Сегодня Православная Церковь чтит память:
Мчч. Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита, в Мелитине пострадавших (III); прп. Лазаря Галисийского, иеромонаха (1053).
Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550); Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649); мч. Феодота Корчемника (303); мч. Меласиппа, мц. Касинии и сына их, мч. Антонина (363); мчч. Авкта, Тавриона и мц. Фессалоникии; свт. Виллиброрда, архиеп. Утрехтского (738/739; Нидерл.).
Сщмчч. Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Павлина Старополева, Александра Курмышского, Николая Троицкого, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, пресвитеров, Иоанна Мошкова, Вениамина Владимирского, диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмч. Сергия (Зверева), архиепископа Елецкого, мч. Георгия Юренева (1937); Обретение мощей сщмч. Константина Богородского (Голубева), пресвитера (1995).
Икона Божией Матери: «Взыграние» (Угрешская) (1795).
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученики Иерон, Исихий, Никандр, Афанасий, Мамант, Варахий, Каллиник, Феаген, Никон, Лонгин, Феодор, Валерий, Ксанф, Феодул, Каллимах, Евгений, Феодох, Острихий, Епифаний, Максимиан, Дукитий, Клавдиан, Феофил, Гигантий, Дорофей, Феодот, Кастрикий, Аникита, Фемелий, Евтихий, Иларион, Диодот, Амонит , в Мелитине пострадавшие
Сегодня - 20 ноября (7 ноября по церковному календарю) - память 33-х святых мучеников, пострадавших за Христа в Мелитине в III веке.
Это были воин Иерон и его дружина - 32 человека.
Таких святых обычно называют "малыми": поскольку их подвиг носил, так сказать, "коллективный" характер, то, как правило, малоизвестны подробности житий каждого из них. Не для каждого из них пишется отдельная праздничная служба, а также не всех их пишут по отдельности на иконах. Но от этого не становится меньше их подвиг во имя веры, не становятся менее мучительными страдания, которым их подвергли. У них так же, как у нас, была всего одна жизнь, они были молоды, красивы и здоровы. А еще они были христиане, поэтому и молодость, и самую жизнь они, не задумываясь, отдали за Господа нашего Иисуса Христа.
Сведений о них сохранилось немного.
Известно, что императоры-соправители Диоклетиан и Максимиан послали в Каппадокию большой военный отряд во главе с Лизием, чтобы искоренить широко распространявшееся там христианство и, кроме того, набрать в императорское войско здоровых и сильных воинов. Среди многих других Лизий приказал взять на военную службу и Иерона, обладавшего большой физической силой и ловкостью.
Святой мученик Иерон родился в городе Тиане в Великой Каппадокии. Воспитанный благочестивой матерью Стратоникой, он был кротким и добрым христианином, и не пожелал служить гонителям христиан. Когда его хотели насильно привести к Лизию, он, вооружившись бревном, обратил в бегство посланных за ним воинов и вместе с восемнадцатью единомышленниками укрылся в пещере. Воинам Лизия не удалось взять эту пещеру даже штурмом. По совету Кириака, одного из друзей Иерона, Лизий снял осаду пещеры и увел отряд.
Кириак же, успокоив Иерона, уговорил его не сопротивляться властям; и он вместе с другими новобранцами в сопровождении воинов был отправлен в соседний город Мелитину. Ночью в пути Иерону было видение. Некто, одетый в белые одежды, возвестил ему голосом, исполненным кротости и любви: «Спасение, Иерон, благовествую тебе! Ты идешь подвизаться за Царя Небесного. Скоро ты к Нему отойдешь и примешь от Него честь и славу за свои подвиги».
Собранным в Мелитине воинам Лизий предложил принести жертву языческим богам. Иерон и вслед за ним 32 воина отказались это сделать, открыто исповедовав веру во Христа. Тогда гонитель приказал бить мучеников, а Иерону еще и отсечь руку. После жестокого избиения едва живых мучеников бросили в темницу, где на утро обезглавили.
Один богатый и знатный христианин по имени Хрисанфий выкупил у Лизия голову святого Иерона. Когда гонения прекратились, на месте, где казнили святых мучеников, он построил храм, куда и перенес честную главу. Тела всех казненных святых были тайно погребены христианами.
В царствование императора Юстиниана при строительстве храма во имя святой Ирины, честные мощи святых мучеников были обретены нетленными.
