14 (27) октября 2019 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Oct 27, 2019 06:02

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Неделя 19-я по Пятидесятнице.

Память святых отцев VII Вселенского Собора (787).
Мчч. Назария, Гервасия, Протасия и Келсия (54-68); прп. Параскевы-Петки (1050).
Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах (1143); сщмч. Сильвана Газского, пресвитера (IV); прп. Гервасия Каракальского (†1830; Греч.); свт. Игнатия, митр. Мифимнского (1566; Греч.); свт. Бурхарда, первого еп. Вюрцбургского (754; Герм.), перенесение мощей в конце X века; прп. Космы, игум. Яхромского (1492/1497); сщмч. Ферапонта Кипрского, еп. Лимассольского (Греч.); прп. Ферапонта Киланийского (VII; Кипр.).

Сщмч. Михаила Лекторского, пресвитера (1921); сщисп. Амвросия (Полянского), епископа Каменец-Подольского (1932); сщмч. Петра Лебедева, пресвитера (1937); прмч. Максимилиана (Марченко), игумена (1938).

Икона Божией Матери: Яхромская.

Святые дня, молите Бога о нас!

Мученики Назарий Римлянин, Гервасий Медиоланский, Протасий Медиоланский, Келсий Медиоланский



Святые мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий пострадали в царствование императора Нерона (54 - 68). Святой Назарий (сын христианки Перпетуи и иудея Африкана) родился в Риме и был крещен епископом Лином. С юных лет святой Назарий решил посвятить свою жизнь проповеди Христова учения и оказанию помощи гонимым христианам. С этой целью он покинул Рим и прибыл в Милан. Посещая христиан в Медиоланской темнице, Назарий познакомился там с близнецами Протасием и Гервасием. Братья-близнецы родились в городе Медиолане (Милане) в семье богатых римских граждан - Виталия и Валерии. Оставшись сиротами (их родители были замучены за христианскую веру), братья раздали имущество бедным, отпустили на волю рабов и подвизались в посте и молитве. За исповедание Христа язычники заключили их в темницу. Святой Назарий полюбил близнецов и, как мог, облегчал их страдания. За это язычники избили его и выслали из Медиолана. Святой Назарий уехал в Галлию и там успешно проповедовал христианство и обратил многих язычников.

В городе Кимеле он крестил сына одной христианки по имени Келсий и, воспитав его, приобрел себе верного ученика и сподвижника в миссионерских трудах. За проповедь христианства язычники отдали их на растерзание диким зверям, но звери не коснулись святых. Затем пытались утопить мучеников в море, но они ходили по водам, как по суше. Воины, исполнявшие казнь, были так поражены, что сами приняли христианство и отпустили святых мучеников.

Освобожденные Назарий и Келсий ушли в Медиолан и навестили в темнице мучеников Гервасия и Протасия. Об этом донесли Нерону. Тот приказал обезглавить святых Назария и Келсия. Вскоре после этого казнили и святых братьев Гервасия и Протасия.
Спустя много лет, во время правления святого царя Феодосия (408 - 450), святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше, открыл мощи святых мучеников. Святые мощи, прославившиеся многими исцелениями, были торжественно перенесены в Медиоланский собор.

Тропарь мучеников
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости.// Тех молитвами спаси души наша.

Преподобная Параскева-Петка



В христианстве почитается несколько святых, носящих имя Параскева. В русском православии наиболее почитаема святая мученица 3-го века Параскева-Пятница (память совершается 10 ноября). У православных Болгарии и Сербии популярна другая святая с именем Параскева, называемая в этих странах "Петка". Память святой Параскеве-Петке совершается 27 октября. В русском православии святую Петку называют Сербской или же Болгарской Параскевой.

Святая Параскева Болгарская родилась в 11-м веке в благочестивой болгарской семье. Место рождения Параскевы сейчас находится в европейской части Турции. Еще в юности Параскеву поразили слова из Евангелия от Матфея: "Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною". После смерти родителей Параскева поселилась в Иорданской пустыне.

