cирийскую. Там он затворился в пещере, предавшись молитве и подвигам строгого воздержания, принимая лишь через день хлеб и воду. В этих подвигах он стяжал от Бога дар чудотворений, исцеляя недуги и прогоняя бесов. Так, он изгнал беса из человека по имени Даниил, оставшегося после этого жить с преподобным; излечил от болезни глаз мать блаженного епископа Феодорита Киррского; ослепил воеводу города, пытавшегося надругаться над монахиней. Скончался преподобный в возрасте девяноста девяти лет, из которых девяносто лет непрестанно служил Богу.
Святитель Василий, архиепископ Солунский, исповедник
(икона святителя Василия Солунского Салоники, Храм Святой Софии Премудрости Божией)
Память 1 февраля и в Соборе Афонских преподобных
Святитель Василий, ученик и постриженик преподобного Евфимия Фессалоникийского, был родом из Афин. Он подвизался на Святой Афонской Горе и в других местах с преподобным Евфимием, который на третий день по пострижении, по особенному откровению, предсказал ему, что он будет епископом.
Архиепископ Василий скончался мирно в конце IX-начале X века. В греческом Синаксаре он называется исповедником.
Сейчас его мощи находятся в Греции, в храме Святой Софии Премудрости Божией в Салониках.
Преподобный Вендимиан Вифинийский
Преподобный Вендимиан, родом из Мизии1, в мододости пришел к преподобному Авксентию2 в основанную им обитель на горе Оксии близ Халкидона3. После принятия его Авксентий жил не долго. По кончине его, Вендимиан сделал келлию немного ниже келлии преподобнаго Авксентия, но прожив 5 лет, хотел уйти по трудности места. Господь Иисус Христос явился ему и укрепил его, и он прожил здесь еще 37 лет, творя чудеса при жизни. Преподобный Вендимиан скончался около 512 года.
_______________________________
Примечание
1 Мизия - северо-западная область Малой Азии.
2 Память его 14 февраля.
3 Халкидон - город в Малой Азии, на берегу Константинопольского пролива (на другой стороне против него - Константинополь). Халкидон известен в истории Церкви тем, что в нем происходил IV вселенский собор.
Преподобная Бригитта Килдарская, Ирландская (Бригита, лат. Brigita, Brigida, Brigit; ирл. Bríd от brig - сила), игумения
Память 1 февраля (Кельт. и Брит.) и в Соборе Британских и Ирландских святых
Родилась около 452 года в Фохарте (Ирландия), в христианской семье. По одним сведениям семья ее была знатной, по другим - она была дочерью рабыни. По преданию, ее родители были крещены святым Патриком, а сам апостол Ирландии, незадолго перед своим преставлением, посетил святую Бригитту и попросил ее выткать саван, в котором он был предан земле.
Еще в самом раннем возрасте она проявила удивительное стремление к добродетели. Когда родители девушки пожелали выдать ее замуж, она предпочла единственного желанного ей Жениха, Господа нашего Иисуса Христа. Она рано приняла монашество (по преданию, ее постриг св. Маэль Ардахский).
В 470 году стала игуменией основанного ею монастыря. На том месте рос огромный дуб, поэтому обитель получила название Келл-Дара (ирл. Cill Daire - Церковь Дуба, совр. Килдар). Еще при жизни святой Бригитты в монастыре была основана епископская кафедра, на которую был возведен праведный старец Конлет.
Последователи святой Бригитты основали обители по всей Ирландии. Чтобы посещать новые монастыри, ей пришлось много путешествовать. Она прославилась своими иноческими подвигами, смирением и необычайной щедростью по отношению к бедным. Предание рассказывает о многочисленных чудесах, совершенных святой. Знамением креста она изгоняла бесов, исцеляла болезни, обращала грешников.
Скончалась в 525 году в Килдаре. В древних ирландских летописях указано, что св. Бригитта скончалась в 524 или 526 г.
