Продолжение…
Преподобный Христодул Патмосский, чудотворец, память перенесения мощей с Эвбеи на Патмос
Память 16 марта (в день кончины), 21 октября (в день перенесения мощей с острова Эвбея на остров Патмос)
Святой Христодул, в крещении Иоанн, родился в первой четверти XI века (вероятно, около 1020 года) недалеко от Никеи Вифинской. Прославился как аскет и талантливый врач по всей Византийской империи. Свою жизнь он посвятил путешествиям по святым местам, связанным с жизнью Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых апостолов.
В 1043 принял монашество на горе Олимп, где под руководством старцев получил широкое по тем временам образование. После смерти своего духовного отца, в 1045 г. он совершил паломничество по святым местам. Он побывал в Риме и в Палестине, жил в Палестинской пустыне, в Малой Азии и на некоторых греческих островах, где им были основаны несколько монастырей.
После вторжения сарацин в Палестину, Христодул покинул Святую землю и в 1070 году поселился на горе Латр в ставропигиальном Богородице-Cтолпном монастыре в Карии. Вскоре он был избран настоятелем этого монастыря.
В 1076 году патриарх Константинопольский Косма I Иерусалимит поставил его архимандритом над всеми латрийскими монастырями.
В 1076-1079 годах усилиями Христодула была проведена большая работа по обустройству монашеской жизни, наполнению монастырской библиотеки, начались строительные и фортификационные работы. Тогда же возникли разногласия с Патриархией относительно подчиненности лавры. В 1079 г. латрийские обители подверглись разорению со стороны турок-сельджуков. Христодул с небольшой общиной укрылся в городе Стровил на побережье Эгейского моря, где отшельник Арсений Скинури предоставил ему руководство своим монастырем. Вскоре Христодул переселился на близлежащий остров Кос, наименее страдающий от мусульман, где у Арсения было несколько имений, и, на горе Пелион, по предложению последнего, в 1080 году основал монастырь в честь Пресвятой Богородицы Кастрианской. В 1087 году преподобный основал монастырь на соседнем острове Лерос. Кроме того, во время своего пребывания на о. Кос Христодул организовал экспедицию на гору Латр, одной из целей которой являлось спасение книг покинутой им обители.
Стремясь к большему уединению и аскезе, Христодул обратил свое внимание на остров Патмос. Здесь он был настолько поражен аскетическим духом этих мест, что решил основать на острове монастырь. В 1089 году преподобный упросил императора Алексея I Комнина для его новой обители Патмос взамен земель на острове Косе и на берегу Карий. Преподобный устроил монастырь на горе близ пещеры, в которой, по преданию, святой апостол Иоанн Богослов получил Божественное откровение и написал в 68-69 годах свою пророческую книгу. Обитель была заложена на скалистом выступе, почти в самом центре острова и сразу, в течение первых трех лет, приобрела вид крепости.
Однако в последние годы жизни из-за набегов морских разбойников преподобный был вынужден бежать с Патмоса вместе с учениками на остров Эвбею, где он и скончался 16 марта 1093 года. Незадолго до смерти он завещал похоронить его на острове Патмос в основанном им монастыре, что его ученики и исполнили.
Святые мощи преподобного Христодула и по сей день хранятся на острове Патмос в монастыре святого Иоанна Богослова. Святой почитается покровителем острова.
(монастырь Иоанна Богослова, Патмос)
Тропарь
В тебе отче известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи везсмертней: темже и со ангелы срадуется, преподобне Христодуле, дух твой.
Святитель Иларион Меглинский, епископ, перенесение мощей
Происходил от благочестивых родителей. На восемнадцатом году жизни Иларион оставил мир и удалился в монастырь, где вскоре за свою богоугодную жизнь был поставлен настоятелем. Заботясь о спасении вверенных ему душ, он неустанно призывал иноков не терять дорогого времени, предназначенного для спасения. Особенно настойчиво он искоренял пьянство.
