Генерал Шарль де Голль создал движение «Свободная Франция» в 1940-м,
чтобы противостоять гитлеровской Германии
Изображение: Cobatfor, 1941 год
Самыми известными французскими пилотами Второй Мировой для военных историков стали Пьер Клостерманн (1921-2006) и Пьер Ле Глоан (1913-1943). Но как забыть смельчаков, которых нет в списках самых-самых? Режи Делез (1922-1945) был слишком юн для службы, однако показал себя блестящим пилотом. Он погиб, когда до конца войны оставалось всего два месяца.
Родился в Египте, учился в Канаде, служил в Британии, но сражался за Францию:
Только три французских пилота воевали во Вторую Мировую Войну на самолетах Хаукер Темпест (Hawker Tempest) - Пьер Клостерманн (Pierre Clostermann), Режи Делез (Regis Deleuze) и Жан Вессье (Jean Vaissier) - но лишь один из них оказался незаслуженно забытым. Режи Делез погиб 25 февраля 1945 года в возрасте 22 лет, он провел всю войну в составе Королевских Военно-Воздушных сил Британии, и его имя не увековечено на мемориале памяти пилотов Свободной Франции.
ДЛЯ СВОБОДНОЙ ФРАНЦИИ ОН ОКАЗАЛСЯ «СЛИШКОМ ЮН»
Родившись 22 сентября 1922 года в Каире, Режи все детство провел в достаточно мягком климате северного Египта, а во Францию вернулся с целью начать в Понтуазе (Pontoise) свое обучение. Комната его была полна фотографий Линдберга (Lindbergh), Мермоза (Mermoz) и рекламных плакатов Эр Франс (Air France), хотя характер у него был скорее нежный и ласковый, иногда даже меланхолично-грустный, что было связано с отсутствием его сестры, которая, окружая себя друзьями-летчиками, создала вокруг брата атмосферу патриотического энтузиазма.
Когда Режи готовился к своим экзаменам на бакалавриат в лицее Жансон-де-Сайи (Janson de Sailly, Париж), он услышал призыв генерала Де Голля, и 18 июня принял решение отправится в Сан-Жан-де-Луз (Saint-Jean-de-Luz). Ему удалось узнать, что фиаско французских войск вызвало настоящее столпотворение на юге страны, и множество солдат хотели перебраться во французскую северную Африку или в Британию с целью продолжить борьбу с противником. 23 июня он прибывает в один из баскских портов, в котором находились французские летчики, которые, узнав, что условия перемирия с 25-го числа распространятся также и на французские колонии, стремились побыстрее добраться до Британии с целью продолжать борьбу. Не понятно, что заставило Режи воспользоваться грузовым кораблем, ведь другие авиаторы, выдавав себя за поляков, переправлялись на пассажирских Аррандора Стар (Arrandora Star), Эттрик (Ettrick), Кельсо (Kelso) и Собески (Sobieski). Добравшись 28-го числа до Плимута, Делез затем перебирается в Лондон где предстает перед свежесозданным Командованием войск Свободной Франции.
«Штаб» этот был совсем недавно создан и основной задачей его была работа с добровольцами, их сбор и обучение ведению боевых действий под французскими знаменами. Чтобы гарантированно попасть в части «Свободной Франции», некоторые добровольцы приписывали себе возраст, увеличивая его на год-другой, поскольку проверить данные в тех условиях не представлялось возможным. Однако Режи не воспользовался такой возможностью, так как сколько бы он не приписал, все вокруг однозначно говорили, что «он еще слишком молод»...
Возможно, ему предложили набраться терпения и обучаться пока что во французском лицее в Лондоне, но мог-ли он ждать? Ждать в стране, которая собирала все силы для скорой битвы с врагом. Конечно нет. И он направился к англичанам. Британцы сразу обратили внимание на его храбрость и упорство, и приняли Режи в Королевские военно-воздушные силы (RAF), где он и провел свою короткую, но блистательную летную карьеру.