Мощи святой Бригитты покоятся в Даунпатрике рядом с мощами святых Патрика и Колумбы. По информации Православной энциклопедии, "считается, что мощи св. Бригитты находятся в Белене (Португалия) и Брюгге (Бельгия)". В средние века ее почитание распространилось по всей Европе. Её почитают святой покровительницей Ирландии.
Несмотря на популярность святой Бригитты, традиция противоречива в изложении фактов ее жизни. Сохранились жития святой, написанные на латыни и на ирландском языке, однако самые ранние из них были созданы более чем через сто лет после ее кончины и не во всем согласуются между собой. Поскольку в житиях содержится мало достоверных сведений о св. Бригитте, некоторые сомневались в ее историческом существовании.
Тропарь
глас 1
Смире́нием на высоту́ взошла́ еси́,/ Боже́ственным жела́нием воскриля́ема,/ Небе́сному Жениху́ предста́ла еси́,/ вене́ц нося́щи честна́го де́вства;/ и ны́не помяни́ к тебе́ притека́ющих,/ я́коже и обеща́лася еси́,/ о преподо́бная ма́ти Бригитто,// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак
глас 4
Му́дростию Ева́нгельскою от ю́ности исполня́ема,/ ра́достию возшла́ еси́ на высоту́ доброде́телей;/ ны́не же о все́х, с ве́рою к тебе́ притека́ющих,/ о свята́я де́во Бриги́тто,// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.
Преподобный Сейриол Праведный, Пенмонский, Валлийский (лат. Seiriol, греч. Σειρίολος ὁ Δίκαιος), игумен
(Свт. Киби Валлийский и прп. Сейриол Пенмонский)
Память 2 января (Греч.), 1 февраля (Кельт. и Брит., ПЦА)
Родился около 494 года, был членом королевского семейства Гвинед (Gwynedd): сыном короля Оуэна Даруина (Owain Darwyn) и братом короля Кинласа (Cynlas) в Росе (Rhos на севере Уэльса), а также братом короля Эйниона (Einion) в Ллине (Llŷn, полуостров на северо-западе Уэльса).
Долгое время Сейриол жил отшельником в келье, располагавшейся в местечке Пенмоне (Penmon), в восточной части Англси (Anglesey). В своём колодце он крестил тех, кто обращался ко Христу (и келья, и колодец сохранились доныне.) По преданию, раз в неделю он отправлялся на встречу со своим другом святителем Киби, жившим под римскими стенами в Холихэд (Holyhead) на западе острова, и они с молитвой обходили Англси. Святые встречались и расставались в центре острова. При этом Киби утром шёл на восток, а вечером возвращался на запад и таким образом был всё время повёрнут к солнцу, и его и называли Киби Смуглым (Cybi the Tanned), потому что лицо его всегда было загорелым; Сейриол же, шедший в противоположную сторону, был всё время повёрнут к солнцу спиной, и его называли Сейриолом Светлым (Seiriol the Fair).
Ученики святого Сейриола построили около Пьенмона обитель, которой преподобный управлял. Впоследствии она стала знаменитым островным монашеским центром Уэльса и процветала до 971 года, когда была разорена викингами.
В конце жизни Сейриол удалился на островок, ныне называющийся Инис-Ланног (Ynys Lannog, ныне Инис-Сейриол) недалеко от Англси, где пустынножительствовал и основал небольшой монастырь. Скончался мирно в глубокой старости.
Тропарь
глас 4
Воспева́ем тя́, о́тче Сейрио́ле,/ я́ко в пусты́ни Валли́йстей насади́л еси́ плодоно́сный вертогра́д Го́сподеви,/ и к твоему́ заступле́нию ны́не прибега́я,/ мо́лим ти́ ся, свя́те,/ Христа́ Бо́га на́шего моли́,/ да благослови́т и на́ша труды́// и спасе́т ду́ши на́ша.
