Продолжение…
Преподобный Афанасий Паросский (Парийский), иеромонах, греч. богослов и просветитель, участник движения колливадов
Родился в 1721 году в деревне Костос на острове Парос, в благочестивой семье. Первоначальное образование получил, по-видимому, на родине.
В 1745 г. прибыл в Смирну, где поступил в Евангелическую школу, где обучался шесть лет.
Затем Афанасий направился в Афонскую академию, которую возглавлял ее основатель Неофит Кавсокаливит, а с 1753 г.- Евгений Вулгарис, учитель и наставник Афанасия.
В 1757 г. Афанасий был назначен преподавателем.
В 1757/58 г. был рукоположен во диакона.
в 1758-1762 гг. руководил греч. школой в Фессалонике. Четыре года Афанасий блистал не только как преподаватель, но и как проповедник. Его слова, насыщенные верой и упованием на Господа, стяжали ему всенародную любовь.
Когда из-за эпидемии чумы школа была закрыта, преподобный Афанасий отправился на остров Корфу, чтобы пополнить свои знания в области философии, физики и риторики. Здесь он учился у Никифора Феотокиса (+ 1800), одного из наиболее образованных церковных деятелей того времени.
Затем некоторое время преподавал в г. Месолонги в школе, основанной его соучеником по академии Панайотисом Паламасом. Преподобный Афанасий много сделал для развития этого учебного заведения, которое было очень известно вплоть до революции 1821 года.
В 1771-1777 годах возглавлял Афонскую академию. В этот период он был рукоположен во священника св. Макарием Коринфским.
Вместе со святым Никодимом Святогорцем Афанасий принимал участие в трудах по изданию и восстановлению первоисточников православной духовности. Этим трудам, которые были справедливо названы «возрождением Добротолюбия», весьма содействовал и святой иерарх Макарий.
Как активный участник движения колливадов он претерпел гонения и даже был извергнут из сана, покинул Афон и до 1786 г. преподавал в Фессалонике. В 1781 г. священнический сан ему был возвращен.
Преподобному Афанасию предлагали стать главой Патриаршей школы в Константинополе и обещали поставить епископом, но он решительно отказался, объяснив, что предпочитает славе и материальным благам тишину монашеской жизни и служение народу Божию у себя на родине. Святой подал в отставку и отправился на Парос. Однако во время плавания стало известно о начале русско-турецкой войны, и корабль был вынужден остановиться на Хиосе. Преподобный Афанасий удалился в один из маленьких монастырей на этом острове, чтобы в безмолвии дождаться возможности продолжить путешествие. Вскоре о его присутствии стало известно местным жителям, и они попросили возглавить их школу на Хиосе. Подвижник ответил решительным отказом, но им все же удалось уговорить его по крайней мере преподавать риторику до конца войны. Когда преподобный Афанасий закончил вести курс, война все еще продолжалась. Тогда он стал давать уроки догматического богословия и логики. Его преподавательская деятельность имела такой успех, что по окончании войны местные жители и знатные люди с помощью церковных властей сумели уговорить преподобного возглавить школу.
С 1786 или 1788 по 1811 г. возглавлял философскую школу на острове Хиос, где преподавал логику, метафизику, богословие, риторику, этику. Под его руководством школа достигла расцвета и приобрела известность за пределами греч. мира.
Только в глубокой старости преподобный Афанасий оставил преподавание и ушел в маленький монастырь св. Георгия вместе с несколькими последователями и бывшими учениками, чтобы наконец обрести тишину, которой желал всю жизнь. В это время святой написал множество сочинений, пополнивших его библиографию, которая состоит в основном из апологетических трактатов, защищающих чистоту православной традиции в противовес западным влияниям. Пламенный ревнитель этой традиции, преподобный Афанасий прежде всего старался сохранить православное понимание веры, исповеданной через принесение в жертву собственной жизни. Именно поэтому он был одним из наиболее активных инициаторов почитания новомучеников.
Во время работы над книгой «Об истинной вере и о том, что есть истинная философия» его постиг апоплексический удар. Он скончался через несколько дней, 24 июня 1813 года. В его келье нашли только простую поношенную одежду, светильник и чернильницу.
Его почитание установлено Константинопольским Патриархатом в январе 1995 г. по прошению Элладской Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Труды
Автор ок. 60 сочинений апологетического, догматико-канонического, литургического, агиографического и учебного характера, а также проповедей, писем, эпиграмм и служб святым. Важнейшие среди них:
• «Антипапа, или Подвиги иже во святых отца нашего Марка, архиепископа Эфеса»,
• «Христианская апология» (сочинение, направленное против идей Французской революции),
• «Изложение Православной веры»,
• «Объявление истины о святогорской смуте»,
• «О новомучениках»,
• «О поминовении усопших».
