«У меня пассажиры ни разу не падали». Машинист метро metroelf о секретах подземки

Apr 29, 2015 16:05


Фотография из ЖЖ metroelf
Почему женщины не водят составы электропоездов? Есть ли в метро туалеты? Как попасть на экскурсию в тоннель и существуют ли призраки в метрополитене? «Журнал ЖЖ» пообщался с metroelf (в жизни - Максим Рублёв), известным блогером и машинистом Таганско-Краснопресненской линии московского метро. - Как ты стал машинистом?


Фотография из facebook Максима Рублёва

Это было абсолютно случайно. В первый кризис, когда доллар резко подскочил, я потерял работу. Ну и, соответственно, новую работу искал. Увидел объявление «В московский метрополитен требуются…» и подумал: «А почему бы и нет?» Изначально, конечно, это было как временная работа. Но в итоге влюбился в неё и уже лет 15 работаю. Самое страшное - это сделать первый шаг.

- Почему ты решил вести блог и показывать людям метро изнутри?

Когда ещё не было блога, мне показали сообщество ru_metro, и там был написан какой-то пост с достаточно дикой ересью по поводу Московского метрополитена. Я попытался ответить. Но не зарегистрировавшись, не заведя блог, тогда ответить было нельзя. И мне пришлось завести блог. А так как в тот момент у всех было особое увлечение Толкином, я был достаточно молод и худ (смеётся), поэтому, недолго думая, придумали мне название - «Метроэльф». Причём абсолютно от балды, не заморачиваясь, буквально в течение пяти минут.


Фотография из ЖЖ metroelf

- Как относится руководство к твоему медийному статусу?

Абсолютно спокойно. Есть некоторые вещи для служебного пользования. Есть вещи, которыми можно поделиться с пассажирами. А есть вообще твои внутренние разборки.

У нас отличное руководство, прекрасная пресс-служба. Они устраивают блог-туры, чтобы люди могли спуститься и посмотреть, как всё устроено. Это началось с момента прихода нового начальника метрополитена. Предыдущее начальство как-то не очень воспринимало блогосферу. Тогда попасть для блогеров куда-то было нереально.

- Как может «простой смертный» проникнуть в секреты метро?

В том же «В контакте» и на «Фейсбуке» есть огромное количество сообществ, посвящённых метрополитену. Там есть ребята, которые ходят на закрытые линии, посмотреть как всё работает. У них читателей человек 20, может 30. Главное просто успеть поймать волну.

Есть твиттер mosmetro_event, где периодически сообщают о всех мероприятиях, проводимых метрополитеном. Набирают они, к примеру, 20 человек. Кто первый подал заявку, те туда и попадут. Сейчас метрополитен поворачивается лицом к людям и прислушивается к пассажирам.


Фотография из ЖЖ metroelf

- Случались ли внештатные ситуации во время работы?

Внештатные ситуации - это когда что-то идёт не так. А что может пойти не так? Ну, например, сломался поезд. Да, это было, да, ломался.
У нас практически все ситуации предусмотрены инструкцией. Вот тогда было крушение - это было действительно внештатной ситуацией.

- Насколько безопасно московское метро? Где-то говорят, что оно одно из самых безопасных в мире, а где-то - что почти все системы с советского времени катастрофически изношены.

Московский метрополитен - один из самых безопасных метрополитенов в мире.

Да, осталось много советских систем. Почему их не меняют? Всё это сделано не на электронике, а на той же механике. За счёт этого у нее 500-кратный запас прочности. Например, есть такая вещь как автостоп. Когда светофор красный, он поднимается. Он находится на определенной высоте. На поезде есть скоба. Если поезд проезжает на красный сигнал светофора при внештатной ситуации (машинист потерял сознание, например, всякое бывает) она цепляет за автостоп и срабатывает механическая система, поезд останавливается. И даже если сломается светофор, автостоп сработает. В общем, эти вещи гениальны в своей простоте. Законы физики никто не отменял. Но, конечно, всегда есть такое понятие, как человеческий фактор. Даже беря пример того самого крушения - оно произошло однозначно по причине человеческого фактора.

- Почему поезда в метро иногда слишком резко тормозят?

Мы все ездим по графику. В час пик интервалы между поездами минимальные. Если поезд стоит на станции и ему держат двери, а следующий поезд уже подъезжает к станции, у машиниста загорается светофор. И он останавливается. Но вот понятие «резко»… У всех свои режимы вождения. У меня пассажиры ни разу не падали. А вообще всё зависит от типа подвижного состава. На новых составах, кстати, торможение даже резче, чем на старых.


Фотография из ЖЖ metroelf

- Почему женщин не берут в машинисты метро? Бывают ли исключения?

Это самый провокационный вопрос. В каком-то году, я не помню, ещё в советское время, был составлен перечень профессий с особо тяжёлыми условиями труда. Там, например, машинист горнодобывающей вагонетки. И машинист поезда метро тоже попал в эти профессии. С тех пор эта профессия для женщин под запретом.

Но вот сейчас, насколько я знаю, у нас новый тип подвижного состава, они уже достаточно тихие, достаточно комфортные, и, возможно, что через какое-то время это правило будет пересмотрено, и женщин будут брать в машинисты метро, как это уже во многих европейских странах. У меня есть знакомая - машинист шведского метрополитена. А вот на «Аэроэкспрессе», например, девушка уже работает помощником машиниста.