Дмитрий Ростовский пишет в житии святой Параскевы:

Подражая Боговидцу пророку Илии и Иоанну Крестителю, она питалась только пустынными злаками, употребляя их притом лишь в малом количестве, и то по закате солнца. Постепенно истаевая, то от жара, то от холода, она обращала свои взоры только к Единому Богу, могущему спасти смиренных сердцем «от вихря, от бури» (Пс. 54:9). Кто в состоянии поведать о том, сколько слез пролила преподобная? Кто расскажет о частых и неумолкаемых стенаниях ее? Кто подробно передаст об ее коленопреклонениях непрестанных и различных подвигах телесных? Один Всевидящий Бог взирал на подвиги преподобной. У нее не было там забот о мирской суете: она заботилась только лишь об очищении души, об ответе на будущем суде и встрече с Небесным Женихом. «Тебе, женише мой, ищу» - говорила преподобная Параскева и постоянно держала в уме изречение из книги Песни песней: «Скажи мне, ты, которого любит душа моя» (Песн. 1:6). Она о том больше всего заботилась, как бы украсить свой светильник и вместе с мудрыми девами выйти на встречу Небесному Жениху, услышать сладкий Его глас и насладиться лицезрением красоты Его. «Когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс. 41:3) - непрестанно говорила святая.

Украсив свою душу такими подвигами и добродетелями, Параскева сделалась возлюбленной невестой Христовой, так что на ней исполнилось пророческое слово: «И возжелает Царь красоты твоей» (Пс. 44:12). Итак Сей Царь вселился в нее со Отцом и Святым Духом и пребывал в ней, как и в святой Своей церкви, ибо святая Параскева, сохранив свою душу от греха и осквернения, соделалась церковью Живого Бога.

Однажды ночью Параскева, после долговременного уже пребывания в пустыне, по обыкновению своему, с умилением простирая руки к небу, стояла на молитве. Внезапно, в образе пресветлого юноши, она увидела ангела Божия, который, подойдя к ней, сказал:

- Оставь пустыню и возвратись в свое отечество, ибо там подобает тебе оставить тело на земле, а душою прейти ко Господу.

Параскева вернулась на родину. Когда она умерла, "тело ее было погребено верующими, по христианскому обычаю, но не на общем кладбище, - как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она".

Мощи святой были открыты позднее при чудесных обстоятельствах:

Близ того места, где была погребена преподобная, в подвигах безмолвия на столпе подвизался некий столпник. Случилось, что туда же было выброшено волнами тело какого-то корабельщика, заболевшего во время плавания тяжкой болезнью и скончавшегося. От трупа сего начал исходить удушливый смрад, так что по той дороге невозможно было и проходить; смрада сего не мог стерпеть даже и столпник, подвизавшийся около того места, и он принужден был сойти со столпа. Посему он приказал выкопать глубокую яму и закопать в ней смердящий труп. Когда рабочие копали яму, то, по Божественному смотрению, они обрели лежащее в земле нетленное тело и сильно удивились сему. Но так как рабочие были люди неопытные и несведущие, то на случившееся не обратили никакого внимания, как на малозначительное и ничтожное дело. Они рассуждали так между собою:

- Если бы сие тело было святое, то Бог открыл бы его посредством каких-либо чудес.

С сими мыслями они вновь засыпали нетленное тело землею, бросив туда же и смрадный труп, а затем ушли домой. С наступлением ночи, один из них, некто Георгий, человек благочестивый, молился Богу в своем доме. Заснув под утро, он увидал во сне некую царицу, сидящею на пресветлом престоле, а кругом нее стоит великое множество светлых воинов. Объятый страхом и, будучи не в силах взирать на сие царское величие и славу, Георгий упал на землю. Тогда один из светлых воинов, взяв Георгия за руку, поднял его и сказал:

- Георгий! Зачем вы так презрели тело преподобной Параскевы и вместе с ним похоронили смердящий труп? Немедленно возьмите тело преподобной и положите его в достойном месте, ибо восхотел Бог прославить на земле рабу Свою.

