Выработка молока регулируется в самой груди с помощью специального вещества - «фактора,
ингибирующего лактацию» (ингибитора). Фрагмент картины Андреа Соларио (1460-1524)
«Мадонна с зелёной подушкой», около 1507 года
Публичное кормление грудью всегда вызывает бурное обсуждение - это нелицеприятная демонстрация человеческой жизнедеятельности или естественный процесс? Несколько тезисов в защиту женской груди и грудного вскармливания в дайджесте «Журнала ЖЖ».
fischdottir предлагает обсудить дискриминацию женщин по факту наличия груди
Навеяно бурным обсуждением в феминистических сообществах. Тут и тут. Полагаю, что мнение мое может оказаться непопулярным с одной точки зрения, и популярным поперек моей позиции с другой, но выскажусь тем не менее.
У женщин есть грудь, и как бы кто ни хотел, она у них будет, если не отрезать. Грудь является половым признаком, но не является половым органом. Мужики ровно так же пускают слюни каждый на свой фетиш из многочисленных частей женского тела, не относящихся к половым органам. Кое-где так активно пускают, и настолько назначают женщин виноватыми за это, что им и с открытым лицом ходить нельзя. Вряд ли кто-то в здравом уме считает лицо половым органом. Я хуже скажу, задница - тоже не половой орган, хоть и лежит в опасной близости.
Я не понимаю почему отказ от материнства должен сопровождаться дискриминацией тех, кто не отказался. Во первых, мы все как-то все-таки родились на свет и это произошло не в пробирке. Во вторых, предложение матери младенца выйти покормить в другое место - это именно дискриминация. Есть разница между демонстративностью и неизбежностью. Мы протестуем против проникновения мужчин в женские пространства - почему тогда женщин можно выдавливать из пространств, которые даже не принадлежат мужчинам?
И посмотрите, что получается - кормление сравнивают с потением, сморканием менструацией и дефекацией. Но во первых, из этого списка уникальными для женщин являются только менструация и кормление, а во вторых, и то, и другое непристойным объявили мужчины. Да, кстати,слезы тоже выделение. Мужики считают, что женский породный признак.
На мой взгляд неприязнь к женской груди, выполняющей свою единственную прямую функцию - игра на руку патриахату. Во первых, потому, что закрепляет сексуализацию органа, который несет таковую функцию исключительно в воспаленном мужском воображении. Во вторых, потому что является неприязнью к женскому телу. В третьих, потому что позволяет тому же патриархату сегрегировать женщин по своему усмотрению. Помимо прочего, неприязнь к открытости такой же части тела, которая есть у всех нас (не половых органов!), стоит примерно там же, где страх выйти на улицу без косметики и желание подогнать себя под модный рост-вес-цвет.
Если говорить о демонстративности - давайте для начала разберемся, что это такое. У нас почему-то считается, что по умолчанию если тебя видно - ты демонстративна. Это чья логика-то? Это логика насильника. Это то же самое "самадуравиновата". Посмела не спрятаться - значит нагло демонстрирует. Это неправда. Это неправда потому, что быть собой не означает демонстрировать себя. Демонстрировать означает специально показывать, чтоб другие смотрели. Да, будете смеяться, даже если неосознанно - все равно специально, чтоб другие смотрели. Цель такая. Я даже могу поверить, что есть женщины, которые хотят, чтоб на них смотрели, когда они кормят младенца - мало ли какие извивы психики случаются. Но это происходит именно потому, что часть тела, которой это делается - сексуализирована. Так фигли поддерживать сексуализацию? Или прятаться? Ровно такая же хрень, как продавливание обязательного ношения лифчика всеми женщинами, начиная с возраста, как впервые встанет на ноги. А то не дай бог кто посмотрит на грудь и возбудится. А женщина не успеет усвоить, что ей надо прятаться, а то самадуравиновата. Честно говоря, я была бы рада поддержать акцию против дискриминации женщин по факту наличия груди, к примеру, явившись в макдональдс с муляжом ребенка.
И я предпочту с другими женщинами выступить за то, чтобы мужчины не смели унижать женщин, чем с частью женщин против другой части женщин. Нет, я не вижу специальной ценности в материнстве, и не считаю его единственным женским предназначением. Я вообще считаю, что разговоры о предназначении другого человека неприемлемы, как попытка его контролировать. И что с разговорами о своем личном предназначении та же засада - предназначение означает отсутствие выбора, хрен я под таким подпишусь.
Если что, я чайлдфри из вполне идейных соображений - не вижу повода в существующий мир приводить еще кого-то, вне зависимости от пола. Детей не люблю, взрослых тоже. ГВ святым не считаю, овуляшество не приветствую. Полагаю личное пространство каждого неприкосновенным. Полагаю демонстрацию половых органов насильственным вторжением в чужое личное пространство. Отказываюсь считать женскую грудь половым органом из-за того, что так считают мужчины. Признак пола не равно половой орган.
Обсудить в блоге автора
lacrar делится тезисами о сексуализации женской груди
Я обычно стараюсь не писать посты по мотивам холиваров, но сегодня чувствую потребность выразить свое мнение по поводу грудного вскармливания в общественных местах.
