31 августа (13 сентября) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Sep 13, 2017 06:02

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Седмица 15-я по Пятидесятнице.

Положение честно́го Пояса Пресвятой Богородицы (395-408).

Сщмч. Киприана, епископа Карфагенского (258); мч. Диадоха; свт. Геннадия, патриарха Константинопольского (471); прп. Энсвиты, игумении Фолкстоунской (640; Кельт. и Брит.); свт. Айдана, еп. Линдисфарнского (651; Кельт. и Брит.); св. Иоанн II, митрополит Киевский (+ 1089);

Собор новомучеников Ясеновацких (1941-1944) (Серб.); Собор новомучеников и исповедников Екатеринославских (Укр.).

Сщмчч. Александра Любимова, пресвитера, и Владимира Двинского, диакона (1918); сщмчч. Михаила Косухина и Мирона Ржепика, пресвитеров (1937); сщмч. Димитрия Смирнова, пресвитера (1938).

Святые дня, молите Бога о нас!

Положение честно́го Пояса Пресвятой Богородицы (395-408)



Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы, своим девством и материнством послужившей делу человеческого спасения. Значение Божией Матери для дела нашего спасения Церковь явным образом утвердила в своем календаре, установив в году пять великих богородичных праздников (Рождество, Покров, Введение, Благовещение, Успение), а также праздники в честь чудотворных икон Пречистой Девы и событий, связанных с Её особым заступничеством за род христианский.

Церковный год начинается и заканчивается праздниками, посвящёнными Деве Марии: Её Рождество Церковь празднует в начале года (8/21 сентября), а Успение - в конце (15/28 августа). Но немногие, наверное, знают, что и самый последний день церковного года - 31 августа (13 сентября) - тоже посвящен Богородице. В этот день Церковь празднует Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

Древний Константинополь обладал тремя святынями, которые позволяли считать его городом Божией Матери: в монастыре Одигион хранилась икона Божией Матери Одигитрии, написанная евангелистом Лукой; Риза Девы Марии - во Влахернах и Пояс Богородицы - в Халкопратии.

Согласно преданию, отражённому в Минологии византийского императора Василия II (958-1025), Пояс и Риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Её Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение сохранялись в Палестине. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395-408) Пояс Пресвятой Богородицы в драгоценном ковчеге был перенесён в Константинополь и торжественно установлен в церкви, расположенной в Халкопратии («Медный торг»), ремесленном городском районе. Пояс в ковчеге был запечатан золотым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Константинополе и точная дата этого события - 31 августа (по юлианскому календарю).

Риза Богородицы с V века хранилась в другом очень почитаемом храме, расположенном во Влахернах - северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог. Оба храма были построены для этих святынь дочерью императора Аркадия святой благоверной царицей Пульхерией (399-453).

Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что св. Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию каждую среду, её она возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла». В следующем веке Патриарх Тимофей I (511-518) постановил совершать в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие процессии от Св. Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.

Вероятно, в связи с богослужебными процессиями из одного храма в другой или по причине разделения Пояса на части некоторые исторические источники сообщают, что Пояс Богородицы хранился также и во Влахернском храме вместе с Её Ризой. Об этом упоминает св. Андрей Критский (VIII в.), Патриарх Евфимий (907-912), Никифор Каллист (XIV в.). Все русские паломники, посещавшие церковь Богородицы во Влахернах в поздневизантийский период, сообщают, что поклонялись там «Ризе и Поясу» Богоматери.

Это обстоятельство запечатлено в православной иконографии праздника, иногда объединяющей два события: положение во Влахерне и Пояса, и Ризы Богоматери. Известна икона мастерской Дионисия «Положение Пояса и Ризы Богоматери» (ок. 1485). Однако существуют и иконы, изображающие положение Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии. На некоторых иконах явственно видно, что полагается именно Пояс, а не Риза.

Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX веке известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.

Однако случилось так, что тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886-912) Зоя Карбонопсина («Угольноокая»). Долгое время она страдала от болезни, врачебные средства от которой не помогали. Как рассказывает Минологий, императрицу мучил нечистый дух.