Итак, принятый в RAF 6 ноября 1940 года, Режи Делез получает личный номер RAFVR 135504 (RAF Volunteer Reserve - Добровольческий Резерв RAF). Как и многие оказавшиеся в Британии французы, он окружным путем направляет весточку домой, во Францию, где остались его родные:
EJ599/SD-W, на котором Режи Делез одержал свою первую победу над немецкой Фау-1
«Я очень удивляюсь, что приходится держать это сообщение в тайне, и надеяться на лучшее без возможности увидеть вас. Не смотря на то, что нам приходится говорить в полголоса, вы рядом со мной и в то же время так далеко. Я восхищаюсь вашей стойкостью и наблюдаю за вами вместе со своими друзьями здесь. Думаю, что в конце года вы увидите результаты моей работы и поймете, что мы находимся здесь для того, чтобы выполнить возложенные на нас обязательства, которые, в конечном итоге, приведут нас к счастливому итогу».
Долгий курс его обучения летному мастерству начинается в Канаде, в летной школе первоначальной подготовки (EFTS, Elementary Flying Training School), а затем в школе следующей ступени (SFTS, Servis Flying Training School), где он завершает обучение 4 декабря 1942 года и получает звание пайлот-офицер (pilot officer).
По возвращению в Англию молодой француз направляется в OTU (OTU - Operational Training Unit), являющуюся последней стадией обучения летчиков военной авиации. Перед зачислением в действующую армию он сообщает своей семье:
«Я надеюсь, что вы будете гордится мною. Очень надеюсь, что вы во всем поддерживаете меня и я счастлив, что получил возможность доказать наконец, что я многого стою. В эти два с половиной года мне было тяжело, но меня привлекала идея о том, что я смогу проявить себя и сыграть свою, пусть и не большую, роль в авиации. Однако я еще не достиг всего того, чего хотел, но я обязательно сделаю все до конца этой войны. Вы будете гордится мною».
Тот же самолет, что и на предыдущем снимке. Вид с другого ракурса
В 501 СКВАДРОНЕ НА СПИТФАЙРЕ V
4 июня 1943 года Режи Делез получает звание Флаин Офицер (Flying Officer), зачисляется на службу в 501 Сквадрон (501 «County of Gloucester» Squadron) и направляется в Хокинг (Hawking) для замены 91-го «Нигерийского» Сквадрона (где своими одиночными полетами в условиях «невозможно плохой погоды» выделялся француз Жан Маридор (Jean Maridor), и, на момент прибытия Режи, двое других французов, Пьер Деланж (Pierre Delange) и Бернар Фуш (Bernard Fuchs) уже несут там службу. Так же как и Делез, они сбежали из Сан-Жан-де-Луза, но, в отличие он него, уже имели боевой опыт и им удалось-таки записаться в ряды «Свободной Франции» - они были просто «направлены» в эту британскую воинскую часть в соответствии с соглашением Черчилля и Де Голля от 7 августа 1940 года.
Бернард Фуш впоследствии так вспоминал о 501-м Сквадроне, оснащенному преимущественно пятыми Спитфайрами и несколькими изношенными Mk. IX:
«Наша основная задача состояла в проведении ежедневной „корабельной разведки“ в районе между Гавром и голландским побережьем, и нашими привычными целями были Дьепп, Булонь, Кале, Дюнкерк, Остенде, Зебрюгге. Утром и вечером два патруля, состоящие из двух самолетов каждый, направлялись на побережье, один от Гавра в Булонь, второй от Кале до Зебрюгге, проходя через Дюнкерк и Остенде. Задача была в том, чтобы найти или зафиксировать передвижения вражеских кораблей вдоль берега, и, когда корабль попадал в зону видимости, пилоты должны были его сфотографировать, чтобы собрать максимум информации о судне. Это было достаточно опасной вещью, поскольку корабли были оснащены зенитками, да и в портах противоавиационного вооружения хватало. Наши Спитфайры были оснащены камерами, установленными на левом борту самолета, и чтобы сделать фотографию, нам приходилось всякий раз пролетать вдоль корабля на уровне его палубы и фотографировать. Не лучший метод, однако фотографии получались великолепными! Если, конечно, пилот возвращался с задания».
Командиром флайта (Flight), в который был направлен Делез, был Оливер Виллис (Oliver E. Willis), который вспоминал:
«Мы часто летали вместе и я неоднократно мог убедится в таланте Режи. Ему часто удавалось сделать великолепные фотографии вражеских кораблей, в частности однажды он, под огнем зенитной артиллерии, смог собрать разведданные по кораблям в порту Кале. После первого захода Режи тогда развернулся и совершил еще один проход, при чем ни одна вражеская пуля так и не смогла поразить его самолет. Для того, чтобы так летать, надо было обладать большим мужеством!».
