Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 32-я по Пятидесятнице. Святки.
Собор 70-ти апостолов; мч. Мавила Гадруметского (212; Афр.); прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800); свт. Евстафия I, архиепископа Сербского (ок. 1285).
Прп. Ахилы Печерского, диакона, в Дальних пещерах (XIV); прмч. Зосимы пустынника и мч. Афанасия (III-IV); мц. Дафросии Римской (ок. 362; Греч.); прп. Иоанна Схолария, ученика прп. Саввы (после 532; Конст.); мчч. Хрисанфа и Евфимии (Греч.).
Прпп. Евагрия Шио-Мгвимского, Илии, диакона Зедазенского и других сподвижников Сирийских отцов (VI; Груз., Греч.); прп. Тимофея Столпника, Кахуштского (VIII/872; Антиох., Греч.); прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800); свт. Григория Лангрского (539; Галл.); прмчч. Евфимия, игумена Ватопедского, и с ним 12 монахов (ок. 1275-1281/1285; Греч.); свт. Симеона (Молюкова), митрополита Смоленского (Сибирского, Новосибирского) († 1699), прмч. Онуфрия Хиландарского, Хиосского (1818; Греч., Болг., Серб., РПЦЗ, ПЦА).
Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева, пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова, пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына, пресвитера (1941).
Святые дня, молите Бога о нас!
Собор 70-ти апостолов
70 апостолов были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.
"После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою." (Лк. 10:1-2)
Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год его земной жизни. После избрания Иисус даёт семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам (ср. Мф.10 и Лк.10:3-24).
По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.
В книгах Нового Завета не перечисляются эти святые апостолы. Церковный историк Евсевий (ок. 340) пишет: «имена (12) апостолов, Спасителя всякому известны из Евангелий, но списка 70-ти его учеников нигде никакого нет». Большинство имён апостолов от семидесяти известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях.
Предполагают, что в числе 70-ти апостолов, избранных Самим Спасителем, были: Иосиф Варсава, прозванный Иустом (Деян. 1:23), Иосия (или Иосиф) Варнава (Деян. 4:36), евангелист Лука и Клеопа (Лук. 24:13), Сосфен (по мнению Евсевия, Церк. Ист., стр. 43).
В первый раз перечисление 70-ти апостолов встречается в списке, приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому (361 г.), но там есть неточности.
Вот список 70-ти апостолов:
1. Святой апостол Иаков, брат Господень.
(Во главе 70 апостолов поставляется первым, сын прав. Иосифа обручника Пресвятой Девы от его первой супруги и брат Иуды, Симона (или Симеона), Иосии (или Иосифа) (Марк. 6:3). По церковному преданию, он сопутствовал своему отцу и Пресвятой Деве во Египет и отличался строгим исполнением закона Моисеева, почему прозван был «праведным». Уверовав в Иисуса Христа, как Сына Божия и Спасителя мира уже после Его крестной смерти, он удостоился узреть Его по воскресении (Гал. 1:18-19).
Иаков Самим Господом был поставлен во Епископа Иерусалимского, во главу всех апостолов и верующих во Христа; он был, по выражению апостола Павла столпом церкви (Гал. 2:9); председательствовал, на Иерусалимском апостольском соборе (Деян. 15:13); к нему, как первенствующему среди апостолов, являлись сами апостолы (например, Павел) с отчетом о проповеди среди язычников. (Деян. 21:18, ср. Деян. 22:17). Святой Иаков скончался мученическою смертью (63-64г.) в дни праздника Пятидесятницы - за всенародное исповедание Иисуса Христа Meсcией он был низвергнут с церковной кровли. Святой апостол Иаков написал соборное послание, поставленное первым между другими соборными посланиями. Ему же приписывают так называемое Первоевангелие, в котором повествуется о Пресвятой Деве и рождении от нее Иисуса Христа.)
2. Святой апостол и евангелист Марк. (Один из четверых евангелистов. Был учеником апостола Петра.)
3. Святой апостол и евангелист Лука.
Сподвижник и многолетний спутник апостола Павла, автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол.4:14). Евангелист Лука считается первым иконописцем. Первая икона Пресвятой Богородицы, созданная святым Лукой, в XII веке стала сокровищем Русской Церкви - «Владимирская икона Божией Матери» (хранится в Третьяковской галерее).
4. Святой апостол Клеопа.
