Фрагмент картины «
Капоэйра, или Танец войны» (1825)
Художник: Йоганн-Мориц Ругендас (1802-1858)
Капоэйра - бразильское боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики
и игры. В 2014 году получила статус культурного наследия ЮНЕСКО
«Это такое чудесное занятие, которое требует от тебя не только максимальной физической выкладки, но и умственной, и эмоциональной. Прокачивает каждую клеточку души и тела», - пишет
k-chupina о капоэйре. Как связаны тело, дух и эмоции в этом древнем боевом искусстве?
Поначалу k_chupina решила, что этот вид спорта ей не подходит:
Вот решила написать этот пост, чтобы прояснить для себя некоторые моменты в отношениях с капоэйрой. Они у нас живые, интересные, порой очень сложные. Это краткое содержание нашей с ней истории любви.
Вопрос «Что такое капоэйра?» я задала интернету лет пять назад, после того, как в расписании занятий фитнес-центра увидела это слово. Посмотрела видео, затем фильм с Марком Дакаскасом. Как потом выяснилось, это классика. Многие капоэристы именно так начинали заниматься. И меня тоже зацепило. Глядя на то, что выделывают эти ребята в белых штанах с веселенькими канатами на поясе, удивляешься и восхищаешься. Как вообще это возможно? Что за непонятные позы? Как они это делают? Это, как головоломка, которую хочешь разгадать, да не получается. В общем, этого запала оказалось достаточно, чтобы купить абонемент на месяц и прийти на первое занятие.
Однако, меня хватило всего на три занятия, потому что... это ж какие конские нагрузки на тело! Особенно ярко чувствуется, когда до этого отсиживал попу в кресле офиса, и вся физкультура заключалась в пеших прогулках из дома на работу и обратно. Мышцы ныли, мозг отказывался понимать, что надо делать. Полнейший тупняк. Вот так капоэйра обнажила мою немощность. Тогда я сказала: «Спасибо, это не для меня! Я займусь чем-нибудь другим». В общем, я сдалась, быстро. Однако, где-то через полгода призналась себе, что это было всего лишь примитивное оправдание, чтобы ничего не менять в жизни, чтобы не напрягаться. И вот засела у меня внутри эта капоэристическая фея, которая мне постоянно напоминала, что надо к ней скорее возвращаться.
Прошло полтора года, когда я оказалась в очередном психологическом тупике. Казалось, что я достигла какого-то предела в жизни. Все опостылело, все надоело. Надо было что-то менять. Я понимала, что начинать следовало с себя. Тогда вспомнила свое поражение от капоэйры и решила, что пора с ней снова встретиться. На тот момент я жила уже в другом городе, провинции, где не было представительств школ, поэтому нашла видео-тренинги с двумя симпатичными чернокожими бразильцами. И понеслось. Каждый вечер они учили меня базовым стойкам, заставляли отжиматься, махать ногами, делать стойку на руках, растягиваться. И чем больше я занималась, тем больше мне это нравилось. Чем больше сил я тратила, тем больше их появлялось к следующей тренировке. Естественно, я не научилась толком ничему, потому что самостоятельно это невозможно сделать. Капойэра все же групповая игра. Однако, тело все же подкачала, стала сильнее и выносливее. Загорелась идеей найти школу, где я смогла бы продолжать учиться и постигать. По сути капойэра помогла мне двигаться дальше, к новым мечтам и целям, новым вершинам.
После переезда в Петербург я нашла свою школу и своего тренера - FICAG и Тукано, кстати, сегодня у него день рождения. Недели тренировок, первые ходы и Батизада. Так называется семинар, который проводит бразильский мастер капоэйры, он проверяет в игре твой уровень подготовки и решает, готов ли ты получить пояс и аппелиду. Именно во время Батизады капоэйра показала мне свое истинное лицо. Это просто шквал эмоций. Это бешеная энергетика, максимальное раскрепощение, освобождение души и тела. Не буду раскрывать таинство посвящения новичков, но скажу, что именно с того момента, когда ты проходишь это испытание, происходит переход на новый уровень. Ты видел своими глазами совершенство техники Местре и Инстукторов. В твоих ушах звучат десятки голосов, напевающих песни под ритмы беримбао, а по коже бегут тысячи мурашей, когда вспоминаешь хорошую игру. Друзья, это мощнее любого наркотика, но эффект тот же - уже не можешь без этого жить.
Читать далее в блоге автора
Капоэйра - это игра. Но в неё нельзя играть на автопилоте!
k_chupina :
В капойэру нельзя играть на автопилоте. Это такое чудесное занятие, которое требует от тебя не только максимальной физической выкладки, но и умственной, и эмоциональной. Прокачивает всё твое существо! Каждую клеточку души и тела.
Поскольку я давно уперлась в некий собственный потолок, который никак не могу перерасти, и выйти на другой уровень - ну, чтобы уже начать играть нормально! - решила включать чаще мозг на тренировках и искать свои слабые места, которые мешают.
Итак, вчера стала фиксировать те моменты, когда мне пришлось особенно тяжело, когда приходилось делать над собой усилие. Вот какие недочеты я нашла:
· Элементы и техника. Во время игры теряюсь, потому что не знаю, что делать дальше. Делаю все движения отдельно. Списываю это на нехватку техники. Надо отрабатывать до автоматизма связки, чтобы тело запомнило переходы с одного удара на другой, уходы и прочие финтифлюшки.
· Скорость. Смазываю движения, когда начинаю спешить. Не хватает силы и дыхалки.
· Растяжка. Хочу не просто играть, а играть красиво. Для точности движений растяжка маловата.
Самое главное наблюдение - как тренируется выносливость и умение концентрироваться. Во второй половине занятия, когда уже силы на исходе, мозг всячески пытается включить автопилот и отдохнуть, а нельзя. Тут единственный выход - не отвлекаться от тренировки, возвращать внимание в нужное русло. И работать из всех сил, которые еще остались.
Вывод.
Учить связки, развивать скорость, растягиваться.
Набраться терпения и концентрироваться.
И все будет.
Читать далее в блоге автора
Чтобы выйти на новый уровень в своих тренировках, k_chupina фиксирует моменты, на которые стоит обратить внимание:
- Работай всем телом, только тогда движения будут красивыми, удары точными, движения скоординированными. Это правильно во всех отношениях. Когда работает все тело, что не перегружаются отдельные мышцы. Пока это сложно делать, потому что мое тело не привыкло работать в комплексе. На самом деле это так здорово, когда начинает получаться делать сложные движения быстро и красиво.
- Развивай прыгучесть. Вчера на тренировке почувствовала, что мне тяжело прыгать. Надопоискать методики, чтобы ножки и задница были легкими и подвижными. Иначе так и останусь слонопотамом, чего не хотелось бы. Короче, надо прыгать и прыгать, тогда будет получаться все легче и легче.
- Внимательно следи за соперником. Ищи открытые места и бей в них. Когда играешь надо смотреть на область талии, так ты успеваешь заметить движения ног - от них все же основные удары, и боковым зрением видишь руки и все остальное - от них ударов меньше.
- Бей. Удары в капоэйре - не фикция, если бьешь, то бей. (Вспоминаю слова тренера Антона со скалодрома). «Если взялся лезть, то не задумывайся о том, что не сможешь, и не останавливайся на полпути. Тогда ничего не получится, потому что просто не хватит сил». Все сначала формируется в голове, поэтому выходи в круг с уверенностью, что ты играешь по-настоящему. Не надо жалеть оппонента.
- Отпускай себя в ходе. Пусть движения идут сами, не вспоминай усиленно, как делать то или другое движение, на это есть тренировка. И не напрягайся, пытаясь вспомнить, что же делать. Тело само помнит, то чему оно научено. Концентрируйся на самой игре, противнике, а не на движениях и тем более не на том, как ты выглядишь со стороны.
Читать далее в блоге автора
k_chupina :
Тщательно прорабатывать все движения. Сначала очень медленно, зато правильно. Когда спешишь, то смазываешь удар. Играешь грязно.
Держать дистанцию. Не надо устраивать месиво в кругу. Тогда получается не игра, а драка. Не ради этого занимаемся.
Провоцировать противника. Суть игры заключается в том, чтобы перехитрить противника. Заставить уходить в одну сторону так, чтобы он нарывался на встречный удар. Не так-то просто управлять вниманием другого человека. Именно для этого нужна экспрессия, чтобы он залипал, и ты мог сделать с ним, что хочешь. Коварно!
Удар-уход-удар. Двигайся в кругу, чередуй удары и уходы. Только так игра будет красивой.
Не опаздывать на разминку. На самом деле разминка самая сложная часть тренировки. Помучался в начале, зато хорошо играть в конце. Не знаю, за счет чего происходит такой эффект. Проверила на себе. Во время разминки лучше настраиваешься и на тренировку, и на игру. Слушаешь ритмы беримбао и заводишь внутренний двигатель.
Читать далее в блоге автора