Четвертый француз появился в 501-м Сквадроне 16 ноября 1943 года - после всех проблем со здоровьем капитан Жан Вессье (Jean Vaissier) влился в ряды этой части. Он был одним из самых возрастных истребителей Свободной Франции (36 лет в 1943 году), но сражался наравне с молодыми летчиками.
22 декабря 1943 года двигатель пятого Спитфайра (BL681/SD-Z), на котором летал Режи Делез, останавливается на взлете. «Лулу», как звали Режи друзья и сослуживцы, падает в деревья на краю взлетной полосы в Хокинге, но, в результате этой катастрофы, получает лишь небольшую гематому на голове.
Кроме разведывательных вылетов, 501 Сквадрон осуществляет прикрытие бомбардировщиков и участвует в наступательных операциях по плану «Ревень» (Rhubarb), смысл которых состоял в том, что небольшие соединения самолетов атакуют наземные цели противника на малой высоте над территорией, занятой врагом. 23 мая 1944 года, когда «Ревень» проходил в районе Байё (Bayeux - город в Нормандии), Спитфайр Vb BM593/SD-Q был поврежден огнем зенитной артиллерии. С оторванной частью крыла Делезу удалось перелететь Ла Манш и приземлиться в Хокинге.
Этот перелет поврежденной машины через пролив становится истинно героическим, если вспомнить, что к маю 1944 года Спитфайр V был уже устаревшей машиной с явно недостаточными характеристиками. На самом деле уже в 1941 году, когда появились Фокке-Вульфы 190, проявилась слабость «пятерки», и лишь Спитфайрам Mk. IX с двигателями Роллс-Ройс Мерлин удалось выравнять ситуацию.
С утра 6 июня 1944 года Режи принимает участие в операции по освобождению Нормандии. Поставленные задачи сменяют друг друга и 14-го числа у него появляется возможность почувствовать под ногами родную французскую землю - из-за остановки двигателя Делез совершает вынужденную посадку в Вер-сюр-Мер и попадает в объятия освобожденных французов. Вскоре будет освобожден Париж, и Режи найдет своих родственников, которым удалось получить весточку от дяди, дипломата из Лондона:
«Когда вы получите это сообщение, Режи уже будет у вас. Вы можете быть горды за него, и вы узнаете его с новой стороны. Он уехал от вас ребенком, а сейчас возвращается мужественным человеком. Он летает сейчас на Темпесте, самом быстром истребителе союзников, он сбивает немецкие ракеты Фау-1, которыми пытаются бомбить Лондон. Вам очень повезло, что у вас есть такой смелый и упорный сын, который добился своего и стал ЧЕЛОВЕКОМ».
Hawker Tempest
Обсудить в блоге автора
Окончание проклятой войны уже виднелось на горизонте:
НА ТЕМПЕСТЕ. НОЧНАЯ ОХОТА НА ФАУ-1
В начале августа 1944 года 501 Сквадрон начинают перевооружать на Хаукр Темпест Mk. V (Hawker Tempest Mk. V) и переводят в Мэнстон (Manston) Шестнадцать пилотов, среди которых и Жан Вессье, переводят в 274 Сквадрон, где они, летая на Темпестах, выполняют дневные миссии, в то время как 501-й, пополненный пилотами, специализирующимися на ночных полетах, остается в Великобритании и переключается на уничтожение планирующих бомб Фау-1.
Наверное, Режи Делез не горел желанием оставаться в Мэнстоне и сбивать эти «жужжащие бомбы» (как называли Фау-1), которые на полной скорости приходили из-за горизонта, оставляя в небе след, похожий на плохое предзнаменование, а затем бесшумно меняли траекторию движения, направляясь к выбранной цели. Главной целью было сбить такие «жужжалки» в полете, либо повредить у них гироскоп, отвечавший за стабильное движение и направляющий Фау-1 к цели, то есть заставить ее упасть и взорваться в каком-нибудь пустынном месте. Сделать это было тяжело и опасно даже днем, не говоря уже про темное время суток, но Режи сократил время своего отдыха, чтобы полностью сосредоточится на этом новом для себя виде перехвата.
