Эволюция филателиста. От полного профана до знатока

Mar 30, 2015 21:30


Если на почтовой марке нет названия выпустившей её страны - значит, это марка Великобритании
Это связано с тем, что первая марка была британской
Изображение: Karen Horton
Первые в истории почтовые марки - «Чёрные пенни» - были выпущены 6 мая 1840 года в Великобритании, к изобретению кляссера приложил руку сам Льюис Кэрролл (1832-1898), а филателия как средство вложения денег - миф. marinavalker - в подробностях о своём хобби.
О пользе филателии:
Собирательство само по себе является древнейшим инстинктом, это начальная стадия любого научного исследования и результат творческого процесса. Любая коллекция это отражение внутреннего мира человека. Кстати, Эйнштейн, которого я очень уважаю, говорил, что коллекционирование - прекрасная возможность человеку интеллектуального труда переключиться на иной лад творческого мысленного обобщения и систематизации находящегося перед его глазами.

Филателия сегодня - самая распространенная область коллекционирования в мире. О ней много написано, но из всего, что я знаю, наиболее интересными мне показались три момента.

1. Почтовая марка - явление сравнительно новое, появилась она только в 1838 г., а впервые отпечатана была в 1840 г. Коллекционирование почтовых марок началось чуть ли не одновременно с их появлением, а значит, филателия - ровесница фотографии.

2. Кляссер, тот самый альбом для марок, изобрёл, кто бы вы думали? Льюис Кэрролл! В 1889 году он придумал собственный вариант держателя для марок в виде сдвоенной открытки, на каждой из двух внутренних его страниц было по шесть специальных кармашков. Марки вставлялись в эти кармашки через соответствующие прорези. Держатель был издан, на передней обложке футляра была нарисована Алиса, а на задней - Чеширский кот.

3. Филателия, как средство вложения денег, это миф. Как известно, купить марки довольно просто, продать - практически невозможно. К тому же, все почтовые марки в среднем дорожают на десять процентов в год, то есть на десять копеек от рубля, или на десять рублей от сотни, поэтому, когда рядовая марка вырастет до заоблачной цены, нас уже не будет на этом свете. Так что, собирая коллекцию, мы просто получаем удовольствие, накапливая параллельно всевозможные знания, и тратя при этом столько денег, сколько не жалко потратить для души. И главное, ничуть не жалеем о сделанном.

То, что у филателии оказалось столько пересечений с математикой, литературой и даже фотографией, наводит меня на мысль, что она не случайно появилась в моей жизни. Но и этого было бы недостаточно, если бы не доминирующее четвёртое совпадение - любовь к изобразительному искусству.

У меня спрашивали: «какой вообще интерес собирать мааааленькие бумажки с картинками (именно с картинками - из-за размера)? Если даже репродукции картин гораздо менее ценны, чем оригиналы, то 1) в полиграфическом качестве и 2) в таком малюсеньком размере - ценность картины с точки зрения её просмотра стремится к нулю».

Отвечаю. Ну, во-первых, я не считаю, что с точки зрения эстетического удовольствия ценность стремится к нулю. Очень многое из того, что я собираю, я хорошо знаю и видела в оригинале, а значит мне достаточно визуальной памяти, для того, чтобы мой мозг воспринимал информацию в полном объёме.

Во-вторых, филателия это мое n+1-е увлечение, и, как следствие, у меня в доме что-то большее, чем несколько кляссеров, уже просто не поместится.

И, в-третьих, благодаря маркам я узнала, что в мире существует очень-очень много прекрасных художников и картин, о существовании которых я даже не подозревала. Это чистая правда, и это настоящее, можно сказать, шокирующее, открытие для меня. Поначалу, встречая в стареньких альбомах марки с незнакомыми картинами, тем не менее, притягивающими меня, как магниты, я думала, что это случайность. Казалось бы, всё достойное и гениальное давно нашло своего зрителя, но нет, нет и нет.
То, что я увидела, нисколько не уступало по силе воздействия широко известным произведениям живописи. Так же, как и великие картины, которые мы знаем, как свои пять пальцев, те, доселе неизвестные мне жемчужины, я безошибочно определяла даже скользящим рассеянным взглядом, мгновенно выделяла их из сотен, а скорее, тысяч, марок которые мне удалось посмотреть за последнее время. Велик мир изобразительного искусства, и я снова знаю, что я ничего не знаю.