В 1134 г. был рукоположен во епископа Меглинского. Святитель Иларион с апостольской ревностью и усердной молитвой встал на борьбу со лжеучением. Он неутомимо обличал ересь богомилов, снимая с них лицемерную личину благочестия. Опровергая учение еретиков, святитель говорил: «Вы вовсе не христиане, ибо враждуете против креста Христа Спасителя, не признаете Бога Единого, поносите древнее откровение (Ветхий Завет), чтимое христианами. Простых людей вы обманываете лицемерной кротостью, а сами исполнены гордости. Не может быть истинного благочестия в тех, кто не признает в себе сердечной порчи и не испрашивает благодати Божией молитвой и смирением. Злые мысли, зависть, тщеславие, суетность, коварство, ложь - не дело злого вещества в человеке и не побеждаются только постом. Они - плод самолюбия и потому требуют для искоренения духовных подвигов».
Многие еретики после святительского назидания оставили лжеучение и вернулись в лоно Святой Церкви. Так же неутомимо и успешно боролся святитель Иларион с проникновением в Болгарию ереси армян-монофизитов, признававших во Христе только одну Божественную природу. Святитель мирно скончался в 1164 г. и был погребен в городе Меглине.
В 1206 году его мощи были перенесены в Тырнов.
Церковь восхваляет его как «архиереев похвалу, священников всех украшение, к Богу молитвенника непрестанного, источника чудес пречудна, церкви светильника пресветлого и учителя премудра Меглинския земли всея Российския прекрасное удобрение».
Тропарь святителю Илариону, епископу Меглинскому
Чудо явився извещения, / делы возсиял еси добродетелей Божиих, / монашествующих лики упасл еси, / архиерейская седалища изчистил еси, / еретическаго же нападания не усумневся, / церкви Христовы воздвигл еси, / преподобие Иларионе, / умер, яко спя, / тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть, / и подает цельбы болящим от различных недуг, / и демоны прогоняет, / сего ради молим тя: / моли спастися душам нашим.
Преподобный Иларион Печерский
Память 21 октября, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Дальних Пещер (28 августа) и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.
Строгий аскет, был сподвижником и учеником преподобного Феодосия Печерского. Подражая своему учителю, преподобный Иларион дни и ночи со слезами молился Богу, соблюдая строгий пост. Современники знали его как книгописателя, который днем и ночью трудился пад переписыванием книг в келлии преподобного Феодосия. В это время наставник пел псалмы и прял шерсть. Мирно почил в 1066 г., погребен в Дальних пещерах.
Тропарь преподобного Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах
глас 1
Воистину достойне наречен был еси Иларион,/ тихостен бо и кроток нрав по имени твоему имел еси, блаженне,/ имже кроткому Господу Иисусу благоугодив,/ молися Ему о нас рабех твоих.
Кондак преподобного Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах
глас 2
Великий Ангельский образ иноческаго чина святую схиму яко прием,/ и второе отрицание суетнаго мира сего яко сотворь,/ тщался еси всеми образы, преподобне Иларионе,/ обещание делом исполнити/ и образу святому приличие пожити,/ тем тя чтим и ублажаем.
Мученица Урсула Кёльнская и иже с ней
Согласно распространённому средневековому преданию, была дочерью короля Корнубии (на юго-западе современной Англии) и жила в конце IV века. С годами расцвела её телесная красота, но добродетельная Урсула решила посвятить своё девство Господу Иисусу Христу.
В 383 году Магн Максим, римский военачальник в Британии, был провозглашен императором и вступил в борьбу за подчинение себе материка. Возможно, одной из мер по упрочению его власти была выдача знатных британок замуж на континенте. Предание говорит, что в то время Урсула стала одной из молодых девушек Британии, уготованных для брака и отправленных на материк.
Сильный шторм помешал кораблю, на котором плыли девы, достичь Арморики (современная Бретань, Франция), но они добрались до устья Рейна и поднялись по реке до Колонии Агриппины (ныне - Кёльн, Германия). Существует версия, что девы вначале продолжили своё путешествие и побывали в Василее (ныне Базель, Швейцария), а затем в Риме, однако вскоре после этого вернулись в Колонию Агриппину.
Так или иначе, в Колонии святую Урсулу и её спутниц застигла война. Согласно преданию, в то время город был осаждён варварами. Осаждавшие направились к христианским девам, чтобы дать выход своим грубым страстям, однако встретили мужественное сопротивление. Урсула и её спутницы погибли во время схватки, пронзённые стрелами.
