Мы востаргаемся их творчеством. Открытия,сделанные ими, будоражат наши умы. Имена их останутся в памяти еще у многих поколений. Удивительные люди, удивительная жизнь. Но... Просто ли жить с гением...
Мужья ужасные и гениальные:
1. Альберт Эйнштейн, автор теории относительности
Грешен: постоянно путал божий дар с яичницей, а жену с прислугой
Великий физик не поленился сочинить целый манифест, который регламентировал его отношения с первой женой. Так сказать, выкроил время между занятиями наукой и интрижками на стороне. Альберт хотел хоть как-то наладить стремительно ухудшающиеся отношения с супругой, чтобы не страдали дети. Но... все получилось как всегда. Судите сами: на одиннадцатом году совместной жизни жена Эйнштейна Милева Марич получила от мужа список требований.
Она должна была следить за тем, чтобы его вещи и белье всегда были в порядке, снабжать Альберта трижды в день едой. Ей вменялось в обязанность не унижать его перед детьми - словами или поведением - но все это цветочки, если разобраться - ничего сверхъестественного в этих пунктах нет. А дальше ягодки - Эйнштейн налагал вето на супружеский долг. Милева не должна была ждать от мужа интимной близости и/или упрекать его в том, что у них нет секса. Ей предстояло смириться с тем, что отныне ее супруг не должен сидеть с ней дома или путешествовать, а также расстаться с иллюзиями по поводу того, кто в доме хозяин. Об этом свидетельствуют следующие два требования: «Вы должны замолчать, если я вас об этом попрошу» и «Вы должны покинуть спальню или кабинет немедленно и без возражений, если я вам об этом скажу».
Удивительно ли, что этот брак вскоре распался?
2. Иван Грозный, государь всея Руси
Как оказалося был весьма суров с женами, когда его огорчали, действовал по принципу «Нет человека - нет проблемы»
До сих пор точно не установлено, сколько же раз был женат самодержец. Согласно самой распространенной версии, благоверных у Ивана насчитывалось семь (что противоречило церковным канонам, согласно которым венчаться можно было только дважды). Лют был царь и грозен не только тогда, когда брал Казань. Странно, что на Руси не появилась примета: «Коли хочешь свести счеты с жизнью, выходи замуж за владыку». Больше всего жизнеописание цариц напоминает детскую считалку, ставшую популярной благодаря Агате Кристи: «Десять негритят отправились обедать, один поперхнулся, их осталось девять» и т. д.
Первую (самую любимую) жену - дворянку Анастасию Захарьину, по слухам, отравили. Вторую - дочь черкесского князя, отличавшуюся буйным нравом и склонностью к прелюбодеяниям, замыслившую вместе с любовником учинить переворот, - Марию Темрюковну заточили в Кремле под надзором опричников, умерла она будто бы от чахотки. В третий раз царь женился на боярышне Марфе Сабуровой, та прожила после свадьбы совсем недолго - две недели, в дом Сабуровых был вхож брат покойной царицы Марии, который угощал чужую невесту ядовитыми цукатами (якобы с царского стола). Через год государь... задумал жениться снова! И велел обвенчать его с Марией Колтовской. Четвертую супругу Ивана IV, превратившую владыку в подкаблучника, невзлюбили бояре - оклеветали перед царем. Остаток своих дней (довольно длинный, кстати, больше 50 лет), Анна провела в заточении в монастыре. Тем временем царь положил глаз на Марию Долгорукую. В первую брачную ночь выяснилось, что Мария нравилась не только Ивану - и не сохранила девичью честь до свадьбы. За свой грех она заплатила страшную цену: ее утопили в ледяной реке (дело было в ноябре 1573-го). Потом была 17-летняя Анна, скончавшаяся через три месяца после свадьбы от грудной болезни. Василису Мелентьеву - предпоследнюю жену - Грозного похоронили заживо (нечего было изменять). И только Марии Нагой - последней супруге Ивана - повезло, она пережила мужа!
3.Лев Толстой, кто: великий писатель
Как жена проживает чужую жизнь из-за эгоизма мужа.
