Депрессия известна со времён античности: Гиппократ (ок. 460 г. до н.э. - между 377 и 356 гг. до н.э.)
подробно описывал состояние «меланхолии» очень напоминающее сегодняшнее определение
депрессии, и даже рекомендовал лечение в рамках возможностей античной медицины
Изображение:
Интернет-архив книжных иллюстраций
«В 50-60 годах XX века учёные и практики заметили, что всё больше людей начинают жаловаться на ощущение утраты смысла существования». Психолог
scanerdarkly объясняет, почему человеку свойственно это чувство, и как можно от него избавиться.
Часто ли вам кажется, что смысла в жизни нет? Часто ли вы слышите подобные разговоры среди друзей и знакомых?
О смысле существования особенно остро задумываются люди, находящиеся на кризисном этапе жизни: возраст соответствует примерно 30, 40-45 и 60-70 годам. И конечно же подростки около 18! У них, правда, кризис проявляется иначе и работать с ними чуть посложнее, чем с людьми зрелыми. Натуры артистичные вообще из своеобразного кризиса никогда не выходят, причина тому - сильная внутренняя противоречивость и, соответственно, порождаемое ею чудовищное количество психической энергии. В целом же, всё индивидуально и зависит от моря факторов, которые не имеет смысла перечислять здесь - утрата смысла может быть и не связана с кризисом.
Это явление наиболее свойственно именно нашему времени. Ещё с древних времён существуют свидетельства, но именно в 50-60 годах XX века учёные и практики заметили, что всё больше людей начинают жаловаться на ощущение утраты смысла существования. Всё это вело к депрессиям, наркомании, алкоголизму и повышению уровня самоубийств.
Что же делать? На этот вопрос вполне успешно ответил психолог по имени Виктор Франкл. За свои 92 года он многое повидал и столкнулся с вещами, об ужасах которых мы можем только догадываться. Например, три года провёл в немецких концлагерях, потерял там всех своих родственников, за исключением сестры. При этом он не только находил в себе силы бороться за право существовать, но и помогал окружающим его людям, зачастую совершенно отчаявшимся, обрести смысл жизни даже в условиях лагеря смерти.
Давайте сразу уточню и, возможно, несколько разочарую любителей простых решений. Дело в том, что смысл жизни как таковой вряд ли можно найти. А если и можно, то это работа не для психолога. Ведь универсального смысла жизни не бывает: «он отличается от человека к человеку, со дня на день и от часа к часу» - как говорил сам Франкл. А вот следующая мысль очень хороша и решает противоречия:
Важен не смысл жизни в общем, но, скорее, специфический смысл жизни личности в данный момент.
То есть искать смысл всей жизни - это провальная идея, тут можно что-то найти для себя, но, скорее, в области религии и философии. Психология же более конкретна и приземлена. Она помогает найти смысл для каждого отдельного момента существования, потому что это всегда возможно.
Франкл разработал множество методов, помогающих отыскать смысл в конкретной ситуации. Из всех них я пока что приведу только один, мои клиенты от него в восторге - большего, возможно, и не понадобится.
Итак, вопрос отыскания смысла - это вопрос ценностей, которые мы реализуем в процессе своей жизни. По Франклу, у человека есть три группы ценностей:
Ценности созидания - вы воспринимаете свою жизнь как осмысленную тогда, когда имеете возможность что-то создавать. Не важно, физический ли это объект или результат умственного труда. Важен именно процесс и результат творчества. Можешь что-то создавать - наполняешь свою жизнь смыслом.
Ценности переживания - это ощущение прекрасного в вашей жизни. Если что-то переживается вами как красивое, гармоничное, неповторимое - это мгновение исполнено смысла. И конечно же, сюда относятся переживания любви, сострадания, благодарности.
Ценности отношения - самая сложная группа ценностей, о которой мало кто задумывается. Представьте ситуацию, в которой вы не можете ничего изменить: смерть близкого человека, неизлечимая болезнь, попадание, подобно самому Франклу, в лагерь смертников. У вас нет ничего, чтобы противостоять бессмысленности такого страдания. Ничего, чем можно было бы такое страдание устранить. Тут-то и остаётся последнее, но мощнейшее прибежище для страдающих - возможность относиться к происходящему так, чтобы страдания приобрели смысл.
Вы выбираете как вам страдать и, самое главное, ради чего ваше страдание. Это очень интимный вопрос, вряд ли кто-то может ответить на него сразу и со всей откровенностью, но именно этот ответ позволит держаться за жизнь в любой ситуации.
Вот вам пример из автобиографии Франкла:
Так, я помню, как однажды утром шел из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Мое положение казалось мне безнадежным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, теплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всем, через что прошел. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию. <...> Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“».
В момент, когда вам кажется, что смысл жизни утрачен, спросите себя:
- Что я могу сделать в данный момент? Могу ли я что-то создавать? Насколько я реализую свои возможности в деятельности?
- Какие чувства я хочу и могу переживать в своей нынешней ситуации? Есть ли в моей жизни красота, любовь, сострадание?
- Как я могу относиться к тому, что со мной происходит? Ради чего я могу вынести все страдания? Каким смыслом я могу наделить происходящее со мною?
Можете ответить прямо сейчас?