Преподобный Варлаам Керетский
Память 6 ноября (день кончины), 15 января (обретение мощей) и в Соборах Карельских и Кольских святых.
В миру Василий, родился во второй четверти XVI века в селе Кереть Кемского уезда в Кандалакшской губе на Белом море.
Служил священником в храме святителя Николая Чудотворца в Коле. Он был ревностным и одаренным пастырем: «добре подвизаяся на невидимого врага козни». Нравом он был суров и порой крут, но честен и чист пред Богом и людьми. Во всем помощницей отцу Василию была его матушка, которую он любил всем своим горячим сердцем, и лишь ради этой любви оставил он свои мечты об иночестве. Сильно скорбел отец Василий о тяжком «идолобесии», о вере языческой в которой пребывали еще многие лопарские семьи - коренные жители этих мест. По молитвам священника бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику.
После образования в Коле Свято-Троицкого мужского монастыря, основанного преподобным Феодоритом Кольским, священник Василий с матушкой указом Новгородского владыки, святителя Макария, были переведены на приход Георгиевской церкви, в родное село Кереть.
Далее житие преподобного сообщает кратко: однажды во время совершения литургии диавол вложил ему мысли о неверности его жены, и священник убил ее. Более подробные сведения сообщает канон, составленный соловецким иноком Сергием (Шелониным) в первой половине XVII века. Матушка Варлаама внезапно стала вести себя неадекватно, соблазнительно, насмехаясь и допуская невероятную клевету на мужа: "находит на твою супругу, вадя (обвиняя, клевеща) насмешение странно". Известная еще в начале XX века и певшаяся на архангельском береге Белого моря «Ста́рина о Варлаамии Керетском» передает слова матушки: «Я одежды поповской боюсь, я твоей бороды не люблю. Полюбила я молодчика молоденького...» Во время совершение над женою «последования молебного об избавлении от духа нечистого» дает знать себя страстная натура Варлаама, и он «с яростью устремившись, поражает ее [матушку] смертною язвою».
Житие Варлаама утверждает, что преподобный служил в «в Колском граде». Канон, однако, свидетельствует об ином - убиение «жены иереевой» произошло во время службы в родном селе Варлаама, в Керети. И более того, «убийство совершивши», Варлаам хоронит тело жены: «и земле тело предав отходит во град Колу к тамошнему иерею». В последующих стихах Варлаам называет этого священника «отцом своим духовным». Канон не называет имени духовника, но можно предполагать, что речь идет о преподобном Феодорите Кольском. Глубоко раскаявшись и посчитав себя недостойным священнодействовать, Варлаам в Коле «вествует об убийстве и прося прощения, слезами землю омакает, о содеянном в ярости и невоздержании». И духовник предлагает ему особый покаянный подвиг, «дает ему иго легкое: мертвого носить во гробе, дондеже изгниет тело умершее, самому же в посте и молитве пребывать, и таковое воздержание иметь, что рыбою только на Пасху единою причащатися». Варлаам «таковое запрещение приняв спешит радуяся и сие тело откопав, в судно вложив во гробе, сам же во второй гроб (судно) устремився, с мертвым шествуя по окияну морю, по непроходным местам».
Положив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), подвижник вышел в море, «псалмы Давидовы пояше», и молил Бога об отпущении греха. Скитания Варлаама Керетского были продолжительны («дондеже оно мертвое тело тлению предастся», т. е., пока тело его жены не истлело), в плаванье его сопровождал сильный встречный ветер. (Этот факт отразился в присказке жителей Керети: «Куда пошел - как Варлаам против ветра» - и в поговорке норвеж. рыбаков: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез».) Рыбаки и промышленники, встречавшие Варлаама Керетского в Баренцевом моря у Святого Носа и в Белом море в районе Керети, принимали его лодку за видение. По преданию, тяжкий постоянный труд - «весла из рук своих не выпускаше» - сделал преподобного горбатым.
Плавание в районе мыса Святой Нос было опасно тем, что здесь сталкивались течения двух морей и образовывались «морские сувои». Во те времена мореходы проходили Святой Нос по суше, волоком, однако здесь возникала новая трудность: в бухтах этого мыса водились моллюски - «корабельные сверлила» (Teredo navalis), чьи личинки, цепляясь за днища судов, протачивали корабельную древесину. Зайдя в бухту Святого Носа, подвижник повелел вредоносным червям собраться у его лодки и, «став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть», «корабельные сверлила» пропали (в настоящее время в северных морях их нет, хотя характерные отверстия в древних остовах кораблей на берегах Кольского полуострова, по мнению ученых, указывают на их наличие в прошлом). Чудо послужило удостоверением того, что Господь простил грешника.
