Математика, логика, физика. Странные задачи и зарядка для ума

Jul 05, 2015 16:00


Число-палиндром (палиндромон) - это зеркальное число, которое читается одинаково в
обоих направлениях, например, 12421. Изображение: Nick Lee, 2013 год
Споры об условности физических величин, знаменитые головоломки и оригинальные способы решения странных логических задач - в дайджесте «Журнала ЖЖ» для самых умных. Ошибка Эдгара Аллана По

avkost1955 о теории вероятности, игральных костях и творчестве Эдгара Аллана По (1809-1849):
На днях попал мне в руки рассказ Эдгара По «Тайна Мари Роже», решил перечитать. Это из серии рассказов о сыщике-любителе Огюсте Дюпене, который путём блестящего логического анализа исключительно по газетным материалам, не вставая с кресла, восстановил картину запутанного преступления, в раскрытии которого полиция зашла в тупик. Рассказ интересен прежде всего как пример логических построений.
А вот последние строки озадачили. Впрочем давайте приведём их здесь целиком.

«Это одна из тех аномалий, которые, хотя и чаруют умы, далекие от математики, тем не менее полностью постижимы только для математиков. Например, обычного читателя почти невозможно убедить, что при игре в кости двукратное выпадение шестерки делает почти невероятным выпадение ее в третий раз и дает все основания поставить против этого любую сумму. Заурядный интеллект не может этого воспринять, он не может усмотреть, каким образом два броска, принадлежащие уже прошлому, могут повлиять на бросок, существующий еще пока только в будущем. Возможность выпадения шестерки кажется точно такой же, как и в любом случае - то есть зависящей только от того, как именно будет брошена кость. И это представляется настолько очевидным, что всякое возражение обычно встречается насмешливой улыбкой, а отнюдь не выслушивается с почтительным вниманием. Суть скрытой тут ошибки - грубейшей ошибки - я не могу объяснить в пределах места, предоставленного мне здесь, а людям, искушенным в философии, никакого объяснения и не потребуется. Тут достаточно будет сказать, что она принадлежит к бесконечному ряду ошибок, которые возникают на пути Разума из-за его склонности искать истины в частностях.»

Мне кажется здесь замечательный писатель не прав. Давайте попробуем в этом разобраться, используя не так уж много места для текста.
Сначала, впрочем, несколько определений. Случайным называется событие, представляющее собой некоторое испытание, результат которого заранее не известен, но которое может быть повторено неограниченное число раз в одних и тех же условиях. В этом смысле подбрасывание монеты - испытание случайное, а вот футбольный матч нет. Ведь матч не может быть повторен много раз в строго одних и тех же условиях, хотя его исход и не известен заранее. Если испытание, имеющее несколько возможных исходов, произвести N раз и зафиксировать число выпадений n одного из этих исходов, то предел, к которому будет стремиться отношение n/N при неограниченном увеличении числа испытаний и будет вероятностью этого исхода.
Можно показать, что если всего возможных исходов M, и не один из них не является предпочтительным, то вероятность каждого будет 1/M. Так при подбрасывании монеты возможных исходов два, стало быть вероятность выпадения орла 1/2, впрочем, как и решетки.
Автор пишет бросании кости. Здесь при однократном бросании равновероятных исходов 6, следовательно вероятность выпадения шестёрки - 1/6. Посчитаем какова вероятность трёхкратного выпадения шестёрки подряд. В этом случае испытание заключается в осуществлении трёх бросков, исходом такого испытания стать один из вариантов: 111, 112, 113, ........., 666. Если аккуратно выписать все эти варианты, то их окажется 216 штук, а вероятность каждого, в том числе и трёх шестёрок 1/216 или примерно 0,45%. То есть три шестёрки подряд будут в среднем выпадать 4-5 раз за каждые тысячу попыток. Действительно не часто.

Какова вероятность выпадения третьей шестёрки?

