![](http://ic.pics.livejournal.com/oceanizm/71632508/3419/3419_900.jpg)
Прежде чем стать художником, Сандро Боттичелли (1445-1510) был учеником
у мастера по золоту. Считается, что свою фамилию будущий художник получил от него
С. Боттичелли «Рождение Венеры», ок. 1483-1485 гг.
Картина - не просто яркое изображение на стене музея. Полотна могут «разговаривать» с потомками, делиться взглядами художника и его собственной историей, провозглашать эстетические идеалы и даже предсказывать будущее.
amans-artis рассказывает о важнейших функциях искусства и о том, какую роль оно играет в нашей жизни.
Картины как источник «крылатых выражений» и философских размышлений:
Чтобы задать правильный с точки зрения риторики тон, начну с истины, с которой не поспоришь: Искусство играет в жизни человека огромную роль. Даже люди, которые искусством не интересуются, все равно живут под его влиянием, потому что художественные образы, создаваемые различными авторами на протяжении многих веков, прочно укоренились в нашей жизни, во многих ее сферах. Наиболее яркие из них давно ушли в народ, а также кочуют из одной области искусства в другую: живописные образы используются в рекламе, в кинематографе, в литературе, музыкальные произведения связаны с hi-tech сферой, да даже в самой что ни на есть бытовой речи используются аллюзии на произведения искусства. Многие, наверно, слышали выражение «Картина Репина „Не ждали“». Вот она, кстати:
![](http://ic.pics.livejournal.com/oceanizm/71632508/1921/1921_900.jpg)
И. Репин (1844-1930) «Не ждали», ок. 1884-1888 гг.
Так что мы просто не можем прожить, ни разу не столкнувшись с искусством.
Какую же именно роль искусство играет в нашей жизни? Специалисты выделяют несколько его функций. Кое-где даются пояснения, которые отличаются большим количеством умных слов, выверенностью фраз и точностью формулировок. То, что нужно для специалиста, но для меня, как для любительницы искусства, этот суп пресноват, потому что абсолютно не приправлен примерами. Поэтому я решила проиллюстрировать эти функции сама. Примеры взяты из изобразительного искусства, а еще точнее, живописи, потому что она интересует меня в первую очередь.
Итак:
Познавательная функция: познание человеком окружающего мира, людей, самого себя. Здесь имеется в виду не только передача информации, но и анализ действительности при помощи художественных образов, а также сам процесс понимания языка художественного произведения.
![](http://ic.pics.livejournal.com/oceanizm/71632508/3299/3299_900.jpg)
П. Гоген (1848-1903) «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»,
ок. 1897-1898 гг.
Эту картину Гоген написал на Таити, пребывая в угнетенном душевном состоянии и тяжело переживая смерть единственной и любимой дочери Алины. Это масштабное полотно (его размер 139×375см) отражает духовные искания и философские размышления автора о происхождении человека и смысле его существования. Художник изображает течение жизни от младенчества до старости (справа налево) на фоне дикой тропической природы, где человек, кажется, находится в своей естественной среде. Не осознающее тягот бытия младенчество, беззаботная, не желающая замечать их юность, и старость, согнувшаяся под бременем многих знаний (а, следовательно, и печалей, как известно). Отдельное место занимает статуя божества, как символ сверхъестественных, высших сил. Она олицетворяет собой мысль о том, что земная жизнь - это еще не все: есть что-то до нее и будет что-то после. Что в итоге: в каком бы возрасте люди ни были, они перед лицом неизвестности. Думаю, никто не отказался бы получить ответы на вопросы, которые задает автор. Однако в самой картине ответ не предлагается: художник только ставит вопросы, размышляет, философствует и созерцает. Интересно, нашел ли он какой-нибудь ответ для себя?