Три года продолжался этот немыслимый подвиг покаянного скитания: «бурю и дождь, и всякую воздушную нужду терпя». Варлаам Керетский вернулся в Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг. Чернец Варлаам благословляется на жительство в Печенгский монастырь к преподобному Трифону: «В созидаему святым Трифаном обитель на Печенге, за окияном-морем, устремился он видеть того труды и подвиги». Но затем вследствие начавшихся в обители нестроений он покидает монастырь с самим преподобным Трифоном и частью братии. На «Варламовой ладье» оба великих подвижника Кольского Севера совершили славное морское плавание. Спустя срок они прибыли в Кандалакшский Богородице-Рождественский монастырь, где игуменом теперь был их духовный наставник преподобный Феодорит Кольский.
После этой исторической встречи - Собора Кольских святых, пути великих старцев разошлись. Феодорит повелением Иоанна Грозного назначается архимандритом Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале. Трифон уходит на восемь лет странствовать. Варлаам же возвращается в родные Керетские пределы, в Чупскую губу, к могиле любимой матушки. Он селится, в пустынном месте у озера, впоследствии названного Варлаамовым (в конце XIX в. показывали избушку, в которой преподобный Варлаам принял постриг). Затем, тяготясь близостью села, святой перебрался на один из островов Чупской губы, недалеко от Керети. Построив часовню, он вел отшельническую жизнь «в пещере со зверями». Несмотря на пустынность места его уединения, к нему за духовной помощью нескончаемо тянулся люд поморский, со своими проблемами, скорбями и болезнями. Особенно стремились к нему за вспоможением страждущие от духов нечистых, те, кто подпал под страшную власть князя тьмы. Все они неизменно получали исцеление по молитвам старца.
Скончался преподобный в конце XVI века.
С конца XVI в. прп. Варлаам Керетский наряду с Николаем Чудотворцем считается главным покровителем северных мореплавателей. Известны многочисленные случаи его явления поморам, попавшим в беду в северных морях, и неизменное чудесное избавление их от смертельной опасности. Особенностью чудес, совершенных преподобным, является то, что мореходы не обращались непосредственно к св. Варлааму с молитвой, преподобный сам приходил на помощь и открывал свое имя. В 1903 г. имя Варлаама Керетского было внесено в «Верный месяцеслов» (под 6 ноября). Оно входит в Собор Карельских святых, празднование которому в 1974 г. установила Финляндская Православная Церковь (1 ноября н. ст.). В Русской Церкви соборная память Карельских святых празднуется в субботу между 31 октября и 6 ноября (ст. ст.). Тропарь, кондак и молитва святому помещены в Минее (МП).
Тропарь Варлаама Керетскаго
глас 1
Божественною свыше просветився благодатию, преподобие, мир оставил еси, житейскую печаль и всяк мятеж мира сего любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси, евангельски Христу последовал еси, и, Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси, и весь разум и сердце к Нему неуклонно возложил еси, Христа ради тело свое изнуряя постом и бдением, в молитвах своих не усыпая, Бога милостива творя и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая, и сего ради от Бога восприем власть и силу на сопротивнаго врага, не убояся воздушныя и морския тяготы и студени, ниже уклонися, и морскою пучиною в мале ладиице по водам шествие творя, против зельнаго обуревания плаваше, промышлением Божественнаго разума направляем, и около Святаго Носа непроходимый путь морский от ядовитаго червия благопроходен человеком без вреда сотворил еси молитвами своими, и многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, и, равноангельное житие пожив, темже и по преставлении источаеши чудес благодать иже верою приходящим к тебе, Варлааме, преблаженне отче наш, вопием ти: моли Христа Бога, да спасет души наша.
Преподобная Ита Киллидийская, пустынница, игумения
Святая Ита (Ita), или Деирдр (Deirdre), или Дороти (Dorothy), или Ида (Ida), или Ид (Ide), или Меда (Meda), или Мида (Mida), или Йита (Ytha) - наиболее известная ирландская святая после святой Бригиты. Она, как считают, была из королевского рода и родилась в баронстве Десиз (Decies) около Драма, что в графстве Уотерфорд. Ее назвали Деирдр.