Условность расстояния с точки зрения физики

alexthunder уверен - если измерять расстояние не в километрах, а, например, в атомах, то Солнце и ближайший фонарь находятся от вас одинаково близко:
Понятие расстояния для человека понятно интуитивно. Привычное такое понятие. Хорошо интегрируется в повседневный опыт. Шаги, ладони, локти, ступни, сажени - легко представить. Но ситуация с расстоянием радикально меняется с изменением масштаба. Вы вот представляете себе расстояние до Звезды. До любой. Сами выберите какая вам больше глянулась.

Когда мы представляем себе расстояние до Звезды, то автоматически применяем к этому расстоянию некую интуитивно-привычную нам меру. Ну там - длинну своего шага. И сопоставляем мол - дааа, далеко. Несоизмеримо далеко. Кажется по крайней мере так.

На самом деле, мне так видится теперь, что расстояние до Звезды на самом деле в материально-вещественном виде ничуть не больше чем расстояние от Окланда до Москвы. Возможно даже меньше. И вот собственно почему.

Всё дело в плотности материи. На самом деле расстояние от одного конца деревянной метровой линейки до другого имеет целый ряд различных измеряемых величин. Одна из таких величин - количество атомов вещества упакованных между двумя точками. Эта величина на самом деле самая существенная. Почему? Ну хотябы потому что если взять и удвоить расстояние между каждым атомом всей Солнечной Системы, то для наблюдателя находящегося внутри этой системы ничего не изменится. Ну тоесть совсем ничего не изменится - всё останется ровно как есть. Диагональ монитора будет ровно таже что и прежде, размер ноги останется тот же. Никакого вообще изменения не будет. Просто потому что то что измеряется и то чем оно измеряется будет изменено в равной мере. Не будет способа обнаружить изменение.

Есть правда одно туманное обстоятельство которое как бы должно разрушить идиллию. Длинна волны вяких там взаимодействий якобы останется прежней и относительно неё размеры вроде бы должны измениттся. Правда есть в этой теории одна проблема - ни у кого никогда не было способа в этом убедиться. Мы ведь и длинны волн привычно измеряем также саженями, полагаясь на то что мера измерения останется стабильной и постоянной. Так что изменится длинна волны с изменением масштаба гранулярности упаковки атомов или нет - можно только предпогалать.

Проблема масштабируемости пространства не так безобидна и не так виртуальна как может показаться. Просто представьте что наше всё пространство в обозримом диапазоне постоянно то растягивается, то сжимается пропорционально. У нас ведь не будет никакого способа это обнаружить. Ну за исключением как бы постоянной длинны волн, постоянность длинны которых тоже лишь условна и предпогалаема.

Ну а коли так, то и расстояние до Звезды - это тоже лишь вопрос в относительно числе атомов упакованных между нами и Звездой. А их-то как раз может оказаться вполне сравнимое количество с тем что отделяют Москву от Сантьяго. Свет вот к примеру в вакууме ведь быстрее якобы распространяется. Тоесть вопрос именно в частоте препятствий, а не в расстоянии как таковом.

Да и опять таки, а что есть насстояние? Если убрать все атомы вещества между двумя точками. Все совсем убрать - чистый вакуум. Что тогда есть расстояние между этими двумя точками?

Ну вот положим есть точки А, Б и Ц. И между ними чистый вакуум - ни единого атома на всём пути следования от любой точки до любой другой. Как в такой ситуации сказать какое между любыми двумя точками расстояние? В чём его измерить, чем отложить разы? Останется ведь только одна мера - время. Время за которое сигнал (свет) доберётся от А до Б в сравнении со временем за которое от доберётся от А до Ц. Сравниваем время - получаем сравнительную меру расстояния. Становится возможно сказать которое из расстояний длиннее. И это всё что можно сказать на самом деле. Даже насколько нельзя будет сказать. Почему? А потому что время - это тоже производная расстояния. Мы о времени судим лишь как о мере сопоставления преодоления расстояний. Если расстояние не известно, то и время измерить нечем.

