Sep 01, 2022 15:25
Прочитал книжку Л.С. Клейна «Эпос и история», про Илиаду (это там, где про троянскую войну).
Автор половину жизни убил на то, что проводил анализ этого произведения. Его там много что интересовало: было ли это на самом деле, написана она Гомером или это коллективное творчество, кто в книге исторический персонаж, а кто мифический и так далее.
И вот сидит взрослый человек с высшим образованием, сопоставляет фрагменты текста, высчитывает частотность использования диалектов и устойчивых эпитетов, рисует схемы расположения корабликов из 4-й песни, ищет ответы на сотни вопросов, типа почему Ахиллес никогда не встречается с Диамедом, почему все боги вдруг ринулись защищать Энея и почему Парис, то Парис, а то Александр. И делает он это тридцать лет, но у меня почему-то ощущение, что всю жизнь занимался хуйней именно я.
PS: Кстати, Илиаду можно использовать как тренажер для развития внимательности. Там такая манера повествования, которая постоянно отстреливает боковые ветви сюжета, очень схоже с пьяными рассказами в баре. Идет сражение и какой-нить Аякс заносит меч над головой Аминтора и сходу идет 56 стихов про то кто такой Аминтор. А в этих стихах рассказывается, что отец Аминтора дал ему свой щит, и понеслось еще 30 стихов с описанием щита. И так все это ветвится-ветвится, что когда Меч на Аминтора таки падает, уже и не помнишь кто это, и почему «дух оставил его». В общем, надо постоянно находится в состоянии крайнего сосредоточения.