«По сей причине, - повествует свт. Дмитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, - царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. О сём видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный Пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением. И как только Патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.

Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили Честный Пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царскою печатью…»

Это событие нашло своё отражение в иконографии.



(Эммануил Тзанес. Чудо Святого Пояса)

Свт. Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский (907-912), составил Слово «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего», а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность. После смерти мужа, императора Льва (912), и его брата-соправителя Александра (913) Зоя Карбонопсина некоторое время была регентом при своём малолетнем сыне Константине VII Багрянородном (905-959). Но в 919 году власть в империи захватил Роман I Лакапин, который женил Константина на своей дочери Елене, а Зою удалил в Петрий, где она постриглась в монастыре св. Евфимии. История сохранила для нас её образ на византийских монетах того времени.

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). В 1028 году византийский император Роман III Арги́р (Аргиро́пуло) (1028-1034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027-1072). Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии. И доныне эта святыня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

Часть пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь св. великомученик Лазарь I Хлебельянович (1372-1389), погибший в битве с турками на Косовом поле, благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне (сербского Хиландарского, русского Пантелеимонова, Лавры св. Афанасия) подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса афонскому Ватопедскому монастырю.



(Ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы)

В Ватопедском монастыре Пояс разделили ещё на две части. Одну из них поместили в крест, другую в ковчег и во время эпидемий выносили к народу, и страждущие получали от него исцеление. Пояс Богородицы прославился множеством чудес.

В настоящее время Ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Известно, что благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы эти пояски помогают в исцелении раковых и других больных, а также бесплодия у женщин. Монахи раздают верующим своеобразную памятку о том, как надо пользоваться освященными поясками. В ней говорится, что «больной опоясывается этим пояском на какое-либо время, живя в покаянии, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому по возможности пост и супружеское воздержание во время ношения пояска». При этом отмечается, что «духовная жизнь в покаянии и постоянном участии в Таинствах Церкви должна, конечно, продолжаться в течение всей жизни, поскольку она является единственным способом нашего общения и единения с Богом».



(Ватопедский монастырь, Афон)

Тропарь
глас 5
Яко некрадомо богатство, пояс твой честный Присноблаженная, и благих подание имуще, Обитель Ватопедская взывает ти, препояши со благоговением, притекающия ны к нему, силою его божественною, и крепость льстивого врага разруши, спасение верным Чистая.

Кондак
глас 6
Богоприемное твое чрево Богородице, объемший пояс твой честный, держава стаду твоему необоримая, и сокровище есть благих неоскудное, едина рождшая Приснодева.

Священномученик Киприан Карфагенский, епископ



Родился около 200 года в городе Карфагене (Северная Африка). Фасций Киприан был сыном богатого сенатора-язычника, получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором, учителем красноречия и философии в Карфагенской школе. Он часто выступал в судах как ходатай и защитник по делам своих сограждан. Киприан впоследствии вспоминал, что долго "оставался в глубокой мгле ночной..., далекий от света Истины". Состояние, доставшееся от родителей и нажитое своей деятельностью, знаменитый ритор тратил на роскошные пиры, но они не могли заглушить в нем жажды истины. Заинтересовавшись христианством, он познакомился с сочинениями апологета пресвитера Тертуллиана. Впоследствии святитель писал, что ему казалось невозможным тогда при его навыках достичь обещанного Спасителем возрождения.
Из такого тяжелого и нерешительного состояния его вывел друг и руководитель, пресвитер Цецилий. В 46-летнем возрасте ученейший язычник был принят в христианскую общину как оглашенный. Еще до принятия крещения он раздал нищим все имение и переселился в дом пресвитера Цецилия.

Святитель Киприан писал в письме к другу Донату о своем крещении:

"Когда возрождающая волна очистила нечистоты моей прежней жизни, свет, тихий и ясный, нисшел с Неба в сердце мое. Когда второе рождение Духом Небесным изменило меня в нового человека, то чудным образом укрепился я против сомнений,открылись тайны, осветилось темное... я узнал, что жившее во мне по плоти для греха принадлежало земле, а началось теперь Божие, живущее Духом Святым. В Боге и от Бога вся наша сила; от Него - наша крепость. Через Него мы, живя на земле, имеем предчувствие будущего блаженного состояния".

