![](http://images.vfl.ru/ii/1434446910/c6cdd8be/9045091.jpg)
Кадры из фильма Татьяны Лиозновой (1924-2011) «Семнадцать мгновений весны», 1973 год
Приглушённые, блёклые цвета были выбраны художниками-колористами неслучайно:
во время работы мастера боялись сделать ленту слишком «голливудской»
Раскрашенная профессионалами плёнка превращает молодого парня в «мужика на пять лет старше», а юную Золушку в «стареющую даму, расписанную под китчевый фаянс». Колоризация старых советских кинолент - это вандализм, считает
bely-den. Как яркие краски уничтожают эстетику и философию чёрно-белого фильма.
С тех пор, как в нашей стране научились раскрашивать черно-белые фильмы (а чего не озвучивать немые), на телевидении не стало отбою от перешедевренных шедевров. Многие знакомые машут рукой и говорят: «Ерунда, зато стало разноцветно, красивенько».
Но стоит посмотреть внимательно - и становится ясно, почему игра в раскраски есть торжество дурного вкуса. На эту мысль меня навела простодушная похвала знакомого, который не видел «Весну на Заречной улице» в оригинале, а посмотрел сразу в цвете: «А, ну в цвете очень мило. Сказка и есть сказка».
Но в том-то и суть, что снятый Марленом Хуциевым фильм - не сказка. Да, на нем лежит отпечаток чуть приподнятой, условной киноэстетики предыдущих лет. Но! Цветная пленка уже вовсю была в ходу. На нее были уже сняты «Кубанские казаки», «Неразлучные друзья» и прочие веселые, яркие, праздничные и непобедимо наивные фильмы. Хуциев же отступает от эстетики, которую навязывает фильму цветная пленка. И снимает зачем-то на черно-белую. Почему? Может, Хуциев глуп? Или ему не дали денег? Но тогда все режиссеры оттепели глупы и в большинстве фильмов государство было мало заинтересовано. Потому что и концептуальный «Июльский дождь» почему-то черно-бел. И «Я шагаю по Москве» молодого Георгия Данелия - тоже черно-белый фильм. И многие, многие другие.
Дело в том, что графичная сдержанность черно-белой пленки как раз-таки приглушает праздничную «сказочность» сюжета и делает фильм более строгим, более серьезным, более поэтичным. Отчасти поэтому-то «Весна на Заречной улице» - не фильм «Высота» и не «Кубанские казаки». И качество цветной пленки, и цветопередача были еще, подозреваю, не на высочайшем уровне. В любом случае она сделала бы фильм более грубым, аляповатым, нереальным, одним словом - сделала бы с ним то, что не задумываясь натворили мастера раскрашивания.
А что она делает с лицами актеров, о боже мой, боже! Посмотрите на Николая Рыбникова в роли молодого парня Сашки Савченко.
Я не знаю, почему колоризация сразу обличает и даже увеличивает возраст актера, не бросающийся в глаза в черно-белой версии. Это вопрос к гримерам, операторам и осветителям. Возможно, этот феномен как-то связан сособенностями грима для цветной и черно-белой пленки - так как, разумеется, сразу снять в цвете и раскрасить поверх все-таки не одно и то же.
Про некогда стилизованные под военную хронику «17 мгновений весны» я вообще не заговариваю. На мой взгляд, раскрашивать этот фильм, несмотря на якобы данное старой и больной Лиозновой разрешение, было вандализмом. Да впрочем, как и все фильмы. Более-менее аккуратно это адово действо было проведено лишь над фильмом Быкова «В бой идут одни старики», однако и там раскрасчики ухитрились опозориться, размалевав от души реальные кадры военной хроники.
Поэтика кино оттепели безжалостно рушится, и никому до этого нет дела. Тонко выверенная киноэстетика попирается, и никому до этого нет дела. Филигранно снятые детские фильмы превращаются в ляпистые полумультики - и никому до этого нет дела, дети скушают и не подавятся.
Кто-то скажет: «Ну это всё нюансы. Главное - фильм хорошо снят! А все эти стилизации, возраста и поэтика - это эстетство». Да? Может быть. Но вот я лично не отличаю оригинал живописного полотна от репродукции. Так почему бы нам не снять висящие в Третьяковке, Эрмитаже, Русском и Пушкинском музее картины и не переписать их заново? Вместо дорогостоящей реставрации, которую все равно никто не заметит. Я лично знаю таких мастеров - они вам Меншикова в Березове ноль в ноль скопируют, мать родная не отличит! И цветочек в горшке на окошке пририсуют, а то неуютно как-то там. Что, думаете, так никто не скажет? Ну так давайте покрутим перед растущими людьми, вкус которых только формируется, раскрашенное кино в количестве. И если раньше сорок человек из ста чувствовали, зачем и почему одни фильмы сняты так, а другие - иначе, зачем и почему здесь звучит такая музыка, а тут - иная, то вырастив пару поколений, категорически нечувствительных к самому понятию «эстетика», вы получите «Меншикова в Березове» с цветочком и занавесками. Ваши дети еще смотрят черно-белое кино? Тогда мы идем к вам!