Самые продаваемые товары в мире - бензин и кофе
Изображение:
Vincent Carrella, 2011 год
В бизнесе важны наличие глобальной цели и понимание смысла собственной деятельности. Иначе дело обречено на провал.
baikalsky-pers, открывший итальянскую сыроварню в Иркутске, делится опытом осмысленного предпринимательства.
Занимаясь бизнесом, трудно быть к нему объективным, но с другой стороны столько материала)) Может, через пять лет я буду думать по-другому, но сейчас имею такой взгляд.
Цель бизнеса - прибыль, фраза, пришедшая нам из эпохи накопления капитала, которуя я, стесняясь, поставил в уставе первого своего предприятия далеко не на первое место, помогла многим этот капитал накопить, но сейчас у многих накопивших деформировалась в: цель бизнеса- выживание. Но, надо сказать честно, эта одна из причин работы бизнесов сыграла роль путеводной звезды для многих.
Бабло и крутизна, был девиз той эпохи. У дальновидных бабло сменилось собственностью, а крутизна властью. Но большинство позже обломила, сыграв роль конечной цели, будучи всего лишь этапом.
Теперь капитаны той поры разделились, одни через поиск миссии доросли до следующих этапов, другие вовремя соскочили и живут на прОценты и активы того времени, в т. ч. и за пределами страны. Большая часть переквалифицировалась в управдомы, клерков и менеджеров, меньшая тянет лямку того же дела, пройдя кризис среднего возраста, спиваясь или радуясь внукам, а более успешные поздним детям, без тех и этих сублимируют собственным досугом и здоровьем. Новые бизнесы так уже не стартуют, точнее не получаются, хотя короткие проекты могут давать доход.
Миссия. Как много в этом звуке. Пустого и зовущего. Недалеко от нее находятся приоритеты и тайм-менеджетмент. Инструменты планирования, управления и мотивации. Помогающие делать работу, но не являющиеся целями бизнеса. Не раз встречались миссии из семнадцати слов, которую даже миссионеры каждый раз перечитав, толковали по-разному. Но свою роль этот инструмент сыграл, помог поднять голову или приостановиться.
На самом деле, без этих инструментов цели достичь можно только идя в потоке в пустом пространстве, типа девяностых. Без этих инструментов не сделать устойчивой и работающей без ручного управления организации. При некоторой конкуренции и утолении первичного голода у офисного планктона, простите за цинизм, без них тупик и распад. С ними рабочий инструмент. Но это будет нож, бесцельно тыкающий мясо, часто, на коротком промежутке времени, удачно. Особенно в связке с «цель бизнеса- бабки» и в государственно-частном партнерстве)) Хоть у нас, хоть у них. Кому война - кому мать родна, тому пример.
Есть примеры и на обычных рынках, например Эппл. Джобс, создав инструмент и применив его для идентификации «свой-чужой» и метку статуса для многих, поимел успех. Общество нуждается в маркерах и, отстроив пиар, можно победить. Маркер положения, вызывающий доверие в виде семьи, уходит, нужно другое, доступное и ясное, поэтому процент владельцев айфонов среди одиночек почти в два раза выше, чем среди семейных. Не задумывались? Я тоже, пока не задумался над взглядами, ловящими телефон у соседей.
Ценности добавляют ценности бизнесу и примиряют владельца с действительностью. Он спасает мир в себе, делая мир снаружи лучше, комфортнее, добрее. При прочих равных такой бизнес устойчивее, точнее крепчеживущий, не факт, что лучше, но это проблема организации и внешней среды, потому что ценности как правило, накладывают ограничения на деятельность. Даже в мафиозной среде есть принципы выше, чем выгодно-невыгодно, это и обеспечивает живучесть.
Бизнес без ценностей обрекает владельцев на короткую жизнь, как минимум в бизнесе. Тот же Джобс, владелец одного из ведущих ликеро-водочных заводов России в лучшие годы «Кедр» Пименов, Ходорковский и масса других. Бизнес переживает их ненадолго.
Но если бизнес состоит из одних ценностей, без организационных инструментов, то это или чей-то фонд, или мертворожденная непустышка, проба пера. Редко, нишевый инструмент, живущий около больших или специфических рынков. Ремесленник высшей пробы, обрастя связями, именем и помощниками, может стать Фаберже, Петлюрой, Кови, Гандапасом. Не тиражируем и, скорее не бизнес, а собственное офигенное рабочее место. Что еще надо для счастья?
В принципе, достаточно и даже много. Но червяк грызет. В чем Смысл? Если перефразировать Тарасова, проповедника эффективности и всехпобедизма, то смысл жизни должен быть за горизонтом жизни. В том числе и организации. Если бы смысл жизни Кодака был за пределами фотопечати, он бы выжил, разглядев новое. Уходит смысл, уходит бизнес, даже хорошо организованный и с ценностями. Уходит государство. Уходит нация. Без смысла все бессмысленно.
А вот как привязать это к бизнесу? Каждый решает сам. Как минимум, задуматься над зачем живу, что в конце и за ним, рисовать этапы и цели на разные временные перспективы, совпадающие с ценностями и отстраивать инструменты, делать систему. Делать это параллельно, планомерно и регулярно. Еще и танцевать начать, для правого полушария, или футболировать)) И смысл проявится.
Да и вообще, жить, работать, творить, любить. Киндер, Кюхе, Кирхен.
Про себя пока не знаю. Но у меня еще полгода впереди, год-то переформатирования, юридический)) Это может быть цепь не Великих компаний, с изначально ограниченным до одной конкретности каждая смыслом и идущих к одному горизонту, а может что-то изначально тиражируемое, типа Макдональдса или Харатс паба. А может мой смысл невложим в масштабируемость. Время дезинтеграции завершилось, синтез не окончен.