17 (30) октября 2020 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Oct 30, 2020 09:02

Продолжение…

Священномученик Александр (Щукин), архиепископ



Память 17 октября, в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских, Соловецких и Российских, в Соборе Курских святых

В миру Александр Иванович Щукин, родился 13 мая 1891 года в Риге в семье священника о. Иоанна и Елизаветы Щукиных. Дед его - Василий Щукин - служил диаконом в Риге, отец окончил Московскую духовную академию, был рукоположен во священника и преподавал Закон Божий в Рижской семинарии, епархиальном училище и гимназиях; кроме того, на него была возложена обязанность преподавания латинского и греческого языков.
У о. Иоанна и Елизаветы было семеро детей. Дочь о. Иоанна вспоминала, что отец любил детей, но не баловал их и не потакал их слабостям, опасаясь, что иначе из них вырастут плохие христиане. Но он и не понуждал их насильно к исполнению молитвенных правил, хотя сам все свое свободное время отдавал молитве. Также и жена его Елизавета, если выдавалось свободное время, спешила в храм. Дети о. Иоанна с удовольствием играли, лишь один Александр не принимал в играх участия. Он рос тихим, скромным, послушным и никогда не преступал воли родителей. Пока братья и сестры играли, он запирался в комнате отца и молился. Когда братья начинали шуметь, он выходил и останавливал их: "так нельзя, потише, пожалуйста".

Он не был от природы угрюмого нрава, но сердце его было расположено подражать древним подвижникам, для которых смех был выражением дерзости и греховной нечистоты. Он хотел быть священником.
В 1915 году окончил Московскую духовную академию.

С началом первой мировой войны о. Иоанн переехал вместе с семьей в Нижний Новгород, куда к нему после окончания академии приехал сын Александр и поступил преподавателем в Нижегородскую семинарию.
Наступил 1917 год, для Православной Церкви пришел час испытаний. Александр стал просить отца благословить его на монашеский подвиг. Отец Иоанн сомневался, выдержит ли Александр крест иночества в такое мятежное время, когда все церковное попирается и уничтожается. Помолившись, отец благословил его ехать в Троице-Сергиеву Лавру. Постриг он принял с именем преподобного Александра Свирского.
В 1918 году нижегородские власти арестовали о. Иоанна. Полгода пробыл он в заключении, заболел, был отпущен и пришел домой едва живым. После освобождения о. Иоанн стал служить в селе Лысково, и вскоре к нему приехал его сын.

Некоторое время отец и сын служили вместе, пока в 1923 году иеромонах Александр не был вызван в Москву для принятия архиерейского сана. 23 августа 1923 года он был хиротонисан во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии.
Во время его отсутствия о. Иоанн тяжело заболел воспалением легких. Зная, что умирает, он ждал сына, чтобы тот напутствовал его перед смертью. И как прежде, так и теперь, владыка Александр спешил исполнить пожелание отца. Владыка прибыл накануне его смерти. Отец Иоанн был в сознании, и владыка долго беседовал с ним, а затем напутствовал его Святыми Тайнами.

Первой службой вступившего на кафедру епископа была заупокойная всенощная и литургия по новопреставленному отцу. Похоронили о. Иоанна рядом с храмом, где он служил.
Не напрасно Александр был облечен саном. Он был прекрасным проповедником и добрым наставником. Сам более всего почитавший монашеское житие, многоскорбно собирая в душу тепло благодати, он в этом духе наставлял и своих духовных чад. Некоторых он посылал в Дивеево, а затем, если они выказывали расположение к иноческой жизни, давал на то свое благословение. Служил он в Макарьевском монастыре. Часто ездил помолиться в монастырь Старые Мары, где была чтимая икона Троеручицы. В Лыскове его посещал епископ Варнава (Беляев), принявший к тому времени подвиг юродства.
В Макарьеве владыка Александр организовал преподавание Закона Божия детям десяти-тринадцати лет. Продолжалось это около года, а затем было запрещено властями.

В сентябре 1927 года на шестьдесят втором году жизни тяжело заболела мать святителя. Владыка ухаживал за ней и присутствовал при ее кончине.
В 1929 году, в день памяти Архистратига Божия Михаила, власти арестовали епископа Александра и отправили в нижегородскую тюрьму, где собрано было тогда почти все нижегородское духовенство.