![](http://ic.pics.livejournal.com/oceanizm/71632508/2275/2275_900.jpg)
П. Брейгель (1525-1569) «Вавилонская башня», 1563 год
В основу картины легла библейская притча о строительстве Вавилонской башни. Однако автор переосмысливает сюжет и выдвигает идею о том, что в неудаче при строительстве Вавилонской башни было повинно не внезапное смешение языков, насланное Господом людям в наказание за гордыню, а ошибки при проектировании и строительстве. Башня кренится, и мы понимаем, что вся эта конструкция весьма непродуманна, а исполнение оставляет желать. Очень актуально и сегодня: нечего на языки пенять, когда архитектор бездарь и строители криворуки, а бюджет освоен со знанием дела.
Читать далее в блоге автора
Как «пообщаться» с картиной:
Вторая функция искусства, которая будет рассмотрена (я не располагаю их по степени важности, порядок здесь произвольный) - коммуникативная. Она заключается в передаче информации, как от человека к человеку, так и от поколения к поколению.
![](http://ic.pics.livejournal.com/oceanizm/71632508/2996/2996_900.jpg)
Я. ван Эйк (1385(1390)-1441) «Портрет четы Арнольфини», ок. 1390-1441 гг.
Эта картина примечательна не только тем, что на ней изображен «мужик, который на Путина похож». Самое интересное в ней - то, что это не просто картина, а своего рода свидетельство о браке. На полотне запечатлена церемония бракосочетания. В зеркале (если присмотреться), можно увидеть свидетелей, причем свидетелей заключения не самого брака (для этого свидетели были не нужны), а брачного контракта. Здесь мы наблюдаем заключение так называемого «брака левой руки»: невеста стоит по левую руку от жениха, а не справа, как это было принято. Это означает, что брак заключается между людьми, неравными по своему социальному положению. В таких случаях, как правило, из более низкого сословия происходила женщина. Ни она, ни рожденные в браке дети, не наследовали имущество мужа и отца после его смерти, а только получали определенную денежную сумму.
Еще одним доказательством того, что данная картина выступает как документ, является подпись автора. Она расположена над зеркалом и гласит: «Johannes de eyck fuit hic», что в переводе с латыни означает «Ян ван Эйк был здесь». Больше похоже на подпись свидетеля в документе, чем на автограф художника на картине.
Это пример передачи информации в рамках одного временного периода.
Что же касается передачи информации последующим поколениям, наиболее наглядно реализацию этой функции можно продемонстрировать на примере исторической живописи, цель которой - запечатлеть какое-либо значимое историческое событие. Конечно, нельзя сказать, что создавая полотно в этом жанре, художник стремится только задокументировать событие. Документирование - это вообще не к художникам. Автора интересуют эмоции людей, иногда - определенная эстетика обстановки, иногда - создание у зрителя ощущение вовлеченности. Бывает, что автор выражает свое мнение по поводу изображаемого события, дает ему оценку, которую внимательный и искушенный зритель может считать по различным деталям. Но и информацию такая картина тоже передает.
Основоположником и ярчайшим представителем жанра исторической живописи в России считается Василий Иванович Суриков, так что его картину и рассмотрим.
![](http://ic.pics.livejournal.com/oceanizm/71632508/2515/2515_900.jpg)
В. Суриков (1848-1916) «Утро стрелецкой казни», 1881 год
«Утро стрелецкой казни» стало первым масштабным полотном, написанным автором на историческую тему. Оно изображает событие, произошедшее в 1698г.: казнь стрельцов после их неудавшегося восстания.
Эту картину можно долго рассматривать, постоянно открывая в ней для себя что-то новое. Удивительно ярко переданы эмоции людей: страх, отчаяние, гнев, ощущение бессилия и безысходности - сколько персонажей на картине, столько и выражений лиц, живых и реалистичных. Можно долго говорить о композиции: она у Сурикова всегда точно выверена и талантливо реализована, недаром во время учебы в Академии он получил прозвище «Композитор». Чего стоит один только прием создания архитектурного фона, поддерживающего героев картины. Изображая архитектурные сооружения, автор не погрешил против истины, однако в то же время заставил их служить своим целям и выполнять особую задачу: главы Собора Василия Блаженного как бы символизируют фигуры стрельцов (семь глав и семь стрельцов), а кремлевская башня, особняком возвышающаяся над площадью, олицетворяет Петра I, который восседает на коне поодаль и гневно глядит на приговоренных, точно так же возвышаясь над толпой.