Также и та светлая царица сказала ему:

- Поспеши вынуть мои мощи и положить их в достойном месте, потому что я не могу больше терпеть смрада от того трупа. Ибо я человек, и родина моя Епиват, где ныне и вы живете.

Тою же ночью было такое же видение и одной благочестивой женщине, по имени Евфимии. По утру они оба рассказали всем о том, что увидели. Услышав сие, благочестивый народ отправился с возжженными свечами к мощам преподобной Параскевы и, с благоговением вынув их из земли, радовался как бы о некоем многоценном сокровище. Святые мощи с торжеством положены были в церкви святых и всехвальных апостолов Петра и Павла, в селении Епиват, где, по молитвам святой Параскевы, от ее мощей подавались многие исцеления болящим: слепые прозревали, хромые начинали ходить и все недужные и бесноватые получали здравие.

В 1238 году мощи святой Параскевы были перенесены в престольный город Болгарской земли - Тернов. После завоевания турками Тернова мощи были перенесены в Белград. Однако турки завоевали и Белград и перенесли мощи святой Параскевы в Константинополь. С 1641 года мощи святой Параскевы находятся в румынском городе Яссы.



(Кафедральный собор города Яссы, Румыния)



(мощи преподобной Параскевы-Петки)

Тропарь преподобной Параскевы Сербской
глас 2
Пустынное и безмолвное житие возлюбивши, / и во след Христа, Жениха твоего, усердно потекши, / и Того благое иго во юности твоей вземши, / Крестным знамением к мысленным врагом мужески вооружившися, / постническими подвиги, постом, и молитвами, и слезными каплями / углие страстей угасила еси, достославная Параскево: / и ныне в Небеснем чертозе / с мудрыми девами предстоящи Христу, / моли о нас почитающих честную память твою.

Кондак преподобной Параскевы Сербской
глас 6
Святую вси заступницу сущим в бедах,/ благочестно воспоим Параскеву всечестную:/ та бо, житие оставлыпи тленное/ и нетлеемое прият бо веки,/ сего ради славу обрете,/ чудес благодать Божиим велением.

Величание преподобной Параскевы Сербской

Ублажаем тя, преподобная мати Параскево, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Преподобный Никола Святоша



Преподобный Никола Святоша (Святослав), князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах (+ 1143), был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и сыном князя Давида Святославича Черниговского (+ 1123), в некоторых источниках отец преподобного именуется святым. Святоша был Луцким князем, имел жену и детей (дочь его была впоследствии замужем за Новгородским князем святым благоверным Всеволодом-Гавриилом (+ 1138). 17 февраля 1106 года святой князь, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь Никола-Святоша с великим смирением проходил послушания: три года работал в поварне, для которой рубил дрова и носил воду, следующие три года был привратником в монастыре. Около своей келлии святой развел сад. На свои средства он построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя святителя Николая, своего небесного покровителя.

Преподобный Никола был первым из русских князей, принявших иночество. Он терпеливо переносил упреки своих братьев за решимость вести жизнь безответного послушника. Врач преподобного, Петр, доказывал князю-подвижнику, что подвиг такого послушания повредит его здоровью. Но внезапно врач сам заболел и исцелился лишь по молитвам преподобного Николая. Тогда Петр постригся в монахи.

Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда святой получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим. Святой Никола был усердным миротворцем. В 1142 году он примирил черниговских князей с великим князем Всеволодом.
Вскоре после кончины святого тяжело заболел его родной брат князь Изяслав. Игумен обители послал больному власяницу преподобного. Изяслав надел ее и исцелился.



(преподобный Никола Святоша, памятник в Киеве)

Тропарь преподобного Николы Святоши, князя Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах
глас 2
Отечество и славу княжения твоего оставил,/ Князю смирения, Христови, усердно последовал еси,/ преподобне отче наш Николо;/ тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси,/ идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.