На допросе у следователя епископ Александр отвечал:

- Проповеди я говорю каждое воскресенье на темы Священного Писания... и иногда в защиту религиозных истин, оспариваемых современниками. Произнесение проповедей и выступление в защиту истины вызывалось стремлением найти истину в вопросах, соприкасающихся с религией, в которых я предоставлял доказательства учения православно-христианского по этим вопросам... Иногда выступал в проповедях против безбожия.

Ответы епископа вызвали, по-видимому, недоумение у следователя, и на следующий день владыка написал пояснение:

"вопросами, оспариваемыми современниками, я назвал в своих показаниях вопросы христианской апологе тики, а именно: о конечности мира, происхождении человека через творение его Богом, об исторической действительности христианства, о бессмертии души. А вопросами, соприкасающимися с религией, я назвал научные теории, касающиеся перечисленных выше истин религии. Целью, с которой я говорил такие проповеди, было найти истину в научных теориях и доказать пасомым правильность православно-христианского вероучения в этих вопросах. Вопросов политической, общественной и социальной жизни я в своих проповедях не касаюсь".

В тюрьме ему обещали свободу, если он перестанет говорить проповеди. Он отказался, был помещен в камеру к священникам. Истинный молитвенник и подвижник, он и здесь подолгу молился, понуждая к истовой и неленивой молитве и всех насельников камеры, многие из которых, попав в тесные обстоятельства тюрьмы ГПУ, начали уже унывать.
После ареста епископа его сестра Елизавета ездила в Москву к прокурору Вышинскому - хлопотать о брате, чтобы его или освободили, или отправили в ссылку за свой счет, так как у него больное сердце.

- Вы не по адресу обратились,- отвечал Вышинский, - вам нужно обращаться в Красный Крест. Что касается заключения, то владыка Александр арестован за проповеди и будет отправлен на три года в Соловки.

11 января 1929 года следствие было закончено. Епископа обвинили в том, что

он "как идейный противник Советской власти, путем произнесения проповедей с антисоветским уклоном, прививал свои контрреволюционные убеждения населению и в единоличных беседах вел откровенную антисоветскую пропаганду на темы "о бесчинстве коммунистов-безбожников..." Имея преданных ему монахов и монахинь... Давал им указания, как бороться с безбожниками... рассылал их по селам и деревням как миссионеров, не останавливаясь перед открытой борьбой с культурными учреждениями государства ... Руководствуясь положением об органах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концлагерь, утвержденного ВЦИКом от 28/1 II-24 года и объявленного в приказе ОГПУ за № 172 от 2/IV-24 года... дело... передать в Особое Совещание... для вынесения приговора во внесудебном порядке..."

26 апреля 1929 года Особое Совещание приговорило епископа к трем годам заключения в концлагерь, которое он должен был отбывать в соответствии с приказом по ОГПУ относительно мест содержания духовенства - на Соловках.

В Соловецком лагере епископ работал сначала сторожем, а затем бухгалтером.
Когда закончился срок заключения, власти в Нижегородскую епархию его не пустили. 31 декабря 1931 года был назначен епископом Болховским, викарием Орловской епархии. 27 июля 1932 года получил назначение в Орел, куда прибыл в день памяти Архистратига Божия Михаила. В Орле он был возведен в сан архиепископа.
Церковь тогда подвергалась беспощадным гонениям, православных арестовывали и расстреливали. Посещать храмы становилось опасным, это рассматривалось как государственное преступление. Страх быть арестованным охватывал все больше людей. Церкви пустели. Владыка стал проповедовать, и храмы начали заполняться народом.

Видя оживление религиозной жизни в городе, чекисты стали подыскивать обвинение против архиепископа. Однажды под вечер к нему пришел человек и сказал, что власти решили обвинить архиепископа в поджогах в городе. Уже есть лжесвидетели, все обвинение готово. Если он в эту ночь не уедет, то будет арестован. Архиепископ уехал в Нижегородскую область и поселился в селе Семеновском, где прожил полгода.

С 30 сентября 1935 значился архиепископом Курским, но в Курск не поехал.
18 марта 1936 года назначен архиепископом Ржевским, викарием Тверской епархии.
C 18 июня 1936 г. по сентябрь 1936 г. - архиепископ Тульский
В конце 1936 года владыка получил назначение в Семипалатинск.
Архиерейские кафедры пустели, архиереев одного за другим поглощали тюрьмы.

