В современных японских антикварных магазинах не продают зеркала. Японцы, как и
тысячелетия назад, считают, что в зеркале остаётся душа хозяина, которая может навредить
новому владельцу. Фрагмент рисунка Чарльза Дана Гибсона (1867-1944), 1901 год
«Мы с вами, в отличие от арабов и многих азиатов, читаем слева направо. И композицию воспринимаем так же. И обычно это происходит неосознанно, на уровне базисной логики». Тележурналист
dmitry-novak о смысле зеркального отражения фотографии и о том, как полностью изменить восприятие кадра.
Зеркало фотографу надо не только для того, о чем вы подумали, но еще и в качестве серьезного инструмента.
Художники уже давно пользуются зеркалом, чтобы рассматривать свои работы в процессе создания. Зеркальное отображение или поворот эскиза помогает по-новому посмотреть на композицию (глаз-то при работе «замыливается» изрядно, в какой-то момент мы перестаем обращать внимание на целостность полотна и усугубляемся в детали ну и т. д.). Эта методика применима в принципе к любым изобразительным искусствам, в том числе и к фотографии...
Разница в том, что в фотографии композиция кадра - это чуть ли не единственный и главный инструмент, и хороший фотограф должен уже при съемке держать все композиционные нюансы в голове. Но поскольку я не очень хороший фотограф, то обычно наверстываю съемочные ошибки уже при обработке.
В последнее время реже, а раньше я почти всегда на финальной стадии фотошопа пробовал отражение кадра по горизонтали. Хотя скорее всего это следует делать в начале обработки, а не в конце:)
В художестве переворот-отражение очень важны, в том числе потому что это помогает выявить ошибки в пропорциях и построении перспективы. В фотографии эти ошибки менее вероятны (камера-то все-таки снимает настоящую, «правильную» действительность).
Но есть еще один важный момент. Дело в том, что восприятие композиции напрямую зависит от того, в какой последовательности зритель воспринимает внутренние элементы повествования в кадре.
Мы с вами, в отличие от арабов и многих азиатов, читаем слева направо. И композицию воспринимаем так же. И обычно это происходит неосознанно, на уровне базисной логики. Причем этот горизонтальный вектор восприятия ооочень трудно «обмануть», у европейцев он всегда и неизбежно смотрит вправо.
К чему я все это... На днях обрабатывал фото из недавней студийной съемки, вы его наверняка уже видели в предыдущем посте. Про всю обработку рассказывать не буду, тут ее много, муторно и всё вручную.
Но что хочу сказать - за три дня с публикации только один человек заметил, что девушка в кадре - левша (ну, сделаем скидку на то, что еще нужно знать, в какой руке контрабасисты держат смычок).
А дело в том, что до самого-самого ресайза под веб это фото выглядело как верхний вариант:
Потом я применил старую методику флипа (нижний вариант) и надолго задумался.
Вот конкретно здесь горизонтальная линейность восприятия радикально влияет на впечатление от кадра.
В каждой фотографии есть своя внутренняя драматика. Исходная фография «читается» примерно так: «Девушка с контрабасом прилетела с неба, оставив за собой инверсионный след, и остановилась с нелепым выражением лица». Собственно, и драмы-то тут никакой нет, только формальная композиция.
Если же отразить кадр по горизонтали, то кадр воспринимается совсем иначе и уже далеко не так однозначно, как первый. Вот лишь одна из возможных трактовок: «Девушка играет на контрабасе, а некая темная бурная стихия пытается оторвать ее от инструмента и унести». При этом тут как бы та самая восходящая диагональ пытается отвести взгляд от девушки вправо и вверх, и тревожность, зыбкость ощущений, в противоположность статичному первому кадру.
Понятно, вся эта «драма» довольно нарочитая и деланная, но мне кажется, что очевидно: второй вариант решения сюжета намного интереснее, динамичнее и содержит в себе больше недосказанности и меньше «литературщины» - а значит и больше заставляет шевелить мозгами. За что и бьёмся.
NB
Композиция и психология восприятия это далеко не простой набор правил и законов, комбинируя которые как паззл, мы получаем нужный результат. Все намного сложнее, и при разговоре о композиции, в том числе и в этом посте, приходится все очень сильно упрощать.
Но старый добрый flip horisontal все равно остается очень надежным инструментом для экспериментов с внутренней драматикой кадра.