Кондак преподобного Николы Святоши, князя Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах
глас 8
Вся красная мира сего/ и тленное богатство нивочтоже вменив,/ обогатился еси многими чудесы и знамении от Христа Бога,/ Емуже в веселии предстоя,/ поминай нас, чтущих любовию память твою, да зовем ти:/ радуйся, Николо пречудне.

Священномученик Михаил Лекторский, пресвитер



Протоиерей Михаил Лекторский родился 9 ноября 1872 года, в семье кубанского священника. Поступил и успешно закончил курс Ставропольской Духовкой семинарии со званием студента в 1892 году. Был рукоположен Преосвященным Евгением и определен но дьяконо-учительское место в станицу Динскую, где состоял учителем одноклассной церковно-приходской школы. В августе 1893 года был рукоположен во иереи и определен в село Благодатное, где состоял заведующим и законоучителем одноклассной церковноприходской школы до февраля 1896 года. Позже, согласно прошению переведен в станину Воронежскую, где состоял заведующим и законоучителем двухклассного мужского и одноклассного женского министерских училищ. С 13 мая 1906 года перемещен согласно прошению к Андреевской церкви станицы Новотиторовской. Состоял настоятелем местной приходской церкви и был духовником окружного духовенства второго округа с 5 апреля 1913 года.

Отец Михаил был прекрасным семьянином. Его жена Екатерина Владимировна - 24 ноября 1872 года рождения, родила ему 4-х детей: Александра (1895 г), Надежду (1898г), Ольгу (1905 г), Владимира (1910 г).

Протоиерей Михаил Лекторский за пастырское усердие был отмечен следующими наградами: набедренником в 1900 году, скуфьей в 1905 году, Отец Михаил также имел Архипастырское благословение с выдачей грамоты по представлению училищного Совета за труды я заботы по открытию библиотски-читальни при церковноприходской школе на изысканные и местные средства 1908 года. В 1910 году 6 мая он получает в награду камилавку.

Отец Михаил принимал участие в первой всеобщей переписи населения Российской империи в качестве заведующего переписным участком, за что был удостоен Его Императорского Величества благодарности, в чем имел уведомление Министра внутренних дел от 1 августа 1897 года № 6644 и бронзовую медаль со свидетельством от 29 августа 1897 года.

В ночь с 25 на 26 сентября 1921 года в станице Новотиторовской первой кавбригадой Чонгарской кавдивизии Буденного, протоиерей Михаил Лекторский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, и привезен со многими арестованными казаками в станицу Брюховецкую во особый отдел 9-ой большевистской армии. Здесь полтора месяца заключенные жили в нечеловеческих условиях, спали на соломе и были изъедены блохами и вшами, так что случайно увидевший о. Михаила, которому было 49 лет, нашли его крайне исхудавшим, еле ходившим стариком. Приговор тройки особого отдела кавдивизии Буденного был коротким - ,
РАССТРЕЛ.

Когда группу заложников из 40 человек раздели до исподнего, казаки стали просить - «Батюшка поисповедуй нас». Батюшка поисповедал и отпустил их грехи, сказав: «А кровью Вы приобщитесь своею, и теперь простите меня, в чем я повинен». Когда же он стал служить молебен, их стали бить прикладами, особенно сильно били о. Михаила. Затем связали им руки, бросили в телеги и повезли за станицу в глиняный карьер. Лежавший с о Михаилом казак сумел развязать себе руки и развязал их о. Михаилу. «А теперь давай бежать»- шепнул казак. Но батюшка ответил: «Благословляю тебя бежать, а я уже не в силах». Казак бежал.

Когда большевики среди приговоренных к расстрелу нашли развязанными руки только у священника, подвергли его страшным истязаниям.
27 октября 1921 года в 10 часов вечера всех заложников расстреляли, и среди горы трупов выделялось своим изуродованным видом тело о. Михаила. Были люди которые это все видели.

