29 июля (11 августа) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Aug 11, 2017 06:02

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Седмица 10-я по Пятидесятнице.

Рождество святителя Николая Мирликийского, чудотворца.

Мч. Каллиника Киликийского (III-IV).

Прпп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII); мц. Серафимы девы (117-138); мц. Феодотии и трех чад ее (304); св. Феодосия II Младшего, императора (450); прмч. Михаила Савваита черноризца (IX); мч. Евстафия Мцхетского (589) (Груз.); прп. Романа Киржачского (1392); св. Олафа, короля Норвежского (1030; Кельт. и Брит., Сканд.); сщмч. Виссариона, еп. Смолянского (1670; Болг.).

Прмчч. Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова), иеромонахов (1921); прмч. Анатолия (Смирнова), иеромонаха (после 1930); сщмч. Алексия Красновского, пресвитера и прмч. Пахомия (Русина), иеромонаха (1938).

Святые дня, молите Бога о нас!

Рождество святителя Николая Мирликийского, чудотворца



(Рождество святителя Николая Чудотворца)

Долгое время на Руси праздновался день Рождества святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, едва ли не самого почитаемого нашим народом святого. Об этом празднике у нас имелись упоминания уже в XII-XIII-м веках. В Новгороде существовал даже монастырь, посвященный Рождеству Святителя. Но со времени Императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование этого дня было отменено. Оно возвращается в нашу церковную жизнь только теперь. Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в этот день совершают праздничные богослужения в обителях и храмах, посвященных святителю и чудотворцу Николаю.

В последних изданиях Богослужебных Миней под 29 июля/11 августа приводятся тропарь и кондак Рождеству святителя Николая и сообщается: «29 июля Восточная Церковь издревле празднует рождество Святителя и Чудотворца Николая». В Минее под этим же днем приводятся также тропарь и кондак перенесению Великорецкой иконы святителя Николая из Вятки в Москву. В Богослужебных указаниях Издательства Московской Патриархии на 2014 год под тем же числом читаем: «Рождество свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Перенесение Великорецкой иконы свт. Николая из Вятки в Москву».

В этот день празднуется также древнейшая Зарайская икона святителя Николая. Город Зарайск, ныне Московской области, торжественно встретил чудотворную икону святителя 29 июля 1225 года. Можайский образ святителя также был принесен на Русь в день его рождества. Великорецкая икона святителя Николая была обретена чудесным образом на реке Великой, в Вятской земле. Перенесение этой иконы, прославившейся многими чудесами, из Вятки в Москву совершилось по повелению Царя Иоанна Васильевича Грозного. Царь встретил икону, принесенную на Московскую землю, 29 июля 1555 года у Симонова монастыря. Один список с нее был поставлен в Успенском соборе Кремля, а другой - в приделе «Николы Великорецкого» Покровского храма (Собора Василия Блаженного).



(святитель Николай Чудотворец Зарайский)

Любовь нашего православного народа к великому чудотворцу - совершенно особая. В дни его памяти в мае и декабре храмы у нас всегда наполнены верующим народом, который празднует их не менее торжественно, чем двунадесятые праздники. Так же, как и память св. Иоанна Предтечи, память святителя Николая совершается в нашей Церкви еженедельно - по четвергам. Но в месяцеслове память св. Иоанна Предтечи совершается 7 раз в году, а святителя Николая - лишь 2 раза. Нет сомнения в том, что третий праздник в честь великого святителя и чудотворца, его Рождество (как и доныне празднуется день Рождества Иоанна Предтечи), будет с любовью праздноваться православным народом. Практически это сможет осуществляться, если наши приходы будут располагать текстом службы Рождества святителя Николая.
В нашей Церкви известны две службы празднику: новгородская XVII-го века и вятская XVIII-го. Они приводятся в исследовании Светланы Черкасовой «Русские службы Рождеству святителя Николая» http://www.voskres.ru/bogoslovie/tscherkasova.htm) . Вторая служба принадлежала некогда Вятскому кафедральному собору.

Нашему единому православному народу, к которому ныне пришла беда, который враг рода человеческого так стремится разделить, очень нужна помощь великого чудотворца. Наш народ един еще и в особом его почитании. И потому будем надеяться, что празднование его Рождества с благодарностью и упованием привлечет к нам новые и богатые его милости.

