Продолжение…
Священномученик Борис (Воскобойников), епископ Ивановский
Память 23 ноября в день кончины, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских
В миру Воскобойников Семён Тимофеевич, родился 1 сентября 1875 года в слободе Александровке Павловского уезда Воронежской губернии в семье священника Тимофея Воскобойникова. Родной брат свящ. Иоанна (1867 г.р), Николая (1872 г.р) и свящ. Евгения (1877 г.р).
В 1891 году окончил Павловское духовное училище по II разряду, в 1897 году - Воронежскую духовную семинарию по II разряду.
Вступил в брак. В семье известно два сына - Тихон (1897 г. р., эмигрировал и на 1937 год проживал во Франции, в г. Бордо) и Леонтий (1900 г. р., на 1937 год работал в исследовательском институте в г. Ленинграде).
7 ноября 1897 года был рукоположен во диакона к Лукинской церкви села Нижняя Гнилуша Павловского уезда Воронежской губернии.
11 января 1901 года был переведен в Преображенскую церковь слободы Уразово Валуйского уезда.
27 февраля 1903 года был рукоположен во священника к Богоявленской церкви слободы Новорождественной Бирюченского уезда.
11 октября 1907 года был уволен за штат в связи с поступлением в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В 1911 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение "Органы епархиального управления и суда в Русской Церкви в XVI - XVII ст."
С 1910 года служил законоучителем в Александровской женской школе при доме призрения, с 1911 - Николаевской торговой школе Санкт-Петербугского купечества.
10 июня 1911 года назначен настоятелем домовой церкви при Николаевском доме призрения престарелых и увечных граждан в Санкт-Петербурге.
14 марта 1918 года был назначен следователем III столичного округа. Возведён в сан протоиерея.
В 1921 году служил настоятелем Рождественского храма в селе Старополье Гдовского уезда.
3 сентября 1929 года упоминается благочинным Бутурлиновского района Воронежской епархии.
В мае 1934 года упоминается как митрофорный протоиерей, настоятель Благовещенского кафедрального собора города Иваново.
В первых числах марта 1936 года пострижен в монашество с наречением имени Борис, постриг совершен в Успенском соборе Кинешмы.
7 марта 1936 года был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.
31 марта 1936 года был назначен временно управляющим Ивановской епархией.
1 июля того же года переведен на Ивановскую епархию.
23 апреля 1937 года был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму НКВД Ивановской области. Обвинялся в том, что "принимал участие в антисоветской деятельности контрреволюционных групп церковников и монашества, ликвидированных в 1937 году в г. Иванове и Лежнёвском районе".
Из протокола допроса от 9 мая 1937 года:
- Вам известно было, что группа церковников и попы села Воскресенского распространяют с провокационной целью слухи, что в церкви этого села имеются останки "блаженного Киприана", которые "творят чудеса", "исцеляют" больных и "немощных" и т.д.?
- В 1937 году у меня в доме были представители Воскресенской общины (фамилии их я не запомнил), которые мне говорили, что у них в церкви (в склепе) зарыты останки "блаженного Киприана", имеющие якобы свойства "исцелять" больных. Что верующие приходят в церковь, берут песок с могилы Киприана и получают исцеления.
- Вы не рассказали о контрреволюционной деятельности попов с. Воскресенского в связи с инсценированием "чудес" и "исцелений" блаженного Киприана.
- Об этом мне мало что известно. Точно не помню в каком году в 1933 или 1934, я встретился с попом Соколовым, который до этого служил в с. Воскресенское Лежнёвского района. Соколов в эту встречу со мной, рассказывал, что когда он служил в с. Воскресенском, они вместе с церковниками широко рекламировали "творимые чудеса" "блаженного" Киприана, распространяли о нём печатные листовки и говорили проповеди... Служителями культа с. Воскресенского велась специальная книга, в которую до последнего времени записывались в хронологическом порядке все случаи "творимых чудес" Киприана. (Вношу поправку о проповедях я не знаю).
- Вам известно, что с этой же контрреволюционно-правительственной целью группа духовенства, возглавляемая попом Казанским 6 февраля 1937 года инициировала открытие и перенесение останков ("мощей") "блаженного" Киприана из склепа закрытой в действующую церковь?
- Да, об этом мне было известно, у меня просили представители общины на это моего "Благословения" - согласия. Я им письменно сообщил примерно так: "благословляю останки блаженного Киприана положить в новый гроб и перенести в другую церковь, а что нужно при этом все сделает священник Казанский".
(Сщмч. Борис (Воскобойников), еп. Ивановский. Внутренняя тюрьма НКВД. Фотография. 1937 г.)
9 августа того же года Особым Совещанием при НКВД СССР был приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан, в Сары-Суйский район.
25 ноября 1937 года, на пути следования к месту ссылки, был вторично арестован и заключен в тюрьму города Мирзоян (ныне Тараз) Южно-Казахстанской (Чимкентской) области. Обвинялся в "проведении пораженческой контрреволюционной террористической агитации, направленной на подрыв мощи СССР". Виновным себя не признал.
28 ноября того же года тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской области был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 6 декабря 1937 года в Чимкентской области в Казахстане, погребен в безвестной общей могиле.
28 марта 1989 года был реабилитирован Облпрокуратурой Чимкентской области по 1937 году репрессий.
Священномученик Борис был "Воскресения Христова истинным свидетелем, всю правду церковную удержал, не восхотел покорить себя нечестию, озарил новой славой Церковь Русскую".
В августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
С 2013 года память сщмч. Бориса 23 ноября/6 декабря отсутствует в календаре Русской Православной Церкви Издательства Московской Патриархии. Его имя не оказалось в составе Собора святых Ивановской митрополии, утвержденного 7 мая 2015 года патриархом Кириллом. Но там то что до того - мы святого почитаем, а что до официального календаря, не нам судить - на составителей есть иной Судия.
Тропарь
глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый, / благочестия правило, / жития евангельскаго образе, / священномучениче Борисе, / Христа ради пострадавый даже до крове, / Его же моли усердно, / яко Начальника и Совершителя спасения, / Русь Святую утвердити в Православии / до скончания века.
Кондак
глас 2
Восхвалим, вернии, / изряднаго во святителех (или священницех) / и славнаго в мученицех Борисе, / Православия поборника и благочестия ревнителя, / земли Русския красное прозябение, / иже страданием Небесе достиже / и тамо тепле молит Христа Бога / спастися душам нашим.
Молитва
О избранниче и угодниче Христов, священномучениче Борисе, Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче! Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя. Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашим - правило веры, воином - вождь духовный, болящим - врач изрядный, печальным - утешитель, гонимым - заступник, юным - наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.