Кондак мученикам в Мелитине пострадавшим
глас 8
Лик мученический ясен, полк светоносен, сошед к нам разумно, церковь днесь просветил есть чудными зарями. Темже празднующе честную память их, просим от Тебе Спасе наш: тех молитвами от бед избави нас, да поем Ти: аллилуия.
Преподобный Зосима Ворбозомский
Основатель Ворбозомского Благовещенского монастыря на острове Ворбозомского озера, в 20 верстах к югу от Белозерска. По преданию, существовавшему в Ворбозомском монастыре, обитель была основана Зосимой, предположительно это произошло в середине или во второй половине XV века. Единственный обнаруженный источник о преподобном Зосиме, относящийся ко времени его жизни - грамота верейского белозерского князя Михаила Андреевича (1432-1486 гг.), известная в составе грамоты царя Иоанна IV Васильевича от 12 февраля 1566 г.: «Велел князь Михаила Андреевич в Ворбозоме отвести лесу к деревне к Пидьбину Пречистой Благовещенью в пустыню старцу Изосиме, а и отвод земле: от Михайловы деревни на олховое болото да в Мурочинское болото». В 1501 г. в Ворбозомском монастыре настоятелем был уже Иона.
(Зосимов монастырь на Ворбозомском озере, Церковь Благовещенская, Белозерский район Вологодской обл., разрушен)
В рукописной «Памяти преподобнаго отца нашего Зосимы, Орбозомскаго чудотворца» сообщается, что известий о Зосиме до его прихода на Ворбозомское озеро нет: «А о рождении, и воспитании, и пострижении его не обретохом писанием изложено». Преподобный Зосима был учеником преподобного Корнилия Комельского († 1537 г.). Преставился преподобный Зосима, предположительно в 1550 году.
«Память преподобнаго отца нашего Зосимы...» содержит сведения о месте погребения святого: «...близ соборныя церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы от северныя страны, в пределе святаго великого Николы чюдотворца. А святыя его мощи лежат под спудом».
Мученик Феодот Анкирский
Святой мученик Феодот жил в Анкире Галатийской в III веке. Он отличался особенной добротой и отзывчивостью. В разгар гонения при Диоклитиане (284 - 305) он снабжал христиан всем необходимым и предоставлял им убежище в своем доме, где тайно совершались Богослужения. Святой Феодот посещал христиан-узников в темницах, выкупал их, с благоговением погребал тела мучеников, брошенные на съедение зверям. Однажды он вытащил из воды и похоронил тела семи святых мучениц, утопленных в море (память 18 мая). Об этом донесли правителю.
Отказавшись принести жертву идолам и обличив языческие заблуждения, святой Феодот исповедал истинную веру во Христа, за это его подвергли жестоким мучениям и усекли мечом (+ 303). Тело святого мученика хотели сжечь, но поднявшаяся буря помешала это исполнить, и его предали христианскому погребению.
Тропарь мученика Феодота Анкирского и иже с ним
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Феодоте,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак мученика Феодота Анкирского и иже с ним
глас 2
Страдальчески подвизався добре, со сострадальцы твоими, Феодоте,/ и венцы почести приясте с честными страстотерпицами девами.// Темже Христа Бога молите непрестанно о всех нас.
Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит
Митрополит Кирилл (в миру - Константин Илларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 года в г. Кронштадте Санкт-Петербургской губернии в семье благочестивых родителей, сумевших воспитать в сыне трепетную любовь к Церкви. После завершения семинарского курса Константин Смирнов поступил в Петербургскую Духовную Академию.
Духовную Академию Константин Смирнов успешно окончил в 1887 году, защитив кандидатское сочинение, лестный отзыв о котором профессор Барсов завершил такими словами: «По интересу содержания оно настолько ценно, что желательно было бы видеть его ... в качестве диссертации магистерской».
В 1887 году Константин Смирнов был рукоположен во священника епископом Выборгским Антонием (Вадковским). В течение следующих семи лет О.Константин был священником на Кавказе, затем - настоятелем гимназической церкви в Петербурге, а в 1900 году - священником Кронштадтской кладбищенской церкви. Но здесь, в этом городе детства, О.Константина поджидала трагедия. Мучительной смертью умирает маленькая дочь, а вскоре и супруга. Более ничего не связывало О.Константина с миром, и в мае 1902 года он принимает монашеский постриг с именем Кирилл, в честь святителя Кирилла Учителя Словенского.