Преподобный Давид Митиленский
(прпп. Давид, Симеон и Георгий епископ Митиленский)
Родился в 717 или 718 году в городе Митилене на острове Лесбос, в семье Адриана и Константо. Четверо из его шести младших родных братьев стали монахами, в том числе святые Симеон и Георгий. Рано обучился грамоте. В возрасте 16-ти лет, когда юноша пас овец своего отца, ему явился святой Антоний Великий и наказал посвятить себя монашеской жизни уединившись в Троаде в горах Ида , располагавшихся к северу от острова.
С великой готовностью и радостью он послушал совета святого Антония и поселился в пещере на горе Ида, питаясь одними лишь дикими травами. Так он прожил тридцать лет, после чего ему снова было видение идти в Гаргары к епископу, чтобы быть рукоположенным в диаконы, а затем - во пресвитеры. Это было исполнено.
Затем преподобный Давид вновь вернулся в горы Ида, где, по велению явившегося ему ангела, построил храм во имя святых Кирика и Иулитты и монастырь, в котором вскоре собралось множество монахов.
Через десять лет, после кончины его отца, к преподобному пришли его мать с младшим братом Симеоном, которому было 8 лет. Симеон остался с Давидом, а мать вернулась в Митилену, где вскоре умерла.
Ещё через два года святой Давид преставился, перед чем, предвидя свою смерть, повелел Симеону вернуться в Митилену.
Преподобный Симеон Митиленский, Новый Столпник
Родился в начале VIII в. в городе Митилене на острове Лесбос, в семье Адриана и Константы, пятеро из семерых детей которых стали монахами, в том числе Давид, Симеон и Георгий.
Симеон был самым младшим братом и, когда ему было восемь лет, умер его отец, Тогда мать привезла его в Троаду в монастырь в горах Ида , где настоятелем был его самый старший брат Давид. Симеон остался с Давидом, а мать вернулась в Митилену, где вскоре умерла.
Симеон в монастыре выучился грамоте и в возрасте 22-х лет стал монахом, а в 28 лет был рукоположен в иереи епископом Гаргарским.
Через два года Давид умер и, поскольку предвидел свою смерть, повелел Симеону вернуться в Митилену. Симеон послушал брата, вернулся на остров Лесбос и поселился в южной части Митилены - в месте, называемом Мол, где, также как и Симеон Столпник, поселился на столбе, проводя жизнь в посте и молитве.
После этого к Симеону пришел его брат и также монах Георгий. Георгий также был рукоположен в иереи и вместе с Симеоном и их сестрой - монахиней Иларией, - а также с другими монахами они построили монастырь, куда за пасторским наставлением приходило множество христиан.
Однако, тишину монастыря потревожила ярость иконоборцев. Византийский император Лев V Армянин (813-820) изгнал епископа Митиленского Георгия, сослав его в Херсонес, и поставил епископом иконоборца Льва, который немедленно обратился против Симеона и его монастыря. Епископ Лев приказал сжечь заживо Симеона, но святой чудесным образом остался невредим. Пораженный чудом, Лев ненадолго отступился, но вскоре добился изгнания Симеона и остававшихся с ним монахов, вынужденных переселиться на остров Святого Исидора, расположенный в заливе Герас.
В дальнейшем, епископ-иконоборец Лев добился решения императора Михаила II Травла (820 - 829) о ссылке Симеона на необитаемый остров Лагусса , расположенный напротив Трои. Туда Симеон отправился в сопровождении десяти учеников и поселился на десятиметровом столбе, а его брат Георгий остался в Митилене, заботясь о монастыре.
Через некоторое время святой Симеон прибыл в Константинополь, где принял решение переселиться в Мидикийский монастырь , где настоятелем был преподобный Никита и в который приезжали за духовной поддержкой преследуемые по всей империи иконопочитатели. Там Симеон работал простым рыбаком, помогая своим трудом всем страждущим, а после тяжелых трудов ухаживал за больными. Также недалеко он основал женский монастырь, в котором поселелись многие монахини.
