Иллюстрация:
Британская библиотека
Манипуляторы окружают нас. Они - повсюду.
На любой вопрос или пожелание следует смотреть с подозрением.
ivan-der-yans раскрывает их коварные секреты на примере небольшого диалога из романа Николая Чернышевского «Что делать?», написанного в 1863 году.
С раннего детства человек сталкивается с манипуляторами. Они могут быть стихийными, неосознанными, но от этого не становятся менее опасными.
Мы все сталкивались с бытовыми манипуляторами в том или ином варианте.
В жж, последнее время, широко освещается эта проблема.
О манипуляторах писали: людмилапсихолог (она же петрановская), улитза (она же рублёва), гутта хоней, мио-мио, и прочий кошмарный психологиньческий курятник.
Писали они, естественно, поверхностно и некомпетентно. Причин тому много: кто-то выдаёт себя за психолога, на деле им не являясь; кто-то не хочет раскрывать все ходы и методики, чтоб и дальше спокойно манипулировать своими читателями.
Именно по этой причине, я посчитал нужным более полно рассказать о секретных приемах бытовых манипуляций. Для удобства, разбор приёмов будет сделан на основе коротенького отрывка из романа Чернышевского «Что делать?», герои которого - Верочка и Лопухов - как раз и являются прирождёнными, идеальными манипуляторами. Роман (и его название) во многом этому и посвящен.
Итак:
В среду в 11 часов, пришедши на бульвар, Лопухов довольно долго ждал Верочку и начинал уже тревожиться; но вот и она, так спешит.
- Верочка, друг мой, не случилось ли чего с тобой?
- Нет, миленький, ничего, я опоздала только оттого, что проспала.
- Это значит, ты во сколько же часов уснула?
- Миленький, я не хотела тебе сказать; в семь часов, миленький, а то все думала; нет, раньше, в шесть.
- Вот о чем я хотел тебя просить, моя милая Верочка: нам надобно поскорее посоветоваться чтоб обоим быть спокойными.
- Да, миленький, надобно. Поскорее надобно.
С самого начала сцены Николай Гаврилович Чернышевский показывает страшную и безжалостную схватку двух могучих умов.
Даже не видя друг друга, не разговаривая, герои пытаются произвести манипуляцию друг другом. Это повседневная вещь, так называемые невербальные манипуляшки и видно, что и Верочка и Лопухов в совершенстве ими владеют.
Верочка опаздывает. Верочка даёт почувствовать Лопухову, насколько важна она в его жизни и даёт ему понять, что это именно он должен её ждать.
И Лопухов наносит ответный удар - он начинает тревожиться. Как это выверено и точно! На нашем психологическом языке данный приём называется «каменный батут». Тревога Лопухова напрочь убивает все успехи Верочки связанные с опозданием. Тревожась, Лопухов показывает свою жертвенность и бескорыстность, показывает, что ему неважно кто кого ждёт, а важна сама Верочка.
Верочка достойно принимает вызов Лопухова. Она не просто спешит, а так спешит (специально подчёркивает писатель), тем самым показывая Лопухову - твоя жертвенность и тревога по сравнению с моей жертвенностью и тревогой - ничто, я дама, а так спешу, невзирая ни на что, а ты расселся тут.
Лопухову ничего не остаётся как попытаться перехватить инициативу:
- Верочка, друг мой, не случилось ли чего с тобой?
В этой фразе Лопухов использует сразу два манипулятивных приема: «мягкая рогатка» и «ласковый набат».
Называя Верочку (с которой они планируют жениться) другом, он ненавязчиво ей показывает, что грань между невестой и другом достаточно тонка, и Верочка, если будет много выпендриваться, легко может перейти из одной категории в другую. Одновременно, второй частью фразы Лопухов показывает своё участие и намекает на то, что всё можно вернуть и исправить.
- Нет, миленький, ничего, я опоздала только оттого, что проспала.
Блестяще отвечает Верочка, используя психологические приёмы «сливной стог» и «улыбка синицы».
Намеренно не обращая внимание на «друг мой», она продолжает называть Лопухова «миленький», тем самым показывая мелочность и ничтожность его угроз и как бы великодушно его прощая за них, а наивная и вместе с тем такая трогательная причина опоздания, должна показать Лопухову, что он вообще-то берега попутал, перед ним хрупкая молодая девушка и фитилёк бы надо притушить.
- Это значит, ты во сколько же часов уснула?
Странное построение фразы - это не небрежность писателя, напротив - каждое слово на месте.
Лопухов идёт в атаку. Лопухов применяет «таран заботы». Сколько всего стоит за этим это значит: пила вино и хохотала, целовалась с конюхом, трахалась с городовым, что угодно и у Лопухова сейчас разорвётся сердце.
- Миленький, я не хотела тебе сказать; в семь часов, миленький, а то все думала; нет, раньше, в шесть.
Парирует Верочка. Стильно. Тонко. Сбивчивыми словами я не хотела тебе сказать она показывает насколько её вывели из равновесия подозрения жениха, насколько она ранена, прямо до потери внятной речи - она убита, убита им всего лишь за то, что думала до шести часов утра свои мысли, в которых немало места занимал и Лопухов, а он вот так вот с ней. Оговорка шесть или семь добавляет фразе убедительности.
- Вот о чем я хотел тебя просить, моя милая Верочка: нам надобно поскорее посоветоваться чтоб обоим быть спокойными.
Лопухов не признает поражения, но признаёт силу соперника. Используя приём «кран-балка», он говорит Верочке: я возвращаю тебя в милые, созываю совет, но спикером там буду я, иначе всё будет неспокойно.
- Да, миленький, надобно. Поскорее надобно.
Верочка применяет «тусклое зеркало», но в целом согласна на ничью.
Схватка двух титанов манипуляции закончилась ничем, противники были достойны друг друга.
Очутись мы на месте одного из них - всё закончилось бы плачевно. Не прошло бы и пяти минут, как мы ползали бы перед Верочкой или Лопуховым на коленях и молили о снисхождении.
Но не стоит забывать, что манипуляторы классом пониже окружают нас. Они повсюду. И на любой вопрос или пожелание следует смотреть с подозрением, а лучше просто отвечать: не на того напали.