Во время Второй мировой войны американцы использовали язык индейцев, чтобы зашифровать
передачу секретных данных. Изображение:
Michael Gibis, 2007 г.
Если бы не случилось Великой депрессии, наши деды могли бы обмениваться смс-ками. Фультограф, беленограф и другие уникальные аппараты:
klapaucy рассказывает о предках факса и передаче изображений с помощью радиоприёмника в далёкие 1920-е годы.
Перечень радиостанций, как можно понять из заголовка, которые в 1929 году передавали изображения! Это, разумеется, никоим образом не телевидение, а скорее, фототелеграфия. Или, если угодно, радио-аналог факса. Приём можно было вести на обычный бытовой радиоприёмник, прикупив к нему дополнительную приставку:
Конструкции всех аппаратов имели сильное сходство с доисторическим фонографом Томаса Алва Эдисона (да благословит его Аллах и приветствует!) - информация сначала записывалась на вращающийся барабан, с которого в дальнейшем и считывалась для передачи.
Но, как видно из таблицы, технологий такой передачи тогда было несколько.
С фультографом проще всего, в смысле информации, есть даже страничка в Википедии. Штриховой рисунок наносился на фольговый лист изолирующими чернилами. «Считывалась» картинка с помощью контакта в виде лёгкого рычажка, который скользил по поверхности валика, размыкая электрическую цепь на закрашенных участках. На приёмной стороне использовалась термочувствительная бумага, прямо как в современных факсах.
Качество картинки при этом получалось невысокое, но текст был вполне читаем.
Характерна подпись под последним кадром. «Бывает хуже» :)))
А вот беленограф пришлось немного покопать.
В интернете масса однотипных ссылок, которые бают что «…аппарат беленограф, принцип действия которого был положен в основу всей последующей факсимильной передачи информации».
Но, как говаривал В. И. Ленин, «главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность». Совершенно непонятно, откуда взялось прародительство факса, ибо беленограф ещё далее от него, чем фультограф. Эдуард Белен заменил фольгу особой бумагой, рисунок на которой после обработки становился рельефным; подозреваю, что и чернила были непростые. Вместо замыкателя использовался специальный шариковый микрофон, который, как писали «осуществляет модуляцию энергии местных источников тока», а попросту говоря, хрюкает, цепляясь за неровности рисунка.
Как пишут, аппараты Белена могли передавать фотографии высокого качества, недостатком их была малая скорость передачи.
«Берд-Телевиден» - это уже настоящее телевидение от
Джона Лоуги Бэрда. Хотя я не знаю, что он вещал в 1929 году, может также статичные изображения…
Собственно, всё это вполне себе мило, но и что? А то, что уже в 1929 году, ещё не очень богатым радиовещанием вообще, полтора десятка радиостанций занимались передачей изображения. Какие же светлые перспективы открывались далее!
Но, но, но… Как пишут в той же Википедии, «В том же году в Великобритании была учреждена компания Wireless Pictures Limited c капиталом 425000 фунтов, но наступившая в 1929 Великая депрессия разорила её и в ноябре 1929 компания была ликвидирована».
Кризис совершенно подкосил эту область, её бытовое применение затухло, и весь пар ушёл в свисток фототелеграфию, коя худо-бедно просуществовала до Мировой Паутины. Свежие газеты, вместе с чашечкой кофе, нужны народу.
А ведь, не случись Мирового Депресняка, ещё наши деды могли обмениваться смс-ками…