(легенда о св. Урсуле (Wallraf-Richartz-Museum & Fondation Corboud), Кельн)
Предание гласит, что сразу после убийства святой Урсулы и её спутниц варвары внезапно увидали огромное войско, готовое ринуться на них. Объятые ужасом, они отступили от города. Так жертва святых дев спасла Колонию Агриппину.
Мощи и почитание
Тела святой Урсулы и её спутниц были погребены на кладбище, а впоследствии положены в посвящённом им храме. Позднеримская трёхнефная базилика со срединной апсидой, имеющей признаки “погребального храма” (Friedhofbasilika) была обнаружена во время археологических раскопок на месте нынешней церкви святой Урсулы. Сохранился камень с надписью IV-V века, сделанной пришедшим в Кёльн знатным римлянином Клематием. Надпись гласит:
"Неоднократно вразумляемый через божественное огненное видение, когда небесные девы, исполненные великолепия, являлись с Востока, сенатор Клематий построил заново, на собственные средства, базилику на своем участке земли в соответствии с данным им обетом. Всякий же, кто дерзнет на священной земле этой базилики, на которой почтенные девы пролили свою кровь за имя Христово, захоронить еще чье-либо тело, должен знать, что заслужит себе этим вечный огонь".
V-IX века отмечены местным почитанием кельнских дев-мучениц и их мощей. Из проповеди одного кёльнского священника, читанной в VIII веке в день их памяти, следует, что к тому времени они упоминались уже во многих литургических текстах. К тому же VIII веку историк И. Кессель относит текст, названный им Ursulanisches Offizium, принадлежащий к числу старейших рукописей, найденных на территории Кёльна и Дюссельдорфа. Однако, имени святой Урсулы нет ни в Иеронимовом мартирологе, ни в мартирологе святого Беды Достопочтенного. Первое известное на начало XXI века упоминание имени Урсулы в мартирологе датируется IX-X веками.
Обнаружение в XII веке могилы святой Урсулы приписывают Норберту Ксантенскому (Лаонскому). Жители Кёльна стали почитать святую как свою покровительницу. Церковная память её была установлена 21 октября. В среде римо-католиков со временем составилось пространное житие святой. Так, "Золотая легенда" Иакова Ворагинского в XIII веке приводит множество деталей о путешествии принцессы и 11 тысяч спутниц, о её молодом супруге, её последнем подвиге. Пик почитания святой среди римо-католиков пришёлся на XV-XVI века, когда появилось огромное количество рыцарских орденов, братств, храмов, посвящённых святой Урсуле. В 1535 году в Италии был основан женский монашеский орден урсулинок, который занимался помощью бедным и воспитанием девушек. Однако, с конца XVI века в Римо-католической церкви стала нарастать критика составившейся житийной традиции Урсулы и спутниц: кардинал Бароний подверг повествование значительной ревизии. В последующие века критические исследования продолжались, и к началу XX века авторы "Католической энциклопедии" заключали, что "постепенно был признан апокрифический характер всей" истории об этих кёльнских девах. В то время твёрдым источником об истории дев-мучениц считались лишь древняя надпись Клематия на камне в Кёльнской базилике святой Урсулы и некоторые детали древних литургических книг.
(Рака с мощами мц. Урсулы в "золотой камере" церкви Св. Урсулы в Кельне. Фото ок. 1900 гг. (сейчас рака находится в хоре алтаря))
По мере восстановления почитания Западных святых в Православной Церкви в новейшее время, память святой Урсулы стала совершаться в храмах Берлинской епархии Московского Патриархата (в частности, в Кёльне); она была внесена в "Большой месяцеслов", изданный Апостольской диаконией Элладской Православной Церкви.
1 июня 2009 года частица мощей святой была подарена архимандритом Лукианом (Куценко) Тервеническому Покровскому монастырю, в котором святыня заняла почётное место.
На начало 2010-х годов память святой Урсулы в общецерковный месяцеслов Русской Православной Церкви включена не была.