Постриг в монашество был совершен епископом Ямбургским Сергием (Страгородским). В том же 1902 году иеромонах Кирилл был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Урмийской духовной миссии в Персию. Архимандрита Кирилла рекомендовал сам митрополит Петербургский Антоний, характеризуя О.Кирилла, как одного из лучших представителей клира Петербургской епархии. «В его лице, - сказал владыка Антоний, - Урмийская Миссия приобретет начальника с твердым религиозно-нравственным настроением, просвещенного, учительного и способного управлять делами Миссии».
В Урмии, где Миссия окормляла сиро-халдеев из числа несториан, перешедших в православие, архимандриту Кириллу пришлось столкнуться со многими трудностями. Православной миссии к моменту его назначения исполнилось всего четыре года, существовали проблемы с местными мусульманскими властями, с инославными миссиями, не хватало и финансовых средств. Миссионерское служение проходило в обстановке тотальной слежки. Почта вскрывалась, за миссионерами следили. Были случаи, когда мусульмане нападали на духовенство миссии. Однако, архимандрит Кирилл энергично взялся за разрешение этих проблем. Всего за два года он сумел наладить переводческое и печатное дело, организовать миссионерскую школу, отстоять урмийские православные храмы от посягательств раскольников, добиться повышения статуса Миссии, которая стала подчиняться непосредственно митрополиту Антонию. Многие из персидских чиновников уже опасались открыто противодействовать русским миссионерам.
Ревностное служение епископа Кирилла было широко известно. Совершая в 1909 году Крещенское богослужение в присутствии Царской Семьи, владыка отказался выполнить требование министра двора, ввиду имевшейся эпидемии, совершить освящение великой агиасмы на кипяченой воде. Великое водосвятие владыкой Кириллом было, как и принято, осуществлено у проруби р.Невы. Епископа Кирилла связывали узы духовной дружбы с великим праведником XX века О.Иоанном Кронштадтским, который незадолго до своей смерти завещал отпевать себя именно епископу Кириллу.
В декабре 1909 года Синод назначил епископа Кирилла на самостоятельную Тамбовскую кафедру.
Владыка основал Церковно-Археологический комитет, учредил Тамбовское просветительско-миссионерское Питиримовское братство, организовал строительство нового семинарского храма, открыл несколько благотворительных обществ. Любовь к владыке Кириллу была всеобщей. Это было таким редким явлением, когда архипастырь был одинаково любим и почитаем духовенством, паствой, светскими властями и даже прессой.
Тяжелым испытанием для Церкви стало изменение общественно- политического строя государства Российского в феврале 1917 года.
Владыка Кирилл со своей кафедры обратился к пастве со словом предостережения от бездумного ликования по поводу полученных свобод: «тяжким несчастием для Родины будет, если дни начавшейся свободы омрачатся проявлением какой-нибудь злобы или мстительности по отношению к прошлому, пусть в этом прошлом нашем было много, чем справедливо возмущались, но из были слова не выкинешь, прошлое это было все-таки наше, отечественное прошлое... Если не удержимся от глумлений над своим прошлым, то напишем такую новую страницу своей истории, которую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории. Будем помнить это крепко и молить Бога, чтобы не впасть нам во искушение».
Архиепископ Кирилл являлся одним из наиболее деятельных участников Поместного Собора 1917 года, состоял председателем Соборного Отдела о преподавании Закона Божия, вместе с епископом Пермским Андроником выступил инициатором издания материалов о Соборе и был среди первые жертвователей на это дело.
1 апреля 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном архиепископ Кирилл был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. Но после неудавшейся из-за военных действий попытки добраться до Тифлиса митрополит Кирилл вернулся в столицу и продолжал служить в Москве, будучи избран членом Священного Синода, затем он был арестован Московской ЧК и два месяца протомился в тюрьме. А в апреле 1920 года владыка был назначен на вдовствующую Казанскую кафедру.
В Казани владыка Кирилл пребывал с июня по август 1920 года, пока не был арестован за выезд из Москвы без предупреждения ЧК, чем вызвал растерянность на Лубянке: «Наши агенты сбились с ног, выслеживая его в Москве, а он уже в Казани» , - рапортовали в Секретном отделе ВЧК. Владыка был заключен в Таганскую тюрьму, где уже томилось несколько иерархов: митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Филарет (Никольский), епископы Феодор (Поздеевский), Анатолий (Грисюк), Петр (Зверев), Гурий (Степанов).