Когда они поженились, Льву было 34, а Софье - 18. «Я боюсь себя. Что, ежели и это желанье любви, а не любовь. Я стараюсь глядеть только на ее слабые стороны, и все-таки это оно», - писал Толстой в дневнике. Может быть, именно эта неуверенность в своих чувствах была той самой неосознаваемой причиной, из-за которой граф то и дело устраивал своей невесте психологические проверки. Кажется, что он хотел переложить на ее хрупкие девичьи плечи ответственность за происходящее. Что можно подумать о женихе, который накануне свадьбы предложил суженой поделиться секретами и, ничтоже сумняшеся, рассказал ей о своей любовнице - замужней бабе Аксинье? Признаем, следующие 19 лет чета Толстых была счастлива вместе, но... все это время Софья тосковала в деревне, она никуда не выезжала из Ясной Поляны. В ее жизни не стало балов, театров, нарядов, остались только бесконечные хлопоты по хозяйству. «Во всякую данную минуту меня озабочивают: учащиеся и болящие дети, гигиеническое и, главное, духовное состояние мужа, большие дети с их делами, долгами, детьми и службой, продажа и планы самарского именья… издание новое и 13 часть с запрещенной «Крейцеровой сонатой», прошение о разделе с овсянниковским попом, корректуры 13 тома, ночные рубашки Мише, простыни и сапоги Андрюше; не просрочить платежи по дому, страхование, повинности по именью, паспорты людей, вести счеты, переписывать и проч. и проч. - и все это непременно непосредственно должно коснуться меня», - писала Софья.
Ценил ли ее жертвы Левушка? Конечно, нет. Всякий раз, когда жена была беременна или не успевала придти в себя после очередных родов, он «подпадал чувственному соблазну» и изменял ей с очередной горничной или кухаркой. Нетрудно представить себе масштабы семейной катастрофы, если вспомнить, что Софья родила Льву 13 (!) детей. Позже к прелюбодеяниям добавился поиск смысла жизни - и вот тут-то Сонюшка узнала, почем фунт лиха. Хорошо бы ее супруг ограничивался раздачей ценных указаний, вроде «младших детей учить только тому, что нужно для жизни в деревне, никаких иностранных языков!», но он то пытался объяснить жене, что чувствует свою вину перед человечеством, то собирался отказаться от собственности, то от всех авторских прав на свои произведения, оставив семейство без средств к существованию. Потом Софью же обвинят и в том, что ее муж ушел, и в том, что он умер...
4.Амедео Модильяни, художник-экспрессионист
По одной из версий предложил своей гражданской жене разделить с ним... смерть
Пока Амадео употреблял кокаин и марихуану, он уничтожал только себя. Да, деструктивно, но он, как и все мы, имел полное и безоговорочное право делать со своей жизнью все, что ему захочется. И пусть почти все натурщицы Модильяни через какое-то время становились не просто натурщицами - с творческими людьми и не такое случается. Поражает не число женщин, с которыми он вступал в интимную связь, а раздутый до небывалых размеров эгоизм художника. Жанна Эбютерн прошла с ним через огонь и воду, разве что медных труб в этой истории не было (Модильяни стал знаменит лишь после смерти). Она рассорилась с родителями, которые не одобрили ее выбор (а кто бы одобрил, Амедео любил выпить, подраться, не чурался наркотиков, не отличался высокими моральными качествами и спокойным характером) родила Амедео дочь, практически перестала писать сама, хотя была талантливой художницей, потому что у нее не оставалось на творчество ни времени, ни сил. А что получила взамен?
Перед своей кончиной художник предложил Жанне умереть. Знаете ради чего? Чтобы он мог быть со своей любимой моделью в раю (Модильяни рисовал Жанну минимум 25 раз) и вместе с ней наслаждаться вечным блаженством. Самое грустное, что 22-летняя Жанна, носившая под сердцем второго малыша, не смогла не выполнить последнюю волю Амедео, она похоронила любимого, а на следующий день шагнула вниз с шестого этажа.
5.Иван Бунин, кто: лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года
Седина в голову, бес в ребро :после двадцати лет брака решил выставить жену «тупым углом в любовном треугольнике»
Писатель вместе с женой Верой Николаевной эмигрировал во Францию, опасаясь анархии, воцарившейся в России после Октябрьской революции. Но это не помешало ему устроить маленький уютный беспредел у себя дома. Последняя любовь Бунина - Галина Кузнецова - настолько вскружила ему голову (перечитаем «Легкое дыхание» - похоже, Ивану Алексеевичу по-настоящему нравился типаж «женщина-подросток»), что он буквально через год после начала романа, устав от тайных встреч на съемной квартире в Париже, поселил Галину в Грассе... у себя, на вилле «Бельведер». Жена делала вид, что не замечает романа, который в эмигрантской среде бурно обсуждали все. А дальше, похоже, сработал один из защитных психических механизмов (и хорошо что сработал - иначе Вера Николаевна могла лишиться и рассудка): бедной женщине удалось убедить себя, что ее муж любит Галю как дочь, что она заменяет Ивану единственного сына от первого брака Коленьку, умершего в пятилетнем возрасте от скарлатины. А раз так, то и она тоже должна ее полюбить. Со временем ситуация изменится - у жены появится молодой любовник, также окажется, что Галина предпочитает женщин - но это уже совсем другая история...
