Девушки на Руси до замужества носили одну косу. На девичнике подруги невесты с
плачем переплетали одну косу в две
Фрагмент картины Филиппа Осиповича Будкина (1806-1850) «Девушка перед зеркалом» (1848)
Одним из главных моментов русской свадьбы XVI века был ритуал… смены головного убора.
id77 вспоминает моду тех времён и объясняет, в чём разница между кокошником, волосником и другими аксессуарами для волос.
Не открою, видимо, для Вас Америки, если скажу, что женские головные уборы того времени можно было смело разделить на девичьи и женские. И не дай Бог какая девица напялит на себя прилюдно шапочку замужней, так же как и дама в браке внезапно захочет выдать себя за «деву красную» :-)) Осуждалось, а то и каралось!
В чем основное отличие, спросите Вы? Оно простое. Незамужние девушки могли показывать свои волосы. Более того, практически всегда на Руси коса являлась одной из главных предметов девичьей гордости (наряду с высоким ростом, дородностью, чистой кожей и красивыми зубами). Имея красивые волосы можно было запросто выйти замуж, причем крайне удачно. Отзвуки тех лет мы до сих пор можем найти у нас в языке в поговорках да пословицах. Например, «Длинная коса - девичья краса» и тому подобное.
Классические каноны русской красавицы :-)
Поэтому понятно желание девушки (особенно если она по другим канонам красоты не очень подходила, ну например была стройной и гибкой, как ныне) всячески холить и лелеять свои волосы. Коса всячески украшалась и выставлялась на виду. Можно было даже завивать волосы (чаще всего кончики) - а это почти немыслимое дело!!! В косу вплетали ленты, кружево и прочее, дабы увеличить ее толщину и создать почти что 3 D эффект объема. Венчал косу обычно так называемый «косник» (или накосник). Это некая треугольная штука, которая крепилась на конец косы, и в зависимости от благосостояния хозяйки украшалась очень и очень богато. При том у каждой был собственный дизайн и задумки. Иногда получалось что то похожее на произведение искусства. Косник хранили всю жизнь в память о девичестве и показывали дочерям, внучками и правнучкам:-)
Еще одним атрибутам девического костюма часто выступал чельник (перевязь оно же вено), то есть повязка надеваемая на лоб (чело). Это было продиктовано и практической точкой зрения, так как защищала от пота, повязку эту могли пропитывать полезными маслами (например, льняным) или отваром ромашки. А еще таким образом заботились о том, чтобы у девушки не было ранних морщин, ибо большой, ровный и красивый лоб тоже очень ценился потенциальными женихами:-) Но тут правда были переборы... Чельник настолько круто завязывали, а косу заплетали, что девушка была очень ограничена в проявлении какой-либо эмоций посредством мимики, и лицо было несколько застывшее. Приплюсуйте сюда некоторое время модное веяние среди городских молодых леди сбривать брови и рисовать их гораздо выше того места, где они должны были располагаться:-))))
Чельник мог быть обычно лентой, мог быть шелковой или атласной, а мог быть очень богато украшен и расшит. Особой популярностью пользовались узоры с птицей Сирин - для оберега и привлечения хорошей жизни :-)
Кроме того, в более древние времена, на чельник часто вешались колты - подвески, чаще всего круглой или звездчатой формы с благовониями или дополнительными оберегами.
Позже чельник начали заменять на круну (корону) и венец. Это произошло после очередного всплеска моды на высоких барышень. И эти головные уборы могли быть ну ооооооочень высокими:-)
Ну и соответственно, Вы понимаете, что чуть ли не центральным событием свадебной церемонии для девушки был ритуал смены головного убора - с девичьего на женский или так называемое «окручивание». Название такое потому, что вместо одной косы (символа девичества) волосы заплетали в две (символ замужней жизни), которые и укладывали в круг, «окручивали» вокруг головы, чтобы покрыть сверху легким тонким платком, концы которого обвязывались вокруг шеи (выи), который называли повойник (войник) или же закрывали мягкой шапочкой из цветной материи, которая называлась подубрусник. Сзади повязывался одинаковой с войником расцветки платок, который назывался смешно - подзатыльник. Ну а сверху надевалось то, что мы привыкли называть кокошник.
Повойник
Если мы откроем приснопамятный «Домострой», то можем прочесть о подготовке к свадьбе, что в доме невесты «положити кика да положити под кикой подзатыльник, да подубрусник, да волосник, да покрывало».
Про подубрусник и подзатыльник мы с Вами уже говорили. Когда дама не надевала кику и кокошник (о них мы поговорим чуть ниже) она поверх всего надевала убрус (шлык) - богато вышитый головной убор в виде полотенца, закалывавшийся специальными булавками.
Убрус (шлык)
Наконец волосник - это сетка с околышем из золотных или вышитых золотом материй, которую носили по желанию.
Частично (особенно в летнюю пору) часть волос замужней дамы можно было видеть, но вот полностью обнажить голову и уж тем более распустить волосы она могла теперь только перед мужем:-) Как говориться, «баста карапузики, кончилися танцы» :-)))
На свадьбу, праздники и похороны замужная дама надевала так называемый кокошник. Это широкораспространенный элемент русского национального костюма был разным по форме и по наименованию. По большому счету, кокошником (от кокош - курица-наседка), его называли только в 5 областях страны, а так наименований было море - кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска и еще куча других. Главное его отличие от других - высокя передняя часть.
Форма, как я уже сказал абсолютно различная, и по некоторым даже и не скажешь сходу, что это кокошник в принципе:-)
A - двухрогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B - однорогий кокошник, Костромская губерния;
C - русский кокошник; D - кокошник, Московская губерния, Е - кокошник, Владимирская губерния,
F - кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком), G - Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль)
Надо отметить, что каждая дама старалась украсить свой кокуй как можно более шикарно и стоить он мог очень даже дорого - не зря, часто переходил в качестве приданного. С модой на стиль «а ля рюсс» этот предмет костюма, наряду с водкой, медведем и автоматом Калашникова стал наиболее часто ассоциироваться с нашей страной на Западе:-)
Ну а самым распространенным и ценимым женским головным убором долгое время (пожалуй вплоть до 20 века) была так называемая кика.
Это странное по форме и содержанию головное одеяние, если можно его так назвать, имела каждая замужняя дама и старалась создать его как можно более богатым и ярким. Мягкая тулья кики шилась точно по голове ее хозяйки. На тулью крепился жесткий верх разнообразных форм и объемов, а сверху крылось большим куском плотной материи, которая сшивалась сзади. Впереди на лбу кика украшалась кружевом, узорным плетением, цветными гранеными стеклышками, бусинами. Если в украшении использовалась вышивка - то чаще всего это был растительный орнамент или стилизованные птицы. Любая кика дополнялась жемчужной бахромой или сеткой из жемчуга и перламутровых бус - «поднизью» или «очельем». Жемчуг, кстати, самый распространенный материал для украшения на Руси.
Особенно меня конечно вымораживет форма кики. Она была рогатая, с одним рогом или с двумя. Почему, зачем, для чего использовался этот атрибут самцов - абсолютно непонятно:-))) Была еще кика безрогая и она называлась сорока, но была менее распространена. Ну и естественно в каждом регионе они были разные по форме, но не по сути:-)
Говорят, в киках кое где ходили до середины 20 века. Вот так вот.