Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева (1829-2001) «Возвращение блудного
попугая» (1988). Критики считают, что кот Василий - мультипликационное воплощение Ильи
Ильича Обломова из одноимённого романа Ивана Александровича Гончарова (1812-1891)
Почему сказку «Морозко» стоит показывать детям с большой осторожностью, а Кот Леопольд - дурной пример для молодёжи? «Журнал ЖЖ» раскрывает неожиданные подробности историй о полюбившихся героях детства и рассказывает о становлении и развитии советской анимации.
История советской анимации
Автор анимационных фильмов alexander_pavl - о советской анимации:
Да, без ложной похвальбы можно заявить - «у нас была великая эпоха». Нет у меня достаточно восторженных эпитетов, чтобы достойно воздать хвалу советской анимации! Поэтому, как говаривал Шура Балаганов, удолетворимся квасом.
В советской анимации работали (или пытались работать) практически все (ну, есть пара исключений) умные советские писатели, от Алексея Николаевича Толстого и Николая Эрдмана до братьев Стругацких и Людмилы Петрушевской. Для советской анимации писали музыку лучшие советские композиторы. Художники, правда, почти не сотруджничали, но советкие художники почти все глупы, так что это не очень важно...А ещё интересно в советской анимации то, как чутко она реагировала на малейшие колебания социокультурьной ситуации.
Пока в культуре доминировал авангард, советская анимация давала изумление наводящие яркие авангардные фильмы, а со сменой социальной футуристической парадигмы на сталинский ампир поразительно быстро перековалась на квазиголливудское кино, причём в своей неофитской голливудообразности, пожалуй, переиродила Ирода и под конец правления лучшего Друга Советских Физкультурников с бойкой мажорностью бесперебойно поставляла на киноэкраны эстетические клоны приключений Принца из диснеевской «Белоснежки». Создавались Принцы простым казацким способом: на плёнку снимали какого-нибудь народного артиста Больших и Малых Драматических Театров, а потом по кадрам перерисовывали элегантные взмахи его рук. Это и был социалистический реализм в советской мультипликации. Получалась как бы квинтэссенция пошлости, адекватная остальным областям советской культуры с 1945 по 1956 год.
Но Советский Союз - страна большая, талантливых людей в ней много, и были люди, которые упорно для подходящего момента для стилистической революции. И дождались...
Рубежом между эпохами стал мультфильм Карановича и Качанова «Влюблённое облако», 1959 года. В этот мультфильм авторы напихали всего, что по руку попало, от кукольной анимации а-ля Иржи Трнка до рисованной мультипликации в духе Ханна и Барбера, лишь бы в сторону от Диснея. Стилистический винегрет получился совершенно несъедобный, смотреть эту ленту тяжко и скучно, но её выход и одобрение на кинофестивалях сыграл роль, так сказать, спускового крючка для стартового выстрела. Со старта рванули вперёд сильные, весёлые, смелые художники и аниматоры.
Слащавые квазидиснеевские «аленькие цветочки» рушились на глазах, молодые мастера ориентировались не на «классические традиции классической анимации», а на суперсовременных югославов и французов.
Вместе с молодёжью веселились, сбросив вериги социалистического реалдизма в анимации, мастера старшего поколения. Сёстры Брумберг мгновенно отказались от выношенного годами лощёного стиля «Федя Зайцев» и вернулись к лаконизму своих авангардистских картин 20х годов - манера их фильма 1927 года «Даёшь хороший лавком» оказалась остросовременной в 1960 году, в «Больших неприятностях» и, чуть позже, в «Трёх толстяках» с «Машинкой времени».
Фёдор Хитрук, автор «Истории одного преступления» и «Фильм, фильм, фильм» был безусловным лидером поколения, но рядом с ним работали Роман Давыдов, чей «Маугли», озвученный музыкой Софльи Губайдулиной, достойно противостоит одному из лучших фильмов Диснея - «Книге Джунглей», а кое в чём и превосходит шедевр голливудского гения... Пардон, прервусь, чтобы выдать ещё пару похвал именно этому фильму... «Маугли» Давылова - один из немногих мультфимов вообще, в мире, в мировой анимации, который всерьёз говорит с детьми о смерти, насилии, власти и сексе. О проблемах взросления. То есть, о самом главном, что есть в жизни. И говорит убедительно, без кривляний. Вот так! Да, и теперь продолжу своё перечисоление. ...и одноглазый Борис Дёжкин, мой кумир, тот, кто нарисовал и оживил «Чипполино» и «Матч-реванш», не менее талантливый, чем легендарные братья Фляйшер и Текс Эвери!
Но не только рисованными фильмами была славна советская анимация! Забудем ли мы трогательный фильм Романа Качанова «Варежка»? Душеразрывающе прекрасную абсурдисткую историю любви «Мой зелёный крокодил» Вадима Курчевского?