Примерно через год после крещения святой был рукоположен во пресвитера, а когда умер карфагенский епископ Донат, по требованию всей карфагенской Церкви, никого не желавшей видеть своим епископом, кроме Киприана (aut Cyprianus, aut nullus), вопреки каноническим правилам, он поставлен был епископом Карфагена (около 248 года).
Святитель прежде всего занялся церковным благоустройством и искоренением пороков в среде клириков и паствы. Святая жизнь архипастыря вызывала у всех желание подражать его благочестию, милосердию и мудрости. Плодотворная деятельность святителя Киприана стала известна за пределами его епархии. Епископы других кафедр часто обращались к нему за советом, как поступить в том или ином случае. Гонение императора Декия (249-251), о котором святителю было открыто в сонном видении, заставило его скрыться. Его жизнь была нужна пастве для, укрепления веры и мужества среди гонимых. Перед отъездом из епархии святитель разделил церковное имущество между всеми клириками для оказания помощи нуждающимся и в дальнейшем присылал дополнительные средства.

Он держал постоянную связь с карфагенскими христианами через своих посланцев, писал письма к пресвитерам, исповедникам и мученикам. Некоторые христиане, убоявшись мучений, принесли жертву языческим богам. Эти отпадшие христиане обращались к исповедникам, прося дать им так называемые письма мира, т.е. ходатайственные записки о принятии их в Церковь. Святитель Киприан написал всей Карфагенской христианской общине послание, в котором указал, что отпадших во время гонения можно принимать в Церковь, но этому должно предшествовать рассмотрение обстоятельств, при которых совершилось отпадение. Должна быть проверена искренность сокрушения падших. Принимать их можно лишь после церковного покаяния и с разрешения епископа. Некоторые из падших настоятельно требовали немедленного допущения их в Церковь и этим смущали всю общину. Святитель Киприан писал епископам других епархий, спрашивая их мнения, и от всех получил полное одобрение своих распоряжений.

Во время своего отсутствия святитель уполномочил четырех клириков проверить жизнь людей, которые готовились к рукоположению во пресвитера и диакона. Это встретило сопротивление мирянина Феликиссима и пресвитера Новата, поднявших возмущение против своего епископа. Святитель Киприан отлучил Феликиссима и шестерых его сторонников. В своем письме к пастве святитель трогательно увещевал всех не отделяться от единства Церкви, подчиниться законным распоряжениям епископа и ждать его возвращения. Это письмо удержало большинство карфагенских христиан в верности Церкви.

В скором времени святитель Киприан вернулся к пастве. Возмущению Феликиссима был положен конец на Поместном Соборе 251 года. Этот же Собор вынес суждение о возможности принятия в Церковь падших после принесения ими церковного покаяния и подтвердил отлучение Феликиссима.



В то время назревал новый раскол, поднятый римским пресвитером Новацианом, к которому присоединился карфагенский пресвитер Новат, бывший сторонник Феликиссима. Новациан утверждал, что отпадших во время гонения нельзя принимать обратно, даже если они каются в своем грехе. Кроме того, Новациан при помощи Новата убедил трех италийских епископов при жизни законного Римского епископа Корнилия поставить на Римскую кафедру другого епископа, Новациана. Против такого беззакония святитель Киприан написал ряд окружных посланий к африканским епископам, а затем целую книгу "О единстве Церкви".

Когда в Карфагенской Церкви стали утихать раздоры, началось новое бедствие - вспыхнула моровая язва. Сотни людей бежали из города, оставляя больных без помощи, а мертвых - без погребения. Святитель Киприан, показывая пример стойкости и мужества, сам ухаживал за больными и хоронил мертвых, причем не только христиан, но и язычников. Моровая язва сопровождалась засухой и голодом. Орды варваров-нумидийцев, пользуясь бедствием, нападали на жителей и уводили их в плен. Святитель Киприан побудил многих богатых карфагенцев пожертвовать свои средства на питание голодающих и выкуп пленных.