6.Карл Густав Юнг, кто: основоположник аналитической психологии
Не только настойчиво рекомендовал своим клиентам полигамию как панацею от всех болезней, но и сам не чурался активно использовать этот метод
Великий ученик Фрейда был женат только один раз и прожил со своей законной супругой больше пятидесяти лет. Эмма Раушенбах подарила мужу четырех дочерей и сына. Но была ли она счастлива? Жизнь с великим психологом напоминала сказку - чем дальше, тем страшнее. Юнг, что называется, пользовался своим служебным положением и сочетал полезное с приятным, вступая в интимную близость с клиентками, которые приходили к нему на анализ. И Сабина Шпильрейн (ее роль в фильме «Опасный метод» досталась Кире Найтли) была далеко не единственной пациенткой, с которой сблизился Карл.
Кроме Сабины, которая пленяла, кстати, и Фрейда тоже, существовала еще как минимум фройляйн Антония Вольф. По словам Юнга, «замечательная умница, отлично чувствующая религию и философию» и самого Карла Густава, разумеется. Именно с ней он работал над трудами о коллективном бессознательном и... познавал «мистическое» значение сексуальности - реализовывать эту идею вместе с женой, родившей ему пятерых детей, Юнгу отчего-то в голову не пришло.
7. Лев Ландау, физик - теоретик, лауреат Нобелевской премии
Как оказался в списке: не ведал что творил
«Лавочка мелкой торговли» - именно так Ландау называл... женитьбу. Великий физик считал, что брак и любовь несовместимы. Он убеждал свою возлюбленную Кору не портить их высокие отношения свадьбой. Ученый отчаянно боялся потерять то, чем дорожил больше всего на свете, - личную свободу, но... все-таки женился. Правда, перед этим заставил невесту поклясться, что она не будет ревновать его к другим женщинам: «Пока все мои разговоры о любовницах носят, к сожалению, только теоретический характер... Ревность в нашем браке исключается, любовницы у меня обязательно будут! Хочу жить ярко, красиво, интересно».
Физик выбрал весьма подходящий, с его точки зрения, момент подтвердить свое право на любовницу. Когда Кора была беременна, Лев заявил: «Корочка, я к тебе с очень приятной вестью! Сегодня вечером я вернусь не один. Ко мне придет отдаваться девушка! Я ей сказал, что ты на даче. Сиди тихонечко, как мышка в норке, или уйди. Встретиться вы не должны. Это ее может спугнуть!». Мы, конечно, можем понять Кору, которая не вытерпела и все-таки вышла из шкафа, а вот Ландау так и не понял, зачем его жена это сделала...
8. Александр Блок, кто: великий поэт - символист
Так и не понял, что котлеты и секс разные вещи
«Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее Тебя не встречать», - написал однажды Блок, и предчувствие его не обмануло. По крайней мере в том, что касается первого предложения этой строфы. Несмотря на то что Блок женился на Любочке Менделеевой по любви, муж из поэта получился, мягко говоря, странноватый. Кажется, он навсегда застрял в подростковом возрасте, когда одну девочку мальчик боготворит, а с другой, более доступной, - не прочь заняться сексом. Блок наотрез отказывался выполнять свой супружеский долг. Целый год (!) после свадьбы Александр не прикасался к жене, довольствуясь продажными женщинами. Потом Любе все-таки удалось соблазнить собственного мужа, но тот все же предпочел «духовную близость», чтобы... не разочароваться в жене и не разлюбить ее. Эротическое напряжение поэт снимал с кем угодно, только не с Любой, и даже не думал скрывать этот факт от супруги.
«Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад».
Бедная Люба! Достаточно ведь было прочесть это четверостишие, чтобы понять, что в этом храме (как и позднее в СССР) секса нет!