Сказка про Дедку и Репку

Mar 17, 2012 06:45

Про репку.

Эта сказка заставляет ребёнка задать вопрос: По каким критериям производятся оценки в жизненных ситуациях? И эта же сказка содержит в себе ответ, который применим к принципам мироздания.
Сказка учит в первую очередь давать оценки не по одномерной шкале "хорошо-плохо", а в трёхмерных координатах, где взаимноперпендикулярными осями являются оси ПЕРВЫЙ, ГЛАВНЫЙ, ВАЖНЫЙ. Ребёнок учится не только различать эти понятия, но и учиться вообще различать суровую реальность, отличать правду от лжи.
Ребёнок, если ему повезёт задуматься ответом на примитивный вопрос "Кто в сказке самый хороший?" должен ответить и на обратный вопрос "Без кого репку не смогли бы вытащить?" Тогда, кто самый незаменимый - тот и самый "хороший".
И тут при решении возникает "непреодолимая" сложность. Во-первых, все участники вытягивания репки были необходимы, так как результат никак не давался, пока не появилась самая малая часть СИЛЫ - Мышки, то значит все участники использовали свои силы на 100% и отсутствие любого персонажа тем более не принесло бы результата.
Следовательно, надо использовать другой критерий незаменимости. Какой-нибудь, отличимый от критерия СИЛЫ (этот критерий действует по геометрической оси ВАЖНЫЙ - термин "важный" - от общеславянского слова "вага" - вес), а именно - по критерию ГЛАВНЫЙ или критерию ПЕРВЫЙ.
И тут возникает ещё одна "непреодолимая" сложность.
Первым, т.е. инициатором процесса, был Дедка, а главным - Мышка, потому что обладала правом "последнего вето".
Мозг начинает выполнять проверку иного решения, назначая инициаторами других участников процесса и приходит к выводу, что Дедка является единственно возможным начинателем процесса, а Мышка - единственно возможным обладателем права последнего вето. Решение задачи не имело бы смысла, если бы у героев сказки была верёвка, привязанная, к репке. Тогда бы при любом порядке расположения и при любом моменте времени включения в работу результат был бы одинаков (при условии выполнения первого условия - условия полной силы).
Но верёвки под рукой не оказалось (выхода нет! паника!) И получается, что рассказанный в сказке порядок был единственно возможный из огромного множества вариантов, существующих при наличии верёвки.
Если бы Жучка схватилась за Кошку, то Кошка с более слабыми лапками, не смогла бы передать свою и других (тех кто за ней - Жучки и Мышки) часть силы в общий поток СИЛЫ. Живая цепочка бы просто порвалась. Соответственно, только Дедка своими цепкими ручищами, мог реализовать на Репке, всю полную СИЛУ "толпы".
Мораль этой сказки отражена и в Евангелии, но всего одной фразой, которая не совсем верно, видимо, была понята переводчиками: "Кто был последним, тот станет первым (главным)".
Эта сказка учит детей о сложности организации материи в природе, её многообразии. О большом значении согласованности (правильности порядка), о том, что при правильном порядке иерархические уровни превращаются в синархические уровни, где всё справедливо. О том, что невероятных результатов можно достичь только сообща и в согласии с полной СИЛОЙ. О том, что наличие и отсутствие "верёвки" влияет на сложность и верность выбранного варианта и т.п.

Практика.

Резюмируя сказанное, следует добавить, что педагогическая ценность сказки наиболее высока, если после её рассказывания сразу же задать (но НЕ ТРЕБОВАТЬ ответа!) ребёнку вопрос: "а кто в сказке самый хороший?" И в случае ответа, задавать следующие наводящие вопросы: "А почему?"; "А кто самый плохой (самый главный и т.д.)?"
Можно просто прочитать её трёхлетнему ребёнку и понаблюдать за его реакцией.
Через два года можно снова прочитать сказку и задать пару наводящих вопросов. Зафиксировать для себя ответы или их отсутствие.
В 7 лет надо снова напомнить ребёнку сказку и провести весь опросник.
Если результата так и нет, то подождать до 9 лет и напомнить задачку про Репку снова, тогда уже, при отсутствии нерефлексивного ответа (Эх ты - геймер) сесть за стол и на пальцах разобрать суть сказки.

История метода.

В принципе сказка про дедку и репку представляет собой изобретение французского архитектора Шарля ле Корбюзье, которое он назвал - модулёр. В 1934 году изобретателя наградили званием доктора наук - за исследование математических порядков.
Альберт Эйнштейн так высказался о модулёре: "Это гамма пропорций, которая делает добро - легко, а зло - трудновыполнимым".
Советский архитектор, также являющийся признанным специалистом в египтологии, Игорь Шмелёв усовершенствовал модулёр Корбюзье создав геометрическую модель СДС (спиралоидная дуплекс-сфера).
Модулёр представляет собой одну из интерпретаций золотого сечения, переоткрытого Леонардо да Винчи и являющегося также мерой красоты в искусстве. Другими модельными интерпретациями золотого сечения являются спираль Фибоначи и мёбиус.
В свое время близок к открытию модулёра был величайший астроном-математик Кепллер.
Закономерности золотого сечения обнаруживают себя во всех объектах природы и во многих древних строениях. Игорь Шмелёв считал, что каменные джунгли современных городов, в которых везде заложено несоответсвие гармоническим пропорциям, резко отрицательно влияют на нравственно-духовную экологию занимаемого ими пространства--.
Next post
Up