29 января (11 февраля) 2020 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Feb 11, 2020 07:02

Продолжение…

Святой благоверный Ашот I Куропалат, Великий (груз. აშოტ I დიდი), царь Тао-Кларджетский, основоположник царской династии Багратионов



(Святой благоверный Ашот I Куропалат, Великий, барельеф. 1-я четверть IX века. Монастырь Опиза)

Память 29 января, 27 января (Греч.)

О его происхождении существует 2 версии. Первая опирается на свидетельство армянского историка X века Вардана Великого, по которому Ашот - внук Васака и сын князя Адарнаса из рода Багратидов армянской ветви. По второй - прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (2-я пол. VI в.) из рода грузинских Багратидов.

В конце VIII - начале IX в. Ашот находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от арабской зависимости. Местом его пребывания были Бардави (Партав, совр. Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Воспользовавшись ослаблением арабского халифата, он изгнал из Тбилиси неверных.

Через три года, при новом правителе халифата агрессия по отношению к Грузии усилилась. Новый правитель приказал арестовать Ашота. Ашот был вынужден скрыться, а затем, с семьей и малочисленной свитой, отправился искать покровительства в Византии. На беженцев напали у озера Паравани в Джавахети. Малочисленный отряд грузинских воинов был обречён, но они одержали победу. В этой победе Ашот узрел Знамение Божие и решил остаться в Кларджети, на родине грузинских Багратидов, находившейся под властью Византии. В это время южная Грузия была в тяжелейшем положении: к другим бедствиям добавилась холера и вымерло почти всё население. Потерявший надежду и изнеможенный от несчастий народ с радостью принял Ашота, и он приступил к восстановлению разрушенной страны.
Ашот I намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведенную еще блгв. царем Вахтангом Горгасали, отстроил город, дворец, придворный храм во имя святых апостолов Петра и Павла, и объявил город резиденцией рода Багратионов, столицей Клареджети. Постепенно его власть распространилась на всю юго-западную Грузию: часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил - в результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети.

В начале IX в., воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, он захватил часть Шида-Картли и стал владельцем земель «от Кларджети до Ксани». Сумбат Давитисдзе неправильно считает, что граница его земель доходила до Бардави.

Тао-Кларджетское царство Ашота приобретало новую силу. Правители разрозненных частей Грузии, прилагая немалые усилия для объединения страны, стали собираться под его предводительством. В Кларджети возрождалась прерванная церковно-монастырская жизнь, инициатором которой был святой Григорий Хандзтийский со сподвижниками, которых благоверный царь приблизил к себе. Благодаря их усилиям строились церкви и монастыри, формировались литературные школы. Царь Ашот даровал лучшие земли царства, включая Шарбети, подвижникам Хандзтийского монастыря. Впоследствии, его дети и наследники Адарнерсе, Баграт и Гуарам пожертвовали немало богатств для восстановления монастырей Кларджетийской пустыни.

Спустя некоторое время царь Ашот уклонился от своей праведной жизни и, полюбив некую женщину, презрел законы и приличия, поселив её в Артануджи в покоях для царицы. Узнав об этом, святой Григорий призвал царя одуматься, и тот обещал разорвать порочную связь, но не мог заставить себя. Тогда святой Григорий, не сказав об этом Ашоту, сам увел женщину в монастырь в Мере и передал её настоятельнице игуменье Февроньи. Когда Ашот обнаружил это, он долго упрашивал настоятельницу вернуть женщину, но та отказалась, после чего Ашот наконец смирился, раскаялся и вернулся к богобоязненному житию.

Был убит в 826 или 829 году. Похоронен в придворной церкви святых апостолов Петра и Павла в Артануджи. Его могила упоминается среди имущества Светицховели.