В январе 1922 года последовало освобождение и владыка Кирилл вновь прибыл в Казань. Казанцы с ликованием встречали своего архипастыря, почувствовав в нем того иерарха, который в состоянии сплотить церковный народ перед лицом надвигающегося безбожия. За свое недолгое пребывание в Казани владыка смог уладить церковные дела, совершить епископские хиротонии, сплотить паству вокруг Церкви.
Через три месяца, в августе 1922 года владыка Кирилл вновь будет арестован.
А затем была Московская тюрьма, ссылка в Усть-Сысольск, затем краткое освобождение и просьба владыки, обращенная к Святейшему Патриарху, не вводить Красницкого в состав Синода, не обманываться обещанием властей освободить заключенных иерархов: «Ваше Святейшество, - сказал митрополит Кирилл, -о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь толъко и годны на тюрьмы... ».
И вновь ссылка в Зырянский край. В 1925 году Святейший Патриарх Тихон мирно скончался и было обнародовано его завещание, в котором митрополит Кирилл называется первым в числе иерархов, достойных принять на себя бремя ответственности по управлению Церковью в период до избрания нового Патриарха. Этим свт.Тихон косвенно указывал на владыку Кирилла как на наиболее достойного кандидата в Патриархи. Но ввиду нахождения митрополита Кирилла в ссылке, Патриаршим Местоблюстителем был избран митрополит Петр Крутицкий, который вскоре тоже был арестован и изолирован властями. Во главе Церкви встал заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский).
Осенью 1926 года группа епископов предприняла подготовку к тайным выборам патриарха, в результате чего около 70 иерархов так или иначе высказалось за избрание Патриархом митрополита Кирилла. Однако, участники выборов были арестованы, а перед митрополитом Кириллом Тучковым была поставлена альтернатива: либо новая ссылка, либо - свобода и даже помощь в избрании на патриаршество, но с обязательством согласовывать свою церковную политику с ГПУ, в ответ владыка Кирилл произнес знаменитую фразу: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь». После этих слов владыка был отправлен в новую ссылку теперь уже Туруханский край.
Выдающегося иерарха Русской Церкви, столпа веры православной, в те времена не мог миновать мученический венец. Митрополит Кирилл был расстрелян 20 ноября 1937 года в возрасте 74 лет в Чимкенте вместе с другим старцем-митрополитом Иосифом (Петровых).
(Лисья балка под Чимкентом - место расстрела священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых), архиепископа Евгения (Кобранова))
37 лет выпало прожить владыке Кириллу в XIX веке и 37 лет - в ХХ-м. На годы Советской власти выпало 20 лет жизни, но из них всего 4,5 года - на свободе. Мученический венец владыка Кирилл сподобился принять в преддверии 50- летия своего служения в духовном звании.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Тропарь
глас 5
Якоже солнце светозарное,/ возсия днесь память твоя святителю и исповедниче, Кирилле, / лучами благодати озаряя верных сердца, / к прославлению дивнаго во святых своих Бога, / даровавшего тебе крепость во исповедании и терпение в скорбех, / не премолчи о нас, угодниче Христов, / и избави нас от всякаго зла, / Церковь Русскую сохрани от раздоров и нестроений, / мир мирови испроси // и душам нашим велию милость.
Кондак
глас 3
Столп и жертва Церкве Христовы отче быв, / сию непоколебиму от искушений лукавого премудро соблюл еси,/и козни вражия твердым умом разорил еси, / и единою Церковь апостольскую проповедал еси, / Кирилле блаженне, святителей Российских похвало, // моли спастися душам нашим.
Священномученик Михаил Гусев, пресвитер
Михаил Гусев родился 25 октября 1890 года в семье священника Серафимо-Дивеевского монастыря Иоанна Гусева. Михаил Иванович в 1913 году был рукоположен во священника и назначен в Серафимо-Дивеевский монастырь. В 1927 году монастырь был закрыт. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы милиционер запретил сестрам звонить ко всенощной. Отец Михаил в это время готовился к службе. Он вышел из храма узнать, почему не благовестят, ведь дивеевские звонарки никогда не опаздывали. Только батюшка подбежал к колокольне, как тут же был арестован. Его увезли в арзамасскую тюрьму.