Всё на самом деле даже ещё хуже с измерениями времени и расстояния между этими дурацкими точками в пустом пространстве. Мы ведь на самом деле не имеем фактической возможности измерять время долёта сигнала от лочки до точки в пустоте и потом сравнивать. Это только представить возможно, а выполнить такое никак нельзя. Ну просто потому что если мы с нашими измерениями есть, то пустоты значит уже нет. Стало быть и условие начальное уже не соблюдается. Значит эксперимент с измерением времени долёта света от А до Б и от А до Ц - это чистая мысленная абстракция.

Есть правда у этой абстракции одна вполне материальная конкретность. Мы сами сделаны из неких точек пространства между которыми в действительности чистый вакуум. Назовём эти точки атомами, ну или там кварками если хотите - не суть. Так вот между ними-то в действительности ничего нет. Стало быть и расстояние между любыми двумя атомами находящимися по соседству фактически не измеримо. Ну или если быть точнее - оно всегда одинаковое. Если между двумя атомами нет третьего, то расстояние между этими двумя атомами - единица. Всегда одна и таже единица. Просто в силу того что сравнительная характеристика пространства при такой диспозиции отсутствует как категория. Эйнштейн это выражал в виде постоянства скорости света между любыми двумя точками пространства независимо от их собственного поведения.

Где «заканчивается» геометрия и как высчитать расстояние до солнца?

Значимость сюжетов в задачах по математике

CABALLO_MARINO пытается понять, имеет ли задача, в условиях которой яблоки растут на берёзе, верное решение:
«На березе висело двадцать яблок, восемь упало, сколько осталось на березе?»

Общеизвестно, что правильный ответ на такой вопрос: «На березе яблоки не растут!» Общеизвестно и то, что среди попавшихся на удочку первоклашек, помимо нормального большинства - тех, кто посмеется над своей лопоухостью или обидится на розыгрыш, - с достаточной долей вероятности обнаружится и ненормальное меньшинство. Те, кто будет настаивать, что решили правильно. Если по условию задачи яблоки висят на березе, значит, с этим условием и надо иметь дело. Меня не спрашивали, бывает ли такое. Меня спрашивали, сколько осталось висеть, если сначала висело двадцать, а потом восемь упало. Если такое было, то правильный ответ - двенадцать. А что на самом деле этого не было и быть не могло - к делу не относится. Васи с Петей из соседней задачи, которые делили между собой десять тех же яблок, на самом деле тоже никогда не было. Их выдумал автор учебника. Что не отменяет математического факта: если эти несуществующие Вася с Петей делили яблоки поровну, то каждому досталось по пять.

Такие дети - адское мучение педагогов. Они принципиально не желают принимать во внимание несформулированные аксиомы. В данном случае аксиома (не математическая, конечно) состоит в том, что, если в условии задачи содержится какая-то житейская несообразность, то, значит, это вообще не задача, и решать ее не надо, если не хочешь выглядеть дурачком. Ее тебе не для решения давали, а для того, чтобы подловить. Проверить, заметишь ты эту несообразность или не заметишь. Даже если дело происходит на уроке математики - умение угадывать намерения спросившего (и понимать, что эти намерения могут полностью отменять математический смысл задачи) все равно важнее любых математических навыков, и именно это более важное умение нужно продемонстрировать, чтобы получить пятерку. Сорок детей в классе легко поймут и примут это правило без объяснений - сорок первый не поймет и понимать откажется, потому что оно представляется ему нелогичным.

Совсем ад, и в первую очередь для самого ребенка, начинается, если он ту же особенность мышления проявляет и в общении - это действительно катастрофа, потому что правила общения в коллективе сплошь и рядом держатся именно на подобных аксиомах, притом даже не просто неписаных и невысказанных, а таких, которые принципиально невозможно проговаривать вслух - часто потому, что, четко сформулированные, они неизбежно будут выглядеть идиотизмом или скотством. Поэтому нужно делать вид, будто их в природе нет, но при этом всегда учитывать. И будет тебе счастье, и не будет портфелем по башке.