Обстоятельства смерти Ашота Куропалата источники передают по-разному. Сумбат Давитисдзе сообщает, что царь Ашот намеревался вернуть себе власть в Картли, но мусульманский предводитель Халиль опередил его, вторгнувшись в этот край. Готовясь к битве царь разослал гонцов для сбора воинов, но арабы напали до того как войско было собрано, и царь направился в долину Нигали, надеясь собрать вокруг себя силы грузин. Но среди пришедших под его знамена нашлись изменники, и царь слишком поздно догадался об этом. Царь бежал в Артануджи, но преследователи настигли его в церкви святых апостолов Петра и Павла и закололи мечом пред алтарем. По другим сведениям, царя убили арабы в церкви в Гардабани на юго-востоке Грузии (Там же. С. 253). Н. Бердзенишвили, проанализировав эти данные, считает, что убийцами были азнауры из левобережья р. Чорохи, недовольные чрезмерным усилением власти царя.

Преподобный Григорий Хандзойский, возвратившись из Константинополя, с большой скорбью оплакивал убитого правителя, называя его "могущественнейшим из царей", "крепостью Церквей", "оградой христиан" и т. д..

Время и место канонизации Ашота Куропалата неизвестны. В богослужебных книгах, а также в агиографиях католикосов-патриархов Грузии Виссариона (Бараташвили-Орбелишвили) и Антония I (Багратиони) его имя не упоминается вплоть до конца XVIII в. Возможно, оно было внесено в календарь без канонизации вместе с еще некоторыми именами в 1960-х гг. при католикосе-патриархе Грузии Ефреме II (Сидамонидзе).

Мученики Папий и Мавр воины

Упоминаются в житии Священномученика Маркелла, папы Римского (День памяти: 20 июня (7 июня по ст.ст.)):

«Священномученик Маркелл, папа Римский, и святые мученики Сисиний и Кириак диаконы, Смарагд, Ларгий, Апрониан, Сатурнин, Папий и Мавр воины, Крискентиан и святые мученицы Прискилла, Лукина и царевна Артемия пострадали в Риме во время гонений Диоклитиана и Максимиана (284 - 305) и их преемников - Галерия (305 - 311) и Максентия (305 - 312). Император Максимиан, управлявший западной частью Римской империи, лишил всех христиан воинских званий и послал на каторжные работы.

Один богатый христианин, Фрасон, стал посылать узникам через христиан Сисиния, Кириака, Смарагда и Ларгия пищу и одежду. Святой папа Маркелл благодарил Фрасона за благотворение, а Сисиния и Кириака посвятил во диаконы. Вскоре при оказании помощи узникам Сисиний и Кириак были схвачены и посланы на работы. Они выполняли не только свою норму, но работали и за престарелого узника Сатурнина, за что Максимиан предал Сисиния на мучения правителю области Лаодикию. Святого заключили в тюрьму.

Начальник тюрьмы Апрониан вызвал святого Сисиния для допроса, но, увидев, что его лицо сияет Небесным светом, уверовал во Христа и крестился, а затем вместе с Сисинием, придя к святому папе Маркеллу, принял Миропомазание. Совершив литургию, святой Маркелл причастил их Святых Тайн. В тот же день, 7 июня, святые Сисиний и Сатурнин в сопровождении Апрониана предстали перед Лаодикием. Святой Апрониан исповедал.. что он христианин, и был обезглавлен, а святые Сисиний и Сатурнин брошены в тюрьму.

Затем Лаодикий приказал привести их в языческий храм и принести жертвы. Святой Сатурнин сказал: "Да обратит Господь в прах идолов языческих!" В то же мгновение треножники, на которых курился фимиам перед идолами, расплавились. При виде этого чуда воины Папий и Мавр исповедали Христа. После продолжительных истязаний Сисиний и Сатурнин были обезглавлены, а Папий и Мавр заключены в темницу, где молились о просвещении их святым Крещением. Господь помог им осуществить это спасительное желание. Выйдя незамеченными из. тюрьмы, они приняли от святого Маркелла Крещение и вернулись в темницу.

На суде они вновь исповедали себя христианами и скончались от ужасных пыток. Их честные тела были погребены пресвитером Иоанном и Фрасоном».

