22 мая (04 июня) 2017 года. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Jun 04, 2017 07:02

Продолжение...

Священномученик Михаил Борисов, пресвитер



Священномученик Михаил родился 7 января 1866 года в селе Сухая Нива Демянского уезда Новгородской губернии в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова.

Диакон Константин сорок восемь лет прослужил Церкви - сорок три года псаломщиком и пять лет диаконом. Его духовник, священник Константин Виноградов, писал о нем: «Это был гигант и по телосложению, и по голосу, не знавший, кажется, усталости; например, ехать и не спать ни на волос 1-3 суток в самую отвратительную погоду и сразу же служить было для него обычным делом... Он обладал громким голосом, поставил себе за правило петь и читать лучше мало, но внятно и при участии души; он всегда разумел, что читал и пел».

В 1888 году Михаил окончил Новгородскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в женский Покровский Зверин монастырь в Новгородском уезде. 17 сентября 1889 года он был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипино Демянского уезда. В 1891 году отец Михаил был переведен служить в Параскевинскую церковь в село Строилово, в 1902 году - в Полновский Успенский женский монастырь в Демянском уезде, а в 1906 году - в Борисоглебскую церковь в Новгороде.

За время своего служения отец Михаил, как деятельный священник, имел множество послушаний. Два года он состоял заведующим и законоучителем Кипинской церковноприходской школы, одиннадцать лет законоучителем Строиловской земской школы, два года Головковской земской школы, четыре года заведующим и законоучителем открытой им в селе Строилове женской церковно-приходской школы; в течение трех с половиной лет отец Михаил состоял наблюдателем церковных школ 1-го благочиннического округа Демянского уезда, в течение четырех лет - заведующим и законоучителем церковноприходской школы при Успенском монастыре, в течение десяти лет - благочинным 1-го округа Демянского уезда, в течение трех лет - депутатом на епархиальные съезды от духовенства 1-го Демянского благочиннического округа, в течение трех лет - членом правления Новгородской Духовной семинарии; с 1907 года - заведующим, законоучителем и учителем пения в Борисоглебской церковноприходской школе, с 1909-го по 1914 год отец Михаил состоял членом Новгородского епархиального миссионерского совета, с 1909-го по 1915 год - членом Новгородского уездного отделения Епархиального училищного совета, с 1911 года - помощником благочинного 2-го Новгородского округа.

В 1906 году отец Михаил был награжден наперсным крестом; 30 июля 1917 года - возведен в сан протоиерея. Отец Михаил принимал деятельное участие в религиозно-нравственных чтениях, проходивших в Новгороде, и в церковно-общественной жизни города.



(Великий Новгород. Церковь Бориса и Глеба в Плотниках)

6 июня 1917 года на собрании Союза объединения духовенства и мирян города Новгорода протоиерей Михаил выступил с докладом на тему «К реформе прихода»; он сказал тогда, что главной цели приходской жизни - «вести человека ко Христу, к вечному спасению» - должны были служить: «истовое богослужение с переводом богослужебных книг не на русский, а на ново-славянский язык, с устранением всех непонятных слов и выражений... беседы в храме и вне храма, устройство школьных советов, обществ сестричества... Главное в приходе не право избрания и не заведование имуществом, а борьба с грехом, содеивание своего спасения». Близкие отца Михаила вспоминали, что прихожане любили и уважали священника за то, что он всегда с радостью им помогал.

После прихода к власти безбожников начались гонения: отец Михаил был арестован в 1926 году и пробыл в тюрьме двадцать дней. В 1931 году священник с семьей был выселен из дома.

В 1933 году Новгородское ОГПУ начало дело против религиозно-трудового Братства, которое возглавлял епископ Макарий (Опоцкий), живший в это время в Новгороде на положении ссыльного. Братство имело неофициальный характер и включало в свой состав немногим более двадцати человек, которые молились вместе с епископом Макарием, трудились на своих послушаниях и часть средств передавали Братству, откуда они жертвовались по мере необходимости нуждающимся - бедным и находящимся в заключении.

20 апреля 1933 года были арестованы и заключены в новгородскую тюрьму все члены Братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города, хотя и не входившие в состав Братства, но знавшие епископа лично. В их числе был арестован и протоиерей Михаил Борисов; ему шел тогда шестьдесят восьмой год.