Но про общение - это отдельная грустная песня. Что же касается математики...

Очень долго считалось, что неумение и нежелание пользоваться при решении задач абстрактно-логическим мышлением вместо конкретно-образного - нормальное свойство нормального, живого ребенка, наделенного творческой фантазией. Не то чтобы совсем не было детей, этим свойством не обладавших, но это всегда были правильные скучные девочки, зубрилки и зануды, неспособные по скудости воображения представить себе героев задачника в образах и потому прилежно и уныло складывающие цифры. Но нормальный ребенок должен был над задачником по арифметике думать о том, отдаст он Некту яблоко или не отдаст, представлять себе длинное серое лицо купца, отмеряющего аршины ситца, и «в упор» не понимать, что общего между двумя задачами, если та была про плотников, которые строили дом, а эта про жестянщиков, которые делали ведра. С арифметикой у таких детей были, разумеется, традиционно сложные отношения (ну все, все герои старых детских книг боятся и ненавидят арифметику больше всех школьных предметов, кроме разве что чистописания!), но зато уж на яблоках на березе они если по рассеянности и попадутся, так сразу же и поймут, и охотно признают, что ответили неправильно.

Потом в тех, кто в правило не вписывался, во всяком случае, не вписывался слишком уж очевидно и последовательно, вдруг стали замечать какие-то иные качества, помимо недоразвитости воображения (в частности, то самое демонстративное нежелание ни в теоретических задачах, ни в практической жизни считаться с тем, чего как бы и нет, но есть, или привычку требовать четких формулировок того, что формулировать не положено и что должно быть понятно без слов), и они начали вместо равнодушия или легкого сочувствия к их убогости вызывать уже не столько презрительную, сколько боязливую неприязнь.

Постепенно их привыкли уже просто считать шизофрениками. А теперь каждый суслик даже человек, и отдаленно не знакомый с психиатрией, на расстоянии уверенно диагностирует у них аутизм. (Последняя перемена произошла точно на моей памяти, я в школе еще не аутисткой, а как раз шизофреничкой доучивалась:)))

О физиках и лириках

Модифицированная загадка Эйнштейна и оригинальный способ её решения

rojkov предлагает превратить головоломку Альберта Эйнштейна (1879-1955) в квест с гробницами, сокровищами и поисками философского камня:
Авторы Дмитрий Антипов, Вячеслав Рожков.
Эйнштейн на службе ролевого человечества

Одна из самых сложных задач при проектировании ролевой игры - создание шестеренки завязок между персонажами и группами персонажей. Предлагаем вашему вниманию одну из техник создания такой шестеренки, которая опирается на задачу Эйнштейна. Техника была опробована на игре «Умереть в Иерусалиме», в регионе Египет.

Загадка Эйнштейна. Материал из Википедии.

Загадка Эйнштейна - известная логическая задача, по легенде созданная Альбертом Эйнштейном в годы его детства. Также бытует мнение, что она использовалась Эйнштейном для проверки кандидатов в ассистенты на способность к логическому мышлению. Иногда автором головоломки называют Льюиса Кэрролла. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что задачу придумал Эйнштейн или Кэрролл. Более того, в приведённом ниже условии задачи упоминаются марки сигарет, например Kools, которые не существовали при жизни Кэрролла и во времена детства Эйнштейна.
Здесь приведён первый известный опубликованный вариант головоломки, который появился в журнале Life International (англ.) в номере от 17 декабря 1962 года.

На улице стоят пять домов.
1. Англичанин живёт в красном доме.
2. У испанца есть собака.
3. В зелёном доме пьют кофе.
4. Украинец пьёт чай.
5. Зелёный дом стоит сразу справа от белого дома.
6. Тот, кто курит Old Gold, разводит улиток.
7. В жёлтом доме курят Kools.
8. В центральном доме пьют молоко.
9. Норвежец живёт в первом доме.
10. Сосед того, кто курит Chesterfield, держит лису.
11. В доме по соседству с тем, в котором держат лошадь, курят Kools.
12. Тот, кто курит Lucky Strike, пьёт апельсиновый сок.
13. Японец курит Parliament.
14. Норвежец живёт рядом с синим домом.
Кто пьёт воду? Кто держит зебру?