Причислен к лику святых новомучеников на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г.

Священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ



Память 7 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соборе Рязанских святых и Соборе новомучеников и исповедников Соловецких

В миру Полянский Александр Алексеевич, родился 12 ноября 1878 года в селе Пителино Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне Рязанская область). Происходил из старинного священнического рода. Окончил церковно-приходскую школу в родном селе.
В 1887 году поступил в Шацкое духовное училище Тамбовской губернии.
В 1899 году окончил Тамбовскую духовную семинарию, в том же году поступил в Казанскую духовную академию.
В 1901 году был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположен во иеродиакона, в 1902 году - во иеромонаха.

После окончания Казанской духовной академии в 1903 году со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем в Киевскую духовную семинарию и определен в число братии Киево-Печерской лавры в звании соборного иеромонаха.
В 1906 году был назначен ректором Киевской семинарии и возведен в сан архимандрита. Отличался глубоким благочестием и смирением, пользовался уважением как учеников семинарии, так и священноначалия, в частности митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого). Не раз поднимался вопрос о хиротонии Амвросия в сан епископа, но, ценя его благочестие и труды на поприще подготовки юношей к церковному служению, митрополит Флавиан всякий раз в этом случае говорил: "Он мне нужен".

22 октября 1918 года был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии.
С 1922 года - правящий епископ Каменец-Подольский и Брацлавский.

Вскоре обновленческий Подольский архиепископ Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленческую организацию. После отказа Амвросия, Пимен и товарищ председателя обновленческого ВЦУ подали доклады в ОГПУ, на основании которых Амвросий был арестован по ложному обвинению в том, что якобы укрывал бывших офицеров царской армии, рукополагая их во священников.

В 1923 году был выслан из Украины и поселился в Москве, после чего Подольская епархия при поддержке советских властей была совершенно разгромлена обновленцами: в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма.
В конце сентября 1923 года был участником собрания 27 архиереев, в Московском монастыре Донской иконы Божией Матери обсуждавших вопросы, связанные с примирением с обновленцами. По итогам тайного голосования оказалось, что большинство архиереев, в т. ч. Амвросий, высказалось против примирения и объединения с обновленцами.

В 1924 году снова подвергся аресту и находился в заключении 10 дней. После освобождения служил в храмах Москвы, регулярно проповедовал.
12 апреля 1925 года принимал участие в погребении св. Патриарха Тихона. Подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

В этом же году был вновь назначен управляющим Каменец-Подольской епархией, но выехать в нее не успел.
В конце ноября 1925 года в Москве были арестованы все архиереи, которые оказывали помощь Патриаршему Местоблюстителю сщмч. митрополиту Петру (Полянскому) в управлении Русской Православной Церкви, среди них был и епископ Амвросий. Ему, как и епископу Герману (Ряшенцеву), было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого "Даниловского Синода". Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме.

21 мая 1926 года Особым Совещением при Коллегии ОГПУ СССР епископ был к 3 годам концлагерей, по обвинению: "являлся деятельным участником церковно-монархической группы, поставившей себе целью использование церкви в целях нанесения ущерба соввласти, путем концентрации антисоветского элемента" (ст.62, 68 УК РСФСР). Вместе с архиепископом Херсонским сщмч. Прокопием (Титовым) был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН).

В июле 1926 года года принимал участие в составлении "Памятной записки соловецких епископов".
30 ноября 1928 года епископу Амвросию и архиепископу Прокопию было объявлено, что они ссылаются на 3 года в Уральскую область. 7 апреля они прибыли в Тобольский изолятор, откуда их в тот же день освободили. 9 апреля епископы вновь были арестованы и заключены в Тобольскую тюрьму, где пробыли полтора месяца.