После смерти императора Михаила II Травла его сын и следующий император Феофил в 832 г. своим указом возобновил жестокие гонения на иконы. Святой Симеон с братией был «навечно» заключен в тюрьму и лишь благодаря вмешательству благоверной императрицы Феодоры избежал этой участи, но все же подвергся наказанию в 150 палочных ударов и был сослан на остров Афусия в Предморье вместе с другими защитниками Православия, в том числе с братьями Феофаном и Феодором Начертанными. На острове Симеон построил храм Богородицы и монастырь, собрав в нем всех преследуемых иконоборцами.
После смерти императора Феофила (+ 842) благоверная императрица Феодора вернула из ссылки Симеона и Георгия, которые вместе с исповедником свт. Мефодием стали самыми доверенными советниками императрицы. Когда Мефодий в 843 г. по предложению Симеона был избран патриархом, Симеон поселился вместе с учениками в монастыре святых Сергия и Вакха.
Прп. Симеон скончался в 844 году и был похоронен в монастыре Пресвятой Богородицы.
Преподобный Георгий III Митиленский , архиепископ Митиленский
Родился в 763 году в городе Митилене на острове Лесбос, в семье Адриана и Константо. Четверо из его шести родных братьев стали монахами, в том числе святые Давид и Симеон. Их примеру последовал и Георгий. После того как его брат Симеон вернулся с горы Иды и поселился на столпе в южной части Митилеты, в месте под названием Мол, Георгий присоединился к нему.
Был рукоположен в иереи. Вместе со своими братом и сестрой - монахиней Иларией - а также с другими монахами они построили в Митилене монастырь, куда за пастырским наставлением приходило множество христиан.
В начале VIII века император Лев Армянин сослал епископа Митиленского Георгия в Херсонес и поставил вместо него иконоборца Льва, который немедленно обратился против Симеона и добился его ссылки на необитаемый остров, так что заботы о монастыре полностью легли на плечи Георгия. Затем епископ-иконоборец Лев в результате многочисленных интриг захватил монастырь и монастырское имущество, так что Георгий был вынужден бежать вместе с монахами в горное селение Мирсина, где прославился многими чудесами.
По воцарении в 842 году благоверной императрицы Феодоры, она вернула святых Симеона и Георгия из ссылки. Вместе с исповедником Мефодием Константинопольским они стали самыми доверенными советниками императрицы.
Ввиду преклонного возраста - ему было восемьдесят лет - Георгий отказался от предложения императрицы стать епископом Ефесским. Затем, поддавшись уговорам, он согласился стать архиепископом Митиленским. Вскоре после этого он прибыл в Митилену с целой флотилией кораблей и дромонов, в сопровождении стратигов и придворных, со многими дарами для бедных жителей острова Лесбос от императрицы и от военачальников Петроны и Варды. Жители встретили его в великой радостью, торжественно передали ему монастырь, отпраздновали праздник Рождества Богородицы 8 сентября и через несколько дней - 14 сентября 843 года, в праздник Воздвижения Честного Креста - Георгий был поставлен архиепископом в храме святого Феодора, ставшем кафедральным собором.
Зимой 844 года Георгий отправился в Готогрецию навестить больного друга, которого силой Божьей исцелил от недуга, предсказав смерь через семь лет, что и случилось. Вернувшись в Митилену, он продолжил наставлять жителей города и совершать чудеса.
Зимой решил посетить Смирну, чтобы навестить своих учеников и основанные им там монастыри. В Смирне ему явился ангел Божий и предсказал скорую кончину. По возвращению в Митилену он отслужил великопостную литургию, дал последние советы и пожелания духовным чадам, и скончался вечером в Великую Субботу 845 или 846 года. Был похоронен рядом со своим братом преподобным Симеоном.
Мученик Анастасий Навплийский
Родился в Навплии и был художником. Там он был помолвлен с дочерью одного христианина, но через несколько дней, узнав некоторые подробности жизни девушки, решил расторгнуть помолвку и оставить ее. Однако, родные девушки прибегли к колдовским чарам, чтобы заставить юношу взять девушку в жены, под воздействием которых он потерял на время способность разумно мыслить.