Когда началось новое гонение на христиан со стороны императора Валериана (253-259), карфагенский проконсул Патерн велел святителю принести жертву идолам. Он твердо отказался выполнить это, а также назвать имена и местопребывание пресвитеров Карфагенской Церкви. Святителя сослали в местность Курубис. Диакон Понтий последовал в ссылку за своим епископом добровольно. В тот день, когда святитель прибыл на место ссылки, он увидел сон, предвозвещавший ему скорую мученическую кончину. Находясь в изгнании, святитель Киприан написал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. Приведенный на суд, он был оставлен на свободе до следующего года. Почти все карфагенские христиане пришли проститься со своим епископом и получить от него благословение. На суде святитель Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом. Услышав приговор, святитель Киприан сказал: "Благодарение Богу!" и весь народ в один голос воскликнул: "И мы хотим умереть с ним!" Придя на место казни, святитель снова преподал всем благословение и распорядился дать от него 25 златниц палачу. Потом он сам завязал себе глаза, а руки дал связать стоявшим около него пресвитеру с иподиаконом и преклонил голову. Христиане с плачем постилали пред ним платки и убрусы, чтобы собрать священную кровь. Мученическая кончина последовала в 258 году. Тело святителя ночью было взято и погребено на частном кладбище прокуратора Макровия Кандидиана.

Впоследствии, при короле Карле Великом (771-814), его святые мощи были перенесены во Францию.

Труды

Святитель Киприан Карфагенский оставил для Церкви драгоценное наследие - свои сочинения и 80 писем. Творения святителя Киприана были приняты Церковью как образцы Православного исповедания и читались на Вселенских Соборах (III Ефесском и IV Халкидонском). В сочинениях святителя Киприана изложено Православное учение о Церкви, внутреннее единство которой выражается в единстве веры и любви, внешнее единство осуществляется иерархией и таинствами Церкви. В Церкви Христовой заключается вся полнота жизни и спасения. Отделяющие себя от единства Церкви не имеют в себе истинной жизни. Христианская любовь является скрепляющим звеном Церкви. "Любовь - основа всех добродетелей, она вечно пребудет с нами в Царстве Небесном".

Как в сочинениях, так и в епископской практике сщмч. Киприан является защитником сильной власти в Церкви, церковной иерархии, в которой он видел осуществление принципа ветхозаветной теократии и условие единства Церкви и ее дисциплины. Отсюда его стремление ограничить влияние "исповедников", его строгость по отношению к падшим, его идеи о значении еретического крещения. Священномученик Киприан отнюдь не исключает, однако, участия в церковном управлении совещательного начала ("совета пресвитеров") и даже в некоторых случаях - голоса паствы. Он был сторонником соборов, как высшей инстанции для решения церковных дел: их было при нем несколько. Формулированное им учение о единстве Церкви и ее иерархическом устройстве служит доселе нормой церковного управления. Эту учение он развивает в 66 своих посланиях, писанных по разным обстоятельствам и к различным лицам.

Кроме посланий св. Киприана, сохранилось еще 12 трактатов, по поводу которых Григорий Богослов заметил, что "насколько люди вообще превосходят животных даром слова, настолько этим даром Киприан превосходил прочих людей".

Святитель Геннадий Константинопольский, патриарх



Был поставлен на престол Константинопольской Церкви в 458 году, в царствование святого благоверного царя Льва Великого. О его жизни известно из книги "Луг духовный", где были записаны рассказы иноков обители Салама (близ Александрии) преподобных Софрония и Иоанна.

