Последним пунктом нашего путешествия был Лас-Вегас. Про сам Вегас возможно напишу отдельный пост (правда без фотографий), здесь же хочу написать про плотину Гувера, через которую обязательно проезжаешь, если едешь в Вегас со стороны Гранд-каньона. Плотина Гувера (англ. Hoover Dam, также известна как Boulder Dam) - уникальное гидротехническое сооружение в США, сооружённая в нижнем течении реки Колорадо. Расположена в Чёрном каньоне, на границе штатов Аризона и Невада, в 48 км к юго-востоку от Лас-Вегаса; образует озеро (водохранилище) Мид. Названа в честь Герберта Гувера, 31-го президента США, сыгравшего важную роль в её строительстве.
Основной причиной постройки плотины было желание смягчить колебания уровня реки Колорадо, а так же использовать водохранилище как источник водоснабжения Лос-Анжелеса.
Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннеля диаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично - применяются для подачи воды к турбинам и сброса излишков воды.
Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933. Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита, плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций - это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающих температур, понадобилось бы 125 лет.
После террористической атаки 11 сентября 2001 движение автотранспорта через плотину было ограничено. Некоторые типы машин подвергаются перед проездом обязательному досмотру с целью исключения провоза взрывчатки, другие осматриваются периодически; для автопоездов проезд запрещён (они направляются в объезд через мост в городе Лафлин, штат Невада). Принятие таких мер подтолкнуло к реализации проекта строительства моста через каньон (на фото).
Статистика:
- Строительство плотины продолжалось 5 лет: с 20 апреля 1931 по 1 марта 1936.
- Стоимость строительства - $49 млн ($676 млн. в нынешнем масштабе цен).
- За время строительства погибло 96 человек.
- Высота плотины - 221,4 м (вторая по высоте в США), длина плотины - 379,2 м, ширина плотины - 200 м у основания, 15 м в верхней части.
- На строительство плотины было израсходовано 3,33 млн. м³ бетона.
- Максимальная электрическая мощность электростанции - 2074 МВт.
Название плотины:
Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931.
В 1932 Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту. Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.
В 1947, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.
Интересные факты:
1. В городке строителей плотины - Боулдер-сити - на время строительства были запрещены проституция, азартные игры и продажа спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штате Невада).
2. Строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски.
3. По сей день на местности вокруг водохранилища Мид виден след верхнего уровня воды, достигнутого в 1983. Причиной столь существенного повышения уровня стало необычно высокое количество осадков, выпавшее в западной части США как результат действия эффекта Эль-Ниньо.
4. Процесс отвердевания бетона, из которого построена дамба, не завершён по сей день.
5. Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 в процессе выбора наилучшего места для стройки. По стечению обстоятельств, последней жертвой стройки стал его сын Патрик Тирни, который погиб тринадцать лет спустя, упав с одной из водосбросных башен.