Распространённое заблуждение о кринолине

Jun 01, 2015 20:00


В 1885 году Сара Энн Хенли прыгнула после ссоры с любовником с 75-метрового моста в Бристоле (Англия)
Есть версия, что она выжила, потому что кринолин заменил ей парашют и смягчил падение
Кадр из фильма «Золушка» Кеннета Брана, 2015
Считается, что платья с кринолином ввёл в моду Чарльз Фредерик Ворт (1825-1890), модельер императора Наполеона III и императрицы Евгении. Историк костюма eregwen считает, что кринолин стал популярным, как минимум, за 10 лет до пика карьеры Ворта.
eregwen:
Есть некое устоявшееся мнение, которое кочует из одной статьи в другую, и очень меня утомило. Тем более было неприятно обнаружить ту же распространённую ошибку в статье О.Вайнштейн о «женской телесности и моде».

«После того как кринолин был изобретен, его ввел в моду англичанин Чарлз Ворт, который работал во Франции и был модельером императора Наполеона III и императрицы Евгении».

Чарльза Фредерика Ворта называют «отцом высокой моды», он был едва ли не самым популярным мастером своего времени, и неудивительно, что ему приписывают много чего. В том числе и распространение моды на кринолин - а вот это уже не соответствует действительности.

Давайте обратимся к, что называется, голым фактам. Свой дом моды ЧФВ вместе с компаньоном, Бобергом, открыли зимой 1857-58 г. И тогда это был просто ещё один салон, каких в Париже немало. В 1860 Мари, жена Ворта, убедила блестящую светскую даму, супругу посла Австрии во Франции, Полину Меттерних, заказать у мужа несколько платьев. Один из нарядов отметила сама императрица Евгения, и так открылась дорога, которая вскоре привела талантливого мастера на вершину модного Олимпа.

Но к 1860 мода на кринолины была в разгаре! Уже несколько лет дамы вовсю носили огромные юбки! Более того, в модных журналах самого начала 1860-х нет-нет, да и выскажут мнение, что кринолин уже утомил, может, вскоре и носить его перестанут (ошибались, правда). Словом, нет, Ворт не вводил кринолин в моду. Создавал соответствующие наряды, да (хотя сам эту конструкцию, как утверждают исследователи его творчества, терпеть не мог), однако модным кринолин стал и без него.

Ещё один момент. «Тот факт, что Чарлз Ворт впервые был допущен во внутренние покои императрицы Евгении, уже сам по себе был огромной новацией, потому что до этого женщин обслуживали только модистки».

Не нужно далеко ходить за примером. Даже если не учитывать тот факт, что профессия модистки появилась во Франции только в конце XVII века, а до этого времени портными были мужчины, можно вспомнить, что абсолютно ту же роль, которую играл Ворт при императрице Евгении, супруге Наполеона Третьего, при императрице Жозефине, супруге Наполеона Первого, играл Луи-Ипполит Леруа, блестящий мастер, «бог шифона». Мужчина!

Обсудить в блоге автора

paulina_2005:
А ведь патенты на разные конструкции кринолинов и турнюров в Интернетах легко находятся.Как и модные французские журналы 1850 гг, где кринолины цветут пышным цветом. А чем можно объяснить подобные заблуждения о Ворте? Я видела утверждения , что кринолинами- кажами крайне увлекалась императрица Евгения=)
Ответить
eregwen:
Увлекалась, да, и есть легенда, что якобы, когда она забеременела после выкидыша, то, желая скрыть беременность, попросила Ворта о пышной юбке,. Вот сколько существуют каркасы для юбок, столько и существует подход «это женщины придумали, чтобы беременность прятать». :)

Он был чрезвычайно популярен, и начало взлёта его карьеры совпало с модой на кринолины. И уже где-нибудь в 1870-х в модных журналах писали что-то вроде: мы сейчас нjсим турнюры, и согласиесь, это куда удобнее, чем те огромные клетки, которые придумал Ворт! ) Он действительно придумывал много интересного и эффектного.. значит... и кринолин в моду ввёл.:) А проверять источники что тогда ленились, что сейчас...
Ответить
de_shevrez:
В этой статье меня очень смутил момент про связывание ног тесемочкой, чтобы дама не могла широко шагать: «... потому что конструкция кринолина предполагала тесемочки, которыми были связаны колени красавицы, чтобы она не слишком широко шагала. Отсюда эта знаменитая семенящая походка, такое плавное скольжение дамы в кринолине».

Знатоком истории костюма не являюсь, и очень хочу узнать, действительно ли это где-то встречалось? Или это тоже «ляп»?
Ответить
eregwen:
Я это встречала только в книге Кирсановой про сценический костюм. Якобы это был совет из модного журнала. Но а) сама я такого, работая с тогдашними журналами, не встретила - мало ли, может и есть такое б) в журналах, как и сейчас, писали много всякой ерунды :) в) в любом случае это не было распространённой практикой. Наоборот, ногам под кринолином было привольно, что многие отмечают в воспоминаниях.
Ответить

history, culture, s_красота, main, Европа, история, мода, s_мода

Previous post Next post
Up