Но здесь нас в первую очередь интересует коммуникативная функция. Несмотря на то, что картина была написана спустя более сотни лет после изображенного на ней события, автор, хоть и переосмысливает его в своем творческом воображении, старается придерживаться исторических фактов. Например, известно, что Петр I лично присутствовал на казнях стрельцов и даже выступал в роли палача. Изображая Петра I, художник передал его черты лица такими, какими они дошли и до нас в его прижизненных портретах. Интересно также отметить, что хотя в те времена на казнях должен был присутствовать священник, на казни стрельцов его не было, не изображен он и на картине.
Так что произведения искусства несут не только эмоциональный заряд, но зачастую могут служить и средством сохранения и передачи информации.
Читать далее в блоге автора
Эстетика и идеалы времени:
Эстетическая функция - одна из основных для искусства. Заключается она в формировании и удовлетворении эстетических потребностей человека.
Каждая эпоха в развитии общества, а, следовательно, и искусства, характеризуется формированием собственного эстетического идеала - квинтэссенции всех представлений и размышлений о прекрасном, восприятия людьми окружающего мира, эстетических вкусов и потребностей.
Здесь уместно будет поговорить об искусстве эпохи Возрождения. Прежде всего потому, что эстетическая функция воплощается в них наиболее явно.
После аскетичного Средневековья, когда человеческое тело считалось греховным и всячески пряталось в тяжелых одеждах, Ренессанс обращается к гуманистическим ценностям, и на первое место в искусстве выходит человек в его реальном, земном, телесном воплощении. Красота (как ее понимали в то время), торжествующая и полная жизни, становится центральной темой произведений искусства.
Приведу самый очевидный и неоригинальный пример, поскольку он же наиболее нагляден.
![](http://ic.pics.livejournal.com/oceanizm/71632508/1749/1749_900.jpg)
С. Боттичелли (1445-1510). Рождение Венеры, ок. 1483-1485 гг.
Венера - богиня красоты, как известно. Так что здесь чистая эстетика, с какой стороны ни посмотри. Женская красота, близкая к эстетическому идеалу Возрождения: длинные светлые вьющиеся волосы, плавные округлые и женственные формы. Эротичность обнаженного тела уравновешивается целомудренностью позы и выражения лица.
Развевающиеся волосы - оказывается старый прием. В наше время на фотосессиях ставят вентиляторы, а здесь вот сам Зефир дует, очень по-божественному.
Уносимые ветром цветы, живописно развевающиеся одежды - все это формирует динамику картины, создавая у зрителя ощущение движения.
Правда, поза Венеры вызывает некоторые опасения: не упадет ли она сейчас носом в песок? Как-то смещен центр тяжести. Но, возможно, так художник хотел сделать лишний акцент на динамике, чтобы даже неподвижная фигура Венеры не казалась статичной в окружении прочих персонажей, занятых делом.
Вообще во всем изобразительном искусстве Возрождения эстетика играет ведущую роль. Но каково же отношение между искусством и существующими в обществе эстетическими идеалами: оно формирует или выражает их? Наверное, художники улавливали эстетические предпочтения, которые уже сформировались у людей, и придавали им материальную форму в своих произведениях, добавляя при этом свое личное восприятие и собственные представления.
Читать далее в блоге автора
Возможность заглянуть в будущее:
Еще одна и очень интересная функция искусства - прогностическая. Заключается она в способности предвосхищать будущее, которой иногда обладают художники.
Яркий пример - Альбер Робида. Родился он во Франции в 1848г. Иллюстратор и карикатурист, а также писатель. Он написал несколько книг, которые сам и проиллюстрировал. В них он предсказал изобретение телевидения, видеотелефона, военной авиации и линкоров, химического и бактериологического оружия, техногенную катастрофу (очень напоминающую чернобыльскую), появление противогазов, небоскребов, возможности дистанционного заказа еды и много чего еще.
![](http://ic.pics.livejournal.com/oceanizm/71632508/2595/2595_900.jpg)
«Видеотелефон» Альбера Робида (1848-1926), 1894 год
Читать далее в блоге автора