Волнуясь о судьбе мужа, Нина Ивановна поехала в село Пузо (сейчас Суворово) к блаженной Марии Ивановне. Та сказала: «Он будет служить, где большие трубы». Через две недели отец Михаил был освобожден. Вскоре его назначили настоятелем храма Святителя Николая в Кулебаках, где был крупный металлургический завод. Тогда стал ясен смысл слов блаженной о «больших трубах». По воспоминаниям знавших его, батюшка отличался добросердечием, справедливостью, пользовался любовью и уважением прихожан и соседей, помогал чем мог сестрам разоренной Дивеевской обители, а также не забывал детей арестованных. Накануне ареста отца Михаила дважды вызывали в НКВД, предлагая отречься от сана. Арестовали отца Михаила 31 августа 1937 года. Тогда ему было 47 лет. Он оставил жене записку со словами: «Не плачь, не ропщи - тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя...» В вину ему поставили организацию на территории Кулебакского района «контрреволюционной церковно-фашистской группы». На следствии священник вел себя стойко, обвинения категорически отверг. Протоиерей Михаил Гусев был расстрелян накануне дня своего ангела - праздника Собора Архистратига Михаила - 7/20 ноября.
В 2001 году священник Михаил Гусев был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий
Архиепископ Сергий (в миру Александр Михайлович Зверев) родился в феврале 1872 года в селе Ново-Павловка Бердянского уезда (ныне Запорожская область) в семье священнослужителя. Родители воспитали его в страхе Божием, с детства приучили к церковному благочестию. Обучаясь на юридическом факультете Московского университета, он одновременно занимался в певческой капелле, которую окончил со званием регента и учителя церковного пения 1-го разряда. Позже, влекомый благодатью Божией, Александр Михайлович пошел по стопам отца. Он закончил Духовную семинарию, в 1897 году - Московскую Духовную Академию со званием кандидата богословия. В 1899 году Александр Зверев был рукоположен в священнический сан, окончательно избрав служение Христу и Его Церкви, предпочтя этот подвиг всем прочим возможностям, которые представлялись блестяще образованному человеку.
Священник Александр стал инспектором и законоучителем Таврического епархиального женского училища, смотрителем мужского Духовного училища, исполняя эти послушания вплоть до 1920 года.
За заслуги перед Церковью священник Александр 19 сентября 1912 года был возведен в сан протоиерея. В 1921 году он назначен клириком Петропавловского собора Симферополя.
Но наступили времена, когда Господь стал приуготовлять Своих верных чад к подвигу исповедничества и неисповедимыми судьбами Божиими вести к их Голгофе.
В 1922 году по Таврической епархии прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. Правящий архиерей архиепископ Таврический и Симферопольский Никодим (Кротков) призвал священство по мере сил, с рассуждением оказать посильное содействие. Но цель властей была не столько изъять ценности (в том, что они рано или поздно будут отобраны, новая богоборческая власть не сомневалась), сколько физически истребить наиболее стойких и активных "церковников".
В этой кампании деятельное участие принимали обновленцы. Всемерная поддержка властей придавала им особую дерзость, и они уверенно шли к захвату епархиальной власти. Их цель совпадала с желанием местной администрации во что бы то ни стало ликвидировать твердого в православной вере владыку Никодима (Кроткова) и его окружение и не допустить нового православного епископа.
В это время прежний Таврический архиепископ Димитрий (Абашидзе) находился под домашним арестом в Топловском монастыре. Власти намеревались арестовать и архиепископа Никодима (Кроткова). Православие, а точнее, существование какой-либо организованной православной структуры в Крыму было под угрозой исчезновения. Тогда приняли решение рукоположить известного своим благочестием и мудростью вдового протоиерея Петропавловского собора Александра Зверева во епископа Мелитопольского, викария Таврического.
Поздно вечером 28 августа 1922 года на подворье Космо-Дамиановского монастыря для совершения монашеского пострига собрались архиепископ Никодим (Кротков) и архиепископ Димитрий (Абашидзе), специально втайне от всех приехавший из Топловского монастыря; настоятельница Топловского Параскевского монастыря игумения Вирсавия (Подозникова), а также священнослужители симферопольских храмов. Постриг и служба, на которой состоялась хиротония, продолжались до 9 часов утра.
Рукоположение епископа Сергия оказалось своевременным: уже через месяц архиепископ Никодим был арестован. Владыка Димитрий так же был привлечен к судебному разбирательству. Попали под арест и многие наиболее активные священники и монахи. Архиепископа Никодима заключили в Нижегородскую тюрьму, архиепископа Димитрия выслали за пределы Крыма. Остался только епископ Сергий (Зверев).
Многотруден архиерейский крест в страшное время разброда и шатания, когда все основы привычного бытия сотрясены сатанинской злобой. Несмотря на призывы Владыки помочь голодающим и открытость его церковной позиции, власти видели в епископе Мелитопольском своего идейного врага.