Сестра Елизавета писала ему в Семипалатинск:

- Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково, пересидишь.
- Как бы я вас ни любил, - отвечал архиепископ,- но я не для того взял посох, чтобы его оставить.

В августе 1937 года архиепископ был арестован. Он в последний раз благословил своих духовных детей, свидетелей ареста. Следствие в те годы было пыточное, и многие ради избавления от страданий давали любые показания. Архиепископ держался мужественно, не соглашаясь и не подписывая ни одно из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволюционной агитации - архиепископ решительно все отвергал. Спрашивали о знакомых, он отказался их называть. Показаний не набралось ни на один протокол допроса, а сроки, отпущенные следователям, подходили к концу. В самый день постановления Тройки УНКВД 28 октября 1937 года следователь Барабанщиков провел последний допрос.

- Вы являетесь членом и руководителем церковной контрреволюционной шпионской организации. Дайте показания...
- Членом контрреволюционной организации я никогда не являлся и в этом обвинении виновным себя не признаю,- отвечал архиепископ.
- Вы лжете. Вы давали установки руководителям филиалов контрреволюционной организации в развертывании контрреволюционной работы...
- Никаких установок по развертыванию контрреволюционной работы я не давал.
- Как член контрреволюционной организации вы проводили активную контрреволюционную агитацию среди населения, прекратите запирательство и дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности.
- Никакой контрреволюционной агитации я среди населения не проводил и в этом виновным себя не признаю,- спокойно ответил владыка.

Все это следователь вынужден был записать. В тот же день архиепископ был приговорен к расстрелу.
Через два дня, 30 октября 1937 года, архиепископ Александр был расстрелян.



Всем близким, кто интересовался судьбой владыки, власти отвечали, что он сослан на десять лет без права переписки, а через десять лет ответили без уточнения места и времени, что он умер в лагере.

Священник Казанского храма в Лыскове объявил, что будет отпевание скончавшегося в заключении архиепископа Александра Щукина. Многие помнили святителя, и народу собралось такое множество, что храм не мог вместить всех желающих. Большая часть пришедших стояла на улице. Послушница Анна сделала небольшой гроб, туда положила четки святителя, крест и Евангелие. После отпевания народ молитвенно попрощался с архиепископом, а затем состоялся крестный ход вокруг храма. Впереди, подняв гроб на плечо, шел священник, а хор и весь народ пели: "Волною морскою..."

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Святой мученик Козман (Груз.)



Биографических сведений о святом Козмане не сохранилось. В поминальнике этого дня говорится только о том, что он был мученически убит в Картли.

Необходимо отметить, что Грузия по своему геополитическому положению постоянно испытывала агрессию со стороны иноверных. Отдавать жизнь за защиту Родины и веры было столь обычным делом для грузин, Что Грузинская Церковь устанавливала поминальные дни только для особо избранных мучеников. К сожалению, превратности судьбы и время стерли со страниц истории жизнь и заслуги даже многих из этих избранников. Единственный способ узнать об их существовании - это обозначенные в церковном календаре дни их поминания и молитвенное общение с ними.

Мученики Этельред и Этельберт Истрийские, Кентские

Святые Этельберт (Ethelbert, Aedilberct, Ethelbricht) и Этельред (Ethelred), дети Эрменреда (Ermenred) и внуки святого Этельберта Кентского были злодейски убиты между 640 и 670 гг. Тунором (Thunor), канцлером короля Эгберта Кентского, в Истри (Eastry), что неподалёку от Сэндвича (Sandwich).

Эгберт, осознав ответственность за это убийство, основал монастырь в Минстере (Minster ) в знак раскаяния. Его сестра, святая Эрменбурга (Ermenburge, память 19 ноября), стала его первой настоятельницей. Святой Беда Достопочтенный не упоминает этих святых.

Имеет место дискуссия, касающаяся обретения их мощей, которые были перенесены в Вейкринг (Wakering), что в Эссексе (Essex).
Окончательно святой Освальд Йоркский перенёс их мощи в монастырь Рамсей (Ramsey), что в Хантингдоншире (Huntingdonshire), где их особо почитают.

Святых изображают как братьев королевской крови, иногда со шпагами. Их также почитают в Кэнтербери (Canterbury).

Святая блаженная Параскева Старобельская (Укр.)



5-6 октября 2014 г. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил свой Первосвятительский визит в Северодонецкую епархию.
6 октября на площади перед Христо-Рождественским кафедральным собором г.Северодонецка Его Блаженство возглавил Божественную литургию с чином прославления святых.

