Продолжение…
Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский и чада его Давид и Константин
Память 5 марта (перенес. мощей), 19 сентября, в Соборах Брянских, Смоленских и Ростово-Ярославских святых.
Родился около 1237 - 1239, сын смоленского князя Ростислава Мстиславича. Он был воспитан в страхе Божием, чуждался распрей и ссор, хотя отличался мужеством и знанием ратного дела.
В 1260 году князь женился на дочери последнего князя ярославского, святого Василия Всеволодовича, Марии, единственной наследнице княжества Ярославского.
Неудовольствия с братьями, которые дали ему из всего княжества Смоленского один небольшой городок Можайск, заставили его жить в Ярославле, где теща его, княгиня Ксения, не хотела уступить ему власти. Князь Феодор, вместе с другими князьями, ходил на поклон в Орду и по воле хана Менгу-Темира предпринимал поход против яссов или алан, которые жили близ Кавказа и не хотели платить дани татарам. Возвратившись оттуда с богатой добычей, Феодор обратил на себя особенное внимание хана и жены его; последняя предложила ему руку своей дочери. Феодор не побоялся отвечать, что у него есть супруга и он, как христианин, не может иметь другой.
Между тем княгиня Ксения, по возвращении его в отечество, не впустила его в Ярославль, объявив, что там есть уже законный князь, сын его и Марии - малолетний Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло победить упрямства княгини.
Вскоре Феодор овдовел и получил Смоленское княжество после умерших братьев. Тогда он снова отправился в Орду, где принят был с прежней благосклонностью. Дочь Менгу-Темира крестилась, с именем Анны, и вступила в брак с Феодором; хан назначил города на содержание дочери и зятя. С дозволения тестя, благочестивый князь поставил несколько храмов в улусах Орды.
В 1290 году, когда сын его от первого брака умер, Феодор отправился в Ярославль с супругой и с двумя сыновьями, Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля не хотели принять их, но Феодор с смоленской дружиной принудил их к покорности. Феодор расширил г. Ярославль, обвел его земляным валом, построил в нем несколько храмов и великолепно украсил их. Жена его построила храм Архангела Михаила, на берегу реки Которости.
Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой - святой Михаил Тверской и святой Даниил Московский. Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей в 1296 году епископы Симеон Владимирский и Исмаил Сарский сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и Сарайского владыки Исмаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.
Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной - Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось. Вскоре после того похода святой князь-воин занемог.
18 сентября 1299 года, чувствуя приближение смерти, святой князь принял схиму. Трогательно испросив прощения у множества собравшихся ярославцев, он мирно почил о Господе 19 сентября 1299 года.
5 марта 1463 г. спасский архимандрит Христофор обрел нетленные мощи трех святых князей - Феодора и сыновей его (Давида и Константина), перенес их в храм и положил в одном гробе. Ныне они покоятся в одной раке в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля.
Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в "Книгу степенную царского родословия", составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии.
Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали "калики перехожие". В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов.
Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
глас 4
Измлада явистеся святии,/ Богомудре Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ Божественный сосуди, избранный Богови./ Ныне же источаете нам многа исцеления от честных мощей ваших,/ вся ереси потопляюще,/ и спасающе присно град свой,/ и всех верных сохраняюще невредимо/ от видимых и невидимых враг./ Темже верою молим вас, святии:/ молите Христа Бога/ в мире сохранитися нам и спасти души наша.
Ин тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
глас 4
Иже от юности Христовы любве/ прилепившеся усердно, святии/ законы и оправдания Того сохраняюще,/ отнюдуже и чудесными даровании обогатистеся,/ исцеления источаете иже верою вас почитающих,/ темже молите Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
глас 8
Богомудренно преселистеся, святии,/ во град, присно добродетельми цветущий,/ в жизни сей приносяще Богови плоды благи,/ преподобне Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ и явистеся, яко многоцветущая райская древеса жизни/ и яко многосветлыя звезды, в мире сияюще благодатию,/ в добродетели исправивше жизнь свою,/ и сего ради получисте живот вечный на Небесех./ Темже благодарственно вам зовем:/ радуйтеся, всемирнии светильницы и граду нашему Ярославлю великое утверждение.
Святой мученик Онисий
Святой мученик Онисий жил в Палестине. За исповедание веры во Христа был усечен мечом.
Святой мученик Конон градарь
Святой мученик Конон градарь родился в Назарете Галилейском, а жил в городе Мандоне, где занимался огородничеством. Он был богобоязненным человеком, добрым, простосердечным, незлобивым. Святой пострадал за веру во Христа при императоре Декии (249 - 251). Когда его привели на суд, он непоколебимо и твердо исповедал свою веру. Мучители вбили ему в ноги гвозди и гнали перед колесницей, пока страдалец в изнеможении не упал, предав с молитвой дух свой Господу.