(Явление Господа своим ученикам на пути в Эммаус, апостолы Лука и Клеопа)
Клеопа был младший брат св. праведного Иосифа обручника Пресвятой Девы Марии; он был женат на дочери Иосифа (чрез 5 лет по возвращении из Египта в Назарет) Mapии, (Ин. 19:25). С этою Mapиею особенно дружна была Пресвятая Дева Мария и они жили как родные сестры. Евангелист Иоанн пишет, что при кресте Иисуса стояла Матерь Его (Пресвятая Дева) и сестра Матери Его (Mapия Клеопова). Эта Мария, как дочь прав. Иосифа, обрученного с св. Пресв. Девою - Mapиею - (Мф. 1:14-20) считалась (у жителей Иepyсалима) Ее сестрою (хотя не родною, а сводною). Клеопа вместе с Лукой был спутником Воскресшего Спасителя в Еммаус.
5. Святой апостол Симеон или Симон. (Был сын Клеопы и Марии и племянник Иосифу Обручнику)
6. Святой апостол Варнава. (Св. Варнава был учеником Иисуса Христа во время Его земной жизни и считался в числе 70 апостолов; имя святой апостола Варнавы было Иосия, или Иосиф, а Варнавою он был наименован святыми апостолами за горячую его любовь ко Христу и щедрые пожертвования в пользу первого христианского общества. Родом Кипрянин, у него была своя земля, продав ее, он принес деньги и положил к ногам апостолов (Деян. 4:34-37). Чрез посредство Варнавы прежний гонитель христиан Савл, а затем избранный сосуд благодати Божьей - Павел, вошел в общество учеников Иисуса Христа. Варнава с Савлом целый год трудились в проповеди о Христе в Антиохии и наставили в истинах св. веры немалое число людей, которые в первый раз стали называться христианами (Деян. 11:25-26). В 62 г. святой Варнава потерпел мученическую кончину (язычники побили его камнями). Тело св. Варнавы, согласно завещанию, погребено было апостолом Марком вместе с евангелием Матфея.)
7. Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст. (Этот апостол был сын праведного Иосифа Обручника, брат Иакова, Иуды и Симона (Мф. 13:55). Иосия, как и другие его братья, сначала не веровал в мессианское достоинство Иисуса Христа (Ин. 7:5), но затем, по вознесении Господнем, они уверовали и единодушно пребывали в молитве и молении со св. апостолами и Пресв. Богородицею (Деян. 1:14). Пред праздником Пятидесятницы ап. Петр в собрании учеников и братии Христа (которых было около 120), предложил на место Иуды предателя избрать одного из тех, которые находились с апостолами во все время, когда пребывал и обращался с ними Господь, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в какой Он вознесся и был свидетелем воскресения Его. Таким условиям удовлетворял Иосия, как сын Праведного Иосифа, в доме коего родился и жил Иисус Христос. И поставили, повествует св. Лука, двоих: Иосифа, нарицаемого Варсавою, который прозван был Иустом, и Матфия. Иуст означает «праведный» и этим свидетельствуется о высокоправедной жизни Иосифа (или Иосии) и его преимущественном праве на избрание в число «12 Апостолов». И помолились (апостолы) и сказали: «Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий и выпал жребий Матфию, и он был сопричислен к 11 апостолам» (Деян. I, 15-26).)
8. Святой апостол Иуда.
(Иуда, брат Иакова Праведного, был сын Иосифа Обручника и не принадлежал к числу 12 апостолов (как некоторые думают) и сего Иуду не следует смешивать с апостолом Иудою (иначе Леввей, Фаддей), бывшим в числе 12 апостолов. Сему святому апостолу Иуде принадлежит Соборное послание. Послание св. Иуды от начала до конца представляет одну непрерывную и грозную речь, направленную против лжеучителей.)
9. Святой апостол Анания.
(Побивание камнями апостола Анании. монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Косово)
Св. Анания крестил Савла - апостола Павла. О нем достоверно известно только то, что сообщается в апостольских Деяниях: «В Дамаске был один ученик именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи». Господь же сказал ему: «встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится». И (Савл) видел в видении мужа, именем, Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел...Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: «брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился св. Духа, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла и вдруг он прозрел и крестился» (Деян. 9:10-18).