Исходная дискуссия здесь, на другие родившиеся из этого поста реакции давать ссылок не буду.
Сначала тезисно.
1) Я не считаю сексуализацию женской груди чем-то непреложным и правильным.
То, что сейчас женскую грудь принято прикрывать и у многих вид голой кожи где-то в области женской груди или - о ужас! - голого соска вызывает стресс или неконтролируемые сексуальные фантазии не означает, что по-другому быть не может. А теперь, что выгодно женщинам? Стыдиться, прятать, подвергаться осуждению и осмеянию или всего этого не делать? Ведь запрет на оголение груди существует и отдельно от периода лактации, и касается каждой. Так остро этот вопрос встал именно с кормящими не оттого, что они упирают на свои «привилегии», а оттого, что им оголять грудь необходимо по вполне бытовым причинам.
2) Я не считаю, что отстаивание возможности кормить грудью в общественных местах однозначно связано с гиперозабоченностью здоровьем ребенка.
Это к акцентированию внимания на комбинации «грудное вскармливание и питание в Макдональдсе». По моему мнению, самое феминистичное, что мы можем сделать - вывести дискурс из замкнутого круга «польза ребенка - неудобство окружающих» в область интересов самой женщины.
3) Я не считаю, что бездетные феминистки должны противопоставляться матерям.
Беременность внутри тела женщины на данный момент - единственный доступный нам способ размножения. Если опустить его масштабы (в целом, я не принимаю лозунгов о повышении рождаемости и нынешние темпы увеличения населения меня беспокоят), допустить даже, что только половина женщин, или и того меньше, в своей жизни будут рожать, это все равно значительная группа женщин, и их интересы должны учитываться пропорционально их количеству. Если нам интересны женщины как класс, а не только своя группа, и если мы не заинтересованы в вымирании человечества, придется придумывать, как без неприятия относиться к материнству.
4) Я считаю, что никто не обязана «перетерпеть» период кормления дома.
Ограничение свободы передвижения - самая что ни на есть прямая дискриминация.
А теперь, картинки, которые у меня возникли в ходе прочтения комментов.
Вот есть женщина, не феминистка, возраста оглушительного боя «биологических часов» (ну, скажем, 35). Она не верит в системное угнетение (скорее всего, просто о нем не думала), а жизнь у нее складывается плохо, уже понятно, что мужики - козлы, стремиться к чему - непонятно, карьеру строить и самореализовываться - сложно и никто не одобряет, с другой стороны, мужчину для образования семьи тоже не встретила, поскольку не готова мириться с тем дерьмом, что предлагается. Она запуталась. Единственный светлый образ, который остался в голове, и в котором не успела разочароваться - материнство. Вот она родила, без мужа. И не случилось сиюминутного материнского счастья и мимими. Может, постнатальная депрессия случилась. Запереть ее дома, запретив кормить в общественных местах? Может, только и на полгода. За эти полгода психика может изрядно разрушиться. А в состоянии подавленности можно и выученную беспомощность заработать - и остаться сидеть дома еще долго, потому что нигде не нужна. Чего мы добьемся, уличив ее в попытке использования материнских «привилегий»? Она в изоляции и видя нашу агрессию не прозреет, не увидит патриархатного наебалова. Не устыдится и не покается (это, что ли, нужно?) Это может ее добить, только и всего. В то время, как возможность общаться с подругами (вряд ли она потащит ребенка и будет его кормить на свидании или в компании с преобладанием мужчин) может сменить вектор. Если и есть вероятность, что эта женщина придет в феминизм - то только если помочь ей выбраться из дома.
Есть другая женщина, молоденькая, родила до того, как успела закончить ВУЗ. Запретить ей кормить на людях и отложить на неопределенный срок образование, предоставив ее интересам возможность необратимо сузиться до ККК? Опять же, в изоляции она не прозреет. Если и есть вероятность, что эта женщина придет в феминизм - то только если помочь ей выбраться из дома.
Есть жертва абьюза, которая родила по принуждению мужа. Здесь, конечно, невелика вероятность, что она лишний раз выйдет на улицу даже если ей разрешить, потому что будет находиться на самом дне, без эмоционального и всех остальных ресурсов, но если и есть вероятность, что эта женщина вырвется из порочного круга - то только если помочь ей выбраться из дома.
Как часто женщина, не будучи феминисткой станет делать феминистичный выбор? Очень нечасто, потому что это почти всегда требует каких-то жертв и, пройдя женскую социализацию, мы ориентированы в противоположном направлении. Чтобы женщины не пользовались своими «привилегиями», ущемляющими других женщин (=делали феминистический выбор), они для начала должны сознательно прийти в феминизм. А для этого выйти из дома.
P. S.: Думаю, необходимо уточнить, что сама я не рожала и не собираюсь, и испытываю некоторый дискомфорт, когда смотрю на кормящую женщину после долгого перерыва. Свои ощущения могу пояснить - когда я вижу процесс кормления, я представляю ощущение, которое возникает у женщины при движении молока в груди, и оно мне кажется неприятным. Я не знаю, какое оно на самом деле, наверняка ошибаюсь, но есть вот такая непроизвольная реакция, которую я предпочитаю оставить при себе и не кривиться.
Обсудить в блоге автора