В наши дни мощи святого угодника Николая Чудотворца находятся в г. Бари (Италия) в базилике, носящей его имя в нижнем храме.



(базилика святителя Николая, Бари, Италия)

По договоренности с Ватиканом каждый четверг и по некоторым праздникам, священство Русской Православной Церкви совершает Божественную Литургию на мощах святителя.



(Литургия на мощах святителя Николая в базилике. Бари, Италия)

О нашем путешествии к святителю Николаю Чудотворцу в Бари можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/2197.html

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Тропарь
глас 4
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Тропарь на рождество святителя Николая Чудотворца
глас 4
Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь днесь православных светло празднует, ибо стоянием ногу твоею яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, весь мир обогащающа и просвещающа чудесы. Тем вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Молитва святителю Николаю Чудотворцу

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.
Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.
На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Мученик Каллиник Киликийский



Святой мученик Каллиник (III-IV), родом из Киликии, с детства был воспитан в христианской вере. Скорбя о том, что много заблудших людей погибает для вечности, поклоняясь идолам, он пошел по городам и селениям проповедовать язычникам Иисуса Христа и Его учение. Словом Божиим он многих обращал в христианство. В Галатийском городе Анкире святой исповедник был задержан и представлен на суд к правителю Сакердону, жестокому гонителю христиан. Правитель, угрожая мучениями и смертью, приказал Святому принести жертву идолам, но он с бесстрашием заявил, что не боится мучений, так как всякий верующий во Христа получает от Него силы в испытаниях, а по смерти наследует вечную блаженную жизнь.

Святого жестоко били воловьими жилами и железными гребнями рвали тело, но он переносил все с терпением и спокойствием. Это привело в еще большую ярость Сакердона, и он приказал обуть святого в сапоги с острыми гвоздями внутри и плетьми гнать мученика в город Гангр на сожжение. Путь был трудным, и воины, которые сопровождали приговоренного, изнемогли от жажды. В отчаянии они стали просить святого, чтобы он испросил у Господа спасительную воду. Незлобивый святой, сжалившись над своими мучителями, с помощью Божией извлек из камня чудесный родник.

Изумленные воины прониклись сочувствием к своему спасителю и хотели даже отпустить его, но страх перед наказанием заставил их повести мученика дальше. В Гангре святой Каллиник, с радостью воздав благодарение Господу, Который сподобил его мученического венца, сам вошел в пылающий костер и предал душу Богу. Тело его, оставшееся неповрежденным, верующие с честью предали погребению.

Тропарь мученика Каллиника
глас 4
Мученик Твой, Господи, Каллиник/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученику Каллинику
глас 2
Горняя красная достойно ныне наследовал еси,/ Христовою бо зело любовию разжегся,/ на огнь, Каллиниче, тем мужественно дерзнул еси,/ Емуже и ныне предстоя,// не престай моля о всех нас.

Мученица Серафима Римская



Мученица Серафима дева пострадала за Христа в Риме, при императоре Адриане (117-138 гг.). Уроженка Антиохии, св. Серафима жила в Риме у некоей знатной женщины Савины, которую обратила ко Христу.

За исповедание истинного Бога и отказ принести жертву идолам святая была отдана на поругание двум юношам. Св. Серафима просила Господа защитить ее от насилия. Вдруг произошло землетрясение, и юноши упали в полном расслаблении. Думая, что девица знает некое волшебство, правитель просил ее вернуть юношам здоровье и дар речи. По молитвам святой они исцелились и рассказали, что им явился Ангел и заслонил от них девицу, а их поразило расслабление. Тогда св. Серафиму предали мучениям, после которых отсекли ей голову.

Святая мученица Серафима дева, уроженка Антиохии, жила в Риме в царствование императора Адриана (117-138) у знатной римлянки Савины, которую святая обратила в христианство.

При начавшемся по приказу императора гонении на христиан правитель Берилл приказал привести на суд святую Серафиму. Желая получить от Господа мученический венец, она по первому требованию бесстрашно пошла к палачам. Ее сопровождала преданная Савина. Увидев знатную госпожу, Берилл сначала отпустил девицу, но через несколько дней вновь вызвал святую Серафиму и начал суд.