Воспользовавшись таким его состоянием, турки хитростью заставили Анастасия отречься от православной веры и принять магометанство. Когда же здравый смысл через несколько дней вернулся к юноше, он, обнаружив себя турком с белой чалмой на голове, немедленно сбросил тюрбан на землю и смело заявил окружавшим его туркам, что был, есть и будет лишь христианином.
Озлобленные турки сразу же схватили юношу и привели к судье. Судья лестью пытался уговорить святого отказаться от христианской веры, но юноша бесстрашно отвечал, что не отрекается от Господа Иисуса Христа, праведного Бога, но верит в него и поклоняется ему как Творцу и Спасителю, а вера в Аллаха бессмысленна и отвратительна. Услышав смелые речи, судье приказал обезглавить юношу и тут же беснующаяся толпа фанатиков выволокла юношу на улицу, где турки набросилась на него с палками, мечами и ножами, пока полностью не растерзали тело. Это случилось 1 февраля 1655 года.
Святой Анастасий стал считаться небесным покровителем родного города. Королевским указом от 14 ноября 1935 года день мученичества святого, 1 февраля, официально объявлен выходным днем в Навплии. Служба мученику Анастасию был опубликована попечением митрополита Арголидского Хризостома.
Мученики Стаматий, Иоанн и Николай Специоты
Братья Стаматий и Иоанн (первому было 22 года, второму - 18), а также товарищ их Николай происходили с греческого острова Спеце (греч. Σπέτσες). Родителями Стаматия и Иоанна были Анезо и Феодор Гинис (Γκίνης).
В 1822 году братья и Николай по торговым делам отплыли с родного острова в Константинополь с четырьмя другими моряками. В результате сильного шторма их корабль выбросило на мель на находившееся во власти турок побережье Анатолии близ селения Чесме, напротив острова Хиос. Сойдя с корабля и опасаясь турок - т.к. в то время шла война Греции за независимость - моряки доверились одному христианину, пообещавшему содействие в поиске материалов для ремонта поврежденного штормом судна. Однако этот человек предал моряков и привел турецких солдат. В неравном бою из семи моряков двое были убиты, двоим удалось бежать морем, а братья Стаматий и Иоанн, а также капитан судна Николай были схвачены.
Когда их привели к паше, тот приказал заточить братьев в темницу, а Николая немедленно обезглавить. Турки убеждали его принять ислам, чтобы избежать казни, однако он мужественно ответил, что не откажется от своей веры, за что был обезглавлен. Тогда турки стали пытаться заставить отречься от православной веры двух братьев. Однако, усилия турок в течение семи дней ничего не дали. Братья отыскали возможность направить тайное послание митрополиту Хиосскому. Пастырь послал им ободрительные слова и через жену одного узника передал Святое Причастие.
Проведя всю ночь в пении канона Божией Матери, акафиста и других песнопений Богородице, они рано утром причастились и, спокойно предав себя палачам, отправились к месту казни. Увидев обнаженные мечи стражников, Иоанн испугался. Но брат вернул ему самообладание, и они продолжали путь, обращаясь к собравшейся толпе: «Мы - христиане и умрем за Христа!» Мученикам отрубили головы. Их выброшенные в море тела через несколько дней нашли благочестивые христиане.
Мученица Феона (Θεΐων)
Святая Феона и двое её чад были усечены мечом. Иных сведений о их житии нет. Тело святой Феоны пребывало в Халкидиках, в монастыре святой Анастасии (Anastasia Farmakolitria).
Мученик Карион (Καρίων)
Святому Кариону отсекли язык, после чего он был умучен.
Священномученик Николай Мезенцев, пресвитер
Священномученик Николай родился 8 сентября 1863 года в селе Красная Слободка Трубчевского уезда Орловской губернии в семье псаломщика Дмитрия Мезенцева. Николай рано потерял родителей: мать умерла, когда ему было пять лет, а отец, когда ему исполнилось двенадцать. Как круглый сирота, имевший родителей из церковного клира, духовное образование он получил за казенный счет, а затем был назначен преподавателем в Таврическую Духовную семинарию. Епископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский) рукоположил Николая Дмитриевича во священника и назначил духовником семинарии. В 1903 году отец Николай был переведен в храм Рождества Богородицы при больнице Таранова-Белозерова в Симферополе и назначен законоучителем женской гимназии. Впоследствии он был возведен в сан протоиерея.