Преподобный Вульфилаих Трирский (Wulfilaich ), столпник, иеродиакон, игумен
Память 21 октября , 17 ноября
Родом он был лангобард. Еще в детстве он узнал о святом Мартине Турском, навык обращаться к нему в молитвах и творить милостыню. Повзрослев, он ревностно принялся за науки, а затем меня обучался у игумена Аредия. Со своим наставником он предпринял паломничество в базилику святого Мартина, и был вдохновлен произшедшим после приезда чудесным умножением песка, привезенного с могилы святого.
Около 585 года Вульфилаих прибыл в Епосий (Eposium, впоследствии Ивуа (Yvois)) в Арденнских горах, в области города Трира, где поселился как отшельник. По примеру преподобного Симеона Столпника, он взошёл на столп, где переносил суровый климат Арденн, пребывая в молитве. Питьем и пищей ему служили немного хлеба и овощей, и в меру - вода. Язычники были так поражены его проповедями, обличавшими ложность идолопоклонства, что обратились ко Христу, и разрушили стоявшую там статую богини Дианы, которой они прежде поклонялись. Вначале обратившийся народ никак не мог повергнуть громадную статую, но святой испросил Божьей помощи, и после этого статуя рухнула как только люди потянули за веревки. Как только дело было завершено, происками дьявола преподобный Вульфилаих покрылся болезненными струпами, но в ту же ночь излечился, помазавшись елеем из базилики святого Мартина.
Святой намеревался продолжать свой подвиг, но епископы этой земли пришли к нему, убеждая сменить образ жизни и сойти жить вместе с собравшейся вокруг него братией. Он повиновался им, став игуменом обители, и не смел восстанавливать свой столп, когда он был разрушен по указанию епископа. Вульфилаих стал проповедовать в тех краях и воздвиг большую базилику в честь св. Мартина на вершине горы, приблизительно в восьми милях от крепости Ивуа (Епосий).
Преподобный Вульфилаих был погребён в построенной им церкви. Его мощи были перенесены 7 июля 979 года в расположенный неподалёку Кариньян (Carignan). В дальнейшем жившие в тех краях отшельники подчинялись монастырю Орваль (Orval). Ныне вблизи места его подвигов существует римо-католический монастырь святого Вульфилаиха в Маргю (Margut).
Преподобный Финтан или Мунну (Fintan/Munnu), игумен Тахмонский
Сын святого Тульхана Ольстерского (Tulchan of Ulster). В 599 году основал монастырь Тахмон (Taghmon, Teach Munnu, т.е. "дом Мунну") в графстве Уэксфорд (Wexford). В 630 году участвовал в Соборе в Мах-Лене (Magh Lene), где ревностно защищал традиционную Ирландскую Пасхалию и возражал против введения Пасхалии Римской. Финтан также стоял на своем и позднее, на Соборе в Мах-Эльбе (Magh Ailbe), где он противостоял святому Лазериану (Laserian). Это противоречие на время разделило местную Церковь, но в конце Римская Пасхалия взяла верх.
Скончался в своей обители в 635 или 636 году.
Преподобный Малатгени (Malathgeny, Maelaithgen), игумен Клоненахский
Игумен монастыря Клоненах, известного своими строгими правилами. Под его началом обучался святой Энгус Клоненахский.
Преподобный Иаков Каппадокийский , эконом
Происходил из провинции Каппадокия Вторая. Прибыв в Вифинию, стал экономом монастыря Глубокие Реки близ Триглии.
Не упомянут в святцах святого Никодима Святогорца, но указан у Делеэ.
Священномученик Алексий (Буй), епископ б. Козловский
В миру Буй Семен Васильевич, родился в 1892 году в посёлке Ксениевском Новокусковского уезда Томской губернии в крестьянской семье.
29 сентября 1915 года был пострижен в монашество, а 11 октября того же года был рукоположен во иеродиакона.
В 1917 году окончил Томскую духовную семинарию и с апреля того года в сане иеромонаха служил при Томском архиерейском доме. По некоторым данным был келейником архиепископа Томского Анатолия (Каменского).
В 1920 году переехал в Иркутск, где в 1922 году был арестован по обвинению в "контрреволюционной деятельности", но после трехмесячного заключения освобожден.