Эти иноки при патриархе Геннадии были клириками Константинопольской Церкви. Святитель Геннадий отличался кротостью, терпением, чистотой и воздержанием. О силе его молитвы можно судить из следующего случая: в церкви святого мученика Елевферия в Константинополе был недостойный клирик Харисим, проводивший жизнь в лености, нечистоте и даже занимавшийся разбоем и волшебством. Святитель Геннадий долго с кротостью и терпением увещевал его, но Харисим не изменял своего поведения. Патриарх прибег к строгости и повелел дать недостойному клирику несколько ударов для вразумления. Но и после наказания он не исправился. Тогда святитель Геннадий поручил своему посланцу обратиться от его имени к святому мученику Елевферию, в церкви которого служил Харисим. Придя в храм, посланник патриарха стал перед алтарем, протянул руку ко гробу мученика и сказал: "Святой мученик Елевферий! Патриарх Геннадий возвещает тебе через меня грешного, что клирик Харисим, служащий в твоем храме, совершает многие беззакония и творит соблазны; посему ты или исправь его, или отсеки его от Церкви". На следующее утро Харисим был найден мертвым. Другой случай, свидетельствующий о великой силе молитвы святителя Геннадия, произошел с одним живописцем, который осмелился написать образ Христа, придав Спасителю черты языческого божества Зевса. Рука живописца, совершившая такое святотатство, тотчас иссохла. Живописец принес в церкви покаяние, исповедав при всех свой грех Патриарху. Святитель Геннадий помолился о согрешившем, и рука живописца исцелилась.

Для устранения возникших в Церкви беззаконных действий и лжеучений святитель Геннадий созвал Поместный Собор в 459 году, на котором была осуждена ересь Евтихия и запрещена симония. Около 470 года вместе с преподобным Маркеллом Апамейским святитель возглавил ход монахов против назначения арианина Патрикия, сына Аспара, кесарем и наследником престола. Святитель заботился о том, чтобы лица, желавшие принять священный сан, были хорошо знакомы со Священным Писанием и знали наизусть Псалтирь.

Во время патриаршества святителя Геннадия в Константинополе был построен храм в честь святого Иоанна Предтечи. Тогда же некий сенатор Студий, пришедший из Рима, основал монастырь, который стал известен впоследствии как "Студийский". Церковным экономом при святом Патриархе Геннадии был преподобный Маркиан. Святитель рукоположил во пресвитера преподобного Даниила Столпника.



(Церковь Иоанна Предтечи в Стамбуле. Увы, в наше время она осквернена и в ней расположена мечеть Ахмат-паши)

По свидетельству Геннадия Массилийского, он был "мужем красноречивым, острого ума, обогащенного чтением древних, сочинившим много бесед".
Святитель Геннадий был автором бесед и толкования на пророка Даниила (сочинения до нас не дошли). Известно его "Окружное послание против симонии", утвержденное Собором 459 года.
Святитель Геннадий управлял Константинопольской Церковью 13 лет. Он мирно скончался в 471 году.

Собор новомучеников Ясеновацких



Когда немцы взяли Загреб, тогда же хорватскими нацистами - усташами - было провозглашено «Независимое Государство Хорватское». НГХ вошло в историю невиданными прежде зверствами. Только за шесть недель 1941 года усташи уничтожили 180 тысяч сербов (именно тогда появился термин «чистка»), и это было лишь начало. Концлагеря в НГХ отличались особо изощренными способами мучений и ликвидации узников.

Самым известным стал Ясеновац - третий по величине после Аушвица (Освенцима) и Треблинки концлагерь в Европе. Здесь было уничтожено более 700 тысяч человек: полмиллиона сербов, 40 тысяч цыган, 33 тысячи евреев и 127 тысяч антифашистов разных национальностей, в том числе хорватов. Среди жертв - более 20 тысяч детей в возрасте до 12 лет, включая новорожденных младенцев и малышей нерожденных, которых усташи вырывали из утроб матерей. Для этой (впрочем, не только для этой) цели существовали специальные ножи - серборезы или сербосеки. Серборез крепился на запястье руки, чтобы не уставала резать. Для начинающих открывали школы по виртуозному владению серборезами. Устраивались соревнования на время, кто больше убьет - разумеется, с выдумкой, с дроблением суставов, выкалыванием глаз. Жестокость усташей повергала в шок даже немецкое гестапо. Причем это было не сумасшествие отдельных маньяков, а государственная политика НГХ.