Правитель заставлял святую почтить языческих богов и принести им жертву, но она смело исповедовала свою веру в Единого Истинного Бога - Иисуса Христа. Тогда Берилл отдал ее на поругание двум бесстыдным юношам. Святая мученица просила Господа защитить ее. Вдруг началось землетрясение и юноши упали в полном расслаблении. На следующий день правителю стало известно, что его замысел не осуществился. Думая, что святая знает волшебство, Берилл попросил ее вернуть юношам здоровье и дар речи, чтобы они сами рассказали о чуде. Святая, помолившись Господу, приказала юношам встать, и они сразу поднялись и сказали судье, что Ангел Господень заслонил собой святую, запретив им подходить к ней. Жестокий правитель не поверил своим слугам и продолжал убеждать святую Серафиму принести жертву идолам. Но святая мученица осталась непреклонной даже тогда, когда ее палили горящими свечами и нещадно били палками. Безжалостного правителя постигла суровая кара: щепа от палки, которой избивали святую, попала ему в глаз, и через три дня мучитель ослеп. Бессильный перед непреклонностью христианки, судья приказал ее обезглавить. Савина с благоговением похоронила тело своей святой наставницы.

Тропарь мученице Серафиме
глас 8
Невесто Христова возлюбленная, Серафиме,/ наследнице Царствия Небеснаго,/ добре за Господа пострадавшая/ и кровию твоею обагренная/ и, аки царскою багряницею, украшенная,/ поминай нас, совершающих святую память твою.

Кондак мученице Серафиме
глас 2
Серафимскою любовию Господа возлюбила еси,/ святая дево Серафиме,/ и всю себе за Господа на мучение предаде,/ дондеже достигла еси Царствия Небеснаго.

Преподобные Константин и сподвижник его Косма



Преподобный Константин и сподвижник его Косма были в иночестве учениками преподобного Варлаама Хутынского († 1192; память 6 ноября) и его преемника преподобного Антония Дымского († 1224; память 17 января).

Около 1220 года, оставив Хутынскую обитель, они удалились на пустынный полуостров, расположенный в 3-х верстах от города Старая Русса, между реками Полистью и Смежною, и со временем основали там монастырь во имя святителя Николая, настоятелем которого преподобный Константин был до самой кончины († ок. 1240).
Преподобный Косма продолжал подвиг своего наставника. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Тела их покоились под папертью Николаевской церкви, построенной в 1820 году на месте погребения святых.

Тропарь
глас 3
Яко великаго во отцех Варлаама ученик,/ прехвальне Константине,/ и сам чадо послушания, блаженнаго Косму, возрастил еси,/ темже, преподобнии, вкупе Престолу Владычню ныне предстоящии,/ молитвами вашими в вере Православней нас утвердите,/ в послушании Церкви Святей укрепите/ и вся полезная душам нашим испросите.

Мученик Евстафий Мцхетский



Святой мученик Евстафий Мцхетский происходил из рода персидских жрецов-огнепоклонников и носил до Крещения имя Бгробандав. Отец и братья его, служители зороастрийского культа, пытались сделать Бгробандава языческим жрецом, но безуспешно. В царствование грузинского царя Гурама Куропалата (575-600) в возрасте 30-ти лет он переселился из персидской деревни Арбукети (близ города Ганракили) в древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Средства к существованию он зарабатывал сапожным ремеслом. Святой Евстафий стал часто посещать Мцхетский собор, где христианское Богослужение наполняло его душу неизреченным восторгом. Архидиакон Самуил (будущий Католикос-Архиепископ Самуил IV, 582-591), заметив духовную расположенность перса-язычника, рассказал ему о христианском вероучении. Уверовав во Христа, Бгробандав принял от архидиакона Самуила оглашение, а через некоторое время, когда Самуил стал Католикосом, принял от него Крещение с именем Евстафий. Евстафий взял себе жену-христианку и вел жизнь благочестивую, исполненную всяких добродетелей.

Его соплеменники-персы, жившие в Мцхета, не сумев склонить святого Евстафия к возвращению в огнепоклонство, добились того, что персидский глава города отправил его в Тбилиси к Арванд-Губнабу, сатрапу (наместнику) персидского шаха Хозроя Нуширвана. Вместе со святым Евстафием на суд сатрапа были отправлены также другие персы, принявшие христианство: Губнак, Багдад, Панагузнас, Перозав, Зарми и Стефан. Двое из них, Багдад и Панагузнас, под страхом смерти отреклись от Христа.
Святой Евстафий и остальные исповедники с честью вынесли шестимесячное заключение в темнице и по ходатайству Католикоса Самуила IV и грузинской знати были освобождены.