Изысканно философский «Клубок»? Виртуозную интепретацию Николаем Серебряковым сказки Доктора Сьюза «Я жду птенца»? Названия этих фильмов навечно вписаны в Золотую Книгу Шедевров Анимационного Кино. Даже если в России забудут об этих фильмах - они остаются в истории искусства.
Имена блестящие, фильмы, вызывающие восторг и преклонение, но лично мне дороже всего «Стеклянная гармоника» Андрея Хржановского сделанная в самом конце 60-х. Какие люди делали этот фильм! Сценарий - Геннадия Шпаликова. Музыка - Альфреда Шнитке. Дизайн - Юло Соостера по мотивам всего корпуса мировой живописи сразу - от Джотто до Рене Магрита. В этом фильме нет диалога, только музыка и три пояснительные надписи. Он сделан в технике плоской марионетки, столь любимой Хржановским и Юрием Норштейном, когда вырезанная из тонкого картона фигура перемещается под завораживающую мелодию стеклянной гармоники, которая, как поясняет интертитр, «делает человека лучше и раскрывает его сердце для добра». Этот фильм был запрещён сразу и бесповоротно. Только случайно на полуподпольных просмотрах можно было увидеть блуждающую копию «Стеклянной гармоники». Наступали холода семидесятых годов, анимация готовилась к отступлению.
Узнать о европейской анимации 1960-х годов
Детский триллер - сказка «Морозко»
kopika рассказывает предысторию известной сказки и объясняет, почему главный злодей - сам Морозко:
Если представить, что происходило до того, как женился отец Настеньки, многое в сказке становится объяснимым.
Жил-был мужик-вдовец с дочкой Настенькой.
Рано он овдовел, Настенька ещё совсем малая была. Трудное было время, пришлось мужику все женские дела освоить. Одна отрада - дочка смышленая. Быстро всему научилась - и корову доить, и печку топить, и щи с кашей варить. Да мало ли женских дел по дому...
Красивая, да умелая выросла Настя. Стали парни на неё заглядываться.
А мужику грустно от этого - уведут Настю из дома, да ещё и в чужое село. Он один в доме останется.
Решили они на своем маленьком семейном совете, что надо отцу Настиному жениться...
А в невесты присмотрели бабу с соседней улицы.
Вдову с доченькой Марфушей - ровесницей Настеньки.
Баба бойкая была, а как иначе вдове выжить. Всё везде сама, да сама - и по дому, и во дворе. И дров на зиму запасти, и сено накосить, и забор подправить, да и пирожок успеть для Марфушеньки испечь.
Жалела баба дочку свою - от всех дел оберегала. Успеет наработаться, как замуж выйдет.
Старалась побаловать, пока та в родительском доме живет. Наряды ей шила. Да какой доход у вдовы, вот и наряды у Марфуши были не лучшими в селе, да и пирожок часто был «с таком».
Договорились, что баба с Марфушей к мужику в дом перейдут жить. У него и дом получше, да и скотины во дворе побольше.
Все рады были, что так всё хорошо складывается.
Настенька, что отец её один в доме не останется, мужик, что жена у него будет бойкая да умелая, Марфуша, что пирожки теперь будут с начиночкой, баба, что не надо будет ей мужские дела самой делать.
На словах - всё складно, да ладно. А в жизни так не бывает.
Марфуша сразу стала мужика папой называть, а у Настеньки никак не получалось чужую бабу мамой назвать.
Дом у мужика большой, пятистенный был. Дочки на другой половине от родителей спали. Да всё равно Настенька всё слышала. Чуть зашевелятся баба с мужиком, Настенька вздохнет, да начнет ворочаться.
Утром встает баба пораньше, чтобы печь затопить, да пирожок испечь, а Настя уже у печки, словно одетая спала, так быстро вскочила, да к печке прибежала. Да и не подпускает бабу к печи, дескать - я лучше знаю, какую кашу папенька любит. А то, что Марфушенька кашу не ест, никого не волнует.
Парни молодые на вечерки зовут только Настеньку. Они не сразу узнали, что теперь и Марфуша в этом доме живет.
Мужик от такой жизни совсем потерянный стал. И дочку любит сильнее жизни, и с бабой жить любо...
А баба совсем голову потеряла - хозяйство большое, непривычное для неё. Хочется себя хорошей хозяйкой показать, а Марфуша плачет, что про неё все забыли...
Что было дальше - в сказке «Морозко» рассказано.
Понять, почему же детская сказка стала пропагандой «лжи, жестокости и самодурства»
Антигерои из детства
littlehirosima вспоминает самых неприятных героев из детства:
Листала ленту, и увидела у кого-то фотографию Настеньки из советского фильма «Морозко». А под ней какая-то умилительная подпись про главную героиню, про то, что времена, мол, не те, герои другие. А раньше - огого!
