Термины «хипстеры» и «хиппи» произошли от жаргонного «to be hip» - быть в теме
Фотография:
Кристофер Майкл, 2011
Выращенная самостоятельно герань, вместо интерьера от дорогущего дизайнера. Мебель, сделанная своими руками, вместо магазинного шкафа из ДСП. Маркетолог
slavinsky о том, как хипстеры меняют культуру потребления, успешно отодвигая глобализацию и наступление гигантских корпораций.
Хипстеров можно ненавидеть, но именно этой субкультуре принадлежит одна очень важная заслуга: они изменили «модное» потребление. Если еще совсем недавно модно было потреблять самое новое и навороченное, быть максимально продвинутым и супероригинальным, то эта субкультура, которую часто обвиняют в «одинаковости» и отсутствии индивидуальности, сделала модным совершенно новое направление и позицию: ценить настоящее.
Автомобили из 80-х, натуральные грубые ткани, самодельные продукты, custom made вместо серии, мелкий бизнес, становящийся глобальным благодаря Интернет и социальным сетям... Вспомните те же Nudie: небольшой и весьма хипстерский проект «настоящих» джинсов с узкой линейкой продуктов, безупречным качеством, «домашним» производством и экологичными органическими материалами всего за несколько лет превратился из гаражного в глобальный. Именно хипстеры со своей модой не только на диджитал-старт-апы, но и на работу руками, сделали hand made реальной угрозой для глобальных производителей. Вещи, сделанные руками в небольших мастерских попадают на обложки журналов и становятся объектом мечтаний по всему миру. Нет больше локальных производителей, есть «культура местного производства». А DHL, UPS, TNT и прочие - решат проблемы с доставкой.
Зачем покупать новый Solaris, когда можно купить старый Mercedes и реставрировать его своими руками, чтобы потом ездить на нём с настоящим удовольствием, а не синтетическим. И это называется отсутствием индивидуальности? Она есть, только она направлена внутрь себя.
«Тру» (true) - это совершенно новый подход, подход будущего. Это не гиперфантастические интерьеры от Заха Хадид, а герань в кадке, выращенная самостоятельно. Мебель, собранная своими руками. Посуда, сделанная по собственным эскизам и распечатанная на 3D принтере. В мире manmade, в который мы погрузились в 90-е благодаря всеобщей глобализации, сейчас начался «отлив». Технологии и коммуникации на столько преобразили мир, что совершенно не важно где вы находитесь - сидя в Белгородской области производить продукт, продающийся маленькими партиями в Nordstrom Goodman, Selfridges или Printemps - совершенно реально. Нужен лишь хороший продукт. А глобальная дистрибьюция уже не будет проблемой. Главное, чтобы продукт был настоящим.
Единственное, что привлекает в синтетике и другом manmade - это цена. Понятно, что мебель из МДФ/ДСП будет дешевле деревянной. Но она и вреднее в сумасшедшее количество раз. Я уже не говорю о долговечности и «фейковости» продукта. И тренды сейчас на стороне оригинала - натуральная сосна куда лучше, чем ложный махагон. Это true.
Но вот что любопытно. Раньше true отличало рынок роскоши: если вы видите блестящую поверхность в Bentley - значит это полированный металл, а не окрашенный пластик или хромовое покрытие. Это затертый до блеска кусок алюминия. Но сейчас тренд «трушности» очень удачно сошелся с трендом на воздержание в потреблении. Здесь до него еще далеко, но забота об экологии вкупе с рациональностью в домашнем хозяйстве успешно борятся с избыточностью потребления. А для этого концепция одноразовых продуктов (кофт на два раза и автомобилей на пять лет) совершенно не подходит. Да, true-вещи обходятся дороже, но их приобретение гораздо рациональнее. Правда, для этого еще должна сформироваться полностью культура потребления, в рамках которой цена не является мотивом для рационального выбора. Она уже формируется и кризис поможет ускорить этот процесс. А когда выбор по цене станет очевидно-нерациональным, направление наберет еще большую силу.