Святитель Киеран Сайгерский или Кевин Старший (Kevin the Elder), епископ, “перворожденный из святых Ирландии”
Святого Киерана (Киарана) Сайгирского, известного также как Киеран Старший, издавна называют «первым из ирландских святых». Он родился в V веке (когда Ирландию просвещалсвятитель Патрик) в ирландском королевстве Оссори и был в родстве с королевским домом. Его отец Луайгне был родом из Оссори, а мать Лиадан - из Корка.
Когда Лиадан была беременной, ей приснилось, что с неба упала звезда и стала почивать на ней. Сон был истолкован так: младенец в ее утробе сыграет важную роль в церковной истории страны.
Все любили маленького Киерана и видели в нем величие и святость. Он рос добрым, кротким, любознательным, милосердным. Уже тогда его молитва была угодна Господу. Однажды отрок увидел, как сокол выхватил из гнезда беззащитного птенца и понес в своих когтях. Исполнившись жалости, мальчик взмолился Богу - и сокол тут же опустился на землю, положив птенца у его ног. Киеран снова помолился - и полумертвой птичке вернулись силы.
Сохранилось четыре жития святого Киерана. Различные предания говорят о его связи со многими святыми Ирландии, что хронологически не всегда верно, но эту связь следует понимать скорее как духовную, нежели реальную. Однако, возможно, Киеран был действительно учеником преподобного Финиана Клонардского, одного из «двенадцати апостолов» Ирландии.
В молодости святой некоторое время жил в континентальной Европе, там же был рукоположен во пресвитера. Вероятно, обучался в Галлии (в обители в Туре) и Риме.
Киеран был строгим аскетом. Известно, что некоторое время он жил в уединении на острове Кейп-Клэр провинции Манстер (близ графства Корк), где проводил дни и ночи в непрестанной молитве. Святой старался подражать древним пустынникам, и прежде всего святому Иоанну Крестителю, и, как многие из них, одевался в шкуры животных и спал на земле.
Позднее Киеран поселился в лесах королевства Оссори, недалеко от гор Слив-Блум. В житии подвижника говорится, что святой Патрик, благословляя его на пустынножительство, подарил ему колокол, сказав, что тот сам зазвонит в том месте, где Бог определил ему основать великий духовный центр. Таким местом оказался Сайгир (скорее всего, это название переводится как «источник Киерана»).
Около родника в дремучем лесу святой Киеран соорудил себе крошечную келью-хижину - стены ее были из переплетенных прутьев, обмазанных грязью, а крыша - из травы и листьев. Ничего, кроме небольшого количества ячменного хлеба и зелени, Киеран не ел. Скудную эту пищу он вкушал один раз в день, пил только воду.
Прошло несколько лет. Многочисленные ученики стали собираться вокруг подвижника, который к тому времени уже прославился чудесами. И там, где поначалу было только скромное жилище отшельника, выросла большая обитель Сайгир - это недалеко от города Бирр в нынешнем графстве Оффали. Киеран стал первым ее игуменом. В его обители обучались многие будущие святые. Впоследствии Сайгир превратился в прославленный центр миссионерства и учености.
Человек Божий вел братию к духовному совершенству, научая их благочестию примером своей праведной жизни. Спустя время мать подвижника, Лиадан, с большой общиной благочестивых жен поселилась вблизи обители своего святого сына, чтобы вести богоугодную жизнь. Согласно одному источнику, Киеран, возможно, сам основал женскую общину рядом со своим главным монастырем. Обитель святого Киерана в Сайгире также стала местом погребения королей Оссори.
Почитание угодника было столь велико, что в Сайгире много лет после преставления Киерана поддерживался постоянный огонь (исконно ирландская традиция) в память о нем.
Немало преданий повествуют о тесной связи Киерана с дикой природой. Когда он жил отшельником в лесу, волки, олени и другие животные, особенно больные и раненые, приходили к нему, чувствуя его святость и прося о помощи, - и подвижник исцелял всех. До нас дошла история о том, как лиса, волк и барсук служили святому Киерану и его инокам, помогая им в монастырских трудах: валить деревья, доставлять их в обитель и строить маленькие кельи. Однажды лиса утащила башмаки игумена и убежала с ними к себе в нору. По повелению Киерана волк и барсук нашли лисицу и привели к святому. Киеран укорил похитительницу и назначил ей епитимию в виде поста, а когда она исполнила ее, разрешил остаться в обители. Святого Киерана часто изображали с лисой, оленихой или барсуком.