Смотрю на эту фотографию, смотрю. И накатило
Есть вот такие герои, которые не дают мне покоя. Сейчас про них расскажу
1. И безусловным лидером таких «гадов» является эта самая Настенька. Особенно когда совершенно дебильно-умилительным тоном, обращается к дворняге: «Тяяяпа, Тяяяпа». Все мое нутро переворачивалось, и надо сказать, до сих пор неспокойно. Убила бы
А ведь подлинный герой в фильме, неутомимый борец с внешними проявлениями и напускным - Марфушенька-Душенька. Натура мечущаяся и сомневающаяся.
- Прынцесса! Как есть - прынцесса!
- Правда?
- Ага. Нет, не принцесса!
- А кто?
- Королевна!
- Мамань! А у Настьки-то коса лучше моей!
- У тебя дороже, твоя на ярмарке куплена!
Вот это я понимаю - человек!
А Настьку - слащавую дуру - на кол, а потом жарить на сковороде и тыкать виллами! Ууууу
2. Ненавидела всегда зайца из «Ну погоди». Серию за серией ждала воздаяния, и чтобы волк его сожрал!
Заяц вообще лишен каких-либо черт - серый, занудный, однообразный. Хотя нет, на самом деле, перед нами просто обычный такой садист. И смеется-то как издевательски. Водит за нос несчастного хищника, мешая его природе.
Волк же натура многогранная - обаятельный, стильный. Опять же - на гитаре играет, курит, танцует. Иногда и хулиган, ну так это даже в плюс. Творческая натура, как не крути
Артистичный - гениально перевоплощается на сцене в любой, даже женский образ. Натура тонкая и неоднозначная. И всегда мучимая. Страдалец, как есть, страдалец.
Волк, мы за тебя болеем, держись братюня!
3. Второй пункт можно распространить и на «Кота Леопольда». Мерзкая котяра, смотреть невозможно: «Ребята, давайте жить друууужно». Я все удивлялась, почему не везло мышам? И вид у Леопольда (имя-то какое!) с этим бантом и леечкой, что просто хочется самой уже ему нагадить.
В общем, подлый трус
4. Отец Золушки. Нет, с Золушкой - бесхарактерной тряпкой все ясно. Все хотят ничего не делать, и чтобы фея и принц. Перебирать фасоль и сидеть на золе что-то делать не считается. Но когда ее еще играет престарелая актриса метр в кепке, тут и говорить нечего. Хотя, пожалуй, можно их обоих вводить в топ-лист. Но почему-то все забывают про главную сволочь сказки, фильма. Папаша. Как будто он и ни при чем. Из его дочки сделали служанку, все деньги отжали, сделали тоже черти кем.
При этом все ненавидят мачеху, а за что? Корень всех зол - папаша! В чем виновата, я вас спрашиваю, бедная женщина? То, что она строит свою судьбу сама, ни на кого не надеяться, пытается найти счастье, а глупая Золушка - безвольна, и не способна ни на что? А потом ей еще ни за что все бонусы на голову. Я так понимаю, за фасоль и золу. В жизни бы так...
А мачеха! Мачеха! Вот это образ, героиня! Не то, что эти две размазни. Их тоже сразу обоих - папашу с дочкой на сковородку. Можно к ним еще глупого принца туда же. И ученика волшебника, который только учится.
А у мачехи все обязательно получится.
- За мной, мои крошки!
Продолжение списка анти-геров
Корни сочувствия к злодеям из мультиков
nuretz пытается понять, почему «злодеи предстают перед нами в образе великомучеников»:
Однажды я прочитала где-то об одном феномене: почему дети при просмотре мультфильмов и кино болеют за отрицательных героев, не испытывая эмпатии по отношению к положительным. Там говорилось что-то об отрицательном обаянии, о криминальной романтике и прочей ерунде. Надо признаться, что подобной чуши я не читала никогда. Какое там, к чорту, обаяние? Какая романтика? Вы только подумайте, на каких примерах нам предлагалось отличить добро от зла.
1. «Ну, погоди!», естественно. Какое может быть обаяние у гопника, которого изображает волк? Он курит «Беломор», совершает идиотские поступки и охотится за зайцем. Ни один ребенок по своей воле не встал бы на сторону волка. Заяц же должен символизировать добро и свет. Почему же я, будучи ребенком, надеялась, что хотя бы в последнем выпуске свершится справедливость и мы услышим хруст костей зайца, поедаемого волком? Потому что Заяц ведет себя, как чмо. Он не похож на жертву. Он маньяк, Заяц. Волк постоянно выгребает по инициативе Зайца не иллюзорных ******** и получает несовместимые с жизнью травмы. При этом Заяц умело использует окружающих для своих действий против Волка, орудуя чужими руками, то есть проявляет свою подлую натуру. Так что после первого же случая подставы со стороны Зайца Волк становится справедливым мстителем, а не тираном и насильником.