В целях ясности следует добавить, что каждый из пяти домов окрашен в свой цвет, а их жители - разных национальностей, владеют разными животными, пьют разные напитки и курят разные марки американских сигарет. Ещё одно замечание: в утверждении 6, справа означает справа относительно Вас.
Как решать эту задачу, Вы может прочитать в той же Википедии. Ну или решить ее самостоятельно, это тоже интересное упражнение для ума. Мы приведем ответ для тех, кто читает журнал в дороге, без доступа в Интернет.

В вышеизложенном решении неявно предполагалось, что первый дом - крайний слева. Если предположить, что первый дом - крайний справа, получим немного другую ситуацию, но тот же ответ. Норвежец всё так же пьёт воду, а японец держит зебру.



Превращаем загадку в квест

Легко заметить, что у нас есть отличная основа для шестеренки ролевой игры. Надо только заменить признаки из загадки на аналогичные, подходящие к игровой метафоре.

Ну прежде всего, дома надо заменить на гробницы, в которых похоронены великие люди и хранится что-то жутко важное для группы приключенцев.

Так появился текст:
Египтяне умеют хранить тайны и сокровища.

На протяжении многих веков существует тайное братство хранителей могил.
Члены братства участвовали в погребении многих великих людей прошлого и знают, где хранятся их останки, а также драгоценности и артефакты, погребенные с этими знаменитыми людьми.

К услугам братства прибегали много раз - при погребении великого зодчего Имхотепа, великого мудреца Тота Триждывеличайшего (Гермеса Трисмегиста), великого праведника Иосифа Прекрасного, богатейшего из всех фараонов Тутанхамона, Последний раз к ним обратился коптский патриарх с просьбой укрыть в древних гробницах мощи Св. Марка, опасаясь, что их смогут выкрасть крестоносцы.

Члены братства связаны страшной клятвой и никогда не раскрывают чужакам секрет этих погребений, В семьях наследников великих деятелей прошлого до сих пор хранятся лишь отдельные указания на то, как проникнуть в древние могилы. Точных данных ни у кого нет.

Коптский патриарх знал, как найти путь к гробнице святого Марка, но он и его ближайшие сподвижники умерли от таинственной болезни вскоре после того, как посетили великие Пирамиды. Нынешние клирики коптской Церкви знают про этот путь лишь частично.

Известно, что все пять захоронений находятся в одном коридоре великой пирамиды, но к каждой двери нужен свой ключ. Если вставить не тот - сработает ловушка и искатель приключений погибнет.

Эти ключи поразбросаны по миру в силу бурных исторических событий.
Найти их может тот, кто соберет все данные.
Далее мы заполняем таблицу с ответами



Остается только пользуясь этой таблицей выписать подсказки для игроков. В зависимости от того, насколько сложным мы планируем сделать квест, количество подсказок можно увеличивать и уменьшать. Важно, что задачу можно решить, собрав не все подсказки и приложив голову.
Этапы решения задачи -
1. найти египтян, обладающих другой частью исходных условий задачи Энштейна и собрать полный комплект исходных условий; либо отыскать все эти исходные условия в библиотеке.
2. Решить задачу Энштейна - установить последовательность могил и национальность хранителей ключей
3. отыскать хранителя нужного тебе ключа и вскрыть нужную тебе могилу
4. найти в могиле древнеегипетский текст и расшифровать его с помощью билингвы, хранящейся в Иерусалиме
5. познать Смысл Бытия.
Полный комплект исходных условий для решения задачи Энштейна

