Изображение: Thinkstock
Донецкий предприниматель
loboff наблюдал за проведением референдума в Донецке. Разделение между голосовавшими «за» и «против» проходило по классовому признаку.
Из коллег в т. н. референдуме не участвовали или проголосовали «против» - четверо: директор, экономист, начальник цеха и старший менеджер. Пятый я. Это - из 25 человек. Остальные - рабочие, склад, рядовые менеджеры - и участвовали, и были «за». Соотношение вполне очевидное, как в процентном выражении, так и в социальном тоже. Экспресс-опрос по знакомым показывает то же самое: интеллигенция и бизнес «против», трудящиеся и бюджетники - «за». Красноречивая картина. Думаю, вряд ли я погрешу против истины, если скажу, что мои личные наблюдения от ситуации в целом по региону не отличаются ничуть.
Между прочим, это же самое соотношение справедливо и для всей страны. Сами посмотрите. Основной движущей силой бунтов, что с одной, что с другой стороны оказалась беднота - и в региональном выражении тоже. Главной боевой силой и постоянными жителями Майдана стала сельская голытьба с западной Украины. Первым, кто восстал против новой власти, был нищий и позаброшенный на произвол судьбы и подножный корм Крым. Да и в Донбассе та же картина: бедный промышленный Север, который в процессе деиндустриализации был вогнан в депрессию, да так из неё и не выкарабкался - бунтует; благополучный сельскохозяйственный Юг сидит на попе ровно, и разве что подзуживает - «гарно, хлопцы, хочь по тялевизеру е шо побачити з вашею войнушкою». Ну, кроме опять же индустриального Мариуполя.
Собственно, это и есть главный ответ на вопрос цикла «Русская весна» -
почему сепаратистское движение Донбасса не поддержала интеллигенция? Есть и ещё нюансы, но всё же эта причина основная. Умные и богатые ни в Россию, ни прочь от Украины не хотят. Богатые (и даже просто состоятельные) - потому что им есть что терять, а умные (и даже просто образованные) - потому что в куда меньшей степени поддаются пропаганде и массовым манипуляциям, и вполне представляют последствия. Закончить этот цикл я так и не закончил - уж слишком быстро всё меняется и теряет актуальность, не поспеешь. Зато вчерашнее мероприятие позволяет вернуться к этому вопросу и ещё раз.
Шеф даже слегка развеселил своим возмущённым удивлением относительно массовости и единодушия на референдуме:
«Они что, придурки? Они что, не понимают, насколько всё кардинально изменится и станет сложнее, если нас и правда что присоединят к России? Это ведь другие законы, это другие налоги, это совсем другие правила игры, к которым приспособятся отнюдь не все. А налаженные экономические связи! Один поиск других поставщиков чего стоит! Удар по торговле, удар по промышленности, удар по бизнесу! Да прежде чем оно хоть как-то наладится, половина из этих идиотов останется без работы и будет последний хрен без хлеба доедать! А если не присоединят? Они хоть понимают, что такое стать очередным Приднестровьем? А цену этому „референдуму“ они понимают? Они хоть осознают, что это не конец бардака, а только его начало, и что даже если это путь в Россию, то он продлится куда дольше, чем было с Крымом? И что за это время они озвереть успеют? А что от этого будут новые трупы - они осознают? Чем? Чем они только думают?!»
Как говорится - сытый голодного не разумеет. Не понять обеспеченному человеку со стабильным и преуспевающим бизнесом чаяний и мечт простых слободских нищебродов - о волшебных путинских пенсиях и зарплатах, и о счастье каждому и даром. Про экономический аспект я уже не стал с шефом вступать в дискуссию, это вопрос всё же отдельный. Но вот по поводу «чем они думают» напомнил ему и ещё один референдум - 1991-го года. Вернее, два таких. С промежутком в полгода - за которые людей умудрились обработать до такой степени, что у них настроения стали диаметрально противоположными - и «за СССР» волшебным совершенно образом превратилось в «за незалэжнисть Украины». Всего лишь за полгода! И при этом с массовым вытеснением из памяти первого референдума, что тоже вполне понятно - помнить такое людям попросту не комфортно.
Вот так и сейчас - массовые настроения Востока ровно также развернули, и ровно также кардинальным образом, строго наоборот. А так как такой роскоши как полгода времени у массовиков-затейников не было, пришлось народец ускорить, чтобы уложиться в два месяца. Трупами, естественно что, ускорить - самый действенный способ увеличить эффективность пропаганды. Причём, трупами свежими, чтобы не дай Боже людей не попустило. Сначала Одесса. Прямо накануне - Мариуполь. И совсем уж в день голосования «подбодрить» - Красноармейск в качестве контрольного выстрела в голову. После чего уже и последние сомневающиеся сжали кулаки, заскрипели зубами, и отправились на избирательные участки. Результат, как говорится - налицо.
А остальную Украину обработали при этом по своему. Чтобы она тоже сжимала кулаки, скрипела зубами, и с ненавистью кричала в спины: «И валите себе, козлы дотационные! Сдохнете там от голода без нас! И не жалко вас, уродов кацапских!» Ну, и самые честные в мире украинские СМИ и в случае с освещением референдума не подкачали тоже - описывая его с ну уж такими несумятицами, что хоть стой, хоть падай. «Под дулами автоматов», «явки не было», «нагнали бюджетников», «полтора миллиона за присоединение к Днепропетровской области» - и прочий подобный же, откровенный, и нескрываемый что откровенный бред.
Да нет, конечно. И явка была более чем массовой. И шли как на праздник, толком при этом не понимая за что голосуют - против «бандеровцев» и «фашистов» ведь. И результаты там ни фига не нужно было подделывать - кто был против, в основном на участки просто не пошёл. Людей развели как котят, а они ещё и бегают, и радуются - какие они молодцы, и как их эти долбаные хохлы достали, и как они им своё «фи» высказали, пусть знают, гады.
Но и другая сторона в этом смысле отличается не слишком. И их тоже как котят. У нас здесь людей «жидо-бандеровцами» запугали до икоты, а там - «колорадосами» и сплошными российскими диверсантами. И смотрят люди друг на друга, и готовы вцепиться друг другу в глотки, и рвать их одними зубами. Чего, собственно, и нужно было достичь. Чего, собственно, и достигли. Какая бы ни была окончательная цель - хоть гражданская война, хоть развал страны - цель эта и уже, можно считать, осуществлена. Дальше только дирижируй и направляй ослеплённых взаимной ненавистью сограждан в нужное русло. Ибо чашку и уже не склеить, а «не-братья» принято как аксиома.
Смотрел бы на это дело со стороны, запасшись поп-корном - искренне и от души аплодировал бы. Мастерски сработано. Профессионалы высшего класса. Браво, чего уж там, браво!