Мученик Димитрий Хиосский



Святой Димитрий родился в 1780 году в деревне Палиокастро острова Хиос, в семье благочестивых родителей - Апостолия и Маруло. Будучи еще очень молодым, он отправился в Константинополь, чтобы поработать у старшего брата, который был влиятельным купцом в городе. Спустя некоторое время Димитрий обручился, без ведома и разрешения на то старшего брата, который, узнав об этом, прогневался на него и выгнал из дома. Лишенный всего необходимого, даже пищи, Димитрий вспомнил, что один богатый турок по имени Шэй су Eселемис, клиент его брата, должен был ему денег, два динара. Димитрий отправился к нему, думая сказать: “Послан я своим братом для взыскания задолженности”, чтобы хоть как-то обеспечить себя на первое время.

Так как самого турка не было дома, Димитрия встретила его дочь, которая часто видела в их доме молодого красивого христианина, приносившего различные товары, она давно уже тайно была влюблена в него. Ей удалось убедить Димитрия отречься от своей веры, и она взяла с него обещание, что он станет мусульманином, дабы они смогли пожениться.
Он прожил вместе с ней около двух месяцев в особняке, как в заключении, потому что турки, видя печаль в его глазах, боялись, что он не сдержит своего обещания. В конце концов, его сознание пробудилось, он понял свою ошибку и, воспользовавшись доверием турок, в ночь Рамадана сбежал из особняка и нашел временное убежище в доме одного знакомого христианина в районе Ставродроми. Димитрий залился горючими слезами, безжалостно стал бить себя по лицу, стонал от боли и страданий, каясь в своем грехе. Знакомые пригласили его родного брата и священника. Он чистосердечно все рассказал им, исповедовался в отказе от своей веры и объявил всем, что отныне его единственным желанием было смывание этого греха мученической кровью.

Вскоре он направил письменное признание своим родителям, прося их благословения исповедовать Христа перед турками. Его духовный отец, опасаясь того, что решение молодого человека было принято под влиянием лишь его собственных мыслей, а не от вдохновения Божьего, решил проверить его путем наложения на него строгого воздержания от пищи и совершения молитв. Двадцать бессонных дней и ночей строгого поста, беспрерывных страданий, с духом, устремленным к Господу Богу, - святой мученик с пламенной ревностью продолжал идти по пути исполнения своего решения. В это время ему явилось яркое видение, подтверждающее то, что принятое им решение, действительно, является волей Божией и что с помощью Пресвятой Богородицы Христос даст ему силы для достойного свершения его мученичества.

Получив благословение священника, причастившись на Благовещение, он смело предстал перед турецким судом. Он рассказал о своем отказе стать мусульманином, признал свою веру во Христа и, бросив в ноги мусульманскую чалму, сказал, что готов принять любые наказания. Его закрыли на несколько дней в темную, сырую келью, которую он своими горячими молитвами превратил в подвенечный шатер… Молодой христианин подвергся многочисленным допросам и избиению розгами. Но эти испытания еще больше укрепили его в своем решении.

Лукавая мусульманка приходила к нему даже в темницу и, используя все свои женские хитрости, пыталась переманить его на свою сторону. Но все было напрасно: у святого мученика союзницей была Пресвятая Богородица. Его соотечественники, проживающие в городе, опасаясь того, что его сломят мучительные пытки и он отречется от Христа, собрали большую сумму денег, пытаясь хоть и временно, но выкупить его. Узнав об этом, святой премного огорчился и отказался от помощи, попросив раздать собранную соотечественниками сумму в церквях Константинополя, дабы они обратились к молитве во время его борьбы.

Выдержав, как алмаз, всяческие пытки, сопротивляясь сладким обещаниям девушки-мусульманки, инструмента дьявола, святой мученик с радостью принял известие о смертной казни. Он отказался идти на казнь с завязанными глазами, тихо стал на колени, склонил голову и произнес: “Иисусе Христе, прими меня в Свое Царство!”