За много километров от монастыря Сайгир жила игумения святой жизни именем Куах - она была няней святого в его младенчестве. Киеран чудесным образом навещал свою воспитательницу каждый год в ночь на праздник Рождества Христова и причащал ее. Затем он за короткое время возвращался к братии и праздновал рождение Спасителя с ними. Один современник Киерана предположил, что угодника в далекую обитель каждый раз переносили ангелы Божии, подобно ветхозаветному пророку Аввакуму, которого ангел благодатью Божией поднял за волосы и «по воздуху» перенес в Вавилон, чтобы тот накормил пророка Даниила, брошенного в ров со львами.
Однажды Киеран благословил святой родник, чтобы его вода всегда имела вкус вина и меда. С тех пор каждый, кто пил из источника, утолял не только жажду, но и голод. Как-то один игумен навестил святого Киерана в Сайгире. Братия позвала игумена на трапезу. В тот день в обители было ужасно холодно. Киеран помолился о том, чтобы Господь послал тепла, и тут же чудесным образом на колени святому спустился огненный шар - и огонь смог обогреть помещение, где все собрались трапезничать.
В другой раз обитель Киерана посетил святой Патрик и вожди некоторых кланов. Но в монастыре в тот день почти закончились все припасы. Тогда Киеран вознес молитву к Небу - и тут же запасы еды чудом преумножились.
Согласно другому преданию, как-то в Ирландии началась война между двумя маленькими государствами. Враждующие стороны встретились у речки близ монастыря Киерана. Святой, помня о том, что истинный христианин должен быть миротворцем, вышел к воинам и попытался склонить каждую из сторон к миру, однако его не слушали. Тогда Киеран стал усердно молиться, и внезапно река так разлилась, что оба войска уже не могли биться друг с другом. После этого чуда люди вразумились и решили прекратить вражду.
Среди чудес, совершенных Богом по заступничеству святого Киерана, было и несколько воскрешений из мертвых.
До конца дней своих святой Киеран был игуменом Сайгирским и первым епископом Оссори - на епископство его поставил святой Патрик. Впоследствии вокруг монастыря Киерана вырос целый город.
Угодник Божий мирно преставился около 530 года. К тому времени слава о нем распространилась по всему Изумрудному острову. В день его кончины множество монахов и епископов собралось у смертного одра святого. Киеран благословил их и завещал любить друг друга и свой монастырь, хранить единство и помнить о вражиих искушениях. Угодник просил молиться о нем и предсказал, что настанет время, когда вера будет искажена, монастыри будут лежать в руинах, даже чин крещения изменится, а люди станут заботиться только о земном (эти пророчества сбылись во время англо-норманнского завоевания Ирландии и позднее при Реформации).
После смерти Киерана его почитание распространилось по всей Ирландии, а монастырь Сайгир стал центром епархии Оссори на несколько столетий (позднее епархию перенесли в Агабо, а затем - в Килкенни). Обитель процветала до XI века, несмотря на несколько набегов викингов, а после норманнского завоевания здесь в 1170 году обосновались августинцы. Августинский приорат был разрушен к концу XVI века, и монашеская жизнь в этом месте прекратилась, но атмосфера святости (даже среди руин) ощутима здесь и поныне.
(Современная церковь св. Киерана на территории монастыря Сайгир, Оффали, Ирландия)
Сегодня паломники могут посетить руины некогда знаменитого монастыря Сайгир. Это в деревне Кларин графства Оффали. Помимо развалин обители здесь можно увидеть часть круглой монастырской башни X века, основание украшенного кельтского «высокого креста» IX века, а также святой источник (вода которого исцеляет от головной боли) и «святое дерево» Киерана. Согласно сведениям, полученным от местных жителей, даже вода, собирающаяся в основании кельтского креста, обладает целебными свойствами (сводит бородавки). А рядом со «святым деревом» можно найти древний камень, на котором якобы сохранились отпечатки колен святого Киерана, молившегося на нем!
В XIX веке рядом с руинами и древним кладбищем возвели новый храм во имя святого Киерана, при строительстве которого использовали несколько камней от древней обители.
Развалины раннесредневековой церкви во имя святого Киерана, а также источник и куст, связанные со святым, есть в деревушке Эррилл ирландского графства Лиишь. По преданию, подвижник некогда учредил здесь монастырь.
За пределами Ирландии этого древнего православного святого почитают в Уэльсе (где он, по легенде, посетил святого Иллтида и проповедовал), Шотландии, Англии и Бретани.