С началом судоходства они были доставлены в город Обдорск (ныне Салехард, Ямало-Ненецкий АО). Через месяц епикоп Амвросий был отправлен в деревню Шурышкары Остяко-Вагульского района, где пробыл до 5 июля 1931 года, после чего был возвращен в Обдорск.
30 июля 1931 года епископ Амвросий и архиепископ Прокопий вновь были арестованы. Подлинной причиной ареста явилась благочестивая жизнь святителей, продолжавших и в ссылке совершать богослужения, а также переписка с находившимся на Крайнем Севере Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром.
В сентябре 1931 года следствие по делу Амвросия и архиепископа Прокопия было закончено, архиереи отправлены в Тобольскую тюрьму.

14 декабря 1931 года Особое Совещание при коллегии ОГПУ приговорило епископа Амвросия и архиепископа Прокопия к ссылке в Казахскую АССР на 3 года.
По некоторым данным, весной 1932 года епископ Амвросий находился в Алма-Ате.
В начале сентября 1932 года прибыл в город Туркестан. Там владыке сказали, что местом жительства ему определено село Сузак, в 120 км от Туркестана. В дороге епископ получил сильные солнечные ожоги и едва добрался до места ссылки. По приезде в Сузак он попал в больницу, где скончался 20 декабря 1932 года.



29 июня 1994 года был реабилитирован.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Преподобномученик Максимилиан (Марченко), игумен



Преподобномученик игумен Максимилиан (Марченко) был выходцем из казаков, его отец был священником. Будущий преподобномученик принял постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В 1914 году иеромонах Максимилиан был командирован в действующую армию. По отзывам протопресвитера Георгия Шавельского, отец Максимилиан был простой, неученый, но добрый, сердечный, услужливый и при том со всеми ласковый и словоохотливый, он скоро стал общим любимцем: и больных и врачебного персонала военного лазарета, где нес свое служение.

В 1915 году он вернулся в Лавру, которую после революции превратили в музей. Иеромонах Максимилиан стал работать в нем сторожем. Одновременно он был назначен на должность уставщика Троицкого собора, а позднее был возведен в сан игумена.

Арестовали отца Максимилиана в 1928 году как "бывшего монаха, не сочувствующего социалистическому строительству". В начале заключения он находился в Бутырской тюрьме, а оттуда был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. После отбытия 3-х летнего срока игумен Максимилиан стал служить в Кукуевской церкви города Загорска.



(Церковь Всех Святых на Кокуевском (Кукуевском) кладбище Сергиева Посада Московской области, конец XIX)

Здесь он был арестован в 1935 году. Арестовано было сразу несколько священнослужителей по обвинению в создании "контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников". В предъявленном обвинении говорилось, что отец Максимилиан "во время империалистической войны служил попом в ставке бывшего царя Николая II-го", арестованных обвинили в том, что они "...распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту православной церкви…".



(Церковь Всех Святых на Кокуевском (Кукуевском) кладбище Сергиева Посада Московской области, Современный вид)

Отца Максимилиана приговорили к 3 годам ссылки в Казахстан. В ссылке он был арестован в 1937 году и приговорен к 10 годам лагерей. Почти сразу по прибытии в исправительно-трудовой лагерь в поселке Чемолган в Алма-Атинской области преподобномученик Максимилиан (Марченко) скончался.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Священномученик Петр Лебедев, пресвитер



Память 14 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился в 1889 году в городе Галич Костромской губернии в семье учителя Галичского духовного училища, воспитывался в строго христианском духе - в простоте, покорности, воздержании и смирении.
В 1909 году окончил Костромскую духовную семинарию. Затем работал преподавателем Закона Божиего в городе Шунге. Там познакомился с будущей женой, учительницей той же школы Варварой Тимофеевной.
В 1910 году был рукоположен во диакона, в 1911 - во иерея. Стал служить в должности второго священника в церкви Илии пророка в селе Родники (Родниковский район Ивановской области).

Отец Петр отличался бескорыстием, аскетизмом и человечностью. Он говорил прихожанам: "Люди моего сана не должны отличаться богатством от обычных рабов Божиих". Отец Петр жил с семьей в церковной сторожке и не брал с прихожан денег за требы. В благодарность прихожане бесплатно выстроили ему дом.