(монастырь на о. Прото, Греция, где покоятся честные мощи мученика Димитрия Хиосского)

Многочисленные христиане, присутствующие на казни, несмотря на сопротивление со стороны солдат, бросились в сторону святого, чтобы намочить свои платки кровью мученика, другие же, чтобы получить лоскуток его одежды. Все были полны радости, потому что добровольная жертва святого Димитрия стала для них источником благословения. Честные мощи священномученика были захоронены в монастыре на острове Проти.

Священноисповедник Варсимей, епископ Эдесский

Святитель Варсимей, епископ Эдесский, огласил и крестил брата и сестру Сарвила и Вевею, будущих святых мучеников, за что и предстал пред судом правителя Лисия. Святитель исповедал свою веру во Христа, после чего Лисий приказал воинам нещадно бить нещадно его, а потом бросить в темницу. Вскоре после этого гонения на христиан на какое-то время были приостановлены, и святой был отпущен на свободу.

Скончался мирно в 114 году.

Святитель Валерий, епископ Трирский

Второй епископ Августы Треверов (Трирский) в IV веке, наследник святого Евхария и предшественник святого Матерна согласно Трирским епископским спискам. Кроме приблизительной датировки ко второй половине III века о жизни и деятельности Валерия ничего не известно.

Почитание

Мощи святых Евхария и Валерия покоятся в Трире, в церкви святого Евхария монастыря святого апостола Матфея. Почитание Валерия распространилось в Трире и Линце.



(Аббатство Св. Матфия, Бенедиктинский монастырь, мощи двух первых епископов Трирских Евхариуса и Валерия)

В Трирской хронике имеется житие святого Евхария, где время жизни Валерия было датировано апостольскими временами. Согласно этому повествованию он был диаконом, учеником апостола Петра, и был послан вместе со священником Евхарием и иподиаконом Матерном проповедовать в Галлию. По прибытии в Эльзас Матерн скончался, и двое товарищей поспешили ко святому Петру в Рим, чтобы тот воскресил мертвого. Тот дал им свой архиерейский посох, которым святой Матерн был воскрешён 40 дней после кончины. Спутниками была основана Трирская кафедра, на которую вначале взошел Евхарий, по его преставлении Валерий, епископствовавший пятнадцать лет, а затем святой Матерн. Валерий и Матерн были затем умучены властями за верность Христу.

Преподобный Гильда Премудрый (Gildas Sapiens), игумен, церковный писатель кельтской Британии



(Святой Премудрый Гильда Бадоник, памятник недалеко от деревни Grand-Mont)

Святой Премудрый Гильда Бадоник (Gildas Badonicus) родился примерно в 520 году .
Гильда, возможно, родился в нижней части долины Клайдсайда (Clydeside) в Шотландии. Его часто называют Бадоником, потому что он родился в тот год, когда англичане победили саксонцев при Басе (Bath).

Его отец был из правящей семьи маленького королевства на границах Нортумбрии со столицей в Дамбартоне (Dumbarton). Но он был послан с берегов Клайда в монастырь Лланильтут (Llaniltut), или Ллантвит (Llantwit) в южном Уэльсе, где он обучался под руководством Святого Илльтыда (Illtyd, память 6 ноября) вместе со Святым Самсоном (память 28 июля) и Святым Павлом Аурелианом (Paul Aurelian, память 12 марта), хотя он был намного моложе.
Известные Ирландские монахи, включая Святой Финниана (Finnian, память 12 декабря), стали его учениками.

Сразу после рукоположения в сан священника отправился в Ирландию проповедовать христианство, на столетие раньше святого Патрика, и оказал значительное влияние на развитие Ирландской церкви.
Затем Гильда Бадоник возвратился на Север Англии, чтобы учить и проповедовать на родной земле. Его успешное служение сделало его известным, и Анмерик (Ainmeric), Король Ирландии, пригласил его назад в Ирландию для служения Литургии в монастырях,
Гильда Бадоник время от времени он преподавал в Школе Армы (Armagh).