Святой Анания, несмотря на опасности, смело и открыто проповедовал христианство иудеям и язычникам. Из Дамаска он отправился с Благовестием в Елевферополь, где исцелил много недужных. Правитель города Лукиан пытался склонить святого апостола принести жертву идолам, но, видя его непреклонность и твердое исповедание Христа, повелел мучить святого. Страшные пытки не поколебали свидетеля Истины. Тогда мучители вывели его за город и побили камнями. В молитве за своих убийц святой отошел ко Господу (+ в 1 веке). Впоследствии его мощи перенесли в Константинополь.
10. Святой апостол Стефан, архидиакон и первомученик. (Именуется "первомучеником", т.к. первый пострадал за Христа, был побит камнями. Трагическая кончина праведника, молившегося за своих убийц, произвела на многих сильное впечатление и особенно, на юношу Савла, который впоследствии вспоминал с сожалением и горьким для своей совести упреком за сочувствие убийцам св. Стефана. В речи своей к иудейскому народу в Иерусалиме (в 62 г.) ап. Павел, повествуя о чудесном своем обращении ко Христу, вспоминал, как о тяжком грехе, исповеданном им Самому Господу, явившемуся ему пред Дамаском, - об участии «в побиении Стефана».)
11. Святой апостол Филипп.
12. Святой апостол Никанор диакон.
13. Святой апостол Прохор диакон.
14. Святой апостол Тимон. .
(святой апостол Тимон)
Святой апостол Тимон принадлежал к числу семидесяти апостолов а также, вместе с другими святыми апостолами от семидесяти Прохором, Никанором и Парменом, а также первомучеником Стефаном, святым Филиппом и Николаем был избран двенадцатью апостолами в Иерусалиме на диаконское служение. О его избрании и поставлении повествует книга Деяний апостолов (Деян. 6, 1-7).
Затем он был избран епископом города Бостры (в Аравии), многих привел к христианству, за проповедь имени Христова много пострадал как от иудеев, так и от язычников, и наконец был брошен в сильно разожженную печь. Некоторые считают что так и совершилась его мученическая смерть, в то время как другое предание говорит что он нисколько не пострадал от огня и вышел из печи невредимым. Традиция Римской Церкви прибавляет, что святой Тимон, выйдя из печи невредимым, был затем предан крестной смерти.
15. Святой апостол Пармен.
16. Святой апостол Тимофей.
Он был ближайший, любимый ученик, неразлучный спутник и ревностнейший сотрудник апостола Павла. Св. Тимофей был родом из Ликаонскаго города Листры в Малой Азии; отец его был Еллин (язычник), а мать иудеянка (Деян. 16:1-2). Апостол Павел еще во время своего первого путешествия с Варнавой обратил свое внимание на юного Тимофея (Деян. 14:6-7,21) и во второе посещение свое Листры, апостол языков, по свидетельству тамошних христиан об особенно усердном изучении слова Божия и высокой нравственности Тимофея, взял его с собой, а затем, чтобы не встретить препятствий в деле проповеди среди иудеев, обрезал его (Деян. 16:3). И с этого времени Тимофей сделался постоянным сотрудником апостола Павла, разделяя с ним не только апостольские труды, но и страдания. В своих посланиях апостол Павел называл св. Тимофея своим сыном (духовным) (1 Кор. 4:17))
17. Святой апостол Тит.
(Св. Тит один из близких и любимых учеников ап. Павла.)
18. Святой апостол Филимон.
19. Святой апостол Онисим.
20. Святой апостол Епафрас.
21. Святой апостол Архипп.
22. Святой апостол Сила.
(апостолы от 70: Силуан, Крискент, Сила)
(Промысл Божий сделал св. Силу спутником ап. Павла во втором его путешествии вместо Варнавы, не пожелавшего без своего племянника, Марка-Иоанна сопутствовать Апостолу языков (Деян. 15:34). Некоторые полагают, что Сила был первоначально учеником Иоанна Крестителя и был одним из двух, которых св. Предтеча посылал к Иисусу Христу с вопросами: «Ты ли еси Грядый, или иного чаем» (Мф. 11:3). По смерти св. Иоанна Крестителя, Сила сделался постоянным последователем Иисуса Христа и был им избран в число 70 Апостолов. Ап. Павел, избрав вместо св. Варнавы, Силу, предпринял второе путешествие, отправился из Антиохии, куда из Иерусалима прибыл Сила, и проходили вместе Сирию и Киликию (Деян. 15:41). Дошли они до Дервии и Листры, где ап. Павел взял в спутники юного Тимофея (Деян. 16:1-3).)