После революции 1917 года выступил как противник богоборческой власти, и с 1918 года и до самой его кончины за ним шла слежка.
В 1921 году был рукоположен в протоиерея и назначен настоятелем Ильинского храма села Родники и благочинным уезда.
Трудами отца Петра была создана приходская библиотека, он собирал детей для занятий по Закону Божию, на его проповеди собирались жители даже из окрестных деревень. Отец Петр не боялся запугивания безбожников, призывал духовенство постоять за православные храмы, отважно участвовал в дискуссиях с безбожниками. Благодаря ему прихожане не приняли обновленчество и продолжали украшать свой храм.

В 1932 году был арестован. Его жену и пятерых детей выгнали из дома. Находясь в заключении, два с половиной года работал в совхозе под Иваново, постоянно подвергаясь насмешкам, издевательствам и оскорблениям.
В 1935 году священник был освобожден и вернулся к служению в село Родники. Когда местные власти решили закрыть храм, отец Петр не побоялся организовать сбор подписей в его защиту.

В ночь с 7 на 8 октября 1937 года был арестован вместе со вторым священником храма о. Николаем Розоновым и отправлен в тюрьму в Иваново.
Священникам было предложено отречься от сана. Они решительно отказались, о.Петр произнес: "Кто служит Богу Единому, Живому и Истинному, тот никогда не согласится предать свою паству и жить со злодеями". За эти слова он был жестоко избит и беспомощный брошен в камеру.



Утром 27 октября 1937 года был расстрелян во дворе Ивановской тюрьмы вместе со вторым священником Ильинской церкви отцом Николаем Розоновым.
26 декабря 2003 года определением Священного Синода был причислен к лику святых Новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Священномученик Сильван Газский, пресвитер



(Мучение Сильвана, епископа Кесийского, Афон, монастырь Дионисиат, 1547г.)

Происходил из окрестностей города Газы. В миру Сильван был воином. Принял священство, а потом был рукоположен во епископа Газского. Святой Сильван многих язычников обратил к вере во Христа.

Во время гонения на христиан императора Диоклетиана он был приведен на суд в город Кесарию, подвергнут пытке, мужественно перенес ее и был приговорен к тяжелым работам в медных рудниках в палестинском городе Фена. На этой работе святой епископ дошел до крайнего изнеможения, но, всегда бодрый духом, неустанно проповедовал Христа всем окружающим. Это вызвало ненависть язычников, которые отрубили ему голову. Такую же смерть приняли с ним и еще 40 святых мучеников-воинов, которые по слову епископа уверовали во Христа. Смерть их последовала в 311 году.

Яхромская икона Божией Матери



Летописное сказание повествует, как двое странников, один из которых был болящий старец, остановились на отдых возле источника, неподалёку от реки Яхрома (Яхрена), в сорока километрах от Владимира. Утомлённые долгим переходом, путники задремали. Вдруг отрок Косма, сопровождавший болящего старца, был пробуждён видением необыкновенного света и увидел на дереве икону Пресвятой Богородицы. Взяв икону, отрок отнёс её старцу, который, приложившись к ней, тут же исцелился от своих недугов. Явление иконы произошло 14 октября 1482 года.

Впоследствии инок Косма построил на месте явления иконы храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, святыней которого стала Яхромская икона Божией Матери. Сам инок Косма, преставившийся 18 февраля 1492 года, был причислен к лику святых с именем преподобный Косма Яхромский (память 18 февраля по старому стилю).

Примечательно, что, согласно преданию, странники обнаружили икону «Успение Пресвятой Богородицы», потому и храм был освящён в честь этой иконы, но до наших времён дошёл совершено другой образ Божией Матери - типа «Умиление».

В некоторых источниках Яхромскую икону называют Ахренской.

Тропарь Пресвятой Богородице
глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак Пресвятой Богородице
глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Жития святых

Previous post Next post
Up