Вот, пока у меня немного «неизвестных» художников. Пожалуй, все они - случайные приобретения, но это и не удивительно. Первый острый порыв коллекционирования был целиком направлен на поиск марок, посвященных французскому импрессионизму.
Зато теперь мой вишлист здорово расширился и по именам, и по географии. (…)
Не думайте, что я издеваюсь, показывая картинки в невыносимо малом размере и разрешении. Именно такими я вижу их в интернет - каталогах, отбирая из сотен других.

Читать полностью

Первые экземпляры коллекции марок:
Всё началось совершенно случайно, впрочем, как и всегда. Полгода назад среди вороха рекламы и счетов я обнаружила в своём почтовом ящике открытку. Яркая карточка оказалась весточкой из далекого жаркого Вьетнама от моей племянницы Полины. Это было неожиданно и чертовски приятно.

Не помню уже сколько времени, может лет пятнадцать, а то и больше, я не получала писем по почте. Эра интернета стремительно вытеснила из нашей жизни тёплые, написанные подчас неразборчивым почерком, такие живые слова на слегка потёртых карточках. На смену им пришли четкие мгновенные электронные сообщения. Мы все так привыкли к вечному онлайну, что никому уже и в голову не приходит обмениваться письмами по старинке. Наши компьютеры и телефоны забиты тоннами фотографий - отражений наших впечатлений, которые мы в любую секунду можем разместить в интернете, сообщив всему миру, где мы находимся и что чувствуем. Как обычно и бывает, доступность нивелировала ценность.

Радость, которую я испытала, обнаружив в почтовом ящике первую за много лет открытку, была такая глубокая и светлая, такая продолжительная, что сразу захотелось испытать это чувство ещё и ещё. Тогда я стала просить друзей, чтобы они присылали мне весточки из разных мест, и за три месяца мой почтовый ящик превратился в неиссякаемый источник сюрпризов.

Некоторое время я хотела написать об этой истории, показать открытки, рассказать о них, поначалу даже аккуратно фотографировала их на камеру. Но время шло, а меня что-то удерживало. Потом я поняла, что эта тема стала слишком личной для меня, я хотела сохранить её приватность, оставить эти ощущения только для себя. Бывает такая радость, которой не хочется делиться.

Разглядывая подолгу открытки, я не могла не обратить внимания на марки. Пожалуй, в какой-то момент они стали интересовать меня не меньше, чем изображения на лицевой стороне. Ясно, что марки покупались непосредственно на той почте, откуда отправлялось письмо, а значит, были частью и отражением этой точки вселенной. Это меня занимало. Особенно мне нравились на них следы путешествия в виде печатей и штампов.

В середине зимы я отправилась гостить к родителям на Урал. (…)
И вот однажды мы пошли с папой продлевать аренду абонентского ящика. Дело оказалось многоступенчатым, на одной почте надо было оформить договор, на другой оплатить, а на третьей зафиксировать результат. Обычно я остаюсь на улице, пока папа занимается делами (…). Но в одном из отделений папа завис так надолго, что во дворе не осталось чистого снега без следов моих ботинок, и я решила дать себе небольшой отдых. Захожу, от нечего делать прилипаю глазами к витрине и вдруг вижу на ней полный малый лист (теперь-то я знаю, как это называется) с марками Кремлей. Этот листик с десятью разными изображениями (сейчас мне уже трудно понять, что я могла в нем найти) странным образом начинает будить моё воображение, и я немедленно покупаю его на всякий случай.

Ещё не понимая, зачем мне нужен этот листок, я уговариваю папу пройти по всем почтовым отделениям и книжным магазинам в поиске подобных листиков с другими изображениями. Поход не увенчался успехом, но это не важно. Я заглотила крючок.

(…) Я вернулась домой и с чистой совестью окунулась в интернет, чуть не утонув там в обилии информации. Спустя пару - тройку часов я вышла из своей комнаты, огласив на всю квартиру начало нового этапа жизни словами: «Мама, папа, я - филателист!».