23. Святой апостол Силуан.
24. Святой апостол Крискент.
25. Святой апостол Крисп. (Св. апостол Крисп, до своего обращения в Христову церковь был начальником иудейской синагоги в Коринфе. О нем упоминается в Апостольских Деяниях (гл. 18:8). Во время второго путешествия ап. Павел, оставив Афины, пришел в Киринф (Деян. 17:1); временно приютившись в помещении Акилы и Прискилы и с ними трудился приготовлением палаток, он во всякую субботу говорил в синагоге, убеждая иудеев и эллинов (эллинистов) в том, что Иисус - Христос, но так как слушатели противились и злословили св. Павла, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист: отныне иду с проповедью к язычникам (Деян. 18:4:6). Грозная речь св. Павла видно сильно подействала на некоторых слушателей, прежде противившихся апостольской проповеди, и Крисп, начальник синагоги, уверовал в Господа, со всем домом своим, и многие из коринфян, слушая (евангельское благовестие), уверовали и крестились (Деян. 18:8). Сам св. апостол Павел крестил Криспа (1 Кор. 1:14).)
26. Святой апостол Епенет.
27. Святой апостол Андроник.
28. Святой апостол Стахий.
29. Святой апостол Амплий.
30. Святой апостол Урван.
31. Святой апостол Наркисс.
32. Святой апостол Апеллий.
33. Святой апостол Аристовул.
34. Святой апостол Иродион.
35. Святой апостол Агав. (Св. апостол Агав называется пророком. О св. Агаве два раза упоминается в апостольских Деяниях (11:28; 21:10). «В те дни (между 40-43 г., когда Варнава отыскал Савла-Павла в Тарсе и привел его в Антиохию), пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них по имени Агав, встав, предвозвестил духом, что по всей вселенной будет голод, который и был при Кесаре Клавдии (в 44 г.). «Вышедши (из Птолемаиды) мы, (т. е. апостол Павел, евангелист Лука и др.), пришли в Kecapию и несколько дней пребывали в доме благовестника Филиппа, одного из 7 диаконов; в это время из иудей пришел некто пророк, по имени Агав и вошед к нам, взял пояс Павлов, и связав себе руки и ноги, сказал: так говорить Дух Святый; мужа, чей этот пояс так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников» (что и исполнилось см. Деян. 21:33).)
36. Святой апостол Руф.
37. Святой апостол Флегонт.
38. Святой апостол Асигкрит.
39. Святой апостол Ерм.
40. Святой апостол Патров.
41. Святой апостол Ермий.
42. Святой апостол Лин.
43. Святой апостол Гаий.
44. Святой апостол Филолог.
45. Святой апостол Лукий.
46. Святой апостол Иасон.
47. Святой апостол Сосипатр. .
(святые апостолы Иасон и Сосипатр)
Об апостолах Иасоне и Сосипатре упоминает апостол Павел, называя своими сродниками (Рим. 16:21). Иасон происходил родом из города Тарса (Малая Азия), где и обратился ко Христу, Сосипатр - из Ахаии (Греция).
По принятии святого крещения они стали учениками апостола Павла и ревностно проповедовали Христа в разных странах. В своих апостольских путешествиях они достигли острова Корциры, где создали прекрасный храм во имя первомученика Стефана. Здесь благовестники обратили многих к вере Христовой и, оклеветанные пред царем Корциры, были посажены в темницу, где своею богодухновенной беседой привели к вере семь находившихся с ними разбойников. Обратившиеся разбойники по повелению царя были посажены в чан, наполненный горячей смолой и серой, и, таким образом, скончались мученически; темничному стражу, также уверовавшему во Христа, была усечена глава. Святые же апостолы были преданы на мучение и потом снова заключены в узы.
Видя их страдания и мужество, дочь царская Керкира также уверовала во Христа. Ни угрозы, ни ласки отца не могли отклонить ее от веры Христовой. Царь предал ее на жестокие пытки, и мученица Христова предала душу свою Богу после многих страданий. Разгневанный на христиан, царь стал жестоко гнать и преследовать их, но был вскоре поражен судом Божиим и утонул в морской пучине.
