Картина неизвестного художника «Домашний концерт» (XVIII в.)
Несмотря на 7 лет, проведённых в музыкальной школе,
bez-parashuta всегда стеснялась петь и играть. Но потом у неё появился ребёнок - и всё начало меняться.
Одним из прекрасных открытий моего года стала музыка. Я это поняла, когда мы с мужем ансамблем играли «В лесу родилась елочка»: я на пианино, он на гитаре. Я даже не представляла никогда, какой восторг может вызывать совместное слаженное музыкальное действо! Конечно, никакого сравнения с пьяными песнями хором под гитару. Я подумала, как счастливы, наверно, люди, играющие в музыкальном коллективе. Как они приходят, садятся рядом и становятся кусочками чего-то звучащего и прекрасного. Первый раз в жизни мне удалось почувствовать себя частью музыки. Пусть простой и незатейливой.
Петь и играть мне доводилось неоднократно. Петь получалось неплохо, играть - отвратительно. Петь я стеснялась, играть избегала. Насколько это возможно, проведя семь лет в музыкальной школе. Потом про пианино я сразу забыла, а про пение нет. В школе несколько раз участвовала в вокальных конкурсах. В составе ансамбля, конечно же. Там можно спрятаться за чужими голосами и верить в то, что конкретно меня не слышно. Потом я подпевала магнитоле в машине. Очень удобно и тоже никому не слышно. Время от времени случались выезды на природу. Там тоже можно было петь. Под гитару. Все пьяные и никому вообще ничего не слышно. Если, конечно, повезет, и гитарист будет с «хорошим» репертуаром. О том, чтобы репертуар был еще и в удобной тональности, мечтать уже не приходилось. У самой меня с гитарой как-то не сложилось. Так что все пение зависело от произвола случая.
Потом у меня появился ребенок, и петь я начала с утра до вечера. Когда ребенку пора спать, когда ребенку скучно, когда у ребенка болит живот (или почему там они плачут). За почти два года такой практики петь я стала гораздо лучше и, следовательно, увереннее. Ну, это на мой взгляд, конечно. Благодарная аудитория, как только научилась говорить, стала подключаться к этому процессу. Теперь уже сын подсказывает мне, какие слова пора петь. Очень смешно.
И я стала не только петь, но и играть на расстроенном пианино. Сначала скачала пару детских песен с нотами и удивилась, что я внезапно могу играть с листа. Очень плохо, конечно же, но это дело практики. Вообще очень удивилась, что я хоть что-то могу сыграть. Потому что привыкла думать, что вышла из музыкалки, не научившись ничему. Теперь же я твердо верю в то, что ни одно дело, на которое потрачено так много времени, не может пройти впустую. Часы практики оседают где-то внутри, меняют тебя и нежданно-негаданно пригождаются. Потому что они уже часть тебя и твоих умений. А чем старше становишься, тем больше делаешь того, что умеешь, а не каких-то абстрактных вещей.
Едва ли я открою в себе великолепную пианистку, но для тех нужд, которые у меня возникают, моих навыков вполне достаточно. Это потрясающее открытие! Чтобы чем-то заниматься в свое удовольствие, необязательно стремиться стать лучше всех! Можно довольствоваться малым и не корить себя за то, что большое не удалось!
Пару месяцев назад я подобрала и записала мелодию «Елочки». Для этой цели я даже купила нотную тетрадь. В декабре добавила аккорды и стала исполнять сыну. Песенка «про трусишку» (есть там такие слова: «Трусишка зайка серенький под елочкой скакал») стала нашей любимой. Потом я подобрала и записала еще несколько детских песенок. Репертуар стал шире, и я подписала буквенные обозначения аккордов для нашего папы, чтобы и он смог играть эти песенки на гитаре (наш папа с нотной грамотой не знаком). Потом мы настроили гитару под пианино (которое расстроено, ха-ха), и случился наш эпический номер. И это так меня вдохновило, что теперь я почти каждый день записываю по песенке. Я просто сажусь и практически без ошибок играю мелодию на слух. Это гораздо больше, чем я могла от себя ожидать. С ритмом, конечно, приходится повозиться. Он не так легко мне дается, как ноты. Но это мелочи. И я уже почти не стесняюсь публично исполнять свои незатейливые номера!
Это самое неожиданное и волшебное из того, что случилось в уходящем году. Я робко мечтала, что на моей свадьбе будет отжигать группа. Я представляла себе, как красивая невеста (я) поет в микрофон, а с ней вместе поют и играют на инструментах ее гости. И вот мы, 4-5 человек, играем и поем наши любимые классные песни, а все остальные подпевают и танцуют. Всем весело, интересно и круто. Лучшая свадьба всех времен и народов. Самое парадоксальное, что из реально присутствовавших гостей были и гитаристы-любители, и басисты, и ударники, и клавишники, и вокалисты. Но мечта была неосуществима, потому что не было группы. Чтобы вышло так весело, как я себе представила, должен быть отрепетированный и гладкий репертуар. И невеста не должна стесняться петь. Свадьба прошла без электрического концерта гостей. Но тайные желания, сочащиеся во вселенную, видимо, не исчезают бесследно, а чем-нибудь оборачиваются. И как знать, может, когда-нибудь случится реализовать что-то подобное? Я до сих пор представляю себе, как на моей свадьбе играет группа. Хотя свадьба уже была, и второй, надеюсь, все же не понадобится.
Волшебных и неожиданных открытий вам в Новом году!
P. S. А пока можно пересмотреть фильм «Хоть раз в жизни» с Кирой Найтли, где как раз про то, как прекрасно и интересно вместе делать музыку.