В 1922-1923 годах служил настоятелем Александро-Невского монастыря Бугульминского уезда Самарской губернии.
По некоторым данным 1 января 1924 года был хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии. По другим данным 19 декабря 1923 года был рукоположен во епископа Велижского, викария Полоцкой епархии в Уфе епископом Иоанном (Поярковым) и другими. Хотя ни разу не побывал в Велиже, в течение нескольних месяцев 1926 года проживал в Витебске, в связи с чем предполагается что в 1923-1926 годах с перерывами формально состоял Велижским архиереем.
С 13 марта 1924 года - епископ Петропавловский, викарий Омской епархии.
С 1925 года - епископ Семипалатинский, викарий Омской епархии.
12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митр. Петру (Полянскому).
С февраля 1926 года - епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии.
С 1927 года - епископ Уразовский, викарий Воронежской епархии.
В начале 1927 года архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем), временно исполнявшим обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя, был назначен кандидатом на должность временно исполняющего обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя.
28 февраля 1927 архиепископом Серафимом (Самойловичем) был назначен управляющим Воронежской епархией с оставлением епископом Козловским. По сведениям же митрополита Мануила (Лемешевского), Алексий управлял Воронежской епархией с декабря 1926 года с резиденцией попеременно в Воронеже и Ельце.
Едва появившись в Воронеже, епископ Алексий сразу же привлек внимание чекистов, на него стали собирать компрометирующие материалы. Известно, что для ОГПУ наблюдение за епископом и его приверженцами проходило как “агентурная разработка под названием “Стадо””.
Не принял Декларацию митрополита Сергия.
В начале января 1928 года, поддержанный ссыльными священниками С. Д. Гортинским, П. И. Новосельским, И. И. Пироженко, Н. А. Пискановским, В. Т. Чиликиным и другими, объявил митрополита Сергия “еретиком” и стал ориентироваться вначале на митрополита Иосифа (Петровых), а затем на архиепископа Димитрия (Любимова).
22 января 1928 года обратился с посланием клиру и мирянам своей епархии:
"Будучи волею Божией <…> облечен высокими полномочиями быть стражем Воронежской Церкви, <…> вполне разделяя мнения и настроения верных православных иерархов и своей паствы, отныне отмежевываюсь от митрополита Сергия, его неканонического Синода и деяний их".
27 января того же года митрополитом Сергием "за раздорническую деятельность" был освобождён от управления епархией. Одновременно один из воронежских викариев, епископ Богучарский Владимир (Горьковский), объявил пастве об "отпадении" Алексия от церкви и заявил о своих притязаниях на управление епархией; епископ Алексий, в свою очередь, "не благословил" общение с епископом Владимиром. 5 февраля епископ Алексий принял депутацию от воронежских церквей, пред которой обвинил епископа Владимира в тайном сношении с ОГПУ, после чего продолжил руководить благочинными.
Согласно городским слухам того времени "епископ Алексий кому-то сказал, что перед выпуском послания его вызывали в ГПУ и предлагали организовать новую автокефальную ориентацию, но он от этого отказался. Говорил он перед отъездом в Москву, что его вызвал тов. Тучков (об этом по всему городу болтали после его отъезда в Москву)" .
27 марта 1928 года был запрещен в священнослужении и освобожден от управления епархией. Указом митрополита Сергия в апреле 1928 года Воронежская епархия передана была во временное подчинение архиепископу Макарию (Звездову). Однако значительная часть приходов в Воронеже и за пределами города не признала его власти, а осталась верна епископу Алексию.
Управлял частью "буевских" (наиболее радикальных среди иосифлян) приходов юга России, с мая 1928 года исполнял обязанности экзарха Украины у иосифлян.
Будучи выслан из Воронежа, с 20 мая 1928 года проживал в Ельце, где 7 марта 1929 года был арестован (по другим данным, был арестован в тот день в Москве).
17 мая 1929 года комиссией ОГПУ приговорен к трём годам лагерей. С 9 июня того года находился в заключении на Соловках, участвовал в тайных богослужениях. Одновременно с ним было сослано еще 14 епископов, не признавших над собою верховенства митрополита Сергия.