Дальше всё пошло по обычной схеме, я отдалась новому увлечение со свойственным себе фанатизмом. Забегая вперед, скажу, примерно за пять суток я прошла эволюцию от человека, покупающего на почте малый лист стандартного выпуска марок России, до человека, знающего, сколько в мире существует марок с изображением картин Модильяни. От человека, бегающего от почты к почте, до человека, знакомого с махровыми коллекционерами и «злачными местами» филателистической Москвы. От человека, радующегося любой красивой марке, до человека, который из тысячи выбирает одну для своей коллекции. Но об этом в следующий раз.

Читать полностью

Определение темы коллекции и поиск рыбных мест:
В прошлый раз я остановилась на том, что одним январским вечером внезапно почувствовала непреодолимую тягу к филателии. Первые часы нового пристрастия, а иногда не только часы, но месяцы или даже годы (зависит от масштаба увлечения), - это почти всегда время, потраченное бездарно. Оно уходит на то, чтобы из полного профана превратиться в начинающего любителя. Желательно дождаться, когда бездна наивности сократится хотя бы до океана, и только после этого принимать первое осмысленное решение.

На этом этапе здорово помогает интернет. Если загрузиться в тему плотно, и в состоянии, когда глаза разбегаются, посидеть до первой стадии изнеможения, то эффект новизны происходящего слегка стирается, и ты уже не бросаешься на всё подряд, как дурак на красное.

Задним числом я это хорошо понимаю, но на деле не всегда удаётся сделать паузу для привыкания к теме, слишком велико желание действовать. К тому же, ведь на каждом этапе кажется, что ты уже не последний лопух, а кое-что смыслишь в колбасных обрезках.

В реальности дела обстояли так: насмотревшись в интернете красивых марок, я, как мне казалось, уже понимала, что хочу, но при этом совершенно не знала, где это найти. В тот момент я находилась в маленьком уральском городе и кроме почтовых отделений никаких потенциальных «рыбных мест» придумать не могла. Мои походы по почтам происходили по стандартной схеме: захожу, вижу очередь, как в мавзолей в советские времена, нерешительно топчусь какое-то время, потом робко спрашиваю у самой доброй на вид женщины, в какое окно мне обратиться по поводу марок, получаю в ответ что-то вроде: «у нас одно окно работает!» с интонацией «ходят тут всякие, от работы отвлекают», и немедленно испаряюсь, вытирая пот со лба. Стоять в одной очереди со всеми желающими получить пенсию или оплатить коммунальные счета, учитывая мизерные шансы на успех, это уж нет, увольте, мой фанатизм тоже имеет пределы.

Но однажды удача мне улыбнулась. Задав свой обычный вопрос и уже рефлекторно сжавшись в ожидании недружелюбного ответа, я вдруг услышала: «так вы что, коллекционер?». Не растерявшись, я, насколько возможно человеку, имеющему в своей коллекции купленный накануне целый малый лист стандартного выпуска марок России с изображением аж десяти Кремлей, уверенно выдохнула: «ну да!». И тогда эта милая женщина громовым голосом как крикнет: «Наталья Ивановна, тут к вам пришли!».

Дальше всё произошло как в сказке. Меня провели в отдельный кабинет с вывеской «Филателия», из темноты которого материализовалась та самая Наталья Ивановна, а в руках у неё оказалась волшебная коробка, полная марок. Наконец-то я увидела, как они выглядят в жизни. То были марки России. Ну а какие же ещё. До этого момента я видела их только в интернете, и они казались мне страшно желанными и недоступными. В полумраке кабинета Натальи Ивановны слегка дрожащими руками я выбирала первые марки в свою коллекцию. А заодно и первый альбом, так я его тогда называла, потому что к тому времени ещё не окончательно выучила слово «кляссер». Там же я первый раз увидела, как разрывают серию по перфорации. Мне казалось, что от неловкого движения марки обязательно порвутся. Была бы моя воля, я бы отделяла марку от марки бесконечно медленно и бережно. А Наталья Ивановна просто рвала их уверенным движением, приводя меня этим в нервное напряжение.

Я купила все марки из коробки Натальи Ивановны, которые показались мне красивыми, декоративными или занимательными:

- малый лист сочинской олимпиады с изображением всех видов спорта (а как же, олимпиада ведь не каждый год бывает!),
- коллекцию из истории российского мундира министерства внутренних дел (классные картинки!),
- несколько марок из серии «Современное искусство России» (ну это святое! Не особенно красивые, какое искусство, такие и марки, зато по любимой теме),
- блок, посвящённый 250-летию Эрмитажа,
- блок, посвящённый 300-летию Санкт-Петербургского почтамта,
- и даже милую, как из учебника родной речи, серию шишек.

Короче говоря, всё, что мне теперь совсем!, ну совсем! не нужно!!! Спустя каких-то два дня стало абсолютно очевидно, что это была глупая ошибка, пустой, нелепый, слепой ход, за который мне сейчас хочется локти кусать.

Но в тот день я вернулась домой совершенно счастливая своей находкой. Расставила красиво марки в альбоме и до ночи приставала к родителям с предложением насладиться моей коллекцией. В тот вечер (второй по счёту от начала истории) я поняла, что нужно как-то сужать круг своих интересов, потому что никто не может объять необъятное. Тогда я в очередной раз просмотрела каталог российских марок за период с 1992-го по 2015-й год, который, к слову сказать, уже знала практически наизусть, и к трём часам ночи составила список тем и серий, которые планировала собирать. Список серий включал по приблизительным подсчетам полторы сотни пунктов:))) Список тем состоял из 16! позиций. Не буду их приводить, чтобы вас не смешить, хотя по перечисленным маркам вы и так можете составить впечатление о простодушности моих первых шагов.

Помимо определения направлений коллекционирования на повестке дня стояла первоочерёдная задача - найти хорошие рыбные места, где можно разжиться марками. Интернет был истерзан в изучении филателистической жизни Екатеринбурга. Удалось выяснилось, что по субботам уральские коллекционеры собираются у главного почтамта на улице Ленина. Наутро как раз должна была наступить суббота. Из двух вариантов, отправиться на дачу кататься на лыжах или поехать в Екатеринбург встречаться с филателистами, я выбрала первый, и это было правильное решение! Убереглась от глупых бессмысленных приобретений.

К третьему дню увлечение марками накрепко захватило меня щупальцами осьминога. Душа требовала немедленного продолжения. Внутри всё жгло от нетерпения. Меня не пугал этот напор, потому что жизнь без маленьких страстей скучна, да и мысль о том, что увлечение филателией уж точно дешевле фотографии, успокаивала. Что не побаловаться в рамках разумного?
На следующий день я улетела в Москву, имея в кармане полный список филателистических магазинов столицы. С этого момента всё пошло по-взрослому. Кстати, я быстро обнаружила, что филателия не так безобидна в финансовом аспекте, как я вначале наивно подумала.

Читать полностью

Букинистические магазины и профессиональный путь филателиста:
Вернувшись в Москву, я в первый же день отправилась на охоту за марками. Предварительная интернет-разведка была проведена основательно, оставалось только выбрать, откуда начинать поиски. Тверская, Арбат, Таганка, Мясницкая? Слишком громко звучит для начинающего. Самое логичное решение - начать с ближайшего к дому магазина. Наудачу нашёлся такой в списке филателистических местечек Москвы.

Тихий, камерный, спрятанный от глаз гостей столицы далеко за пределами Садового и, тем более, Бульварного кольца, не развращенный широким размахом иностранцев, в тихом дворе на улице В. нашелся этот милый магазинчик. Говорят, он там был ещё при царе Горохе. Только переступив через порог, я почувствовала, что вернулась в СССР. От пола до потолка огромные стеллажи, заставленные альбомами, каталогами, книгами, характерный запах букинистического магазина, пустота, тишина и покой. Для полноты картины не хватало только жужжания мух на окне. Вопрос, с чего начинать плавание в незнакомой стране под названием «Филателия», решился сам собой. Я обратилась к приятному седоватому продавцу со словами:

- Здравствуйте. Меня зовут Марина. Три дня назад я почувствовала себя филателистом. Мне очень хочется собирать марки, но я совершенно ничего в них не понимаю. Объясните мне, пожалуйста, с чего надо начинать.