(нож усташей для убийств сербосек)

Политика геноцида велась открыто и постоянно получала публичное одобрение от высшего руководства государства. Вот что говорил будущий глава МИД Лоркович: «Мы должны уничтожить всех сербов в Хорватии! Это наш долг, и мы это выполним...Элементы, которые следует уничтожить, это наши сербы и наши евреи». А вождь усташей Анте Павелич так подбадривал своих подчиненных: «Хороший усташ - тот, кто умеет использовать кинжал, чтобы вырвать ребенка из чрева матери». При этом надо понимать, что если уничтожение евреев хорватскими властями было отчасти обусловлено «просьбами» союзника в лице нацистской Германии, то геноцид сербов был инициативой лишь самих усташей - никакого принуждения со стороны Германии в этом вопросе не было.

Сохранилось достаточно документальных данных, которые проливают свет на творимые усташами зверства. Свидетельствует известный итальянский писатель Курцио Малапарте: «Это устрицы?» - спросил я у поглавника? Анте Павелич поднял крышку хлебницы, показав мне эти моллюски, эту скользкую желатинообразную массу устриц, и сказал, улыбаясь своей доброй и усталой улыбкой: «Это подарок моих преданных усташей: здесь двадцать килограмм человеческих глаз».

Усташи казнят заключённых в концлагере Ясеновац - скоростные соревнования по убийствам людей, тут пилой:

[осторожно, не для детей!]


Тут топором:

[Осторожно, не для детей!]


«У нас есть три миллиона пуль. Мы убьем часть сербов, вторую часть переселим, а оставшихся обратим в католичество, то есть сделаем из них хорватов», - сказал 22 июля 1941 года Миле Будак, министр образования НГХ. Это был геноцид: людей убивали за то, что они сербы, и за то, что православные. Делалось это при широкой поддержке католического духовенства. Одним из комендантов Ясеноваца был францисканский монах Мирослав Филиппович по прозвищу «Брат сатана», который ночью уходил на бойню, а утром возвращался и спокойно завтракал.

Отдельно стоит остановиться на роли католической церкви. Усташи как организация в период своего рассеяния в 30-х гг., во многом сформировалась и осталась на плаву благодаря поддержке католического духовенства - как Хорватии, так и Италии. Обещания создать национальное государство и предоставить свободу католической церкви не могли не оказать влияния на клир. В итоге уже после прихода усташей к власти католическая церковь воспринимала новое государство как свое детище, поддерживая все начинания светских властей.



(Крайний справа - католический архиепископ Загреба Степинац - один из окормителей и вдохновителей геноцида)

Читаешь воспоминания сербки Зорки Делич-Скибы, ребенком оказавшейся в усташском «приюте» для детей, чьих родителей усташи же и убили, - волосы дыбом встают от методов, которыми монахини «перевоспитывали» детей в католичество. Скажут: в семье не без урода, православные тоже всякие бывают. Так, конечно, но вот папа Римский Иоанн Павел II в 1998 году причислил к лику святых одного из вдохновителей геноцида - Загребского архиепископа Алоизия Степинаца. Какое все-таки своеобразное понимание святости.

Мученики Ясеновацкие - это те, кто не дрогнул, не отрекся, кто спокойно смотрел в глаза палачам - как святой мученик Вукашин из села Клепац, мужество которого поразило даже опьяневшего от крови садиста.



(мученик Вукашин Ясеновацкий)

Сквозь века страданий сербы пронесли утешавшую их пословицу: «Есть Бог на небе и Россия на земле!». Россия традиционно, исторически - друг сербов. Только защищает ли она их сегодня? Ну, а мы - не политики, не государственные деятели, рядовые граждане, но при этом православные, единоверцы, сестры и братья сербов, - чем мы можем им помочь? Нашими молитвами.

Да хранят Сербию ее святые - и великомученик Лазарь, и преподобные Иустин с Симеоном, и новомученики Ясеновацкие. Впрочем, почему «ее» святые? Они ведь - и наши тоже, как и русские святые для сербов - свои. И Сербия останется православной до скончания времен - ведь князь Лазарь сделал правильный выбор.