3 мая 1933 года отец Михаил был вызван на допрос и, отвечая на вопросы следователя, сказал: «Я враждебно настроен к советской власти, потому что она устраивает гонения на религию, духовенство облагает непосильными налогами, дерет с него последнюю шкуру, вообще духовенству не дает никакого житья. Советская власть все духовенство поставила вне закона. Советская власть духовенство и вообще верующих сажает невинно в тюрьмы и ссылает на Север, заставляет без вины переносить страдания, голод и холод. Советская власть нам совершенно ничего не дала, кроме слез и страданий. Имея такие взгляды, я не мог сочувственно относиться к советской власти и спокойно, молча все переносить. Я вышеперечисленные свои взгляды высказывал среди верующих, что теперь не стало никакого житья, кругом на верующих идет гонение, отбирают последний кусок хлеба... советская власть стала грабить живого и мертвого. Я также говорил во время церковной службы антисоветские проповеди, что советская власть - есть власть антихриста, которая послана Богом за тяжкие наши грехи, и что скоро настанет время, когда сойдет Христос на землю и погонит всех этих антихристов и дьявольскую силу... Я и сейчас остался таких же убеждений, что, долго ли, коротко ли, но власть антихриста должна будет заменена другой, Божьей властью, или же советская власть должна будет переменить свою политику в отношении Церкви, то есть прекратить гонения.

Я знаю, что епископ Макарий и мой сын... оказывали материальную помощь семьям невинно пострадавших от советской власти. Я, как благочинный, собирал деньги от приходов и посылал в Ташкент высланному невинно митрополиту Арсению, и вообще мы материально помогали сосланному духовенству...

В личных своих беседах и проповедях проводил антисоветскую агитацию, так как с существованием советской власти примириться не могу».

19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к лишению права проживания в двух столичных городах, их областях и в пограничной полосе. И он уехал в город Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня. Во время служения в Угличе священник был награжден очередной наградой - палицей.

Прихожане писали ему по поводу этого награждения: «Мы, прихожане святого храма сего, поздравляем Вас с высокой Патриаршей наградой - дарованной вам палицей. Палица - это духовный жезл в Ваших руках, охраняющий паству Вашими молитвами и заботами от всякого житейского соблазна.

Господь Бог наш дал нам великую радость видеть Его благоволение к Вашим молитвенным трудам о нас, грешных. Вы неустанно молитесь, большую часть своего времени проводя в молитве дома и в храме, твердо исполняя заповеди Господа нашего Иисуса Христа...».

13 ноября 1933 года супруга отца Михаила направила в Новгородское ОГПУ заявление, в котором, в частности, писала: «Так как нам, болезненным старикам, было бы весьма горестно умереть вдали друг от друга, то я покорнейше прошу Новгородское ОГПУ предоставить мужу моему право возвращения на жительство в Новгород...»

Эта просьба супруги священника не была удовлетворена, и протоиерей Михаил оставлен был в Угличе и продолжал служить в Вознесенском храме. Здесь он встретил очередную волну гонений на Церковь, которая стремительно сметала все на своем пути.

Отец Михаил был арестован 28 октября 1937 года и в тот же день допрошен.

- Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-монархической группы. Признаете ли вы себя в этом виновным? - спросил его следователь.
- Я участником группы не состоял и виновным себя в этом не признаю.
- Следствие располагает достаточно подтвержденными материалами о вашем участии в контрреволюционной церковно-монархической группе по проведению контрреволюционной террористической деятельности. Предлагаем дать следствию правдивые показания по существу.
- Это я отрицаю и заявляю, что никогда к контрреволюционной церковно-монархической группе не принадлежал и контрреволюционной террористической агитации не вел.

В тот же день следствие было закончено, и 30 октября следователь составил обвинительное заключение, в котором написал, что, хотя священник «виновным себя не признал, но материалами следствия полностью изобличается в контрреволюционной деятельности».

После составления обвинительного заключения протоиерей Михаил был отправлен ожидать приговор в ярославскую тюрьму. 5 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения, но по старости и немощности он был оставлен в исправительно-трудовой колонии в Ярославле. Протоиерей Михаил Борисов скончался 4 июня 1942 года в ярославской исправительно-трудовой колонии и был погребен в безвестной могиле.

Более подробно о священномучениках Борисовых вы можете почитать тут:
http://vn-borisogleb.ru/svyashhennomucheniki_borisovyi.html

Священномученик Захария Прусский

Святой Захария родился в 1764 г. Он служил приходским священником в гор. Пруссе, в Вифинии, - сейчас это турецкий город Бурса. Для него стало обычным неумеренное употребление вина. Однажды в состоянии сильного опьянения он дошел до того, что отрекся от христианской веры и принял ислам.
Как-то раз, выпив много вина, он поссорился с бедной вдовой, которая не могла вернуть ему долг. Он отправился в суд подать на нее жалобу, но турецкие чиновники сказали, что не примут к рассмотрению жалобу человека, своим пьянством нарушающего законы ислама. И тут, парадоксальным образом, Захария осознал свое заблуждение и ответил, что отрекается от мусульманской веры и исповедует Христа Творцом и Господом. Он бросил на землю османский головной убор и стал топтать его ногами. Его заключили в тюрьму.



