Царь Соломон объединил Иудею и Израиль в одно государство и только он во время своего 40 летнего правления возглавлял представителей всех 12 колен Израилевых, т.е.был неоспоримым «начальником евреев
( Read more... )
Из текста не следует, что Давид, в глаза не видевший Зевса,подарил бинокль ему.Дар сделан и теперь он доступен, Зевсу уж точно. Прозорливцем Зевс не был,не мог свою собственную судьбу предугадать, а обозревателем от нечего делать - вполне. Мандельштаму нужно в этом месте, чтобы в бинокль смотрел не он сам, хотя бинокли он любит , а высший судия, который понимает разницу между стоящей в стране Гипербореев т.е. "На севере диком" Сосной одинокой и отвратительной деревушкой - колхозом писателей ,затравивших О.М.
хм... что смотрит кто-то "высший" - тут сомнений нет, конечно... но вот что подарок сделан не Зевсу - все же у меня насчет этого большие сомнения...
если "профессорский, орлиный" зрачок проф. Хачатурьяна еще мог праздно разглядывать в бинокль горы и долины, то Зевс-то уж вряд ли. И орел ведь - птица Зевса, птица в высшей степени зрячая (ср. "хрусталик кравчей птицы").
А еще ведь прозорливец - Прометей, прикованный к скале, и орел клюет его печень. С Прометеевой головой сравнивает М. в "Путешествии в Армению" голову Ашота Ованесьяна, но не только с Прометеем, но и с горной вершиной.
Мне кажется, на роль "прозорливца" тут Прометей вполне подходит, но и Зевс тоже - м.б. тут и не следует искать какого-то однозначного решения - образы текучи и синтетичны, все же это поэзия.
Греческие мифы мы,конечно,знаем лучше ,чем иудейские сказки, но согласно одной из них, Соломон, понимавший язык животных и птиц ,тоже имел большого орла,на котором частенько летал. Ученость его поражала , животные даже самые свирепые становились ЛАСКОВЫМИ. Николай Гумилев: Под платанами спорил о Боге ученый, Вдруг пленяя толпу благозвучным стихом, Живописцы писали царя Соломона Меж царицею Савской и ласковым львом.
оно конечно... но, мне кажется, все-таки, в первую очередь, нужно опираться на текст - образы самого стихотворения (это не только к "Канцоне" и не только к М. относится) - это все-таки что-то надежное, "синица в руках"... а в тексте тут есть Зевс и есть Давид, и есть армянские профессоры:)
дальнейшие догадки - это уже не так основательно... Соломон - может быть, как второй, третий, пятый ряд ассоциаций... но прямо подставлять Соломона вместо Зевса, хоть он и мудрец, и прозорливец, и пусть даже с орлом - мне кажется, это не очень корректно...
Соломон - прозорливец, как ПОЭТ близок к тексту, но появился он в этом посте из "малиновой ласки начальника евреев". Ласка, как видно из "Песнеи Песней",стихов Н.Гумилева, Г.Р.Державина, была атрибутом одного поэта, начальника по совместительству. "Профессора и нумизматы" в разбираемые строчки не входят и, по-моему, не задеты,да и Зевс может крутить бинокль сколько ему вздумается, дарил ему Давид его или не дарил.
я про "малиновую ласку" вообще ни в чем не уверен... если учесть, что у Сталина потом "что ни казнь, то малина", и он - горец, и "широкая грудь осетина" (ср. "и широкою грудиной"), и вот недавно была занятная статья Бутрина с оригинальной весьма версией
( ... )
В "Михоэльсе" описан экстаз от веселого танца подобного пляскам в античном культе Диониса. "Канцона" - песня в другом ключе. Это,как я уже писал,вариация на тему "Армении" , но в другой оранжировке. "Армения" писалась до начала травли и "Охра и сурик" были просто некрасовские краски из "Красильшика", а в "Канцоне" они наливаются желчью и кровью.
Он глядит в бинокль прекрасный Цейса -
Дорогой подарок царь-Давида...
по-моему, тут не может быть вариантов - "Он" - это Зевс из предыдущей строфы, и если подарок был сделан Соломону, то как он оказался в руках у Зевса?
Reply
Прозорливцем Зевс не был,не мог свою собственную судьбу предугадать, а обозревателем от нечего делать - вполне.
Мандельштаму нужно в этом месте, чтобы в бинокль смотрел не он сам, хотя бинокли он любит , а высший судия, который понимает
разницу между стоящей в стране Гипербореев т.е. "На севере диком" Сосной одинокой и отвратительной
деревушкой - колхозом писателей ,затравивших О.М.
Reply
если "профессорский, орлиный" зрачок проф. Хачатурьяна еще мог праздно разглядывать в бинокль горы и долины, то Зевс-то уж вряд ли. И орел ведь - птица Зевса, птица в высшей степени зрячая (ср. "хрусталик кравчей птицы").
А еще ведь прозорливец - Прометей, прикованный к скале, и орел клюет его печень. С Прометеевой головой сравнивает М. в "Путешествии в Армению" голову Ашота Ованесьяна, но не только с Прометеем, но и с горной вершиной.
Мне кажется, на роль "прозорливца" тут Прометей вполне подходит, но и Зевс тоже - м.б. тут и не следует искать какого-то однозначного решения - образы текучи и синтетичны, все же это поэзия.
Reply
Ученость его поражала , животные даже самые свирепые становились ЛАСКОВЫМИ.
Николай Гумилев:
Под платанами спорил о Боге ученый,
Вдруг пленяя толпу благозвучным стихом,
Живописцы писали царя Соломона
Меж царицею Савской и ласковым львом.
Reply
дальнейшие догадки - это уже не так основательно... Соломон - может быть, как второй, третий, пятый ряд ассоциаций... но прямо подставлять Соломона вместо Зевса, хоть он и мудрец, и прозорливец, и пусть даже с орлом - мне кажется, это не очень корректно...
Reply
Ласка, как видно из "Песнеи Песней",стихов Н.Гумилева, Г.Р.Державина, была атрибутом одного поэта, начальника по совместительству.
"Профессора и нумизматы" в разбираемые строчки не входят и, по-моему, не задеты,да и Зевс может крутить бинокль сколько ему вздумается, дарил ему Давид его или не дарил.
Reply
Reply
"Канцона" - песня в другом ключе.
Это,как я уже писал,вариация на тему "Армении" , но в другой оранжировке.
"Армения" писалась до начала травли и "Охра и сурик" были просто некрасовские краски из "Красильшика",
а в "Канцоне" они наливаются желчью и кровью.
Reply
в "просто некрасовские краски" я не верю...
кстати, "густое женское контральто" - это ведь тоже не просто еврейское пение, это виолончель Данте, "выжимание сока"...
Reply
Leave a comment