Новый сатрап Грузии Бежан-Бузмил (назначенный в Тбилиси через три года), по навету прежних врагов святого Евстафия, приказал привести его, требуя отречения от веры Христовой и возврата к огнепоклонству. Святой Евстафий отвечал с достоинством: «Могу ли оставить Творца всех и кланяться Его творению? Не будет этого никогда! Не солнце, луна и звезды суть боги, но Бог создал солнце для освещения дня, а луну и звезды, чтоб они сияли во тьме ночной... И огонь не есть Божество; ибо огонь производится человеком и человеком же погашается».

По приказу сатрапа святой Евстафий был обезглавлен 29 июля 589 года. Перед принятием мученического венца он преклонил колена и вознес молитву, испрашивая у Господа, чтобы его тело после кончины было предано христианскому погребению в городе Мцхета. Страстотерпец услышал Глас: «Ничем не будешь умален от прежних мучеников, ни благодатью, ни исцелениями, о своем теле не заботься, но будет так, как ты просишь».

Тело святого Евстафия, брошенное ночью на поле, было перевезено христианами в Мцхета и с великой честью положено Католикосом Самуилом IV под престолом Мцхетского собора Светицховели.



(Мцхетский патриарший каяедральный собор Светицховели)

Католикос Самуил IV установил ему память 29 июля, в день славной кончины святого мученика.

Преподобный Роман Киржачский



Память 29 июля, в Соборах Владимирских, Московских и Радонежских святых.

Преподобный Роман родился в первой четверти XIV века.
Услышав о дивном Радонежском пустыннике, Роман отправился в его обитель, поступил в число братии Троицкого монастыря и всецело предал свою волю в духовное руководство преподобного Сергия, став преданным и послушным учеником.
Преподобный Сергий с любовью принял Романа.

Вместе со всеми смиренно переносил Роман холод, скудность и неустройство северной пустыни. Ее суровые условия закаляли волю, укрепляли и воспламеняли в юном подвижнике веру в промысел Божий, углубляли доверие к своему духовному отцу.
Оставшиеся в Троицкой обители братия, с сокрушенным и смирившимся сердцем, в надежде на возвращение дорогого игумена, отправляются с мольбою к митрополиту Алексию.
Тот посылает двух архимандритов просить преподобного Сергия вернуться в обитель Святой Троицы.
Прп. Сергий повинуется святительскому слову.
Но нужно было оставить после себя приемника, для Благовещенской обители.

В житии прп. Сергия сказано, что «весьма желательно было преподобному, чтобы любимый ученик его Исаакий был игуменом в новой обители Благовещения, но Исаакий не согласился на то по любви своей к безмолвию;
он даже молил преподобного благословить его на конечное молчание, и блаженный старец ксазал ему: чадо, если желаешь безмолвствовать, то завтра, когда совершишь Божественную литургию, стань у северных дверей, я там благословлю тебя.
На другой день, по слову старца, встретил его Исаакий у северных дверей и Сергий, осенив его крестным знамением, сказал: Господь да исполнит твоё желание. В самую минуту благословения Исаакию показалось, что некий пламень исходит из руки Преподобного и всего его объемлет.
С того дня, молитвами Сергия, пребыл он в совершенном бесстрастии и безмолвии, если даже иногда хотел молчальник произнести некое слово, ему возбраняла молитва святого и молча пребыл Исаакий до конца дней своих, по слову Божественного писания: ``яко глух не слышай и яко нем, не отверзай уст своих``, в великом посте и воздержании, удручая тело своё и наипаче смиряя себя бдением и молчанием до последнего издыхания».

Усмотрев в стремлении Исаакия волю Божию, преподобный Сергий благословил на игуменство и управление Киржачским монастырем Романа, с которым он пришел на место сие.
Кротко ответил любимому учителю согласием на большое и трудное послушание этот избранный ученик и отправился в Москву за утверждением в нем.
Святитель Алексий рукоположил Романа во иеромонаха и даровал ему сан игумена Благовещенского Киржачского монастыря.
В Киржачском монастыре вскоре был установлен общежительный устав.
Преподобный Роман вошел в летопись Киржачского монастыря как его первый игумен.