Более подробно о новомучениках Ясеновацких вы можете прочитать тут:
http://azbyka.ru/days/sv-sobor-novomuchenikov-jasenovackih

и тут (о геноциде и о роли еретиков - католиков в геноциде православных сербов):
http://artyushenkooleg.ru/index.php/evropa/genocid-po-blagosloveniyu-kak-ustashi-unichtozhali-serbov-vo-vtoroj-mirovoj-vojne/

Святитель Иоанн II, митрополит Киевский

9-й Митрополит Киевский и всея Руси.

Иоанн II считался до недавнего времени дядей знаменитого византийского стихотворца Феодора Продрома. По некоторым данным был родом болгарин.
Он занимал Киевскую митрополичью кафедру с 1076/1077 года вплоть до своей кончины осенью-зимой 1089 года.
Первым известным его деянием было вероятно хиротонисание Ростовского епископа святителя Исаии, назначенного Киевским князем Изяславом после 15 июля 1077 года.

Некоторые источники приписывают святителю Иоанну основание двух новых епископств: во Владимире Волынском около 1085 года и Турове в 1088 году.
В ноябре 1086 года Иоанн участвовал в заседании постоянного Синода в Константинополе.
Последнее известие о нем - освящение им собора Успения Богоматери Киевского Печерского монастыря 14 августа 1089 года.

Преподобная Энсвита (Энсвифа) Фолкстоунская (Eanswitha, Eanswyth), игумения



Память 31 августа, 12 сентября

Известно, что святая Энсвита, игумения монастыря в Фолкстоуне, что в графстве Кент, Англия, была дочерью короля Эдбальда (Eadbald) и внучкой святого благоверного короля Этельберта (Aethelbert). С ранних лет она находила радость в молитве, отвергая мир с его безумным тщеславием. Она отказалась от предложений выйти замуж. В конечном итоге король Эдбальд дал согласие на основание монастыря на берегу неподалёку от Фолкстоуна, первой игуменией которого она и стала. Преподобная Энсвита скончалась в раннем возрасте 31 августа 640 года.

Существует мнение, что она получила образование во Франции и что её монастырь был первым духовным учреждением такого рода в Англии.
Монастырь был разрушен датчанами, но восстановлен королём Этельстаном (Athelstan), и повторно учреждён в 1095 Чёрными Бенедиктинками (Bénédictines Noires). Часть монастыря была поглощена морем, и сестричество перебралось в Фолкстоун. В 1139 году в глубине острова возвели новую церковь, освященную в честь Пресвятой Богородицы и святой Энсвиты. В том же году 12 сентября мощи преподобной были перенесены в эту церковь, а день перенесение мощей до сих пор почитается местными жителями.

В период английской Реформации мощи преподобной Энсвиты были спрятаны и какое-то время считались утерянными. Свинцовый ковчег с мощами был вновь обретен во время восстановительных работ 17 июня 1885 года в северной стене храма, принадлежащего ныне католикам. С тех пор мощи находятся в алтаре храма и доступны для поклонения.

Преподобную Энсвиту изображают держащей книгу и двух рыб. Её образ присутствует на печати Фолкстоуна. Она особо почитаема в Сент-Огустин (Saint-Augustin), Кентербери (Canterbury) и в Дарэме (Durham).

Мученик Диадох

Время и место кончины мученика Диадоха неизвестны. Его память под 31 августа указана в греч. календаре и славянском переводе Стишного пролога. Славянский стих сообщает о том, что мученик был перемещен в чужую местность и там погиб от меча: «Инамо преиде, яко посечен бысть во удие». Под тем же числом находится его имя и в Четьих-Минеях святителя Макария с пояснением: "Святый мученик Диадох мечем скончался".

Иногда его отождествляют со св. Диадохом, еп. Фотикийским (V в., пам. греч. 29 марта).

Праздник, Жития святых

Previous post Next post
Up