8 октября 1923 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, епископ Сергий был арестован, но все обвинения в его адрес оказались несостоятельными. К тому же любовь народа к своему иерарху в то время смогла приостановить руку палачей. Он был выпущен на свободу. В 1924-1926 годы, оставаясь по-прежнему епископом Мелитопольским, владыка Сергий управлял Самарской епархией, так как епископ Самарский Анатолий (Грисюк) был арестован.
В 1926 году епископа Мелитопольского осудили на два года и отправили в ссылку.
Отбыв наказание, Владыка возвратился к церковному служению и через некоторое время был возведен в сан архиепископа. С 1929 года архиепископ Сергий нес крест архиерейского служения на Елецкой кафедре. В 1935 году его вновь арестовали и осудили на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Владыка принял испытание с подлинно христианским смирением, безропотно, как бы из рук Самого Христа. Безбожные власти обвинили архипастыря в том, что, будучи связан с епархиальным духовенством, он занимался контрреволюционной агитацией среди населения и священства, говорил с амвона проповеди, якобы призывавшие бороться с советской властью. После объявления приговора 21 января 1935 года ревностный исповедник веры Православной был отправлен в Карагандинские лагеря.
(Карлаг, пыточная камера. Запах крови здесь стоит до сих пор. Людей били, пытали электричеством, разбивали молотками пальцы)
На допросах 67-летний старец держался твердо: ни угрозы, ни пытки его не сломили. Ответы его были кратки и полны достоинства. Следователю так и не удалось заставить мужественного иерарха признать себя виновным. На провокационные вопросы Владыка не отвечал, ссылаясь на принципиальные соображения. Соузники его почти все держались столь же твердо.
(Громадное, размером в 20 стадионов, детское кладбище Карлага. За фотографии Спаси, Господи
http://efa2007.livejournal.com/!)
8 ноября 1937 года архиепископ Сергий (Зверев) был осужден вместе с другими исповедниками. Их обвинили в том, что, якобы являясь членами контрреволюционной организации, они на протяжении всего времени пребывания в лагере проводили активную антисоветскую деятельность, которая заключалась в нелегальных молитвенных собраниях, совершении панихид по убиенным священнослужителям, в связи с заграницей и непризнании советской власти. 13 ноября 1937 года им был вынесен приговор о расстреле, с конфискацией имущества. На следующий день приговор привели в исполнение.
Так завершился крестный путь исповедничества верного сына Православной Церкви священномученика Сергия (Зверева).
Архиепископ Сергий (Зверев) канонизирован в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Тропарь
Красуется земля наша, прославляя сына своего святителя Сергия, венцем мученичества украшеннаго, града Мелитополя иерарха добропобеднаго, догматов Церкви столпе непоборимаго, тем же и ныне спасай нас, священномучениче Сергие, людей православных слава и ограждение.
Кондак
Чистоту веры православной ревностно утвердив, узы и страдания за Христа претерпел еси, от Царя Небеснаго мученический венец приял еси, не остави нас молитвами твоими, Сергие святителю всеславный.
Молитва
Досточудный угодниче Божий, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святый священномучиниче Сергие! Услыши нас, грешных и недостойных, молящихся тебе с верою и любовью: огради молитвами твоими Церковь Святую от расколов и шатаний, буди покровитель отечеству нашему и православным людям его, руководствуя нас ко спасению. Умоли Отца Небеснаго подати душам нашим крепость ти телесем потребное здравие, и в мире и покаянии скончати житие свое и Царствия небеснаго наследники стати, идеже ты ныне со всеми святыми предстоиши, прославляя в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Икона Богородицы «Взыграние» (Угрешская)
Икона Божией Матери «Взыграние» была явлена 7 ноября 1795 года в древнем Николо-Угрешском монастыре под Москвой, где на протяжении многих лет оставалась чтимым образом и одним из символов обители. Монастырь этот был основан Димитрием Донским в честь победы русского воинства на Куликовом поле в 1380 году на месте обретения другой святыни - образа Николая Чудотворца. Богоматерь на иконе изображена с сидящим на правой Ее стороне Богомладенцем, поддерживаемым Ее обеими руками и прильнувшим Своей ланитой к ланите Богородицы. «Взыграние» - русская икона древнего письма, написанная с греческого образца. В Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней. Другие иконы Пресвятой Богородицы с таким же наименованием имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе.