Дюрер был первым из европейских художников, кто написал автобиографию
Фрагмент автопортрета А. Дюрера. Рисунок пером, ок. 1491-1492 г.
Как запечатлеть самого себя, если камера ещё не изобретена? Нарисовать в самых немыслимых вариациях! Альбрехт Дюрер (1471-1528) - художник, оставивший после себя множество автопортретов. Поэтому при жизни его нередко обвиняли в самолюбовании.
agritura о «самом лучшем мастере селфи».
Конечно, можно делать селфи так, как вы делаете это обычно: взгомоздясь на унитаз, или приблизив камеру к носу, чтобы эта часть лица стала на фото доминирующей, или прижаться щекой к подружке-близницу, надув губы «уточкой». А еще можно сделать фото перед зеркалом в тренажерном зале, напрягая до судорог мышцы мифического пресса.
Но, думаю, неплохо бы вам поучиться у одного 13-летнего мальчика.
Потом он вырос и стал, пожалуй, самым лучшим мастером селфи.
А было это 500 лет назад.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет в возрасте 13 лет (1484)
Подпись: «Здесь я нарисовал себя в зркале в 1494 году,
когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер»
Не знаю, почему он, ребенок, выбрал эту технику. Ведь она очень сложная: серебряной иглой рисунок наносится на пропитанную особым составом бумагу, серебро вступает во взаимодействие с пропиткой, окисляется, и линии «проявляются». Рисунок получается нежный, утонченный. Для такой работы нужно невероятное терпение и особая чувствительность пальцев. Эта старинная техника была особенно распространена в Нидерландах, но, очевидно, и в Германии ею пользовались. Думаю, это не единственный автопортрет, да и вообще рисунок того времени, сделанный юным Альбрехтом, просто родители готовили его к другому поприщу (он должен был стать ювелиром, как отец) и вряд ли хранили его работы. Эта, как видите, чудом уцелела.
Автопортрет в 20 лет (рисунок пером, 1491-1492)
Его нередко обвиняют в самолюбовании, ведь он оставил очень много автопортретов - как полноценных произведений, так и набросков и фрагментов картин. В большей мере в «запечатлении» себя преуспел только Рембранд, да и то его автопортреты сложно назвать нарциссическими. Отчасти такая страсть к «самофиксированию», наверное, была обусловлена повышенному интересу к себе: ведь он был красив, темпераментен и невероятно талантлив; отчего бы ему не любоваться собой?!
С другой стороны, любой, умеющий рисовать, понимает, что изображение живой натуры - самое интересное в профессии художника. Однако, чтобы добиться успеха в этой области, для начала эту самую натуру нужно отловить, «прификсировать» и заставить неподвижно позировать, сидя без движения часами. Ведь в Германии тогда не существовало «института натурщиков». А ведь вдохновение нетерпеливо! В пароксизме творческого азарта художник бросается рисовать все, что попадается под руку. «Что тут у нас? Зеркало? Отлично! И кто это в нем? Сойдет!».
22 года. Несколько набросков на одном листе (перо) -
подушка, кисть руки и автопортрет
Интересно, что с ростом признания художника, его автопортреты становятся все красивее и идеалистичнее. Видимо, это связано с тем, что попутно росла уверенность Дюрера в себе - как в художнике, так и в привлекательном внешне мужчине. Успех и богатство притягательны для окружающих, особенно если их обладатель красив. Как тут не вскружиться буйной голове?! Наброски же молодого Альбрехта беспощадны. Он выглядит на них даже несколько комично.
Автопортрет с остролистом (или синеголовником полевым)
22 года (1493)
Молоденький, с робким взглядом и едва пробивающейся бородкой.
По поводу остролиста исследователи яростно спорят до сих пор. Несомненно, растение в руке Альбрехта изображено неспроста, это символ. На темном фоне над головой мужчины начертана дата создания автопортрета и изречение на немецком языке: "«Дела мои предопределены свыше». Из-за надписи долгое время принято было придавать картине религиозный смысл: дескать, синеголовник - символ страстей Христовых, а свой автопортрет Дюрер написал в знак смирения и покорности Небесам. Как-то не особенно с этим вяжется его франтоватый беретик с балабоном, не так ли?
Однако известно также, что через пару месяцев после окончания портрета Дюрер женился на девице Агнес, и портрет мог быть подношением будущей жене и свидетельством преданности ей. А надпись - что ж, на Бога художник мог ссылаться, но он мог иметь в виду не только Небесного отца, но и биологического - ведь именно родитель подыскал Альбрехту жену. Название синеголовника переводилось как «верность, преданность». Растение, как символ верности и смирения в руках тех, кто собирался вступить в брак, изоражали нередко. Даже сам Дюрер не единожды. Вот:
Портрет девушки с заплетенными волосами (1497)
Этот портрет некоторые считают частью разделенного позднее диптиха, на второй части которого изображена та же дама, но с распущенными волосами (или ее сестра?). Косы - признак скорого вступления в брак, как и веточка синеголовника в ее руке.
Автопотрет в 26 лет. Самый маленький из его живописных - 42х51 см
Но каков Дюрер?! (1498)
За 4 года до создания этой картины, в 1495 году, Дюрер вернулся из Италии. Эта поездка оказала большое влияние на его творчество и на мировозрение, похоже. С тех пор его живопись приобрела уникальные черты, которые сейчас характеризуют, как причудливый синтез школы Итальянского возрождения и типично Северных традиций.
Пребывание там стало откровением для Дюрера. Оказалось, что в отличие от родного Севера, в Италии художников признают не безымянными ремесленниками, а творцами, гениями, существами высшего сорта. По-видимому, эта идея чрезвычайно понравился молодому мастеру (как и итальянская мода). В Италии он добился громкой славы, чего не было до тех пор на родине. Дюрер возвращался домой победителем, и явно с новым самоощущением. Тепрь все свои картины он подписывает, датирует и ставит свой «трейдмарк» - анограмму, которую позднее стали охотно подделывать.
В его живописи появились новые приемы (как, например, итальянский пейзаж за окном на этом полотне), в его палитре - новые краски, частично заимствованные у представителей Венецианской школы, в его облике - новые черты. Последние теперь очень веселили его друзей. Например, предметом насмешек стала его привычка долгое время приводить в порядок прическу и бороду - на картине видно, что отныне Дюрер тщательно их подкручивает, чего не было ранее. Наряд франтоватый, тщательно продуманный, особенно бросаются в глаза тонкие щегольские перчатки. Как это изыскано, как артистично и как не «по-немецки»! Совсем неплохо для мальчика из многодетной семьи небогатого ювелира!
«Мужская баня» (1498)
Ксилография (гравюра на дереве). 27 лет
Общественные бани в Германии тогда были весьма популярны. В них, конечно, мылись, но и не только. Там общались, дискутировали, и, естественно, развлекались - ведрами пили пиво и слушали музычку. Считается, что Дюрер изобразил себя в образе веселого флейтиста в центре гравюры. К слову, он действительно играл на музыкальных инструментах, но не на флейте, а на лютне. В одном из писем из Италии он пишет также, что хотел бы научиться хорошо танцевать, и даже пошел на один урок танцев, но цена за занятие показалась ему слишком высокой (а был художник довольно прижимист), и он забросил это занятие.
Бани он, к слову, любил, и охотно посещал, ведь он был человеком общительным и веселым, судя по письмам и отзывам современников. Да и где же ему еще было наблюдать обнаженную натуру, как не в банях. Вот только ума не приложу, как он попал в женскую (ведь есть и такая гравюра)?!
Один из самых знаменитых автопортретов, 28 лет
Подпись справа: «Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал
сам себя красками когда прожил 28 лет»
Если ранее он писал себя в полуобороте к зрителю (и со скошенными глазами, так как рисуя, смотрел в зеркало), как было принято в Северной ренессансной традиции, то здесь лицо обращено прямо к нам. Критики придают портрету «многослойный» глубокий смысл. Ведь писался он в год предполагаемого Апокалипсиса, и явно напрашивается мысль, что Дюрер изобразил себя в образе Христа.
Так оно, скорее всего, и есть, вот только взгляд его по-человечески беспокоен и мятежен. Художник не пытается изобразить Христа, наделив его своими чертами, он пишет именно СЕБЯ в облике Христа. Бросаются в глаза тонкие пальцы рук - здесь автор себе не польстил, о его удивительных пальцах, ловких и прекрасных, писали современники. Жест перекликается с благословляющим жестом руки Христа на картинах популярной тогда иконографии «Сальватор Мунди».
Вопреки возможному нынешнему представлению, ничего кощунственного или дерзновенного в этом автопортрет нет. За 70 лет до написания картины в Кельне вышел богословский трактат «О подражании Христу» (лат. De Imitatione Christi), написанный августинским монахом Фомой Кемпийским. Книга была безумно популярной в то время в Северной Европе, она стала предтечей Реформации, горячим поклонником которой был Дюрер. В книге излагались основы так называемого «нового благочестия», он призывала жить в скромности и бедности, как жил Христос, смиряя гордыню и страсти.
Скорее всего, автопортрет Дюрера - что-то вроде иллюстрации идеи трактата, поэтому написана картина в темных сдержанных тонах, одежда на художнике довольно простая (во всяком случае, по сравнению с другими автопортретами). Правда, волосы подвить он все же не забыл, и они, очевидно, стали немного редеть.
Читала интересную статью о проводившейся в 2012 году в родном городе Дюрера, Нюрнберге, выставке «Ранний Дюрер». Развернулась целая баталия между работниками Мюнхенского музея, где хранится этот автопортрет и сотрудниками музея в Нюрнберге. Последние требовали, чтобы им для выставки одолжили эту картину, а Мюнхен протестовал: после последней подобной «поездки» в 1971 году на картине значительно увеличились трещины, после чего она была внесена в список 114 «невыездных» шедевров, хранящихся в музее. Шум полнялся оглушительный, «бунтовал» городской совет Нюрнберга, вопила пресса, и даже были выступления местных футбольных фанатов с транспорантами( помните? «Ха-тим филь-му!»). Но картину так и не дали.
На сайте выставки я нашла это:
Это деревянная доска, испещренная линиями - подготовленная для изготовления оттисков, гравюра на дереве. Оригиналная, вроде, дюреровская.
Алтарь Иова (1504)
Библейская притча о том, как несчастного смиренного Иова, больного проказой и обнищавшего, пришли развлекать музыканты, и он вместо денег бросил им струпья своих ран, а они превратились в золотые монеты. Баравбанщик на картине - явно Дюрер. Ему 33. Возраст Христа, но изображен он в образе музыканта.
Редеют волосы или нет, не важно - их можно скрыть под беретом или шапкой. Все равно красавчик!
Поклонение волхвов (1504)
Тот же год, но опять Дюрер не Христос, он один из волхвов. Отгадайте, какой.
Всякие красивые ювелирные штуковины и кубки Дюрер изображал мастерски и довольно часто (есть несколько гравюр с ними). Не даром все детство учился делать такие.
34 года (1505)
Не нужно обвинять автора в эксгибиционизме, он явно не рассчитывал, что все человечество будет глазеть на его гениталии. Это довольно интимное изображение - скорее всего, набросок к какой-то картине. Очевидно, художник позировал, глядя в небольшое зеркало, поэтому рисунок получился похожим на современные селфи, с несколько искаженными пропорциями. Я уже обращала внимание на такой вот головной убор - что-то вроде сеточки, под которую убраны волосы. В Европе многие мужчины носили длинные волосы, но «распущенный» вариант - более парадный. В повседневной жизни (во время работы в мастерских, офицеры на службе) их прятали под сеточку, и, если надо, поверх надевали еще один, основной головной убор.
Сохранились некоторые отзывы о Дюрере, которые оставили его близкие знакомые. Нередко превозносится его внешность - благородное лицо, мускулистая фигура, красивые крепкие ноги, высокий рост и широкая грудная клетка. И еще гений живописи, умница и образованный человек! Повезло, конечно, парню. Явно Бог поцеловал его в момент рождения.
«Праздник четок» (или «Праздник розовых венков»)
35 лет (1506)
На этом символическом полотне Дюрер изобразил многих своих современников-германцев. Справа от Богоматери в красном плаще - его покровитель император Максимильян, родоначальник династии Габсбургов. В момент написания портрета Дюрер еще не был знаком лично с императором, рисовал его, очевидно, по чужим наброскам или картинам. Габсбургский нос и прикус, правда, узнаваемы. Себя он изобразил
справа под деревом, и опять в чем-то невообразимо модном.
Мех, шерсть животных и волосы Дюрер рисовал мастерски, причем использовал для этого самые разные приемы (вспомните хотя бы знаменитого «Зайца», светлые «шерстинки» которого он процарапывал по еще сырой краске заостренным кончиком рукоятки кисти). Есть известная легенда, когда один итальянский живописец умолял Дюрера продать ему кисти, которыми тот рисует волосы. Тот протянул ему обычную кисть. «Такая у меня есть!» - возмутился итальянец. Тогда Дюрер взял кисть и в течении короткого времени, прямо на глазах у художника сделал набросок женской головы с дивной красоты волосами. Тогда итальянец понял, что чудеса достигаются не хитроумными инструментами, а благодаря гению Дюрера.
50 лет. Здесь все уже намного хуже (1521)
Во время путешествия в Нидерланды с женой и служанкой Дюрер тяжело заболел. Сам он пишет в путевых заметках, что никто не мог сказать, что это за болезнь. Он похудел, его мучила лихорадка и боли в области селезенки. Чтобы объяснить своему врачу, что с ним, Дюрер послел ему этот набросок, обведя кругом больное место, и подписал «Здесь болит». Если он не польстил себе, выглядит он еще отлично, особенно для своего возраста.
Набросок в образе Христа-Страстотерпца (1522)
Страдальческое выражение лица, наверное, далось ему без труда - заболев в 1521 году, Дюрер так и не оправился, приступы болезни мучили его до самой смерти. Современники писали, что в последние месяцы жизни он совсем иссох. На рисунке художнику 51 год. Жить ему осталось 6 лет. Более поздних портретов не сохранилось. Возможно, они утеряны, а может, Дюрер просто не хотел рисовать себя старым и больным.