В течение некоторого времени он жил как отшельник на острове Флэтхольм (Flatholm) в Бристольском заливе, где он переписал молитвослов для Святого Кадока (Cadoc, память 25 сентября) и, возможно, написал " De excidio ".
Гильда предпринял паломничество в Рим, и по пути он посетил Кадока. Он принес с собой кожаный мешочек, и когда он открыл его, то там был колокольчик в виде квадратной чашечки. Звонок был сделан из кованого металла, смеси серебра и меди, и имел очень приятное звучание. Так что Кадок возжелал его для монастыря, который он строил в то время. Гильда, однако, сказал ему, что колокольчик был предназначен для Святого Петра в Риме, но когда он представил его Римскому папе по своему прибытию в Святой Город, колокольчик вообще не издавал никаких звуков. По пути назад он снова посетил Кадока и дал ему колокольчик, который теперь звучал слаще, чем когда-либо. После этого события Гильдла понял, что ему надлежит трудиться среди своих собственных сограждан.

После возвращения из своего паломничества в Рим Гильда основал монастырь на острове около Рюйса (Rhuys), или Рюиса (Rhuis), или Морбигана (Morbihan), что в Бретани, который стал центром его почитания. Хотя он жил какое-то время на крошечном острове в Морбиганском заливе, он собрал вокруг себя учеников, хотя вел отшельническую жизнь.
Место, где Святой Гильда основал монастырь, нынче называется Сан-Жильда-де-Рюй. Согласно Питеру Абеляру (Abelard), который позже был его игуменом, это место не было очень целительным. Могила Святого Гильды располагается позади алтаря существующей церкви, его мощи имеются также в Ризнице. Его имя содержится в ранних мартирологах, таких как Молитвослов Леофрика (Leofric Missal), относящийся приблизительно к 1050 году, а также англо-саксонские календари 9 - 11 веков.
Святого Гильду изображают с колокольчиком.

Незадолго до своей смерти, он удалился на остров Houat (Morbihan), где он умер в 569/570 году

Подробное Житие святого Гильды вы можете прочитать тут:
http://alchevskpravoslavniy.ru/knigi/zhitie-svyatyx/svyatoj-premudryj-gilda-badonik.html

Сщмчч. Иоанна и Леонтия пресвитеров, Константина диакона и с ними 5 мучеников (1920)

Священномученик Константин (Константин Иванович Зверев) родился в 1881 году, окончил Верненскую классическую гимназию и Ташкентскую учительскую семинарию. Он был рукоположен во диакона и служил в Николаевском храме в селе Талгар Верненского уезда.

11 февраля 1920 года, во время начавшихся безбожных гонений, протоиерей Иоанн был арестован большевиками по обвинению «в контрреволюционных выступлениях против советской власти... и в укрывании запасов хлеба». Во время ареста мучители вырвали у священника бороду и перед расстрелом выкололи ему глаза и цепью наперсного креста пилили шею. Во время пыток священник закричал, обращаясь к православным: «Не отрекайтесь от Бога!»

Увидев, сколь жестоким мучениям подвергается пастырь, за него вступился диакон Константин и тут же был изрублен шашками. Останки священномученика палачи сложили в мешок и бросили в овраг рядом с кладбищем, где проводились расстрелы.

Священномученик Иоанн (Иван Михайлович Гранитов) родился в 1875 году. Он был рукоположен во священника; со временем возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Николаевской церкви в станице Талгар Верненского уезда Семиреченской области.
Протоиерей Иоанн Гранитов был расстрелян в ночь с 11 на 12 февраля 1920 года.

Священномученик Леонтий (Клименко) родился в 1887 году и служил в селе Евгеньевка Верненского уезда Симереченской области. Во время начавшихся гонений на Церковь он был обвинен безбожниками в контрреволюционных выступлениях, в насмешках над партией коммунистов, в хранении боевых припасов и в отказе молоть хлеб коммунистам. Он был расстрелян в ночь с 11 на 12 февраля 1920 года вместе с протоиереем Иоанном Гранитовым и еще 5-ю мучениками. Тела зверски убитых святых были погребены в безвестной могиле близ станицы Талгар.

Причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Жития святых

Previous post Next post
Up