На литургии после малого входа была совершена последняя заупокойная лития по Димитрию и инокини Параскеве, после чего митрополит Луганский и Алчевский Митрофан зачитал решение Священного Синода Украинской Православной Церкви от 19 июня 2014 года о причислении инокини Параскевы Старобельской и Димитрия Горского к лику местночтимых святых (журналы №16 и №19).

Блаженная инокиня Параскева родилась 27 октября 1867 года в селе Новоахтырка Старобельского уезда. Согласно житию, еще в 12 лет она тайком от родителей ушла в Свято-Скорбященский Старобельский женский монастырь, а со временем добровольно приняла на себя подвиг юродства - особый путь служения Богу, когда выставляя себя на посмешище, блаженные открыто обличают пороки и слабости людей ради их вразумления, искреннего покаяния и исправления.

В годы советской власти монастырь закрыли, и блаженной пришлось странствовать по украинским городам. Инокиня прославилась в народе своим даром провидения и исцеления. Во времена гонений на церковь святую несколько раз арестовывали и даже сажали в тюрьму. Умерла Параскева 30 октября 1942 года в оккупированном фашистами Лисичанске. Мощи ее были обретены 30 октября 2008 года.



Полное подробное Житие блаженной Параскевы вы можете прочитать тут:
http://www.sed-eparhia.com/zhitie-blazhennoj-ispovednitsy-inokini-paraskevy-khrista-radi-yurodivoj.html

Тропарь блаженной инокине Параскеве
глас 4
Иноческое и равноангельское житие возлюбивши, и во след Христа, Жениха твоего, усердно потекши, Того благое иго в юности твоей прияла еси, подвигом юродства Христа ради подвизалася еси, постническими подвиги, странствием и молитвами, и слезными каплями углие безбожия угасивши, блаженная мати Параскево: и ныне в небесном чертозе предстояши Христу, моли о нас, почитающих честную память твою.

Кондак блаженной инокине Параскеве
глас 3
Блаженная инокине Параскево, паче жития Христа возлюбившая, во странствии земном подвигом юродства Богу послужившая, ризою бесстрастия украсившаяся, правыя веры чистоты ревнительнице, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Святитель Католикос-Патриарх Иосиф (груз. კათოლიკოს-პატრიარქი იოსები, Джандиери или Джандиеришвили, груз. ჯანდიერიშვილი), Католикос-Патриарх восточной Грузии



Получил духовное образование в Давид-Гареджи монастырь. Он был наделен Господом даром чудотворения. Его молитвы исцеляли неизлечимо больных и бесноватых. За мудрость и добродетельность его возвели в сан епископа Рустави, а в 1755 году на престол Католикоса-Патриарха. Святой Иосиф оставался монахом-аскетом, несмотря на свой иерархический ранг.

В 1764 году Католикос Иосиф, как святой Григорий Богослов, смиренно сошел с трона архипастыря и удалился в Ахмету на северо-востоке Грузии. Своими руками он выращивал виноград и раздавал урожай бедным. Климат в этом регионе была капризным - засухи были частыми, и град часто опустошал хрупкие зерновые культуры, разоряя труды фермеров. Но в то время как святой Иосиф трудился там, регион не испытывал ни засухи, ни града.

Прожив в благочестии до глубокой старости, католикос Иосиф преставился мирно в 1770 году.

Икона Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»



Икона Божией Матери, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», принесена в Николаевский Пешношский монастырь Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святую икону оставил в своей келлии. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Он, увидев, что икона написана маслом на холсте и не по прописям, приказал поставить ее над входной дверью в часовне преподобного Мефодия, которая находилась у дороги, недалеко от обители.

Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того, как капитан Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресвятой Богородицы исходил необыкновенный свет. В другой раз ему было видение иконы во время трудных обстоятельств жизни. Во сне увидел Платон сияющую икону Божией Матери в облаках над Мефодиевой часовней и услышал голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этой иконой». Платон послушался наставления Богородицы, и скорбь миновала его.

Благочестивый Платон рассказал о чудесах от иконы настоятелю монастыря, и тот перенес святой образ в обитель. Когда на чудотворную икону хотели надеть ризу, то оказалось, что образ Пресвятой Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где было скрыто изображение Богородицы лучшего письма. Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во время холеры, когда многие молящиеся пред ней получали исцеления.

Жития святых

Previous post Next post
Up