Воспитанный великим прп. Сергием, подвижник живо старался во всем подражать дорогому старцу, усваивая его редкую сердечную кротость, удивительное смирение, молитвенность, нескончаемое терпение чужих немощей.
Высокая внутренняя жизнь ученика прп. Сергия, сделала его духоносным учителем, к коему потекли люди за советом и молитвенной помощью, глубоко веруя, что Господь скоро услышит прошения Своих верных рабов.
Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман преставился в 1392 году и был похоронен в усыпальнице Благовещенского собора.
В 1980 году Церковь причислила его к Собору Радонежских святых.

Прошли века, но почитание Киржачского игумена не угасло с его кончиной.
Над местом его погребения иноки поставили раку, а затем и резную сень над ней. Написали икону преподобного Романа.
Перед ракой преподобного горели неугасимые лампады. На ее боковых стенах вычеканили тропарь и кондак в его честь.
В день его памяти совершали по чину заупокойную литургию.
В притворе усыпальницы первоигумена монастыря стояла чаша с водой из колодца, по преданию, ископанного самим преподобным Сергием Радонежским при основании обители.

После Октябрьской революции 1917 года началось постепенное разорение древней обители.
В 1918 году все строения на территории монастыря были национализированы и реквизированы военным ведомством, а потом отданы верующим в бесплатное пользование.
Наиболее ценное церковное имущество было либо взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР, либо изъято в 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья.
В 1923 году древние храмы обители - Благовещенский, Сергиевский и Спасский - передали в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея.
В Благовещенском соборе и Спасском храме с 1924 года размещалась музейная экспозиция. После разорения музея в 1929 году Киржачский Горсовет начал их «поломку», но по требованию Наркомпроса РСФСР она была прекращена.
Чудом уцелевшие храмы около 30-ти лет оставались бесхозными и постепенно разрушались.

Во время войны Благовещенский собор использовался под склад боеприсов.
В нижних его помещениях в различные годы располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка.
Храм преподобного Сергия вместе с усыпальницей преподобного Романа музей по требованию властей сдавал в аренду обновленцам.
Серьезно разоренный еще в «домузейный» период, при обновленцах он пришел в полное запустение.
В 1928 году была разграблена усыпальница преподобного Романа. Вскоре после этого власти отказали обновленцам в аренде. Сергиевский храм опустел и несколько лет простоял заброшенным.



(Благовещенский женский монастырь - Киржач - Киржачский район - Владимирская область, фото А. Агафонова, 1989 год)

В начале 30-х годов его взорвали. На месте этого храма, в 1990 году был установлен поклонный крест.



(Благовещенский женский монастырь - Киржач - Киржачский район - Владимирская область, Крест на месте храма прп. Сергию Радонежскому)

В 1990 году Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской Православной церкви.
С этого времени на территории обители возобновилась приходская жизнь.

1 июля 1990 года в храме Всемилостивого Спаса прошла первая, с 1929 года Божественная литургия.
Была надежда возродить мужской монастырь, но Промысел Божий судил иначе.
Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, в июле 1995 года Свято-Благовещенский монастырь был возобновлен как женский.
Так, спустя 250 лет после закрытия древней обители, в ней вновь зазвучала монашеская молитва.



(Благовещенский женский монастырь - Киржач - Киржачский район - Владимирская область)

Тропарь
глас 4
От юности горячим желанием Божественныя любве разжигаем, житейския молвы оставль, преподобне, ученик великаго Сергия был еси, безмолвием и жестоким пребыванием, бдением и молитвою, постом последуя Христу, сего ради избранием учителя твоего, священства сподобляешися от руки блаженнаго Алексия и пастырь поставляшися обители, яже на Киржаче, в ней же трудолюбно пожив, ко Господу отходиши, Романе преподобне, моли о нас Христа Бога, со учителем своим преподобным Сергием, спастися душам нашим.

Кондак
глас 8
Жития треволнения и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, пустынный трудолюбник показался еси, монахов наставник, Романе преподобне, иноков собиратель и молебный ко Господу честный рачитель, моли о нас Христа Бога со учителем твоим преподобным Сергием, спастися душам нашим.