На ней хотел жениться один аристократ, но после молитв и трехдневного поста с Божией помощью, она убедила своего отца позволить ей вести жизнь девы. Она отправилась в Хи Конэйл (Hy Conaill), или Киллиди (Killeedy), в западной части Лимерика, и основала общину для женщин, посвятивших себя Богу, которая скоро привлекла много молодых женщин. Она также основала и стала окормлять школу. Считается, что Эрк (Erc), святой епископ, поручил ее заботам святого Брендана (память 16 мая), который стал известным игуменом и миссионером (хотя хронология делает этот маловероятным). У нее долгие годы окормлялись многие другие ирландские святые. По этой причине ее часто называют "матерью-кормилицей святых Ирландии". Брендан однажды спросил ее, какие три вещи особенно любит Господь. Она ответила: "Истинную веру в Бога с чистым сердцем, простую жизнь с религиозным духом и щедрость, вдохновленную милосердием".
Ей приписывают ирландскую колыбельную для Младенца Иисуса. Предание подчеркивает физическую аскезу святой Иты. Подобно другим ирландским монашествующим, она проводила много времени в уединении, молясь и постясь, а в остальное время служила тем, кто искал её помощи и совета.
Она и ее сестры помогали лечить больных из своей местности. Ей приписывают многие чудеса, в частности, тот случай, когда она снова прикрепила голову к телу обезглавленного человека. По преданию, она питалась лишь небесными дарами.
Преподобный Ллеудадд (Лаудат) Бардсийский (лат. Lleudadd, Laudatus), игумен
Родом валлиец, был настоятелем монастыря на острове Бардси. Помогал преподобному Кадфану в его миссионерской деятельности в Бретани.
Возможно, одно и то же лицо со святым Ло (Лаутом) Кутанским (память 22 сентября).
Преподобный Кеолвулф (Кеовулф) Линдисфарнский (лат. Ceolwulf, Ceowulf, Ceolwulph), монах
В миру был королём Нортумбрийским. По одной версии, отказался от престола после восьми лет правления, чтобы стать монахом в Линдисфарне. По другой, Кеолвулф взошел на трон Нортумбрии в 729 году, два года спустя был взят в плен и насильно пострижен в монашество, однако позже в том же году был освобождён и продолжил своё правление. Так или иначе, но в 737 или 738 году Кеолвулф уже добровольно предпочёл жизнь монаха в Линдисфарне. Обитель тогда процветала, и Кеолвулф поощрял в ней изучение Священного Писания и строгий монашеский образ жизни.
Преподобный Кеолвулф скончался в 764 году (или, возможно, несколькими годами позже) и был похоронен рядом со святителем Кутбертом. По молитвам к святому королю и монаху стали совершаться чудеса, явившие миру его святость.
Святой Беда Достопочтенный посвятил "преславному королю Кеолвулфу" свой труд "Церковная история народа Англов". Он хвалил Кеолвулфа за его набожность и монашеские подвиги, однако полагал, что его королевское правление оставляло желать лучшего.
Преподобный Блайтмайк (Блайтмак, Блатмак, Блайтмал) Ионский (лат. Blaithmaic, Blaithmac, Blathmac, Blaithmale), игумен
Родился около 750 года в Ирландии в королевской семье. Избрав добровольную нищету, стал настоятелем одной из ирландских обителей, а потом, желая стяжать венец мученичества за Христа, уехал в Шотландию, подвергавшуюся тогда набегам язычников-датчан и вступил в братию монастыря на острове Иона.
Около 823 года, когда настоятель Дермайт был в отъезде, святой Блайтмайк предсказал скорое нападение датчан на монастырь. Чтобы уберечь от поругания мощи преподобного Колумбы, он тщательно спрятал их, а над местом захоронения был аккуратно выложен свежий дёрн. После этого Блайтмайк попрощался с братией и посоветовал желающим бежать из обители. Язычники ворвались в храм как раз тогда, когда святой Блайтмайк совершал Божественную литургию. Они убили всех находившихся в храме братьев и пообещали Блайтмайку сохранить жизнь, если он отдаст им мощи святого Колумбы. Преподобный отказался и тут же, на ступенях алтаря, был изрублен на куски.
Вернувшиеся в обитель монахи похоронили преподобного Блайтмайка на месте его мученического подвига. Вскоре на его могиле стали совершаться чудеса. В 849 году мощи святого, вероятно, были перенесены в Данке́лд.
Память преподобного Блайтмайка Ионского, ранее отмечавшаяся 15 января, в римо-католическом календаре впоследствии была перенесена на 19 января.