(Город Бурса (Турция))

В темнице Захария плакал горючими слезами над своими грехами и просил, чтобы за него молились во всех городских церквях. На следующий день он предстал перед судом, но остался непреклонен и на все льстивые предложения чиновников отвечал, что ничто не может более поколебать его веру.
Его снова отправили в тюрьму, где он почувствовал, что к нему вернулась утраченная во время отступничества благодать Божия, наполнившая его несказанной радостью и желанием пролить кровь за Христа. Его подвергли страшным пыткам, о которых рассказывается в Синаксаре, однако его радость только возрастала. Единственной печалью было опасение умереть без покаяния и святого Причастия. По Промыслу Божию почтенные христиане города нашли способ тайно отправить к нему священника, который после исповеди причастил мученика.

Во время нового допроса Захария на все угрозы судьи казнить его громко возвещал о своей вере в Святую Троицу и призывал турок принять истинную веру. После вынесения смертного приговора его снова отправили в тюрьму, полагая, что страх заставит его изменить решение. Но и на следующий день, явившись в суд, христианин проявил еще большую готовность и радость - лицо мученика сияло, когда его вели к его собственному дому, выбранному местом казни.

Святому Захарии отсекли голову 28 мая 1802 года. Ему было тридцать восемь лет.

Мученица Квитерия (Quitterie)



Была одной из дочерей короля Визиготов, происходящей по линии рода Юлиана Отступника и дочери короля Катилия (Catilius). Без ведома своей семьи она была воспитана в христианской вере.
После того, как св. Квитерия отказалась выйти замуж за визигота, она бежала и скрылась в сестричестве Эр сюр Адур.
Многие добродетели позволили ей обратить ко Господу Леутимана (Leutimanus), правителя тех мест. Обнаруженная солдатами Эурика (Euric), она была приговорена к смерти в 472.

Её глава была отсечена 22 мая 476 на нынешней улице Сент-Куиттери (Sainte-Quitterie). Предание гласит, что тотчас явились ангелы, которые велели ей взять усеченную главу в руки и отнести её в мраморную гробницу, где она и пребывает сегодня в крипте монастыря Эр сюр Адур.

Саркофаг относят к концу III века, он выполнен мастерами Арльской школы и был недавно реставрирован.

Согласно преданию, святые мощи были весьма почитаемы и пребывали в богатом реликварии. Они были поруганы войсками одного капитана-гугенота.
Мощи исчезли. Несколько фрагментов были спасены и доставлены в семинарию св.Людовика в Тулузе. Монсеньор Делануа (Delannoy) их получил в виде посылки. Глава св. Куиттерии была помещена в церкви св. Евлалии (Eulalie) в Бордо (Bordeaux), где она пребывала до 1793. С тех пор она исчезла.
Св. Квитерия была канонизирована на Толедском соборе в 585 году. Почитание святой получло большое распространение. Приходят издалека с молитвой об исцелении болящих и помешанных рассудком.

Собор мучеников Холмских и Подляшских



Об этих святых я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/144450.html

Мученик Димитрий Пелопоннесский, Трипольский



Память 14 апреля (Греч.), 22 мая (Греч.)

Родился в дер. Лигудиста (в Аркадии, на Пелопоннесе). Мачеха плохо к нему относилась, поэтому он в раннем возрасте покинул родной дом и уехал с братом в Триполи, где работал строителем. Из-за плохого отношения к нему бежал от строителей и попал в услужение к турку-парикмахеру. Частое общение с турецкими детьми и постоянное давление привели его мало-помалу к тому, что он отрекся от веры и перешел в ислам с именем Мехмед. Он увлек в ту же гибельную пропасть и брата, который пришел укорить его в измене.
Однако, узнав, что в город приходил отец, чтобы вернуть его на путь истинный, и, не найдя, ушел, Димитрий осознал всю тяжесть своего греха, и его охватило спасительное раскаяние. Отступник решил бежать, но не сумел найти проводника, поэтому был вынужден остаться на службе у господина, постоянно терзаемый угрызениями совести.