Тогда апостолы Иасон и Сосипатр были выпущены из темницы и невозбранно учили народ Слову Божию. После этого воцарился на Корцире другой царь и, узнав об апостолах, повелел посадить их в железную кадь с горячей смолой, серой и воском. Но святые проповедники благодатию Христовой остались невредимы, а из стоявших тут неверных некоторые были попалены. Увидав это, многие, ужаснувшись чуду, уверовали во Христа. Уверовал и сам царь, который повергся ниц и, рыдая, восклицал: «Боже Иасонов и Сосипатров, помилуй мя!» Иасон и Сосипатр наставили царя и всех с ним обратившихся и крестили их. Апостолы воскресили силою Христовой сына царского, вскоре после того внезапно умершего. На Корцире было создано множество церквей, и церковь Христова каждый день приобретала себе множество новых членов.
Впоследствии Иасон был поставлен епископом своего родного города Тарса. Апостол Сосипатр стал епископом Иконийской церкви.
Святые благовестники Иасон и Сосипатр скончались в маститой старости.
48. Святой апостол Олимп.
49. Святой апостол Тертий.
50. Святой апостол Ераст.
51. Святой апостол Куарт.
52. Святой апостол Евод.
53. Святой апостол Онисифор.
54. Святой апостол Климент.
55. Святой апостол Сосфен.
56. Святой апостол Аполлос (Имя Аполлоса несколько раз упоминается в посланиях апостола Павла (I Kop. 1:12; 3:4-7; 21-23; 16:12; Тим. 3:1-2); в Апостольских Деяниях (главы 18 и 19). Из Апостольских Деяний видно, что Аполлос был иудей родом из Александрии и получил воспитание в знаменитых философско-религиозных школах и как обладавший редким даром слова (замечательный оратор), появившись в Ефесе, приводил слушателей синагоги в восторг своими проповедями. Особенностью учения его было то, что он под влиянием Александрийских ученых, считал обычный взгляд на ветхозаветную иудейскую религию слишком грубым, старался примирить её с философией и поэтому давал библейским сказаниям символический смысл. Вместе с тем Аполлос, по-видимому, имел некоторые сведения о христианском учении, из которого он также заимствовал некоторые части. Вообще Аполлос был человек чрезвычайно образованный, глубокий знаток Священного Писания и высоко даровитый оратор. Во время отсутствия апостола Павла, он в Ефесе, познакомился с Акилой и Прискиллой и, ближе ознакомившись чрез них с христианством, принял и крещение во имя Господа Иисуса и благодать Св. Духа.)
57. Святой апостол Тихик.
58. Святой апостол Епафродит.
59. Святой апостол Карп.
60. Святой апостол Иоанн Марк.
61. Святой апостол Зина.
62. Святой апостол Аристарх.
63. Святой апостол Пуд.
64. Святой апостол Трофим.
65. Святой апостол Артема.
66. Святой апостол Акила.
67. Святой апостол Фортунат.
68. Святой апостол Ахаик.
69. Святой апостол Еввул.
70. Святой апостол Нимфан.
Число 70 имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Так книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресел детей Ноя, а в книге Числа Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис.11:24).
Собор святых 70-ти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Особо Церковь почитает и восхваляет 70 апостолов за то, что они научили почитать Троицу Единосущную и Нераздельную.
Кроме празднования Собора святых апостолов, Церковь совершает память каждого из них в течение года.
Тропарь апостолам
Апостоли святии, / молите Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.
Святитель Евстафий I Сербский, архиепископ
Память 4 января, в Соборах Сербских святителей, Хилендарских преподобных и Афонских преподобных.
По народному преданию, зафиксированному в первой половине ХХ в., родиной Евстафия были Васоевичи на р. Лим, где в его честь была возведена церковь, а церковный холм позднее получил название Ястач (серб. Jастаћ от Евстатиjе). Евстафий был сыном «богобоязненных родителей» из Будимлянской жупы (совр. Черногория). Вероятно, его родители принадлежали к знатному роду, т. к. дали сыну хорошее образование. В детстве он выучил грамоту и «ум свой приковал к божественному учению».
В юном возрасте поступил в монастырь арх. Михаила на Превлаке под Котором, в котором находилась кафедра Зетской епархии. Ок. 1250 г. был пострижен в монашество еп. Зетским Неофитом.
Проложное Житие уточняет, что родители хотели женить сына и венчание должно было состояться в церкви арх. Михаила, но юноша опередил брачную церемонию, получив у епископа благословение на постриг. Проложное Житие также сообщает, что Евстафий некоторое время был игуменом в монастыре Милешева («в великой церкви Спасове, идеже лежат честные мощи святаго Савы»).
По благословению еп. Неофита он с 2 спутниками долгое время жил на Св. земле. На обратном пути Евстафий посетил Афон и был избран игуменом монастыря Хиландар. Первое упоминание его как игумена Хиландара с сентября 1262 по август 1263 г. имеется в записи книгописца Феодора (которого в литературе принято отождествлять с агиографом Феодосием Хиландарцем) в Шестодневе Иоанна Экзарха 1263 г.. Последний раз на Афоне Евстафий упоминается в 1265 г.. Евстафий успешно управлял монастырем, снискал уважение покровителей Св. Горы, раздавал полученные обителью пожертвования нуждающимся.
Неизвестно, когда и почему Евстафий перестал быть игуменом Хиландара (следующий игум. Стефан упомминается в 1287). Возможно, его призвали в Сербию, чтобы поставить на овдовевшую Зетскую кафедру. Евстафий отказывался от епископского сана, но около 1270 г. возглавил кафедру. После кончины Сербского архиеп. Иоанникия I на Соборе, созванном кор. Милутином, в июне 1279 г. Евстафий был единогласно избран предстоятелем Сербской Церкви.
В 1285 г. по его распоряжению кафедра Сербской архиепископии была перенесена из Печского монастыря в монастырь Жича. Тяжело заболев, Евстафий призвал к себе епископов, священников и мирян и дал им указания по управлению Церковью, чтобы его смерть не привела к церковным раздорам.
Скончался 4 января 1286 года в Жичском монастыре. Был торжественно погребен в устроенной им самим мраморной раке в соборе в Жиче.
(Жичский монастырь, Сербия)
Основными источниками сведений о жизни св. Евстафия являются независимые друг от друга проложное Житие и Житие, составленное архиеп. Печским Даниилом II (1324-1337). Краткое проложное Житие, написанное, вероятно, вскоре после прославления Евстафия, известно по болгарской пергаменной рукописи служебной Минеи на декабрь-февраль, которую датировали XIII в. или XIV в., но была создана во второй четверти XIV в. писцом Станиславом в монастыре Лесново. Рукопись пропала при эвакуации собрания в 1915 г., но текст Жития был скопирован Дж. Даничичем. Это Житие сообщает подробности о пострижении Евстафия, его настоятельстве в монастыре Милешева. Пространное Житие архиеп. Даниила II сохранилось в составе агиографического цикла «Жития королей и архиепископов сербских».
Почитание
Почитание Евстафия началось уже в кон. XIII в. Архиеп. Даниил сообщает, что через несколько лет у раки, в которой хранились мощи Евстафия, стали совершаться чудеса: был виден свет множества свечей и слышны голоса тысяч людей, однажды из раки выросли и расцвели 3 цветка, произошло исцеление человека. После видения экклисиарху монастыря Жича юноши сурового вида со словами: «Почему не заботитесь, видя столько знамений от раки этого святого? Или не понимаете, что суждено его телу не видеть тление, а покинуть земное болото?» - о чудесах было сообщено кор. Милутину. Король, посоветовавшись с архиеп. Иаковом I, повелел открыть раку. Тело Евстафия было обретено нетленным, мощи переложены в ковчег и поставлены в соборе на видном месте. В 1292 г. из-за угрозы нападения татар архиеп. Иаков перенес мощи в церковь св. Апостолов в Печ, где они находились до 1653 г.. В 1737 г. они были переданы в монастырь Црна-Река (местонахождение их в настоящее время неизвестно).
Память свт. Евстафия была указана в месяцеслове пергаменного Евангелия-апракос, написанного в 1329 г. по заказу архиеп. Даниила II игум. монастыря Студеница Николаем, хранившегося в библиотеке монастыря св. Павла на Афоне и сгоревшего в нач. ХХ в. Др. случаи включения памяти Евстафия в месяцесловы Евангелий и Апостолов не зафиксированы. С распространением в Сербской Церкви в XIV в. Иерусалимского богослужебного устава память Евстафия в отличие от памятей святых Симеона, Саввы и Арсения Сербских не включалась в месяцесловы, а помещалась в маргинальных приписках.