Святой Виргилий, архиепископ Арльский
Родился в Гаскони, ныне Франция, в начале VI века. Он учился на островах Леранс (Lerins), у французских берегов напротив Канн, и впоследствии стал там игуменом. Затем он был игуменом монастыря святого Симфориена в Отёне (Autun).
Слава о его подвигах и дары духовного направления снискали ему кафедру Арльского епископа, первую по значимости в Галлии того времени. Не смотря на почести, он сохранил монашескую строгость и на святительской кафедре, нося власяницу и избегая епископских регалий.
В 595 году был назначен папским викарием Австразии и Бургундии.
Он принял у себя в 596 году на некоторое время святого Августина, будущего епископа Кентерберийского, и его спутников. Вероятно святой Виргилий участвовал в епископской хиротонии Августина. Направивший Августина в Британию папа Римский святитель Григорий Великий был большим другом святого Виргилия, однако укорял его за попущение силы при обращении в Христианство евреев, в весьма большом числе проживавших в тех краях.
При нем в Арле были воздвигнуты и восстановлены многие храмы, в том числе, собор святого Стефана (впоследствии - святого Трофима) и Алискамп, посвящённый Божией Матери, где он впоследствии был погребён рядом со своими предшественниками.
Святой Виргилий стал известен как чудотворец. По его кончине от его мощей исходило благоухание, ощущавшееся всеми его помощниками. В добавок к общему празднованию, в Провансе его память чтится 10 октября.
Преподобный Марк Нитрийский, Египетский, Постник
(Прпп. Даниил и Марк. Фреска. Афон (Ватопед). 1802 г.)
Преподобный Марк подвизался в V веке в Нитрийской пустыне (Нижний Египет). С юности его любимым занятием было чтение Священного Писания. Есть свидетельства, что он знал наизусть всю Библию. Известно также, что преподобный Марк слушал проповеди святителя Иоанна Златоустого. До нас дошли многие поучительные слова, написанные святым Марком. Преподобный отличался кротостью, душевной чистотой и воздержанием, за что был назван Постником.
Преподобный Исихий Постник
Преподобный Исихий Постник родился в приморском городе Адринии в Вифинии. С юности воспитанный в благочестии, он оставил родной дом и подвизался в пустынном месте на горе Маионис. Несмотря на угрозы от бесов и живших в том месте диких зверей и разбойников, святой подвижник, желая большего уединения, поселился там, построил себе келлию, выкопал огород и стал питаться плодами своих трудов. Через некоторое время к нему стали стекаться ученики. У найденного неподалеку в долине источника воды святой Исихий построил церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. Еще при жизни преподобный был удостоен дара чудотворения. Однажды к нему привели бесноватую девицу. Родители ее, припав к ногам святого подвижника, просили его святых молитв об исцелении. Благодатный подвижник помолился за несчастную, и бесы отступили от нее. Обращаясь к родителям исцеленной, преподобный Исихий пророчески предсказал, что на месте исцеления их дочери возникнет женская святая обитель. И действительно, в будущем это пророчество исполнилось.
За тридцать дней до кончины святому Психию явился Ангел и предсказал ему близкую кончину. Преподобный с радостью воспринял это известие. Перед блаженной кончиной святой призвал своих учеников и долго поучал их. В полночь келлию святого и окрестные места внезапно облистал Небесный свет, и преподобный Исихий со словами: "В руце Твои, Господи, предаю дух мой", - отошел ко Господу. На месте его подвигов, по предсказанию преподобного Исихия, впоследствии был построен женский монастырь. Святые мощи преподобного Исихия, погребенные в церкви святого апостола Андрея Первозванного, в 792 году были перенесены Феофилактом, епископом Амасийским, в город Амасию (Малая Азия).
Икона Божьей Матери «Воспитание»
На иконе, именуемой «Воспитание», Божия Матерь изображается с Предвечным Младенцем, сидящим на Ее левой руке. Правая рука Христа простерта вверх к лику Пречистой Девы.
До 1917 года святой образ помещался в Казанском соборе на Красной площади, но после его разрушения был утерян, сейчас там находится список с чудотворной иконы, прославившийся по всей России своими чудотворениями.
Название иконы говорит само за себя. Перед ней родители молятся за своих детей, прося у Пресвятой Богородицы взять их под Ее покров, послать им разум и наполнить сердце премудростью. Также до наших дней дошла и краткая молитва этому образу: «Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству».
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Воспитание
глас 4
Воспитавшейся во храме во святая святых,/ одеянней верою и премудростию и безмерным девством,/ Архистратиг Гавриил принесе с небесе целование/ и еже радуйся, радуйся Благословенная,/ радуйся, Препрославленная, Господь с Тобою.