А вообще да, список особо тяжелых профессий существует чуть ли не на законодательном уровне.

Тут одна барышня после юридического пыталась устроиться машинистом, ей отказали и она подала в суд. Она судится уже несколько лет, пыталась чуть ли не до Конституционного дойти. Но она судится из спортивного интереса.

- Видел ли что-то паранормальное/необъяснимое за время работы?

То есть сейчас меня, машиниста Московского метрополитена, который перевозит каждый день огромное количество людей, и у которого есть чуть ли не персональный психолог в депо, ты меня спрашиваешь, видел ли я что-нибудь паранормальное? То есть я сейчас скажу «да, видел» и это будет мой последний рабочий день? (смеётся)

- Хорошо, но если пойти по легендам. Есть ли какие-то вещи, которые нельзя объяснить логически?

Не знаю, если честно. Но любая легенда, если копнуть поглубже, она всегда имеет под собой какие-то физические корни. Существует легенда или не легенда, не знаю… Где-то в районе станции метро «Строгино» - призрак. По-моему, его зовут Наташа. Периодически там видят призрака. Но это не моя линия, я там не работал. Говорят, что локомотивные бригады видели. Легенды придумывают сами люди, потому что так интересней жить.


Фотография из ЖЖ metroelf

- Правда ли, что многие машинисты слушают громкую музыку в кабине? Чем вообще можно себя развлечь во время работы?

Нет. Это категорически запрещено. Мы везём людей и отвечаем за них. Музыка отвлекает. Человек в автомобиле отвечает за себя, а мы отвечаем за огромное количество людей.

- А чем тогда подбодрить себя во время работы?

Иногда, когда очень хочется спать, начинаешь петь. Причём петь громко, в голос. Есть у нас рекомендации, что, если человек почувствовал сонливость, можно встать, походить, поприседать, попрыгать. Поезд, он же идёт по рельсам, это же не автомобиль.

- То есть можно делать зарядку?

Не можно, а нужно. Чтоб разогнать кровь и не уснуть.

- А если ужасная сонливость, можно попросить снять со смены?

Да, можно, через диспетчера. Сообщить, что ты не в состоянии обеспечивать безопасность пассажиров, и тебя сменят. Основной принцип - машинист должен прийти на работу выспавшимся, отдохнувшим. Перед сменой мы проходим осмотр. Каждый раз. Пульс, давление, подуть в трубочку.

- Расскажи о профессиональном слэнге. Есть ли какие-то выражения, которыми можно по незнанию тебя обидеть?

Нет, как правило. У нас всё настолько специфично… Вот железнодорожники, например, обижаются, когда говорят «электричка». А у нас есть только поезд метро. Или электропоезд. Я не знаю, но я слышал, что вроде как работники метро очень обижаются, когда линии называют «ветками». Что вроде так не принято. Но у нас всё для пассажиров, и как пассажиру удобно, пусть он так и называет.


Фотография из ЖЖ metroelf

- Есть ли какие-то малоизвестные «лайфхаки» по пользованию метро, которые делают поездку - комфортнее: секретные буфеты, туалеты и прочее? Кстати, почему в метро нет общественных туалетов?

Буфеты - не секретные. На линейных пунктах, где меняются машинисты. На «Войковской», например. Туда можно зайти и выпить чаю. Но в основном это сделано для машинистов, чтобы машинисты могли нормально пообедать.

На «Пушкинской» и «Чеховской», но это уже не секрет, есть разметка, где останавливается поезд, и где окажутся двери. А вообще, если присмотреться, на камне есть потертости в тех местах, где люди обычно заходят.

Один из «лайфхаков», который есть, но народ о нём просто не задумывается. Когда человек возвращается поздно после работы. На конечной станции выходы находятся в торце платформы. Люди забиваются в начало и конец вагона. Середина почти всегда свободна.

А по поводу туалетов… С этим всё просто. Изначально, с 1935 года, туалеты в Московском метро строить не планировали. Во-первых, в советские времена общественных туалетов хватало в городе вполне. Плюс метрополитен рассчитывался как бомбоубежище. Кроме того, в доме канализация стекает вниз. А в метро это надо качать наверх. И качать прилично. Была идея поставить биотуалеты. Но это запах, и как это потом вывозить? Есть такие станции, как «Парк Победы», с самым длинным эскалатором. Как это там делать?

- Чем же пользуются сотрудники?

Служебными туалетами. Они находятся на служебной территории метрополитена, за дверьми, где опасно, там может быть высокое напряжение, туда посторонним вход воспрещён. Там служебное оборудование. На какой-то из станций, например, чтобы дойти до туалета, надо пройти мимо эскалаторного зала. С шестерёнками, со всем этим. В общем, чтобы человеку дойти до служебного туалета, ему как минимум надо провести инструктаж по технике безопасности.

У меня в блоге периодически всплывает эта тема. Самый большой срач по метрополитену - это почему женщины не работают машинистами и почему в Московском метро нет туалета.

- Почему в кассах метро не принимают пластиковые карточки к оплате?

На станции «Ленинский проспект» проводится эксперимент по приёму пластиковых карт к оплате. Соответственно, уже дальше это будет проверяться, рентабельно или нет.

интервью, main, inter, работа, метро, s_метро, psy, s_интервью, science

Previous post Next post
Up