В Симферополе отец Николай встретил революцию и захват власти безбожниками-большевиками, правление генерала Врангеля, последние бои между белыми и красными и уход Добровольческой армии из Крыма. Один из сыновей священника был офицером армии генерала Врангеля, но после эвакуации войск он остался с группой офицеров в Симферополе. Отец Николай помог им спрятаться у духовной дочери, укрывшей их на чердаке своего дома. После ухода Белой армии начались массовые аресты оставшихся в Крыму офицеров и бессудные расправы над ними. Пребывание в Симферополе белых офицеров становилось небезопасным не только для них, но и для тех, кто давал им приют, и они решили пробираться в Севастополь, к морю. Отец Николай их благословил, и они попрощались навсегда. Вскоре по прибытии в Севастополь все они были арестованы и расстреляны.
В марте 1922 года повсеместно по всей России началось изъятие церковных ценностей из храмов. Во многих случаях оно проходило при столкновении членов советских комиссий с церковными людьми. Не миновало это и храм Рождества Богородицы. Во время изъятия одна из женщин ударила в набат, храм быстро наполнился народом, но это не помешало комиссии довершить изъятие. Священник, псаломщик и женщина, звонившая в колокол, были арестованы.
С 5 ноября по 1 декабря 1922 года в Симферополе был организован открытый судебный процесс, на котором в качестве подсудимых оказались архиепископ Таврический и Симферопольский Никодим (Кротков) и почти все духовенство епархии. Среди других был привлечен к ответственности и отец Николай Мезенцев. Будучи допрошен, он виновным себя не признал.
Протоиерей Николай был приговорен к трем годам заключения и отправлен в тюрьму в Нижний Новгород. Через девять месяцев все осужденные по этому делу были досрочно освобождены; вернувшись в Симферополь, отец Николай стал служить в Петропавловском соборе. Вскоре Петропавловский собор захватили обновленцы, и он перешел служить в Свято-Троицкий греческий храм в Симферополе.
(Свято-Троицкий греческий храм в Симферополе)
В 1933 году протоиерей Николай был арестован по обвинению в том, что будто бы утаил ценности, принадлежавшие Петропавловскому собору. Несколько месяцев священник провел в тюрьме под следствием и в конце концов был приговорен к штрафу. В это время Свято-Троицкий храм был закрыт, прихожане начали хлопотать о его открытии, а поскольку среди них было много греческих подданных, то они обратились в Греческую миссию в Москве, в чем им деятельно помог отец Николай, составляя прошения в официальные учреждения и советуя, как в тех или иных случаях поступить. Власти в этот раз уступили - дали разрешение на открытие храма, и в 1934 году Свято-Троицкий храм вновь был открыт. Настоятелем его был поставлен священник-грек, которому было тогда восемьдесят пять лет, и хотя он еще мог совершать литургию, но по немощи с церковного двора уже никуда не выходил. Протоиерей Николай был назначен помощником престарелому священнику, он исполнял требы, служил, читал и пел на клиросе.
15 декабря 1937 года протоиерей Николай был арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей, в том, что сын его был белым офицером и он помогал ему скрываться, а также в том, что активно помогал греческой общине в ее хлопотах по открытию храма и тем самым «возбуждал население против советской власти» и, «будучи в курсе деятельности контрреволюционной греческой националистической организации, скрывал это от советской власти».
Отец Николай не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности. Были вызваны два лжесвидетеля - один был сокамерником священника, а другой членом церковной двадцатки. Они и подписали протоколы с показаниями, необходимыми для осуждения священника. 14 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила протоиерея Николая к расстрелу - и он был расстрелян.
В 1998 году прот. Николай Мезенцев был причислен к лику местночтимых святых Крымской епархии определением Священного Синода Украинской Православной Церкви. В августе 2000 года канонизирован для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.