Мученица Феодотия Никейская и трое чад её

Не путать с мученицей Феодотией Никейской, Каппадокийской (+ ок.230), память 17 (30) сентября.

Святая мученица Феодотия с тремя малолетними детьми жила в царствование императора Диоклитиана (284-305). Она была христианкой, уроженкой города Никеи Вифинской. Святая Феодотия, овдовев, вела благочестивый образ жизни и воспитывала своих сыновей в христианской вере. Она была в духовной дружбе со святой Анастасией Узорешительницей (память 22 декабря). Kогда начались гонения на христиан, святых жен арестовали. На суде сановник Левкадий пленился красотой святой Феодотии и решил взять ее к себе в дом, намереваясь жениться на ней. Находясь со своими детьми в доме Левкадия, святая Феодотия хранила себя в чистоте, не уступая ни уговорам, ни ласкам, ни угрозам язычника. Разгневанный непреклонностью святой, Левкадий отослал ее с детьми в Вифинию, к начальнику области Никитию. Когда при допросе судья стал грозить ей муками, старший сын святой Феодотии - Евод сказал, что христиане не боятся мук, а боятся быть оставленными Богом. Мальчика жестоко били на глазах у матери, так что он истекал кровью. Святая Феодотия молилась, чтобы Господь укрепил в страданиях ее сына, и радовалась, что он удостоился мученической кончины за истину. Святую Феодотию отдали на поругание, но Бог сохранил ее. На глазах у всех совершилось чудо: Ангел Господень преградил путь нечестивцу, дерзнувшему приблизиться к святой. Приписывая чудо волхвованию, судья приговорил святую и ее детей к сожжению на костре († 304).

Память святых мучеников Феодотии, отрока Евода и двух ее малолетних сыновей совершается еще 22 декабря, вместе с памятью святой Анастасии Узорешительницы.

Преподобномученик Михаил Савваит черноризец

Святой преподобномученик Михаил черноризец жил в IX веке, происходил из города Эдессы (Месопотамия) от родителей христиан и был ревностным учеником святого Феодора Эдесского (память 9 июля). Раздав бедным оставшееся после родителей имущество, он отправился в Иерусалим поклониться Святым Местам. Иерусалим же в то время был захвачен мусульманами. Святой Михаил остался в Палестине и поселился в монастыре святого Саввы. Однажды он был послан из монастыря в Иерусалим продавать изделия иноков.

На рынке евнух мусульманской царицы Сеиды, увидев, что монастырские изделия были красивы и хорошо сделаны, привел его с собой к царице. Молодой инок понравился царице, которая пыталась вовлечь его в греховную связь, но намерения ее оказались тщетными. Тогда по приказу разгневанной Сеиды инока избили палками, а затем обвинили перед царем как врага магометанства. Расспросив инока, царь стал убеждать его принять магометанскую веру, но святой Михаил отвечал: «Прошу тебя - или отпусти меня в обитель к моему наставнику, или крестись в нашу христианскую веру, или отсеки мне голову, и я тогда отойду ко Христу Богу моему». Царь приказал дать святому чашу со смертельным ядом, выпив которую, святой Михаил остался невредим, после чего царь повелел отсечь ему голову. Кончина мученика произошла в Иерусалиме, но монахи обители святого Саввы перенесли тело святого в свою Лавру и погребли в ней с почестями. В начале XII века мощи святого мученика видел там игумен Киево-Печерского монастыря Даниил, путешествовавший по Святым Местам.

Мученик Олаф II Харальдссон, король Норвегии



(Св. Олаф Норвежский. Изображение на столпе в Вифлеемском Рождественском храме, 12 в.)

Сын Харальда Серого Плаща, потомок Норвежского короля Харальда I. Был викингом, с молодости участвовал во многих морских походах. В 1009-1011 годах и в 1013 году сражался в Англии - вначале с англо-саксами, а затем с датчанами.
В эти годы он принял крещение - по одним данным это случилось в 1013 в Руане, по другим - в Новгороде или Киеве. В скандинавских сагах имеются сведения о пребывании малолетнего Олафа в Новгороде, влияние Олафа или его соратников усматривается в появлении каменных "кельтских" крестов на Севере Руси - они найдены в Куппала и на о. Кильпола над захоронениями, имеется такой крест и в Новгородском Софийском соборе. В своих походах он побывал также в Нормандии, Испании и Святой Земле.