На Руси почитание Евстафия не отмечено.
Тропарь святителя Евстафия, архиепископа Сербского
глас 4
Избран от Бога, возлюблен от людей, / архиереов Божественная красото, / отче Евстафие, Ангелов сослужителю, / таин же Божественных проповедатель был еси,/ темже моли Христа Бога со всеми святыми / избавится от всяких зол / молитвами твоими, блаженне, / и спастися нам, / чтущим любовию святую память твою.
Кондак святителя Евстафия, архиепископа Сербского
глас 6
Подобен: Еже о нас:
Свыше благодать прием от Бога, / во святительское подобие облеклся еси/ и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней. / Темже память твою чтуще,/ прославляем Бога, прославльшаго тя.
Преподобномученик Зосима пустынник и мученик Афанасий
Преподобномученик Зосима происходил из Киликии и был пустынножителем. Во время гонения на христиан при царе Диоклитиане (284 - 305) святой Зосима был схвачен и предан жестоким мучениям за веру, но силой Божией он сохранился невредимым. Видя такое чудо Божие, смотритель тюрьмы, именем Афанасий, уверовал во Христа и крестился. Преподобный Зосима с Афанасием были отпущены и ушли в пустыню, где, подвизаясь, жили в расселине горы до кончины.
Преподобный Ахила Печерский, диакон
Память 4 января, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Дальних Пещер (28 августа) и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.
Подвизался в Киево-Печерском монастыре. Своим воздержанием он превзошел многих подвижников: не вкушал ни сладкой, ни вареной пищи. Обыкновенно его пищей была одна просфора в неделю. Долгое время преподобный Ахила провел в затворе. Мощи святого покоятся в Дальних пещерах.
К заступничеству святого Ахилы прибегают жаждущие избавиться от чревоугодия и желающие научиться воздержанию.
Тропарь преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго,в Дальних пещерах почивающаго
глас 8
Постническое житие облобызав/ и многими труды от младых ногтей себе обложив,/ на степень диаконства произведен быв, всечестне, / в коем служил еси в церкви Божия Матере непорочне, / Ейже молися, / во еже спастися душам нашим.
Кондак преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго,в Дальних пещерах почивающаго
глас 2
Велие имел еси воистинну воздержание, славне, / и многое показал еси лощение, о Ахило, / зане едва единою в седмицы,/ и се едину малу просфору снедаше/ и бденным стоянием к Нему выну дручашеся,/ тем тя, яко постника и преподобным сообщника/ чтуще, ублажаем.
Преподобномученик Евфимий Ватопедский, игумен и иже с ним
Память 4 января и в Соборе Афонских преподобных
Преподобномученик Евфимий, игумен Ватопедского монастыря, и с ним 12 монахов пострадали на Афоне в XIII веке за обличение в ереси латинствовавших патриарха Михаила Палеолога (1261 - 1281) и патриарха Иоанна Векка (1275 - 1282). Игумен был утоплен в море, а иноки - повешены.
Святитель Григорий Лангрский, епископ
Святой Григорий был родом из города Отон (Autun). Он родился в семье сенатора и был обучен грамоте, почему и получил место городского головы. На этом месте он прослужил сорок лет, как пишет св. Григорий Турский, на страх всем злоумышленникам.
После смерти своей жены по имени Арментария (Armentaria) он обратился ко Господу и был избран народом епископом городка Лангр (Langres). Набожная жизнь, которую он вел в замке Дижона, где было его жилище, приводила всех в восхищение. Также он начал творить чудеса и прогонять демонов. Племянница, названная также Арментарией, исцелилась от жара, возлегши на постель святого.
За время пребывания на кафедре святой принял участие во многочисленных соборах, где его роль была весьма существенна. Он отошёл ко Господу в девяносто лет, в тридцать третий год своего епископского служения по пути из Дижона в Лангр, куда направлялся для празднования Богоявления Господня. Сообразно своему желанию он был похоронен в замке Дижона. Многочисленные чудеса, были явлены на его могиле, которую его сын и последователь святой Тетрик Лангрский (Tétricus) восстановил с великолепием.
Преподобный Феоктист Кукумский, игумен
Основал обитель в городе Кукуме на острове Сицилия, где стал игуменом. В его монастыре жили греческие монахи, бежавшие от преследований иконоборцев. Скончался преподобный в 800 году.