1.В ВЕЛИКОЙ ПИРАМИДЕ ПЯТЬ ГРОБНИЦ.
2.ТРИСМЕГИСТ ПОКОИТСЯ В ГРОБНИЦЕ С ПЕЧАТЬЮ МЕРКУРИЯ.
3.КЛЮЧ ОТ МОГИЛЫ ИОСИФА ПРЕКРАСНОГО ХРАНИТ ЧЕЛОВЕК, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ РЕМЕСЛОМ «Г».
4.КЛЮЧ ОТ МОГИЛЫ С ПЕЧАТЬЮ ЮПИТЕРА ХРАНИТСЯ В ДАМАСКЕ.
5.КЛЮЧ ОТ МОГИЛЫ ИМХОТЕПА ХРАНИТСЯ В БАГДАДЕ.
6. ГРОБНИЦА С ПЕЧАТЬЮ ЮПИТЕРА РАСПОЛОЖЕНА СРАЗУ СПРАВА ОТ ГРОБНИЦЫ С ПЕЧАТЬЮ ЛУНЫ.
7.ХРАНИТЕЛЬ КЛЮЧА, ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ К ДОМУ ИЗРАИЛЯ, ЗАНИМАЕТСЯ РЕМЕСЛОМ «В».
8.КЛЮЧ ОТ ДВЕРИ, ОПЕЧАТАННОЙ СОЛНЦЕМ, ХРАНИТ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
9.КЛЮЧ ОТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГРОБНИЦЫ ХРАНИТСЯ В АНТИОХИИ.
10. МОЩИ СВЯТОГО МАРКА ЛЕЖАТ В ПЕРВОЙ ГРОБНИЦЕ.
11. ГРОБНИЦА РЯДОМ С ТОЙ, КЛЮЧ ОТ КОТОРОЙ ХРАНИТ ИУДЕЙ, ОТКРЫВАЕТСЯ КЛЮЧЕМ, НАХОДЯЩИМСЯ У ЧЕЛОВЕКА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ РЕМЕСЛОМ «А».
12. РЯДОМ С ГРОБНИЦЕЙ, КЛЮЧ ОТ КОТОРОЙ НАХОДИТСЯ У ЧЕЛОВЕКА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ РЕМЕСЛОМ «Б», НАХОДИТСЯ ГРОБНИЦА, КЛЮЧ ОТ КОТОРОЙ ХРАНИТ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
13.КАТОЛИК, ХРАНЯЩИЙ КЛЮЧ ОТ ГРОБНИЦЫ, ЖИВЕТ В ИЕРУСАЛИМЕ.
14. КЛЮЧ ОТ ГРОБНИЦЫ ТУТАНХАМОНА ХРАНИТ СУННИТ.
15.МОЩИ СВЯТОГО МАРКА ПОКОЯТСЯ РЯДОМ С ГРОБНИЦЕЙ, ОПЕЧАТАННОЙ ПЕЧАТЬЮ ВЕНЕРЫ.

В целях ясности следует добавить, что каждая из пяти гробниц опечатана своим символом, хранители ключа занимаются разными ремеслами, живут в разных городах и исповедают разные религии, «право» и «лево» определяются относительно зрителя, стоящего лицом к гробницам.

Квесты

КВЕСТ № 1. Святой Марк, автор Евангелия, обратил в христианство египтян. Копты - одна из самых древних христианских церквей, поэтому мощи св. Марка являются ценнейшей реликвией. В 9 веке они были похищены из Египта и ныне хранятся в Венеции, в соборе св. Марка. Мы немного погрешили против истории и перенесли историю похищения в 12 век. Поиски мощей святого Марка ведут:
1. Коптский священник. Хочет вернуть утраченную реликвию.
2. Госпитальеры. Хотят похитить реликвию и отвезти в Европу.

КВЕСТ № 2. Поиски мощей Трисмегиста ведут алхимики. Это сведения об универсальных артефактах, которые могут составить вместе философский камень - ключ вечной жизни.

КВЕСТ № 3 Поиски мощей Имхотепа ведут ученые архитекторы. Это еще один способ сделать себя вечным. В гробнице Имхотепа хранится тайна готической архитектуры.