В 1016 году Олаф вернулся в Норвегию и при Несьяре нанес поражение ярлу Свену, фактическому правителю Норвегии. Олаф сделался королём и установил мирные отношения со Швецией и Данией, сосредоточив в своих руках куда больше власти, чем кто-либо из его предшественников. Король преобразовал управление Норвегией. Самым важным его делом было распространение в своём королевстве Христианства. Основанная при нём первая православная церковь Норвегии в Нидарусе (ныне Тронхейм) была освящена во имя святого Климента, папы Римского. Так как этот святитель особо почитался на Руси, можно предполагать что именно оттуда король Олаф научился чтить святого Климента.
Cо временем Олаф восстановил против себя мелких норвежских вождей, которые попытались сместить его, призвав на помощь Кнута Великого. В 1028 году Олаф с малолетним сыном Магнусом бежал на Русь, где нашел пристанище у великого князя благоверного Ярослава Мудрого. Оставив сына на попечении русского князя и его супруги Ирины в 1029 году Олаф вернулся в Норвегию и попытался отвоевать свое королевство. 29 июля 1030 году при Стиклестаде близ Вердала он потерпел поражение от превосходящих сил норвежского ополчения и датских войск. Король был сражён в битве.

Мощи и почитание

После смерти короля Олафа над Норвегией установилась власть датчан, которые обложили страну большим налогами. Признав свою вину и простив Олафу былые обиды, норвежцы с почестями погребли тело короля-мученика в Нидарусе, в соборе во имя святого Климента, папы Римского. После своей смерти павший король прославился многочисленными чудесами и стал почитаться как святой. Церкви в его честь появились и в России - в Новгороде и Старой Ладоге.
После отпадения Западной Церкви от Православия, почитание короля сохранялось в римо-католицизме. В 1164 году короля Олафа первым из норвежцев канонизировали. Неугасимая память об Олафе Святом как о герое и небесном покровителе народа оставалась в Норвегии и после подмены римо-католицизма лютеранством как господствующей религией. В 1847 году в память о нем был учрежден Орден св. Олафа.



Возрождение православного почитания святого на его родине связано с новейшей историей - так, в 2003 году была освящена в его имя православная часовня на хуторе "Стейнхауген горд" в поселке Фоллдал; в 2014 году, в связи с празднованием тысячелетия крещения святого, на месте его упокоения в Стиклестаде была освящена ещё одна православная часовня.

Святитель Луп (лат. Lupus, фр. Loup), епископ Труанский, исповедник, местночтимый святой в Корсунской епархии



Стал епископом Труа в 426 году. Вместе со свт. Германом Осерским посещал Британию для борьбы с ересью Пелагия.

В 451 году, когда Атилла подошел к Труа, свт. Луп вышел к нему навстречу и уговорил его пощадить город и окружающую его провинцию Шампань. По преданию, святой Луп спросил его: „Кто ты?” На что получил ответ: „Я Аттила, бич гнева Божия”. Тут Луп, взяв коня его за узду, ввел его с войском в город и сказал: “Добро пожаловать, бич гнева Божия”, и тот вместе со своими, пораженный, как говорят, слепотой, мирно прошел через город на другую сторону.

Потерпев поражение и проходя через Труа на обратном пути, он взял епископа в заложники и вел с собой до Рейна, но там не замедлил отпустить и попросил молиться о нем. Когда святой Луп вернулся, некоторые стали подозревать, что он стал осведомителем гуннов. Тогда епископ удалился на два года на гору Ласуа, в 60 километрах от Труа, а оттуда в Макон. Там он совершал поразительные исцеления, которые настолько прославили его, что король алеманнов по его просьбе освободил всех узников, которых держал в темнице.

Вернувшись в Труа, Луп принялся восполнять материальный и духовный ущерб, нанесенный варварским нашествием городу и окрестным селениям.
Святой Луп предал душу Богу 29 июля 479 года, пробыв на епископской кафедре 52 года. Многие из его учеников считались самыми выдающимися епископами своего времени.

Жития святых

Previous post Next post
Up