Казалось, Борис Глебович (а так зовут моего визави) давно ждал меня, так охотно он взялся рассказывать мне о марках. Мой вопрос его нисколько не смутил, он с удовольствием прочитал мне вводный курс в филателию, начиная с азбучных истин. Многое из того, что он рассказал, я уже знала из интернета, но когда тебе читают индивидуальную лекцию, это, безусловно, гораздо приятнее и лучше запоминается.

После Б. Г. спросил, выбрала ли я тему для коллекционирования, потому что в этом вопросе очень важно не размениваться по мелочам, а идти целенаправленно.

- Да мне думать особенно и не надо. Конечно, это будет искусство, - сказала я.
- Слишком широко, - ответил Б. Г., и трудно было ему возразить.
- Ну хорошо, литературу я отметаю на первом этапе, пусть будет только живопись,- согласилась я.
- Надо ещё уже, вы потеряетесь в теме живопись, - настаивал Борис Глебович.

Тогда, не особо раздумывая, я ответила:
- Вообще-то, меня всегда горячо интересовала живопись периода с середины XIX-го по середину XX-го века.
- Вот это уже лучше - похвалил Б. Г. и добавил, - старайтесь держаться своей линии.

И мы перешли непосредственно к маркам. Филателистический магазин, ну по крайней мере тот, в который я пришла, кардинально отличается от любого другого магазина. Во-первых, там знакомятся и обращаются друг к другу по имени. Во-вторых, там снимают верхнюю одежду (почти как в театре). В-третьих, там устраиваются поудобнее на стуле, потому что выбор марок не терпит суеты. Борис Глебович достал из недр своего стола несколько альбомов, и мы начали вместе смотреть.

По правде говоря, даже в самых смелых мечтах я не ожидала такого везения. Буквально пару минут назад в разговоре о выборе направления я неуверенно произнесла слова «импрессионизм» и «постимпрессионизм», надеясь лишь на возможные отголоски темы, как вдруг обнаружила в Борисо-Глебовских закромах не одну, не две, а целые серии шикарных французских марок, посвящённых желанной теме.

Первый выстрел, и сразу такая удача.

Как вы понимаете, от этого «филиала Musée d’Orsay» у меня сердце забилось быстрее, чем на беговой дорожке. Что называется, пустили козла в огород.

Борис Глебович, как мог, пытался остановить моё рвение. «Не надо так спешить! Куда вы так торопитесь! Посмотрите в зеркало, загляните в паспорт, у вас вся жизнь впереди!», - эти слова он говорил тогда и с тех пор регулярно произносит при каждой нашей встрече. Как бывалый коллекционер, Б. Г. советует мне не гнать лошадей, приобретать за раз не более двух серий, чтобы иметь возможность насладиться ими не спеша, прочувствовать удовольствие. Но такой путь не для меня. Обычно я выбираю марки столько времени, сколько у продавцов хватает сил мне их показывать. Как правило, в каждое посещение я просматриваю три-четыре больших кляссера, выискивая по крупицам экземпляры для своей коллекции.

По ночам кажется, что вся эта история с «советским» магазином мне приснилась. Особенно после долгих вечерних разборов интернет-каталогов, в которых «мои» марки встречаются лишь кое-где, в единичных экземплярах, разбитыми сериями, и по цене в десять, а бывает, что и в сорок раз, превышающей ту, которую я за них отдала. Не удивительно, что день - через день ноги сами несут меня на улицу В., и я снова появляюсь перед глазами Б. Г. и второго моего постоянного куратора - Виталия Васильевича.

Что и говорить, все сливки на улице В. я собрала в первые два дня, а теперь уже мету по сусекам. Естественно, это не единственный источник марок для меня, параллельно я пробиваю другие потенциальные возможности, общаюсь с бывалыми коллекционерами, покупаю у них, делаю заказы в интернет-магазинах. Я стала гораздо более требовательна, у меня появились предпочтения по качеству, стране и многим другим критериям.

Теперь, когда Виталий Васильевич говорит: «Смотрите, какой я вам пейзаж Моне нашел! А вы его в прошлый раз забыли», я отвечаю: «Нет, не забыла, а сознательно не взяла. Какой-то он невзрачный». «Ну знаете, - огорчается В. В., - художник рисовал, старался, а вы!».

Читать полностью

culture, культура, main, хобби, s_хобби

Previous post Next post
Up