2. Леопольд. Кот Леопольд являет собой настолько унылое говно, что его просто грех не потормошить немного. Вы только вспомните его развеселую песню про «неприятность эту». От нее же хочется повеситься. И таки да, он трус. Он ссытся при виде двух небольших крыс. Я никогда не верила в его зазывалочку «давайте жить дружно». По мнению унылого Леопольда жить дружно - значит оставить его в покое и не *********. Крысы более адекватны в этом плане и в качестве дополнения к дружбе предлагают унылому коту веселые игры. Но флегма Леопольд неспособна их оценить. И какому ребенку, скажите, понравится этот гипотоник?
3. От советских мультяшек про добро и зло перейдем сразу к Голливуду и вспомним про Тома и Джерри. Всем известно, что мышь в доме - зло, кота берут как раз для того, чтобы он ту мышь придушил и сожрал. Таким образом Том просто делает свою работу. Он ловит мышь, которая портит еду и предметы обихода. Устраивает беспредел на вверенной коту территории. С какого перепуга мы должны сочувствовать маленькому домашнему вредителю, каким бы симпатичным его ни нарисовали? Кот занят своим делом, а мышь пакостями. К тому же мышь выходит сухой из воды, в то время как кот то и дело **************. Справедливость восторжествовала бы только в том случае, если бы мы увидели мышиные кишки. Но нет, мышь продолжает безнаказанно хозяйничать в чужом доме.
4. Дюдюка Барбадосская, которая завидует дружным промеж собой Тигренку, Макаке и Черепахе. Почему же ребенок сочувствует этому персонажу, а не группе товарищей, поющих про сосиски? Потому что они хорошо воспитаны и не ****** девочек, коей Дюдюка, вне всякого сомнения, является. И дружить тоже не зовут, поскольку группировка уже создана. Кто не оказывался в такой ситуации в школе? Один против всех - всегда предмет сострадания, а группировка симпатий не вызывает. При просмотре мультфильма желаешь только одного - чтобы группировка ботанов потерпела поражение, а унижение Дюдюки в конце воспринимается в штыки. Ей пришлось прогнуться перед большинством.
Прочитать про двоих других персонажей
13 котов из мира анимации
rock_n_vika предлагает вспомнить самых ярких мультипликационных котиков:
1 Котёнок Гав
«Котёнок по имени Гав» - советский мультфильм из 5-и серий. Именно Гав научил нас простой истине: котлету надежнее всего прятать в животе. А дружба Гава и Шарика показала, как правильно делить сосиску пополам.
2 Матроскин
Главный советский рационалист, кот Матроскин, впервые появился на экранах в мультфильме «Трое из Простоквашино» в 1975 году. Эксперты говорят, что своей популярностью Матроскин обязан своему голосу, принадлежащему Олегу Табакову. Самому Олегу Табакову до сих пор дарят подарки, так или иначе связанные с Матроскиным. А художница-мультипликатор, работавшая над образом Матроскина, призналась, что рисовала его с голоса Олега Табакова.
3 Леопольд
Самый интеллигентный и воспитанный кот - Кот Леопольд, герой советского мультипликационного сериала. Леопольд настолько знаменит, популярен и обожаем, что в его честь установлены целых два памятника. А в 2008 году на Островах Кука с главными героями мультсериала даже была выпущена коллекционная монета.
4 Василий
«Нас и здесь неплохо кормят!» - девиз самого ленивого мульт-кота. Узнали эти рыжие щёки? Кот Василий - скептик, не верящий байкам Кеши, того самого «блудного попугая». Кстати, критики говорят, что кот Василий - полное отражение Ильи Ильича Обломова, героя романа И.А. Гончарова.
5 Том
Бедный, несчастный Томас. Наверное, детство по-настоящему заканчивается тогда, когда перестаёшь радоваться за мышонка и начинаешь жалеть кота. А ведь на мультике «Том и Джерри» выросло уже не одно поколение - первый пилотный выпуск проекта, который назывался «Кот получает пинка» был создан в 1940 году.
На данный момент «Том и Джерри» успел завоевать уже 7 премий «Оскар».
6 Котёнок с улицы Лизюкова
Ещё один котик Василий - котёнок с улицы Лизюкова, которого превратили в бегемота. Василий успел отправиться в сомнительное путешествие по Африке, побороть свои страхи, снова стать котиком и вернуться домой. За все эти мучения котёнку Василию поставили вполне себе реальный памятник в (не поверите!) Воронеже на улице Лизюкова.
7 Чучело-Мяучело
«Чучело-Мяучело» - ужасно грустный короткометражный мультфильм с очень доброй концовкой, вышедший в 1982 году. После этого мультика само выражение «чучело-мяучело» стало крылатым.
Ещё 6 котиков