Итак, в то время как самым известным французским охотником за Фау-1 был капитан Маридор (Maridor), который погиб 3 августа во время взрыва двигателя одной из таких ракет, Режи сбивает первую Фау (через четыре дня после гибели Маридора), а всего на его счету будет восемь таких «жужжалок». Вторую он собьет в ночь с 23 на 24 августа 1944 года.
Отличительной чертой Темпестов 501-й эскадрильи была полоса цвета „Sky“ и такого же цвета кок винта
Привлечение Темпестов к ночным перехватам Фау-1 достаточно мало изучено, поскольку обычно этим занимались двухмоторные, обладающие радаром и системами навигации Бристоль Бофайтер (Bristol Beaufighter) и Де Хевилленд Москито (De Havilland Mosquito) у англичан и P-61 Блек Уидоу (Black Widow) у американцев.
Рональд Денис (Ronald Denis), новозеландский пилот из 56-го Сквадрона рассказывал, как осуществлялась эта ночная охота за летающими бомбами:
«Темпест был лучшей машиной для этой работы. Все наши самолеты оснащались винтом Ротол (Rotol) с увеличенной до 3 850 оборотов скоростью вращения, а винты Де Хевилленд (De Havilland) не имели такой возможности, тратя часть мощности и иногда даже теряли лопасти из-за возникающих перегрузок. Самолет был очень послушным, и я вспоминаю, как однажды, погнавшись в небе над Лондоном за Фау-1, идущую с непривычной скоростью 645 км/ч, я залетел в зону ответственности защитных аэростатов, где мне и удалось, наконец, сбить эту бомбу. Конечно же, Королевский Корпус Наблюдателей (ROC, Royal Observer Corps, аналог нашей системы ВНОС) предупреждал меня о заходе в запретную зону, но я был поглощен погоней».
Количество Фау-1 неуклонно уменьшалось с середины августа, когда союзнические войска начали продвижение вглубь материка и смогли захватить пусковые установки Фау-1 („Noballs“), однако Люфтваффе переоборудовали ряд бомбардировщиков Хейнкель-111 (Heinkel-111) для запуска «оружия возмездия» ночью с акватории Северного моря. 501 Сквадрон в связи с этим был переведен в Брадвелл Бей (Bradwell Bay), чтобы оттуда противостоять новой угрозе.
1945 год. Взлетают Темпесты
4 декабря 1944 года Режи Делез получил очередное воинское звание - флайт лейтенант (аналог французского капитана). Фау-1 к этому времени становились все более и более редкими, победа и конец войны все отчетливее виднелись на горизонте, а друзья Режи продолжали воздушные схватки в небе Голландии. Немцы в это время организовали ненужное, безумное и кровавое контрнаступление в Арденнах, а 16 декабря этого года Делез сбил свою последнюю Фау-1.
274 СКВАДРОН. ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ
22 февраля 1945 года Режи переводят в 274-й Сквадрон, расположенный в Волкеле (Volkel). Там он встречает много пилотов, знакомых ему еще по 501-му Сквадрону, по августу 1944 года, один из которых, американец Дэвид Фейрбэнкс (David Fairbanks) был человеком, одержавшим первые победы Сквадрона на новом самолет, Темпесте. Носящий прозвище «Ужас Рейна», он стал к этому времени командиром 274 Сквадрона, задачами которого было не только закрепление господства в воздухе, но и нейтрализация транспортного сообщения противника, и в первую очередь железнодорожного.
Волкель, 1944 год. Обратим внимание на «полосы вторжения» на нижней поверхности машин
Вот так вспоминает Пьер Клостерманн (Pierre Clostermann) день 25 февраля 1945 года:
«После завтрака мы решили поэкспериментировать со свободной охотой на очень протяженном маршруте - Ганновер-Магдебург-Кассель. Погода в тот день была плохая, нас сопровождала низкая облачность и туман. Перед вылетом я долго и старательно изучал зоны зенитного огня, но, к несчастью, они каждый день менялись...