КВЕСТ № 4 Поиски могилы Иосифа Прекрасного ведут евреи и духовенство Иерусалима.

КВЕСТ № 5 самый традиционный. Поиски сокровищ Тутанхамона ведут все, кому не лень.

Сюжет в общих чертах таков: каждая группа искателей приключений в Египте знает все детали, кроме тех, что касаются хранителей ключа (даем им несколько табличек, на каждой из которых - по одной строке из 15-ти, но не все сразу).

Реализация и итоги

Хитрый способ решения логических задачек

birdcatcher_911 всю ночь ломала голову над детской задачкой, но но только объединившись с сестрой узнала хитрый способ решения логических тестов:
Когда у меня случается кризис самооценки, я иду утешаться в объятья логических тестов. Эта традиция зародилась одним мглистым вечером, когда я нечаянно набрала максимальное количество баллов в тесте на логическое мышление, обойдя представителей технического вуза, любивших посмеяться над несмышленными гуманитариями, не познавшими радостей матана и сопромата. С тех пор в ситуациях, когда нормальные люди едят мороженое вёдрами и смотрят мелодрамы, я стряхиваю с этого триумфа пыль прошедших лет: выбираю тест посложнее и убеждаюсь, что умение делать правильные выводы на основе суждений не покинуло меня. Здравый смысл покинул, а оно не покинуло. Это прекрасно, жаль только, логическое мышление дурости не помеха.

Логические задачки - мой сорт героина, моя большая азартная любовь. Собственно, любые задачки, загадки и головоломки - моя большая азартная любовь, но там, где нужна сухая логика, я могу потешить своё хилое самолюбие, а вот об головоломки, требующие творческого подхода, мне иногда случается обломать и зубы, и самолюбие.

Даже 5 часов утра, усталость и убийственное желание спать не могут заставить меня покинуть поле брани, если передо мной вызывающе реет стяг непокоренной задачки.

Библия обещала посрамление гордым - Библия не балабол. Сегодня меня унизила и растоптала задачка настолько примитивная, что только желание исповедаться, покаявшись во всех грехах, заставляет меня писать этот пост. В роли победителя моего самолюбия выступил журнал Славы Сэ, сообщивший, что вот эту задачу Маша решает за минуту: «На сельский праздник пришло двадцать пять человек: рыцари, крестьяне и девицы. Рыцари всегда говорят правду, крестьяне всегда врут, девицы то так, то эдак. На вопрос „ты рыцарь?“ утвердительно ответили семнадцать человек. На вопрос „ты девица?“ ответили „да“ двенадцать человек. И восемь опрошенных назвали себя крестьянами. Первый вопрос: Сколько на самом деле рыцарей?»

Взрослый человек, не спящий в пять часов утра по собственной глупости, почувствовал себя уязвленным: ребёнок может решить эту задачу за минуту, а я что? А я уже минуту пялюсь в монитор - и хоть бы мыслишка. Взрослый человек попытался растолкать своё прославленное в битвах логическое мышление. Логическое мышление посоветовало выключить компьютер и лечь спать - после чего отвернулось на другой бок и нагло захрапело. Взрослый человек почувствовал, что его все предали.

Но сну не сдаётся наш гордый «Варяг». Доктор Джекил во мне давно спал, поэтому мистер Хайд беспрепятственно доколебался до старшей сестры, выставив ей в 5 утра предъяву: раз у неё в школе был предмет «Алгебра логика», значит, она должна щелкать такие задачки, как семечки. Сестра знает, насколько бессмысленно спорить с сумасшедшими, поэтому ответила: на «Алгебре логики» они для решения похожих задач составляли таблички, а после составления таблички становилось всё понятно, озарение снисходило само собой. Мистер Хайд заинтересовался: «Какие ещё таблички?» - после чего прошел ускоренный утренний курс решения задач по алгебре логики.

Помогают ли таблички на самом деле?

s_логика, main, lifestyle, логика, задача, psy, science, математика

Previous post Next post
Up