Спустя некоторое время он бежал в г. Аргос, оттуда в Смирну (совр. Измир, Турция). Достигнув города Магнисии, Димитрий отправился в монастырь Иоанна Предтечи, неподалеку от города Кидонии, где исповедовался игумену и нашел временное пристанище. В обитель постоянно прибывало множество паломников, что казалось ему неблагоприятным для покаяния. Поэтому Димитрий покинул монастырь и некоторое время работал продавцом кофе, затем парикмахером, дабы собрать необходимую сумму на изготовление лампады, которую он пообещал пожертвовать для иконы Предтечи - проповедника покаяния.
С этого времени в нем начал гореть огонь любви Христовой, и пламя разгоралось все сильнее от чтения повествований о новомучениках. Тогда он решил вернуться в места, где отрекся, чтобы исповедать веру во Христа и омыть своей кровью совершенный грех. Димитрий отправился посоветоваться к святому Макарию Коринфскому, который в то время жил на Хиосе.

Святой мудро увещевал его, говоря, что исповеди и покаяния достаточно для прощения даже самого тяжелого греха, как, например, отречение святого апостола Петра. Но добавил, что дело покаяния - это долгий и трудный путь, надо быть смиренным и сокрушенным сердцем во все дни жизни, поэтому некоторые, боясь снова впасть в грех, предпочитают идти наиболее быстрым путем - путем мученичества, дабы таким образом заслужить рай. Согласно святым отцам, «мученическая смерть - очищение грехов и обилие благодати». Но, видя юный возраст Димитрия, святой Макарий сказал ему, что «дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26: 41), и посоветовал следовать по пути покаяния в аскезе и безмолвии.
Эти отеческие увещевания еще более разожгли в сердце раскаявшегося отступника стремление к мученичеству, поэтому он решил подвергнуть себя тяжелым испытаниям аскезы. Каждую ночь он бодрствовал на пустынной и холодной горе, проливая множество слез и нанося себе в грудь столь сильные удары, что у него шла носом кровь. Его душа ликовала от чтения деяний новомучеников, и, возрастая день ото дня, он сгорал от нетерпения последовать их примеру. Наконец его новый духовник, святой Никифор Хиосский, дал ему благословение вернуться на Пелопоннес, чтобы исповедовать там христианскую веру и попытаться вернуть брата на путь истинный.

Приплыв на Аргос, Димитрий поселился у учителя по имени Исаия, который заботился о нем и рассказывал о подвигах мучеников, еще более укрепляя святого на его пути.
В 1803 году, на Фоминой неделе, Димитрий вернулся в Триполи, по пути приветствуя знакомых христиан и рассказывая о своем намерении. Во время ночного бдения ему было видение, в котором некто, облаченный в свет, увещевал его более не задерживаться и пообещал свою поддержку. Причастившись святых таин, Димитрий прошел по городу, чтобы все увидели на нем христианские одежды, но турки не узнали его. Опечаленный неудачей, он в слезах пришел к священнику Антонию, который уговаривал его отказаться от замысла. Но не потеряв надежды, святой почувствовал еще более сильное стремление к мученической смерти.
Добившись все же разрешения священника, он бегом устремился в мастерскую своего прежнего хозяина и приветствовал всех словами: «Христос воскрес!» Подмастерья из турок, узнавшие Димитрия, решили, что он сошел с ума, и попытались образумить, дабы спасти ему жизнь. Несмотря на настоятельные просьбы бывших хозяев, святой остался на пороге дома, говоря, что не сойдет с места, пока не загладит свою вину ценой крови. Тогда один турок схватил его и повлек к судье. Все христиане города стали молиться об исповеднике.

Судья, изумленный настойчивостью молодого человека, отправил его к каймакаму (тур. правитель округа), не вынеся приговора, полагая, что тюремное заключение заставит его передумать. Уговоры, побои и пытки не заставили Димитрия вновь отречься от Христа. На все вопросы он отвечал лишь одно: «Я христианин и поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу - Троице единосущной и нераздельной!». Когда правитель в итоге вынес смертный приговор, лицо мученика озарилось радостью.

14 апреля 1803 года мученик Димитрий был обезглавлен. Его мощи были похоронены христианами в соборном храме монастыря Варсон во имя свт. Николая (близ Триполи), а глава мученика находится в храме вмч. Димитрия Солунского в Триполи. На центральной площади этого города есть небольшая церковь во имя мученика.
Мученичество Димитрия и служба ему составлены хиосским иером. Никифором. Существует также служба Димитрию, составленная Иосифом, еп. Андрусским, которая переиздавалась много раз.

Мученица София врачебница

Была обезглавлена.

Жития святых

Previous post Next post
Up