Итак, слева от меня шли две пары самолетов, одним из которых управлял только что пришедший в Сквадрон Режи Делез. Мы сделали большую петлю, облетая зону повышенной активности зенитной артиллерии и аэродром Лангенхаген (Langenhagen), где базировались Мессершмитты-262,и внезапно увидели справа двенадцать самолетов Фокке-Вульф 190 (FW-190D-9). Конечно же все разом посмотрели направо, и в этот момент слева три четверти сзади на нас вывалилась четверка Фокке-Вульфов и атаковала крайнюю пару наших самолетов. Я видел пикирующий объятый пламенем Темпест, а в целом все произошло настолько быстро, что я даже не успел среагировать. Еще два самолета, находившиеся слева от меня, были сильно повреждены, один из них отвернул домой, оставляя за собой в небе белую полоску выбивающегося через пробоину гликоля. Я решил прекратить миссию и сопроводить поврежденные самолеты на аэродром.»
Что же произошло затем? Режи Делез постарался вернуться на базу так, как он уже делал 23 мая 1944 года, когда зенитки поломали крыло его Спитфайра. Что остановило его? Зенитный огонь с земли или попавшийся навстречу случайный самолет с черными крестами?
Вернувшись в Волкель Пьер Клостерманн понял, что из полета не вернулся именно Режи Делез. Он прочитал его личное дело, из которого узнал много о сбитых ракетах Фау, о происшествии со Спитфайром и о замечательных летных данных этого молодого пилота.
Дэвид Фейрбэнкс написал семье пропавшего летчика:
«Во время разведывательного полета Лулу атаковал и серьезно повредил вражеский локомотив, а в этот момент его с земли накрыла зенитная артиллерия. Он взял курс на свой аэродром, но поврежденный двигатель заставил его сесть на вынужденную. Из-за низкой облачности мы не увидели момент посадки, очень надеемся, что все хорошо и ждем от него новостей...»
Но Режи Делез не вернулся в Волкель и никто ничего не знал о нем на протяжении шести месяцев...
Двигатель с Темпеста Режи Делеза
В ГОЛЛАНДСКОЙ ДЕРЕВУШКЕ
21 августа 1945 года в голландской деревушке проходила эксгумация «неизвестного летчика». Разбитый самолет «Темпест» со своим двадцатичетырехцилиндровым двигателем Нейпир Сейбр (Napier Sabre) лежали на земле, что указывало на горизонтальный полет самолета на низкой высоте в последние мгновения его жизни. Эксгумацию производили Комиссия по поиску погибших и пропавших без вести совместно с представителями Красного Креста.
Результаты обследования не оставляли сомнений - около замка Бевервеерд (Beverweerd) в Верховене (Werkhoven - провинция Утрехт) со знаками Королевских Военно-Воздушных сил и в чине английского Флайт Лейтенанта лежит Режи Делез. Исследование остатков самолета безусловно установило, что это Темпест EJ775.
Цитата из отчета об эксгумации гласит:
«Среди личных вещей пилота был найден фрагмент национального флага Франции с надписью на нем: „Если я погибну, я хочу быть похоронен завернутым в этот флаг. Да будет так“.»
Слева - Первый крест на месте смерти Режи Делеза. Справа - Лотарингский крест на месте
смерти Режи Делеза
Пилот был перезахоронен на том же месте около большого дерева. Вскоре на захоронении появился первый крест, на котором было написано «Режи Делез. Королевские Военно-воздушные Силы, 25-II-1945». Вскоре этот крест был заменен на другой, лотарингский, выполненный из камня, на котором нанесли FLT LT РЕЖИ ДЕЛЕЗ, ФРАНЦУЗСКИЙ ПИЛОТ КОРОЛЕВСКИХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ. 25 ФЕВРАЛЯ 1945 ГОДА.
В конечном итоге пилот был перезахоронен 30 мая 1947 года в Брюсселе (Bruxelles-Evere) на британской части Лужайки Почета (мемориальное кладбище в Брюсселе, оно выглядит как американское арлингтонское (газон с рядами надгробьев), только с гораздо большим числом асфальтированных дорожек)
Там он находится и по сей день, несмотря на то, что на надгробии, по необъяснимой причине, написано не Делез а Де Лез.
Georges-Didier Rohrbacher
Перевод и комментарии Никиты Донцова и alexww1
Обсудить в блоге автора