Фирма с 9 сотрудниками может реально функционировать на уровне компании со штатом в 40 человек
Это связано с феноменом социальной лени, когда человек в команде прикладывает меньше усилий
Фотография:
Barbara Müller-Walter, 2014 г.
В чём измеряется эффективность труда: деньги, продвижение по карьерной лестнице, улучшение качества жизни или удовлетворение?
imja о том, откуда пошло убеждение «устал - значит, хорошо поработал», и так ли оно правдиво, как кажется на первый взгляд.
это такой интересный феномен, с которым я часто сталкиваюсь в работе.
Моя гипотеза состоит в том, что труд в СССР и царской России был чрезвычайно бессмысленным с точки зрения индивидуальной выгоды.
Заработать, чтобы кардинально изменить жизнь на какую-то качественно другую в условиях крепостничества было практически невозможно. Работаешь, работаешь, а живет хорошо кто-то другой - ты в лучшем случае не умираешь с голоду.
- Повышения не получишь;
- В отпуск не съездишь;
- Денег хватает только на выживание;
- Тебя в любой момент могут обменять на пианино или избить.
Но зачем-то же ты целый день там провел?
В СССР, конечно, варианты были. Но не для большинства. Когда я вспоминаю свое детство - вспоминается сразу огромное количество крайне схожих историй. Большая часть людей зарабатывала 100 рублей. Меньшая - 150 или 200. Другие доходы были у единиц.
Работа просто была. В ней - опять же - у многих не было радости. И при этом зарплаты были почти одинаковые и учителя, и у бухгалтера.
И отсюда - как мне думается - возник миф, что если устал - работал хорошо, не устал - плохо.
С деньгами это не коррелирует, с карьерой и тем, что ты делаешь, - тоже.
И в результате многие люди, с которыми я сталкиваюсь в жизни, не пытаются работать меньше и интереснее за бОльшие деньги, а ищут работу «чтобы уработаться».
И поиск дополнительных доходов обычно связан не с получением нового образования, навыка, изменения качественного отношения, а с мелкой подработкой, когда вместо восьмичасового дня получается двенадцатичасовой.
Те же счастливчики, которые являются фрилансерами или работают неполный день обычно сталкиваются с реакцией близких «о, ты дома сидишь, ну вот еще и суп свари, и полы подмети, и в ЕИРЦ сходи» и «Ой, ну от чего ты устал-то».
И первую скрипку обычно играют голоса внутри.
Впервые я с этим столкнулась, когда работала в графике «неделя через неделю» - мы работали пять дней в офисе с 10 до 19, а в остальное время «дежурили» - то есть у нас был с собой телефон, по которому в любой момент могли позвонить - и в три часа ночи, и в пять утра. И в пересчете на рабочие часы получалось, что в месяц мы работаем 6 рабочих недель а не 4, как нормальные люди. При этом мы - две девушки - приносили прибыли больше, чем некоторые из отделов по девять человек.
Парадоксом было то, что даже наш собственный начальник считал, что мы мало работаем - просто потому, что мы не присутствовали в офисе постоянно - раз, и потому, что мы получаем «слишком высокую зарплату» для двух недель в месяц (зарплата при этом состояла, в основном, из процентов от прибыли). В какой-то момент мы устали объяснять очевидные вещи и уволились, так и не сумев доказать человеку, что мерилом работы - особенно для работодателя - должно быть не время в офисе и не расходы на сотрудника, а прибыль и качество работы.
И уставать до полусмерти ему при этом совершенно не обязательно.