При этом влияние епископа Алексия в Воронеже сохранялось. Воронежские чекисты оформляют на епископа Алексия дело по обвинению во враждебной советской власти деятельности. Епископ был представлен главой контрреволюционной церковно-монархической организации, насчитывавшей 492 человека, 22 из которых чекисты включили в ее "руководящий центр". В феврале 1930 года были задержаны 134 человека, на Соловках вторично арестованы епископ Алексий, Н. Н. Дулов и И. Г. Стеблин-Каменский и этапированы в Воронеж. Несколько допросов епископа следователем А. В. Казанским успеха не принесли. На последнем протоколе Алексий собственноручно начертал: "Виновным себя ни в чем не признаю".
Коллегия ОГПУ вынесла внесудебный приговор 28 июля 1930 года: 12 человек (в их числе епископ Алексий) приговорены к расстрелу, остальные - к разным срокам лагерей, от трех до десяти лет. В ночь на 2 августа 1930 года в воронежской тюрьме были расстреляны священники И. Г. Стеблин-Каменский, С. Д. Гортинский, Ф. М. Яковлев, А. Н. Архангельский, Г. Н. Никитин, М. П. Тымчишин, настоятель Алексеевского Акатова монастыря архимандрит Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Кирилл (Вязников), миряне Ефим Гребенщиков и Петр Вязников.
Но епископ Алексий не был расстрелян, его привлекли по новому делу "Всесоюзного центра Истинное Православие", переведен в московскую тюрьму.
3 сентября 1931 года высшая мера наказания была заменена на 10 лет лагерей. Заключение отбывал в Свирьлаге и в СЛОН.
4 января 1932 года написал письмо И. В. Сталину о сочувствии рабоче-крестьянской власти и с просьбой об освобождении.
Арестован в лагере 19 декабря 1932 года, этапирован в Воронеж для следствия по второму делу "буевцев". Теперь численность церковно-монархической организации усилиями чекистов выросла до тысячи человек, она якобы имела девять опорных пунктов и сорок ячеек. Организация носила теперь “повстанческий характер” и “готовила вооруженное выступление для свержения Советской власти”.
Длительное заключение сломило волю Алексия, и уже 25 декабря 1932 года он собственноручно написал "покаяние":
"Благодаря своему воспитанию и окружавшей меня среде, я за время существования революции был враждебно к ней настроен и, естественно, проявил в своей деятельности таковую же враждебность и непримиримость к Советской власти, в чем я перед ней раскаиваюсь. Жизнь в исправительно-трудовых лагерях и постоянные размышления о взятой мною неправильной позиции привели меня к тому, что у меня изменились отношения к Советской власти и что я теперь, с нынешнего часа, решительно отметаю от себя всякую контрреволюционность и отмежевываюсь от всякой контрреволюции. Обещаюсь в будущем не проявлять никакой контрреволюционной деятельности".
Подписав угодные следствию протоколы о работе церковно-монархической организации и ее составе, епископ Алексий избежал нового лагерного срока. Дело в отношении него 2 апреля 1933 года было прекращено. Остальным обвиняемым коллегия ОГПУ вынесла заочный приговор 28 марта 1933 года: 22 человека приговорены к заключению в лагерь на десять лет, 46 человек - к меньшим срокам или к ссылке в Казахстан. Иеромонахи Вассиан (Молодцкой), Варсонофий (Фурсов), Серафим (Протопопов), священники Александр Дубинин и Димитрий Загуменный, мирянин Федор Лузганов были приговорены к расстрелу, замененному после длительного ожидания смерти десятью годами лагерей.
Он был вновь отправлен на Соловки, работал в деревополировочном цехе, в 1937 году переведен на тюремный режим.
9 октября 1937 года тройкой УНКВД по Ленинградской области был приговорен к смертной казни.
Расстрелян 3 ноября 1937 года в урочище Сандармох близ города Медвежьегорска, Карелия.
В 1981 году был канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей с указанием даты кончины: 1930 год - без учёта обстоятельств более позднего времени, т. к. исходили из ошибочного предположения, что он был расстрелян по приговору от 28 июля 1930 года.